Галина Михайловна Пальгуева, заместитель директора Нижегородской государственной областной детской библиотеки по научно-методической работе
Брайан Трейси как-то заметил: важна ясность. Знание того, кто вы и чего же вы хотите, неизмеримо усиливает вашу уверенность в себе и в том, что вы делаете.
Взгляд на путь, пройденный НГОДБ, необходимость разработать концепцию номера журнала «Библиотечное дело», посвящённого юбилею библиотеки, заставили задаться вопросом: «А что это такое — ОДБ?» В чем её институциональное назначение? Является ли ОДБ книгохранилищем и пунктом выдачи книг или это научно-методический и исследовательский центр? На чём необходимо сосредоточить свои усилия: на обслуживании читателей или создании новых методик и технологий работы с читателями-детьми, на выполнении цифровых показателей или создании стратегий чтения и обучения им библиотекарей, педагогов, родителей?
Игра слов
Логично начать поиск ответов с того, что более знакомо: областная детская библиотека — это прежде всего, библиотека. В различных законодательных актах она признаётся специализированной библиотекой, поэтому отсылаю своих читателей к Модельному стандарту детской библиотеки, разработанному секцией детских библиотек РБА.1
В этом документе основательно проработано понятие Миссии детской библиотеки по осуществлению права ребёнка на доступ к информации, на творческое, гуманистическое развитие и самореализацию через книгу и чтение. Можно считать, что со словом «библиотека» в аббревиатуре ОДБ всё понятно.
А что со словом «областная»? Согласно принятому в ноябре 2008 года Законодательным собранием Нижегородской области Закону «О библиотечном деле в Нижегородской области» за НГОДБ закреплён статус специальной центральной библиотеки области по обслуживанию детей. Центральные библиотеки, соответственно и НГОДБ, являются методическим центром и выполняют координирующие функции по отношению к другим библиотекам.
К сожалению, в законе нет уточнений, что такое методические и координирующие функции, не прописано, является ли НГОДБ научно-исследовательским центром по проблемам библиотечного обслуживания детей. Руководствуясь общим определением обязанностей центральной библиотеки, можно сделать вывод, что в число её задач входит участие в развитии библиотечного дела, в разработке областных целевых программ, способствующих внедрению новых технологий в библиотечные процессы. Участие детской областной библиотеки в издательской деятельности в области библиотековедения, библиографии обозначено также опосредованно.
Эскиз к портрету
Проведя аналогию с областными универсальными библиотеками и учитывая наличие Устава, Положений и других документов, можно сказать, что в регламентирующих документах более или менее определены организационные контуры областных (крупных региональных) детских библиотек как методических центров.
Во многом они остались неизменными с 1950-х годов, когда началось «создание в крупных городах центральных городских библиотек – центров методического руководства другими массовыми библиотеками города».2 В апреле 1965 года приказ Министерства культуры СССР инициировал создание широкой сети областных детских библиотек, а в декабре 1969 года была открыта Республиканская детская библиотека РСФСР. С этого момента можно вести разговор о создании вертикальной структуры методических центров, для руководства библиотеками, обслуживающих детей.3
Слово «руководство» вызывает отнюдь не позитивные ассоциации. Структура и типология советской библиотечной системы отражала жёстко иерархическую систему управления народным хозяйством, строилась по территориально-ведомственному принципу, управление библиотеками базировалось на командно-административных методах.4
С момента своего возникновения областные детские библиотеки автоматически наделялись административными функциями, им в обязанность показателем успешности методической деятельности являлась проверка выполнения детскими, школьными и сельскими библиотеками решений вышестоящих органов. Сегодня эта система утратила былую жёсткость. Внедрение двухуровневой системы территориального устройства, поселенческой модели местного самоуправления расширило рамки самостоятельности, но и разобщило библиотеки, разведя их по разным уровням и «разным кошелькам». Сегодня «детские библиотеки крайне неоднородны: от крупных региональных детских библиотек и самостоятельных межбиблиотечных систем до детских филиалов и отделов в составе публичных библиотек. Кроме того, обслуживание детей осуществляют все публичные и школьные библиотеки».5 Это вносит свои коррективы в разработку и совершенствование библиотечных методик, в организацию работы ОДБ.
О детских областных библиотеках в различных документах сказано только то, что они являются методическими центрами, но соответствующий понятийный аппарат практически отсутствует. Вернувшись к закону «О библиотечном деле в Нижегородской области», попробуем воспользоваться статьей 18 о правах библиотек. Пункт первый статьи гласит: библиотека имеет право самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в их уставах.
Свои цели и задачи детские, в том числе областные детские библиотеки видят в том, чтобы осуществлять особые подходы к обслуживанию детей. Логично предположить, что помощь библиотекам по внедрению различных вариантов такого подхода и является основным содержанием методических рекомендаций ОДБ. Нельзя не понимать, что рекомендации методического центра, потерявшие статус обязательности исполнения, должны иметь научные, экспериментально подтверждённые обоснования, чтобы быть востребованными библиотекарями. Следовательно, значительной частью методической деятельности ОДБ должна стать научно-исследовательская работа.
Руководство или обеспечение?
В недрах существующей системы библиотечного обслуживания детей самопроизвольно зародилась и развивается работа по изучению чтения и интересов детей, по анализу и внедрению новаций, исследованию эффективности усилий методистов по повышению профессиональных знаний детских библиотекарей.
Следуя за осуществляемой де-факто научной работой, в 1970-е годы большинство ОДБ начали вводить в штатное расписание должность заместителя директора по научной работе, а некоторые даже учёного секретаря. В планах работы появился раздел «Научно-методическая и исследовательская работа». В структуре каждой ОДБ работают научно-методические отделы, которые часто переименовываются в научно-инновационные. Имеется, Тюменская областная детская научная библиотека. Всё это говорит о том, что ОДБ идентифицируют себя именно с научными центрами.
Работа с детьми должна базироваться на глубоко научном подходе. Не случайно в детских библиотеках активно используют достижения смежных наук: педагогики, психологии, социологии. Развитие библиотечного обслуживания детей невозможно без изучения и понимания социальных, психологических, возрастных, гендерных и других особенностей мира детства. Учёт этих особенностей, разработка и реализация новых форм обслуживания невозможны без использования методов научных и социологических исследований. В недалёком будущем одним (возможно, и основным) из направлений этой работы может стать социально-гуманистическая экспертиза.
Однако многими методическая работа до сих пор рассматривается как передача указаний сверху вниз и статистических данных снизу наверх. В лучшем случае считается, что методический центр нужен для составления и распространения методических рекомендаций, а методист — для подсчёта цифровых показателей и написания справок для вышестоящих органов.
Сохранилось постановление исполкома горсовета депутатов трудящихся г. Горького от 31 августа 1954 года о передаче городской детской библиотеки им. В. И. Ленина в ведение областного управления культуры для организации на её базе областной детской библиотеки. Обращает на себя внимание формулировка задачи: оказывать методическую и практическую помощь детским библиотекам в становлении их как методических центров по работе с детьми в районе, школьным, сельским и другим библиотекам в расширении их деятельности по обслуживанию учащихся.6 Даже в условиях командно-административной системы сущность методической помощи и её формы не сводились к простой линейной передаче каких-либо методик «из пункта А в пункт Б». Структура распространения результатов научно-методической деятельности напоминала круги на воде — от методического областного центра к районным и далее к детским, сельским, школьным библиотекам.
Сегодня очевидно, что методическое руководство уступило место обеспечению, то есть предоставлению библиотекам права самим отбирать из предложенных вариантов те, которые они считают нужными использовать в своей работе. На смену образному видению роли ОДБ в профессиональном пространстве как центра расходящихся кругов приходит «восьмёрка» — символ бесконечности.
По изгибам символа бесконечности
Рассмотрим эту метафору на примере НГОДБ.
В центре воображаемой «восьмёрки» — Нижегородская государственная областная детская библиотека как экспериментальная площадка для творчества, накопления, создания, апробации и дальнейшего распространения новых технологий и методик.
Одна петля «восьмёрки» — практики. Опыт, накопленный в библиотеках районного, сельского уровня, передаётся и аккумулируется в НГОДБ. Здесь он изучается, обобщается и передаётся через всероссийские научно-практические конференции, статьи в профессиональной печати для позиционирования в научном пространстве. НГОДБ представляет собой исследовательскую площадку, резерв исходных данных для науки.
Другая петля «восьмёрки» — наука: институты культуры, РГДБ, профессиональная пресса, структуры, связанные с изданием и распространением научно-методической литературы. Вобрав в себя всё передовое из научного библиотечного сообщества, НГОДБ определяет суть проблематики библиотечного обслуживания детей в области, составляет программы совершенствования библиотечной практики, прогнозирует направление социализации библиотек. Через систему семинаров, практикумов через издание методических пособий НГОДБ обучает сотрудников районных и сельских библиотек управлению нововведениями, обогащает методиками научных исследований, прогнозирует и показывает развитие тех или иных приоритетных направлений, как новых, так и традиционных, и всё это передаёт практикам.
В свою очередь среди практиков всегда найдутся творческие личности, для которых заимствованный опыт — лишь точка отсчёта, начальный этап создания собственных методик. Они описывают свои достижения в отчётах, представляют в форме докладов на семинарах и научно-практических конференциях, организуемых НГОДБ. «Восьмёрка» замкнулась.
Через методику — к практике
Существует мнение, что цепочка «наука-методика-практика» устарела.7 Однако если принять во внимание, что это не жёсткая, а саморазвивающаяся система, что движение по «восьмёрке» возможно как горизонтально, так и вертикально, то ясно, что в данной цепочке найдётся место всему новому: использованию экономических, коммуникативно-маркетинговых методов, связям с общественностью. Под этим знаком бесконечности постоянно происходит адаптация научных разработок в сопредельных сферах для использования в социокультурной деятельности современных библиотек.
Вот лишь несколько примеров из научно-исследовательской деятельности НГОДБ, детских библиотек Нижнего Новгорода и области последних лет.
В 2003 году автор статьи оказалась участником обучающего семинара для социологов и психологов, организованном РГДБ. И по возвращении в родные пенаты справка-отчёт о командировке переросла в методическое пособие: «Библиотечные исследования: возможности ЦБС». Мне представилось нужным изложить научные постулаты таким образом, чтобы коллеги-практики поняли, почувствовали необходимость и возможность такой работы в условиях обычных районных и даже сельских библиотек.
После этого были семинары и практические занятия по организации исследовательской работы и составлению программ исследований. Потом — создание в ЦБС Канавинского района
г. Нижнего Новгорода службы библиотечных исследований, составление в ЦБС Богородского района Нижегородской области программы исследований: «Изучение эффективности массовых мероприятий в формировании библиотеки как центра общения, воспитания, образования». В течение 2004–2005 годов проведён целый ряд исследований в центральных детских библиотеках, итоги которых обобщены в сборнике: «Библиотечные исследования: Нижегородский аспект».
Накопленный опыт требовал своего развития, и в 2005 году научно-методический центр НГОДБ в рамках подпрограммы «Детское Чтение» областной программы «Развитие культуры Нижегородской области» разработал областную программу изучения проблем семейного чтения. В 2006 году было завершено совместное с Центральными детскими библиотеками 14 районов области библиотечное исследование: «Роль книги и чтения в жизни семьи в век новых технологий». По итогам работы издан сборник «Читательский портрет семьи в зеркале библиотечных исследований». Материалы сборника послужили основой для докладов на региональной научно-практической конференции в ОДБ им. М. Пришвина в
г. Орле, на Всероссийской летней библиотечной школе «Лидер» в НГОДБ, а также на Пятой рабочей встрече социологов и психологов в ГРЮБ и РГДБ.
После этого материал был опубликован в журналах «Библиотечное Дело» и «Библиотека». Детские библиотеки
Н. Новгорода и области под руководством НГОДБ участвовали во Всероссийских научных исследованиях: «Чтение детей в современном мире» совместно с детскими библиотеками и государственным гуманитарным университетом г. Нижневартовска, «Изучение “картин мира” школьников» — совместно с институтом социологии РАН, «Гоголь и современность» — с исследовательским центром ГРЮБ. В 2008 году в НГОДБ разработана программа исследования профессионального самосознания: «Я — детский библиотекарь».
Ещё несколько штрихов.
Однажды в материалах Екатеринбургских коллег довелось прочесть об интересном опыте использования синквейна в работе с читателями. На недавней научно-практической конференции НГОДБ, посвящённой работе с классической литературой, синквейн стал основой мастер-классa «Живое слово Пушкина». Вскоре после этого состоялось знакомство с опытом РГДБ по привлечению дошкольников к творческому чтению с помощью хокку и почти одновременно попалось на глаза слово «лимерики». Так вот «малые формы поэзии» оказались в методической копилке и как отдельные части пазла нашли своё место в программе мастер-класса в летней библиотечной школе «Лидер-2008» «Толерантность. Классическая и современная художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у детей». Культура каждого народа имеет несколько пластов культуры; в их числе — народная культура, выраженная в малых формах поэзии. Слушатели школы учились писать французский синквейн, английский лимерик, японские хокку, русские частушки, для того, чтобы изнутри почувствовать точки пересечения и сближения разных культур. В течение 2008–2009 годов методисты ЦРДБ ЦБС Балахнинского, района, г. Дзержинска и др. провели подобные занятий с сельскими библиотекарями и с читателями своих библиотек.
Приведённые примеры наглядно показывают, что методическая служба НГОДБ плодотворно развивается, потому что выполняет функцию центра «профессиональной экспертизы и квалификационных испытаний, стратификации кадров, творческой лаборатории и мастер-класса».8
Таким образом, можно говорить об успешности научно-методической и исследовательской стратегии НГОДБ: от науки через методику к практике. Соответственно этой стратегии сложились два направления и две составные части содержательно-смысловой парадигмы, называемой научно-методической деятельностью.
Наиболее освоенное — мониторинг, обобщение, распространение и внедрение имеющегося практического опыта, как горизонтально, на уровне областных, краевых региональных и муниципальных детских библиотек, так и вертикально, но не снизу вверх и сверху вниз, а «по формуле восьмёрки».
Другое направление — теоретическое обоснование исследований и поиска новых подходов к дальнейшему развитию детских библиотек осуществляется также и горизонтально, и вертикально.
Приходится констатировать, что научно-исследовательская деятельность ОДБ, осуществляемая де-факто, является скорее диверсификацией, расширением сферы её деятельности.
Сегодня детские и сельские библиотеки претерпевают изменения, обусловленные законодательными реформами и развивающимися цифровыми технологиями. От прогресса не уйдёшь, но дети-то останутся, и проблема детского «чтения-нечтения», влияния его на личностное развитие ребенка тоже останется. Решать её должны специалисты. Почему бы ОДБ де-юре не стать региональным центром по изучению и решению проблем детского чтения, его социального статуса? Более того, ОДБ вполне могут найти свою нишу в гуманитарной экспертизе, в системе междисциплинарного изучения созидающей роли чтения.
Хочется надеяться, что признание областной детской библиотеки не только методическим, но и научно-исследовательским центром — дело недалёкого будущего. В начале XXI века наметилась тенденция открытия специализированных детских библиотек в Италии, Франции, Германии, Южной Корее, Японии. Международная федерация библиотечных ассоциаций (ИФЛА) разработала документ: «Руководство по обслуживанию детей до трёх лет».9 Особый интерес представляют такие основополагающие принципы «Руководства», как определение ряда профессиональных компетенций, моделирование широкой координации, рекомендации по отбору ресурсов». В сложившейся в России системе библиотечного обслуживания детей именно они могут и должны быть заложены в основе Миссии областной детской библиотеки и закреплены законодательно.
Отсутствие законодательно закреплённых научно-исследовательских функций осложняет решение многих проблем ОДБ, прежде всего кадровых. Профессии методиста, тем более методиста по работе с детьми, равно как профессии библиотечного исследователя-социолога, нигде не учат. Они пополняются методом случайного отбора сотрудниками детских библиотек, детских садов и даже представителями профессий совсем далёких от работы с детьми. Одновременно многие библиотекари и руководители ставят под сомнение целесообразность наличия методистов в штатах библиотек.
С одной стороны, происходит становление и развитие новых структур, с другой — снижение количества и качества кадрового состава. С одной стороны — внедрение новых технологий, с другой — снижение профессиональных знаний. Развитие новых стратегий творческого чтения — и снижение профессионального самосознания. Самоидентификация детского библиотекаря как педагога и психолога — и замкнутость на одномерной информационной работе. Сегодня возникла потребность в большей исследовательской активности и использовании междисциплинарных научных методов во всех сферах библиотечной работы с детьми.
В настоящее время перед профессиональным сообществом и государством стоит стратегическая задача — дать более чёткое определение миссии института областных детских библиотек как центра поддержки и развития чтения детей в регионе, издательской деятельности в области библиотековедения, рекомендательной библиографии, адресованной детям и другим проблемам детского чтения. Необходимо разработать определение понятийной сущности ОДБ, исследовать её роль и место в ряду других библиотек и в ряду других социальных и гуманитарных институтов, «в профессионализации библиотекарей в области читательского развития детей и подростков, в формировании механизмов общественно-государственного сотрудничества с различными социальными институтами в интересах читательской социализации личности и общества на основе долговременного прогноза».10
1 Бубекина Н. В. Модельный стандарт детской библиотеки: проблемы разработки и внедрения // Библиотечное дело. — 2008. — №4. — С. 34.
2 Абрамов К. И. История библиотечного дела в СССР. — М.: Книга. — 1980. — С. 283.
3 Гукова В. Г. К вопросу о концепции организационной перестройки библиотечной системы // Проблемы формирования и развития библиотечной системы страны. — М.: Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. — 1991. — С. 5-21.
4 Там же.
5 Бубекина Н. В. Модельный стандарт детской библиотеки… С. 34.
6 Хроника библиотечной жизни: 1919-1954-2004. — Н. Новгород: Нижегор. гос. обл. дет. биб-ка, 2004. — С. 32.
7 Авраева Ю. Б., Очирова Э. С. Методист библиотеки: Формула успеха: научно-методическое пособие. — М.: Либерея-Бибинформ, 2008. — 96 с.
8 Авраева Ю. Б., Очирова Э. С. Методист библиотеки. С. 17.
9 Дошкольники и семейное чтение в библиотеке: «Руководство ИФЛА по обслуживанию детей до трёх лет» с комментариями и примерами / пер. с англ. О. Андреевой. — М.: Чистые пруды, 2008. — 30 с. (Б-чка «Первого сентября». Серия «Б-ка в школе». Вып. 24)
10 Бородина В. А. Воспроизводство культуры чтения в России: современное состояние и перспективы // Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ / Сост. В. Я. Аскарова. — М.: МЦБС, 2007. — С. 21.
С автором можно связаться:
palguevagm@rambler.ru