Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 20 (110)'09 - Юбилей нижегородской детской библиотеки
Наследники российских педагогических традиций

Ирина ИвановнаТихомирова, доцент  кафедры детской литературы СПбГУКИ, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург


Кажется, совсем недавно я приветствовала появление нового профессионально-информационного журнала «Детское чтение» (ответственный редактор и составитель — Е. П. Котенькова), издаваемого Нижегородской государственной детской библиотекой, — и вот уже прошло пять лет. Пять лет — пять номеров журнала.


Журнал создавался в условиях, когда кризис детского чтения стал неоспоримым фактом, когда планка художественности детской литературы снизилась до предела, когда уроки литературы и чтения стали целенаправленно изыматься из школьной программы, а приход ребёнка в библиотеку за книгой стал редким событием. Поддержка детского чтения в этой ситуации стала крайней необходимостью.
У нижегородцев были все основания отважиться на создание библиотечного журнала, посвящённого детскому чтению. К этому времени у них уже был накоплен опыт издания профессионального журнала «Детская библиотека». Библиотека сумела организовать его авторское ядро, выйти за рамки региона, завоевать признание среди профессионалов. Смена названия журнала была продиктована желанием расширить диапазон затрагиваемой проблематики, ибо детское чтение не ограничивается библиотекой. «За многоаспектное отражение темы: книга, чтение, библиотека» — таким дипломом Всероссийского конкурса изданий библиотечно-информационной проблематики «Библиопресса-регион» журнал был награждён в 2006 году.
Открывая первый номер журнала в 2004 году, директор НГОДБ Наталья Ивановна Бочкарева обозначила его цель — раскрытие путей и методов приобщения к книге и чтению юного поколения. Для этого предстояло объединить библиотеку и общество, писателей и читателей, семью и книгу, органы управления и издательства — всех от кого зависит состояние и развитие детского чтения и жизнедеятельность библиотеки.
Поздравляя издателей журнала «Детское чтение» с выходом первого номера, я отметила, что название его ко многому обязывает. Журнал с идентичным названием выходил в России с середины XIX века и просуществовал более 50 лет. Полвека журнал учил родителей воспитывать у детей посредством печатного слова стремление к добру, правде, служению своему отечеству. Я выразила надежду, что не только название журнала будет роднить его с прошлым, но и сохранение педагогических традиций — направленность на развитие духовного мира у юных поколений россиян и их гражданского самосознания.
И вот перед нами в некотором роде юбилейный номер 2008 года. Пять номеров вобрали в себя почти 170 публикаций разных видов и жанров. Есть над чем поразмышлять…

Динамика журнала
в цифрах и фактах
За пять лет объём журнала увеличился в полтора раза. Если в первом номере было 116 станиц, то в последних — 160-180 страниц. Увеличился и тираж — со 100 до 400 экземпляров. Заметно расширился авторский состав издания.
В первом номере его авторами выступали преимущественно сотрудники самой НГОДБ, к которым присоединились лишь местные писатели В. М. Ануфриев и В. С. Рыжаков, библиотекари Чувашии, Мордовской республиканской детской библиотеки и коллеги из Самарской ОДБ.
Уже начиная со второго номера, журнал приобрёл поистине общероссийский масштаб. В авторский коллектив влились специалисты из Челябинска, Екатеринбурга, Ставрополя и других городов России. Постепенно расширялась и география авторов. Начиная с 2007 года, в авторский коллектив журнала вошла республика Беларусь. Активно публикуются в журнале уральские специалисты.
Создатели журнала нашли авторов как среди библиотечных специалистов, так и среди журналистов, писателей, психологов и социологов.
Журнал сумел привлечь к сотрудничеству и представителей местной власти. На его страницах выступила начальник информационно-аналитического отдела НГЦ департамента образования Нижегородской области Ю. В. Бахтина, главный специалист управления социальной политики, семьи и детей департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области М. А. Николаева.
Издателям журнала удалось привлечь на его страницы сотрудников высшей библиотечной школы из Челябинска и Санкт-Петербурга, известных специалистов РГДБ — социолога В. П. Чудинову, психолога О. Л. Кабачек, методиста Е. И. Голубеву, главного библиографа О. И. Мургину.
Нашлось на страницах журнала место и для публикаций докторов наук из смежных сфер. Украшением журнала 2008 года можно считать статью доктора социологических наук Т. З. Адамьянц «Взаимопонимание как основа толерантности» и доктора филологических наук Т. Б. Ратбиль «Языковая толерантность и языковая агрессия».
Основной костяк авторского состава составляют работники детских (преимущественно областных) библиотек России. Роль первой скрипки среди них продолжают выполнять специалисты НГОДБ. Им принадлежит в общей сложности 20% публикаций.
О характере журнала много говорят его рубрики. В первом номере их было 13 рубрик, из них стали постоянными 4: «Детская библиотека и общество», «Чтение и книга в жизни детей и подростков», «Информационно-поисковые системы», «Библиотека и информационные технологии». Некоторые из первоначальных рубрик были позже видоизменены. Так, рубрика «Знать историю своего края» превратилась в «Краеведческую деятельность детской библиотеки». К сожалению, начиная со второго номера исчезли рубрики «Страница писателя» и «Пишут и говорят ребята». Не получила развития и заявленная в 2005 году рубрика «Перекресток мнений» (библиотекари не приучены спорить). Но зато появились другие: «Гость журнала», «Школа методиста» «Библиотека и семья», «Литературное творчество коллег». Всего за годы существования в журнале были открыты 23 рубрики (в последнем номере из них осталось 9), и это свидетельствует о том, что издание находится в движении и поисках, структура его окончательно ещё не сложилась. Однако он завоевал симпатии и авторитет у читателей, нашёл свою нишу в библиотечном пространстве, сумел сформировать свой индивидуальный облик и выработать свою идеологию.
Идеология журнала
Учреждённый государственными органами — Департаментом культуры и Нижегородской государственной областной детской библиотекой — журнал «Детское чтение» поддерживает инициативы государства. На страницах журнала заняли материалы в поддержку Года русского языка, Года семьи, Года молодёжи. Откликнулся он и на Программу по воспитанию толерантности среди детей и молодёжи. По этой теме в августе 2008 года в НГОДБ прошли занятия пятой Всероссийской летней библиотечной школы «Лидер». Ход и обсуждение темы на занятиях нашёл отражение в журнале. Не обошли вниманием создатели издания и тему патриотического воспитания детей и молодёжи, выдвинутую в соответствующих Государственных программах на 2001-2005 и на 2006-2010 гг.
Нижний Новгород стал главным центром нового государственного праздника «День национального единства». Именно здесь началось движение за изгнание из России иностранных интервентов. В журнале 2008 года рассказывалось о проведении в городе Балахна Ш Всероссийского фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества», посвящённого гражданскому подвигу народного ополчения 1612 года.
О взаимодействии библиотеки с органами власти и реализации целевой Программы «Сохранение и развитие культуры, искусства и кинематографии Чувашской Республики на 2001-2003 годы и на период до 2005 года» рассказывает статья Т. Р. Григорьевой, директора Чувашской РДБ. Эта и другие публикации в журнале свидетельствуют о том, что детская библиотека учится искать и находить союзников во власти с целью лоббирования интересов детей и их чтения, создавать информационные продукты представляющие интерес для законодательной и исполнительной власти. Не случайно в первом номере журнала отражены основополагающие официальные материалы, с опорой на которые строится концепция издания . Среди них — «Закон Нижегородской области от 05.12.2003 №116-3 Об утверждении областной межотраслевой программы “Детское чтение: 2004-2008 годы”», «Областная межотраслевая программа “Детское чтение: 2004-2008 годы”». Основные положения Программы совпадают с целевой установкой журнала «Детское чтение».
Наряду с поддержкой государственных инициатив и популяризации связи библиотеки с властями, журнал поддерживает идею сотрудничества с общественными организациями и жителями города. Показательная в этом плане статья «Главное — быть на слуху» (2006). Её автор А. Р. Сытина, заведующая информационно-рекламным отделом НГОДБ раскрыла три основные направления этой деятельности: социальное партнёрство и связь с общественностью; рекламные и РR-акции; информационно-рекламная деятельность, в особенности связь со СМИ. Многие материалы в журнале посвящены связям библиотеки с учреждениями культуры и другими социальными институтами.
Издатели журнала считают необходимым работать с лучшими образцами художественной литературы. Они обратили внимание на ивановский опыт проведения областного марафона «Чтение для души» (2005). Цель марафона — привлечение читателей к наиболее значимой высокохудожественной литературе, выявления списка наиболее рейтинговых книг детских книг. Этой же проблеме посвящена деятельность Литературно-творческой лаборатории «Нескучная классика» Ставропольской краевой детской библиотеки им. А. Е. Екимцева.
О состоянии литературы для детей в 2007 году подробно рассказала в своих статьях вице-президент Русской ассоциации чтения Вера Петровна Чудинова. Она отметила изменения в репертуаре чтения современных детей, где классику заменило «чтиво». НГОДБ организовала в 2007 году Всероссийскую научно-практическую конференцию «Классическая художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у детей» и рассказала о ней на страницах журнала.
Большим подспорьем библиотекарям в деле популяризации классической литературой стала статья Е. Н. Томашёвой, доцента кафедры детской литературы СПбГУКИ «Информационные ресурсы детских библиотек в помощь работе с русской классикой».
О лучших изданиях художественной литературы для детей в своей статье «Что читать? Современное книгоиздание для детей» рассказала О. И. Мургина, главный библиограф РГДБ. Особое внимание она обратила на уникальный экспертный каталог «100 новых книг для детей и юношества». Хочется отметить и удивительную по глубине раскрытия содержания литературной сказки статью библиотекаря Липецкой ОДБ
А. И. Тамбовской «Воспитание толерантности и гуманизма на примере художественных подтекстов “Синей птицы” М. Метерлинка», опубликованную в 2007 г.
Журнал не упускает из виду и вопросы восприятия детьми литературных произведений. Тема психологии чтения — новаторская для библиотечного журнала. «Детское чтение» одним из первых осознал важность этой проблемы. Уверена, что не осталась незамеченной читателями статья доктора педагогических наук В. А. Бородиной «Созидающее чтение» (2008), посвящённая технологии восприятия, анализа и понимания художественного текста. Интересный опыт, задача которого — создать позитивную среду для восприятия текста, вовлечь читателей в активное обсуждение прочитанного, представлен Е. А. Зверевой, старшим методистом ЦГБ для детей и юношества г. Новоуральска. Нельзя не отметить и ценный материал по этой же тематике, представленный Мурманской областной детско-юношеской библиотекой в статье «Время читать вдумчиво» (2008) В ряде статей освещена деятельность библиотечных педагогов-психологов.
Журнал «Детское чтение» большое внимание уделяет семье и семейному чтению. В связи с этим особо хочется упомянуть о летней библиотечной школе «Лидер-2007», посвящённой «Методике организации семейного чтения». Судя по итоговым анкетам, слушатели школы почерпнули за время учёбы 21 идею. Среди них — создать клуб семейного общения, провести фестиваль читающих семей, принять на вооружение пошаговое проектирование, организовать сайт для родителей и др. Интересным опытом работы Мастерской семейного сотворчества «Вообразилия» поделилась в 2007 году И. А. Калинина, директор ЦРДБ им. А. Пешкова. Она рассказала о совместной работе детей и взрослых по развитию навыков творческого чтения и умения отражать прочитанное в разных видах творческих работ. Мастерская работает по программе АИСТ (Азбучные Истины Семейного Творчества), цель которой развитие творческих способностей детей, в том числе читательского таланта.
Оригинально решена семейная тема в PR-акции «Всероссийское генеалогическое древо», проведённом по инициативе НГОДБ. Сотрудники библиотеки рассматривают генеалогию как объединяющее начало в возрождении российских семей, их духовности и веры.
Особо надо остановиться на рубрике «Школа методиста». Как известно, методической работе библиотек в последнее время уделяется внимания очень мало. Роль методистов принижена, число профессионалов-методистов сокращается. Журнал «Детское чтение» поднял престиж методиста, а вместе с ним и методики библиотечной работы с детьми. Увлекшись вопросом что делать, мы часто не знаем как делать. Рубрика «Школа методиста», направленная на повышение мастерства библиотечной работы, как раз и отвечает на этот вопрос. Из 11 материалов, идущих под этой рубрикой в разных номерах журнала, остановлюсь лишь на одном. Он посвящён выставке. Казалось бы, что нового можно сказать о библиотечной выставке.
В своей статье «Выставка о выставке» (2005) Г. О. Яниковская, заведующая сектором руководителей детского чтения НГОДБ, рассмотрела выставку в пяти аспектах: концепция, классификация, алгоритм подготовки, форма, коэффициент эффективности и популярности. Разговор о выставке в 2008 году продолжила Т. В. Пантюхова из НГОДБ, разработав новый вариант «Выставка-инсталляция как образовательный проект». Это объёмно-пространственная выставка, включающая в себя кроме книг предметный мир. Творческая группа НГОДБ трансформировала известные методики и вывела своё видение выставочной работы, ориентированное на современное, «визуальное» поколение детей. Книжный ряд дополняют не только аксессуары и иллюстративные материалы, но и мультимедийные средства. Главное достоинство всегда неповторимых, оригинальных выставок Нижегородской областной детской библиотеке — приглашение к размышлению. Не могу не упомянуть об авторской выставке главного библиографа НГОДБ А. В. Челышевой, названной «Увидеть в книге мир» (2008). В её основу положена цитата Франчески Петрарки.
Ещё одна рубрика журнала, на которой я хочу остановиться, называется «Гость журнала». Таких гостей, представленных на страницах журнала, было шесть. Прежде всего это кафедра детской литературы Челябинской академии культуры и искусств. Среди приглашённых были заведующая кафедрой
В. Я. Аскарова и сотрудники кафедры
Т. О. Бобина, И. В. Андреева, Н. К. Сафонова, все они сделали подарок журналу в виде теоретически глубоких статей. В 2006 году их примеру последовала кафедра детской литературы СПбГУКИ, сотрудники которой выступили на страницах журнала с целым рядом публикаций, связанных с 60-летием кафедры. Интересными гостями журнала стали областные детские и детско-юношеские библиотеки из Мурманска, Калининграда, Орла и Ульяновска. Остановлюсь на обстоятельной статье «Дом, где живёт творчество» С. С. Пекарской, земестителя директора Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С. Т. Аксакова. В статье рассказывается о проведении областного конкурса «Суперчитатель-2007», призванного выявить самых читающих и эрудированных подростков области. Знаменательно приветствие губернатора Ульяновской области С. И. Морозова, назвавшего конкурс торжеством разума и таланта. Эта вера в читателей и силу чтения, заявленная с высокой трибуны, окрыляет.
Заканчивая аналитический обзор пяти номеров журнала, нельзя не упомянуть об ещё одном его начинании — размещении на его страницах практических занятий с библиотекарями. Так, в жанре межрегионального тренинга «Читать, чтобы сделать мир лучше» представила свой материал заместитель директора по научной и инновационной деятельности Свердловской областной библиотеки для детей и юношества М. В. Ивашина (2008). Этот проект с использованием техники SMART получил грант Президента Российской Федерации. Не менее интересен мастер-класс по теме «Мировая художественная культура: толерантность поэзии», проведённый Г. М. Пальгуевой в НГОДБ.
Мы не сказали о тех рубриках, которые связаны с современными информационными технологиями. Современный библиотечный журнал не мог обойти вниманием эти актуальные проблемы. Они отражены в каждом номере, но не являются для издателей и самой НГОДБ ведущими. Основная направленность журнала — поддержка и развитие традиционного чтения детей, развитие ребёнка как личности и гражданина.

Движение к успеху
Ядро авторского коллектива журнала «Детское чтение» составляют сотрудники НГОДБ — библиотеки ищущей, творческой, стремящейся к переменам. Одна из статей ответственного редактора и составителя журнала Е. П. Котеньковой так и называется: «Как хочется перемен!» Не случаен и девиз библиотеки — «Новое и иное». Но позитивные перемены не совершаются сами по себе. Они — результат инновационного мышления коллектива библиотеки, способного к генерированию новых идей и претворению их в жизнь.
Путь, который избрали коллектив НГДОБ и издатели журнала «Детское чтение», — это путь неуспокоенности, эксперимента и риска. Важным показателем правильности этого пути является неустареваемость материала журнала.
Хочется пожелать, чтобы журнал, возглавляемый таким библиотечным лидером страны, как Нижегородская государственная областная детская библиотека, не прерывал дружбы с писателями, родителями, учителями, чтобы голос их активно звучал на его страницах. Успехов вам, друзья и коллеги!

С автором можно связаться:
next84@list.ru

Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы