Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Драгон Мани
Архив журналов - № 20 (110)'09 - Юбилей нижегородской детской библиотеки
Генератор дерзких идей

Елена Петровна Котенькова, заместитель директора Нижегородской государственной областной детской библиотеки по основной деятельности


Успех будет с теми, кто искренне желает изменений, кому новая идея не даёт покоя, кто хочет менять и меняться.


Когда заходит разговор о творчестве, мне вспоминаются именно эти строки:
Сожалею, что я не Веласкес
И уменья Данте тоже нет
Всё равно, куплю в сельмаге краски
Написать попробую портрет…
Тихий голос творчества, что-то пасторальное, светлое, доброе…
Мне хочется поговорить сейчас о творчестве библиотекарей, их находках, создании «небывалого». Что питает и вдохновляет нашу библиотечную мысль?

«Будь весёлым, дерзким, шумным…»
Думаю, первичным является желание изменений, неуёмное стремление к новому, к переменам, то есть определяющую роль играет внутренняя познавательная мотивация: «Я хочу», «Интересно, что будет», «Давайте изменимся» и т.д. Нельзя не сказать и о роли эмоциональной мотивации, связанной с чувством собственной значимости и самоуважения, желанием показать себя новатором: «Это моя идея», «Я лучше придумаю», «У меня всё получится».
Конечно, чаще всего источником творческих идей становится опыт работы наших коллег. Всегда восхищает новое, неожиданное, талантливое. Когда видишь иной уровень, более высокую компетентность, появляется мысль: «Как у них это получилось? Вот они смогли додуматься, а мы нет». Между прочим, такая «здоровая» зависть рождает в человеке амбиции, которые активизируют мысленную деятельность. Брайан Трейси, автор книг, посвящённых повышению личной эффективности, часто говорит о пользе общения с победителями, советует летать с орлами, а не ползать с черепахами.
Для меня сегодня предмет восхищения и зависти являются библиотеки Урала. Удивительный регион, в котором, по-моему, ни на минуту не ослабевает работа творческой мысли. Особые слова признания — Свердловской областной детско-юношеской библиотеке и детским библиотекам области — Нижне-Тагильским, Новоуральским и др.
Опыт лучших всегда важен, но он должен становится стимулом для поиска собственных решений и идей, их нужно не копировать, а творчески переосмысливать.
В этот юбилейный для библиотеки год нельзя не вспомнить о бывшем директоре НГОДБ — Анне Павловне Капишниковой. Именно она научила нас быть дерзкими в достижении задуманного, верить в свои силы, постоянно учиться. Её решительность, творческая смелость, азарт, жгучее желание сделать библиотеку лучшей не могут не восхищать. Сегодня НГОДБ — современный информационный и культурный центр, настоящая творческая лаборатория по разработке новых методик, по продвижению детского чтения и детской книги. Попробуем вспомнить, как рождались наши идеи.

Из истории «хождения в народ»
Рекламные мероприятия в библиотеке мы проводим давно («В библиотеку с другом», «Помогите книге», «Родилась идея? — поделись!»), а вот рекламную акцию за пределами библиотеки мы впервые провели в 2004 году. В информационно-рекламном отделе в то время проходили практику студенты педагогического университета. Они и предложили выйти зимним деньком на улицу и спросить прохожих: «Как пройти в библиотеку?» Это и стало называнием нашей акции. Почти в центре города разместили рекламные стенды. Результаты нас порадовали: почти 40% опрошенных знали, где находится областная детская библиотека. Кто не знал — узнал.
Хотелось двигаться дальше, но как? Летом 2005 года в библиотеку заглянула дама солидного возраста — из категории «немного странные». Пожаловалась на то, что в сквере недалеко от библиотеки постоянно собираются шумные компании. Она-то и предложила нам организовать там что-нибудь своё, поставить круглую тумбу и на ней размещать информацию о наших мероприятиях.
В конце сентября мы провели в сквере акцию «Будем читать!», в которой приняли участие наши партнёры. На стендах были представлены книги, журналы, рекламные материалы. Были организованы кукольные представления, (Нижегородский государственный театр кукол), конкурсы, запуск бумажных птиц (Союз охраны птиц России), мастер-классы (мастера прикладного творчества), интеллектуальный марафон и многое другое.
Трудно забыть ту атмосферу взволнованности, понимания, согласованности, радости, которые царили среди организаторов и участников акции. Четыре года прошло, а мы постоянно вспоминаем тот сентябрь. Именно тогда, в 2005, мы поняли значение слова «команда». Масса предложений, придумок, находок, чёткое понимание каждым своей задачи, полная ответственность, решительность. Одержимые идеей, желанием успеха, мы можем сделать многое. В акции приняли участие более 500 школьников, почти 300 взрослых, о ней было рассказано в 11 телесюжетах и 6 радиопередачах. С некоторыми школами были составлены договоры о сотрудничестве. Это был успех. Но, «успех влечёт за собой новый успех».
Нашу следующую уличную акцию — уже на Большой Покровской — поддержали находящиеся на этой улице магазины, фирмы, учреждения, рынки, организации, в названии которых есть слова «Покровка». Такого количества подарков, которые были предоставлены партнёрами для «Марафона», у нас не было никогда. Это были большие мягкие игрушки, билеты в театры и кинотеатры, фарфоровые куклы, энциклопедии, диски, огромные арбузы и многое другое. Громкая связь, которая была предоставлена партнёрами, взбудоражила всю «Покровку», а «Радио на Покровке» рассказывало о библиотеке и акции через каждые 15 минут.

«Партнёрство — залог успеха»
Длинный и трудный путь пройден нами в поисках тех людей, которые понимают и поддерживают нас. Сегодня у нас более 40 постоянных партнёров, 10 из них — СМИ.
Мы всегда находим время, чтобы помочь нашим партнёрам, отблагодарить их за поддержку и помощь, поздравить с важными для них датами. Все они представлены на нашем сайте. Партнёрам посвящён наш новый проект «Профессионалы». Наши друзья рассказывают школьникам о своём деле, о том, как приходит успех, проводят мастер-классы, деловые игры.
Не могу не сказать о партнёрской акции «Большое книжное путешествие». Мы очень хотели удивить, увлечь и книгой, и библиотекой самых маленьких, ребят 6–9 лет. На выставке было представлено около 1000 новых книг, для ребят
4 дня работали творческие площадки, которые организовали наши партнёры. Встречи с детским писателем, кукольные спектакли, знакомство с работой радиолаборатории и бутафоров, сказка «Репка» на японском — фантазии наших партнёров не было предела. Библиотеку в эти дни посетили более 1000 детей и взрослых. В отдел литературы для детей до 11 лет пришли четыреста новых читателей.

Вспышки озарений
Как же возникает идея, рождается творчество? Трудно ответить. Возможно, из жгучего желания добиться своей цели, из мыслей, которые тебя не отпускают. Из соединения несоединимого, интуиции, вспышек озарения. Но чтобы эти «вспышки» были, надо наполнять себя постоянно новым, обновлять свои эмоции, собирать в себе как в мозаике, кирпичики мыслей, чувств, настроений и т.д.
Мне кажется, мы стали мало читать и самое главное, перечитывать. Многие не возвращаются к тому, что «проходили» в школе. Зря. Возвращение к классике рождает в человеке новые ощущения, приходит новое осмысление произведения, охватывает непривычная взволнованность. Прошлым летом я взяла в руки «Онегина». В книге были мои пометки карандашом, мое восприятие Пушкина в 15 лет. Это стало для меня настоящим потрясением: я встретилась с собой — школьницей, я увидела другого Пушкина.
Этот эмоциональный взрыв привёл к тому, что я «заразила» своей идеей команду, с которой мы работаем над проектами, они приняли её и обогатили.
С марта 2009 года в НГОДБ идёт работа в рамках проекта «Многоликая классика». Опыт работы по этому проекту будет представлен в журнале НГОДБ «Детское чтение — 2009 году».

Верной дорогой
Мне хочется вспомнить и наш любимый проект — «Читать и говорить по-русски». Здесь сошлось всё: своеобразие идеи, продуманность задач, интерес школьников и педагогов, увлечённость партнёров.
Я видела, как от задания к заданию у школьников и педагогов рос интерес.
Когда они почти всем классом не могли найти ошибок в словосочетаниях «полный аншлаг», «свободные вакансии», «памятный сувенир», «контактный телефон» и были в полном недоумении, пытаясь определить, где нужно правильно ставить ударение в слове «обеспечение», мы поняли, что идём верной дорогой.
Вопросы для второй части проекта, Олимпиады «Родной язык. Точка. Русский», составляли наши партнёры — журналисты, учёные, компания «Мегафон», представители турфирм, банков и др. Они же потом награждали участников за лучшие ответы на свои вопросы.
Самым главным итогом этого проекта стал интерес школьников к тому, как они говорят, интерес к книгам. Мы до сих пор проводим интеллект-конкурсы по этой теме, так как педагоги постоянно нам заказывают эти мероприятия.

Новые технологии — новые идеи
Настоящий простор творчеству открывают новые технологии. Увлечённость этим направлением породила жажду преобразований, желание видеть библиотеку современной, разнообразить и обновить информационное пространство НГОДБ. Много задумок появляется от общения с творческими людьми далекой от нас сферы — бизнеса. А когда знакомишься с книгами, например, издательства SmartBook (серии «Сценарии управления»), то понимаешь, что стратегии и навыки бизнес-деятельности полезны и библиотечному делу.
Не буду говорить об электронных презентациях, о мультимедийных дисках, создаваемых нами. Это уже традиционная работа. Сегодня мы пробуем изменить информационную среду отделов библиотек, и, в первую очередь, основное звено — книжные выставки.
Выставочные витрины со встроенными мониторами позволили нам привлечь внимание к книгам, представить их в гораздо большем количестве, осовременить информационную среду. Мы много уделяем внимания организации выставок, понимая, что они — главное звено информационной среды и давно нуждаются в изменениях. Создано много собственных методик, постоянно идёт работа по поиску дизайнерских идей. Например, нам хотелось бы выставочные стенды преобразовать в информационные блоки, которые позволили бы более широко предоставить фонд, расширить спектр информационных услуг, способствовать развитию интереса к самообразованию и т.д.
Техническое оснащение этих блоков (экраны, сенсорные панели, бегущая строка и др.) должно позволять пользоваться электронными базами данных, давать возможность опроса, тестирования читателей, виртуального знакомства с лучшими книгами, с сайтами, возможность обучения навыкам информационной культуры и т. д.
Интерес у читателей вызвала «Неделя» информации «Учимся жить у деревьев и птиц», во время которой в отделе научно-познавательной литературы сразу на четырёх мониторах были представлены лучшие книги по экологии.
Разнообразим формы веблиографии. Представляем сайты не только на экранах и в буклетах, но и на специальных стендах-«ёжиках», которые привлекают внимание читателей. А новогоднюю ёлочку в информационно-компьютерном центре «Радуга» планируем украсить дисками, где представлены лучшие сайты на новогоднюю тему.
Новые технологии позволили нам соединить книгу и компьютер в созданной структуре для детей и родителей — медиабонементе «Радостное чтение», вдохновили нас на создание мультимедийной картотеки лучших детских книг в отделе литературы для детей до 11 лет.
О многом, конечно, мечтается, но мало пока знаний и возможностей в области новейших технологий. Впрочем, иногда не только в этом направлении.
Хочется, чтобы самообразование стало постоянной потребностью библиотечных работников. Важно уметь анализировать процесс своего профессионального и личностного развития, понимать, насколько ты интересен себе самому и окружающим тебя людям, насколько ты способен развивать своё направление деятельности. Мы много экспериментируем в вопросах обучения сотрудников. Конечно же, самые эффективные формы обучения — это те, которые позволяют увлечь темой и вовлечь в активную творческую деятельность. Пробуем тренинги, деловые игры, мастер-классы. Такая форма обучения коллектива, как коучинг позволяет раскрыть потенциал сотрудников, по-новому осмыслить свою деятельность, выявить свои сильные стороны, поверить в себя, находить собственные решения.
Трудно. Не всё получается. Очень хочется ознакомиться с опытом работы библиотек России по обучению сотрудников, по крайней мере, мы в своём журнале «Детское чтение» такой материал готовы напечатать.
Наверное, самое главное в вопросах обучения — это желать нового, желать изменений. Правильно сказал американский социолог Элвин Тоффлер: «Неграмотный в XXI веке не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, который не умеет учиться и переучиваться».
Важно не только следить за профессиональной прессой, но и вернуться к классике, лучшей детской литературе, обогащать свой внутреннний мир новыми впечатлениями. Со страниц журнала «Детское чтение» наша библиотека обращалась к детским библиотекарям с предложением написать о своих любимых писателях, о тех, кто действительно задел за живое и повлиял на их восприятие жизни. Уверяю, появились бы и новые задумки и идеи, и желание вернуться к таким нужным сегодня формам общения, как обсуждения, читательские конференции.
Хочется пожелать библиотечным работникам увлекательных идей, неуспокоенности, безграничного воображения, страстного желания изменений. Пусть вас почаще охватывает то удивительное волнение, когда рождается идея, когда открываются новые возможности.
Конечно же, инновационная деятельность требует поддержки, стимулирования. Хочется напомнить только об одном правиле: важно говорить «спасибо», своевременно и публично выражать благодарность и признательность. Слова одобрения и благодарности способны поднять уровень самооценки и самоуважения, веру в собственные творческие возможности, усилят желание идти дальше.
Я хочу сказать огромное «спасибо» коллективу Нижегородской государственной областной детской библиотеки, своим дорогим коллегам, настоящей команде единомышленников. Они могут всё, пробуют новое, ищут лучшее, экспериментируют. Они способны генерировать самые дерзкие творческие идеи, воплощать их, а потом щедро делиться опытом.
С юбилеем вас, дорогие коллеги! С юбилеем, любимая библиотека!

С автором можно связаться:
ngodb@rambler.ru

Тема номера

№ 19 (469)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы