Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 21 (111)'09 - Форум публичных библиотек
Чтение: от идеологии «катастрофизма» — к энергии действия

Виолетта Яковлевна Аскарова, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности Челябинской государственной академии культуры и искусств, профессор, доктор филологических наук


В самой трудной ситуации нам предоставляется выбор: опустить руки и сдаться или же активно действовать.


Проблема чтения в современной России остра и противоречива. С одной стороны, очевидно, что структура досуговой деятельности различных возрастных групп, особенно молодёжи, изменилась, с другой, вызывает сомнение то, что современную ситуацию в сфере чтения продолжают оценивать с позиции прошлых лет. Радикальные изменения общественной жизни обусловили смену ценностных ориентаций, структуры досуга, всей системы коммуникационной деятельности. Получить полную картину современного чтения практически невозможно без комплексного анализа коммуникативного и информационного поведения людей, учёта доминирующего воздействия визуальных медийных средств, внимательного отношения к различным проявлениям молодёжной субкультуры. Трудно согласиться с выводами тех социологических исследований, в которых тотальный «кризис чтения» рассматривается (притом на весьма скромном эмпирическом материале) исключительно в контексте взаимодействия с печатными изданиями художественной литературы. Миф о почти полной утрате интереса молодых россиян к чтению овладел всеми слоями общества.
Набившая оскомину идеология «катастрофизма», попытки представить ситуацию с молодёжным чтением как неизменную или безнадёжно ухудшающуюся на протяжении последних 20–30 лет, готовность объяснить её посредством традиционного набора причинно-следственных связей по меньшей мере непродуктивны. Нагнетание страстей и бесконечные ссылки на «бездуховность подрастающего поколения» не способствуют прояснению истинного положения дел, и не дают ориентиров для стимулирования читательской активности.

Новая грамотность, новое чтение?
В сравнении с 1990-ми годами общественное настроение в стране изменилось. Интеллектуальное развитие и культура личности приобретают стратегическое значение, понятие грамотности постоянно расширяется, включая в себя всё новые составляющие. В группах, способных к социальной рефлексии, происходит переосмысление роли и места чтения; не в последнюю очередь это связано с тем, что сегодня обществом востребованы люди думающие и образованные, способные решать сложные проблемы, находить точные аргументы в споре, грамотно выражать свои мысли.
Некоторые факты со всей очевидностью указывают на изменения в настроениях читающей публики. Бурное обсуждение произведений Х. Маруками, Ю. Нагибина, рост популярности произведений Л. Улицкой и Т. Толстой, громкие скандалы вокруг романов
В. Сорокина, А. Проханова, С. Минаева, Ф. Бегведера, свидетельствуют о том, что литература воспринимается как социально значимое явление. Наконец, об общественном осознании возможностей чтения свидетельствует то, что сейчас многие публичные люди — политики, общественные деятели, артисты, представители шоу-бизнеса — взялись за перо, пишут о себе, своём мировидении, личных и профессиональных предпочтениях. Это говорит о возрастающей уверенности в том, что и сегодня чтение — мощное средство социальной коммуникации, эффективный способ влияния на умы и настроения людей.
Постепенно преодолевается тенденция трактовать ситуацию с чтением как ухудшающуюся. По прогнозам института глобализации и социальных движений, россияне в условиях кризиса станут больше читать, причём усилится спрос на книги социальной, политической и философской проблематики. По наблюдениям руководства издательства «Фортуна-ЭЛ», которое специализируется на выпуске классической художественной литературы, произведений современной авторов, книг для детей, российская читающая публика изменилась: она стала более требовательной, предпочитает классику в хорошем исполнении, новую, умную, со вкусом оформленную книгу. Спрос на такую книгу не угасает, а возрастает, что продемонстрировали последние выставки-ярмарки, особенно — литературы нон-фикшн.
Жизненные наблюдения, беседы с молодыми людьми, изучение высказываний в Интернете дают основания для осторожного оптимизма. В субкультуре молодых россиян, особенно среди учащейся молодёжи, книга начинает занимать всё более достойное место.
В Московском доме книги на Арбате стартовал Всероссийский проект «Интеллект — это модно!», чаще стали проводиться международные книжные салоны, при библиотеках для детей и юношества открываются интеллект-центры. В общественном сознании укореняется мнение, что быть умным выгодно. Не будет преувеличением сказать, что названные тенденции нынешнего этапа развития страны создали основу для формирования в определённых молодёжных средах моды на чтение. Если 7–8 лет назад молодые люди утверждали, что книга отжила свой век, то сейчас в Интернете активно обсуждаются проблемы чтения (модно ли читать современному человеку?), размещаются дискуссионные материалы о новых книгах, «вывешиваются» рекомендательные списки, такие как «Модное чтение для стильных и уверенных», публикуются фрагменты популярных произведений. Это свидетельствует о том, что чтение постепенно превращается в важную составляющую имиджа успешного, «продвинутого» интеллектуала.
Не время плакать,
время действовать
На смену сетованиям об падении интереса к чтению должны прийти целенаправленные усилия по взращиванию читающей нации. Ведь это проблема не только России. Прагматичные западные страны понимают, что формирование «читающего общества» — это вклад в человеческий капитал, в создание социума, способного к многогранной инновационной деятельности. В последние годы Россия вошла в число стран, озабоченных проблемой активизации чтения на национальном уровне. В 2006 году Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом разработана и принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой описано согласованное видение проблемной ситуации в сфере чтения и причин её порождающих, заданы общие рамки и направления необходимых действий в масштабах страны.
Успех реализации этой программы напрямую связан с активностью на региональном уровне, в частности с проектной и концептуальной деятельностью в субъектах РФ. В Челябинской области на протяжении нескольких лет осуществляется программа «Секреты семейного чтения или как стать родителями читающего ребёнка», в 2004 году проведён Год детского чтения, в 2007 — Год чтения под названием «Читающий Урал — настоящая Россия». Необходимость подобных программ и проектов связана с тем, что они задают определённое направление развитию инфраструктуры поддержки чтения, показывают возможности социального партнёрства, позволяют увидеть систему в целом и найти в ней каждому участнику своё место. Такие программы и проекты не догма, а инструмент развития активности в проблемном поле читательской деятельности.
Программно-проектная деятельность позволяет сфокусировать внимание властных структур и общественных организаций региона на продвижении книги и чтения, усовершенствовать функционирование институтов книжного дела, выстроить стратегию социального партнёрства, привлечь дополнительные ресурсы. Достижения программно-проектной деятельности в достаточной мере освещены в печати, но очевидно и то, что это должна быть не разовая кампания, а система непрекращающихся, долговременных, планомерных усилий.
Понимание значимости культурной политики, направленной на стимулирование читательской активности младших поколений, побудило научно-педагогический коллектив Центра чтения Челябинской государственной академии культуры и искусств в 2008 г. подготовить Концепцию поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области. Зачем нужны подобные разработки? Прежде всего для того, чтобы предлагаемая система мер была идеологически выверенной, целенаправленной, отражала системное видение основных проблем и включала широкий спектр социальных сил, готовых действовать в рамках единой стратегии. В Концепции отражены возможности партнёрского участия властных структур, общественных организаций и других институтов инфраструктуры поддержки детско-юношеского чтения. Стратегической целью Концепции является создание системной модели поддержки и развития детского и юношеского чтения, объединяющей действующие в Челябинской области организации и учреждения, прямо или косвенно связанные с образованием, воспитанием и организацией культурно-досуговой деятельности этой категории читателей.
В Концепции намечены пути решения задач, среди которых — отладка взаимодействия институтов книжного дела, образовательных структур, досуговых центров и творческих объединений, мониторинг инфраструктуры, разработка регионального модуля книгоиздания, привлечение книжного бизнеса к реализации культурной политики, создание регионального Модельного стандарта библиотечного обслуживания детей и юношества Челябинской области, повышение роли школ в активизации чтения учащихся, усиление роли СМИ и т.д.

Локомотив готов отправиться в путь
Пять лет напряжённой деятельности побуждают задуматься о дальнейших, более масштабных проектах, которые позволили бы эффективно распространять, осваивать и внедрять инновационные достижения в сфере развития и поддержки чтения. Шагом вперёд может стать реализация мегапроекта «Поддержка и развитие чтения на Большом Урале: библиотечный «локомотив», объединяющего институты книги и чтения, направленного на все возрастные группы населения. Такой проект разработан в Центре чтения ЧГАКИ. В чём его суть и отличие от других проектов последних лет? Прежде всего — в ориентации на кумулирование и распространение инновационного опыта в области поддержки чтения посредством новых информационных технологий. Проект рассматривается нами как своеобразная площадка обмена ресурсами, развития читательского общения, место накопления и совместного использования данных, формирования творческих коллективов.
Необходимость принятия мегапроекта регионального масштаба обусловливается современными кризисными условиями: по прогнозам специалистов население будет всё в большей степени ориентироваться на общественное книгопользование, отдавая предпочтение литературе, помогающей решать социальные проблемы, находить достойное место в профессиональной сфере, повышать качество жизни своих семей. Чтение развлекательной литературы отойдёт на второй план, что может потребовать кардинальных изменений в книгоиздании и ассортиментной политике книготорговых заведений и, очевидно, соответствующих мер со стороны административных структур по упорядочению книжной среды на территории региона. Книга и чтение могут стать одним из инструментов выхода из кризиса, выработки стратегии адаптивного поведения в непростых реалиях современной жизни.
Многие библиотечные, книготорговые и образовательные учреждения в городах и районах Большого Урала накопили уникальный опыт поддержки и развития чтения среди различных категорий населения, который заслуживает распространения по всей территории Уральского федерального округа. Другой аспект мегапроекта связан с ведущей ролью библиотек, которые были и остаются наиболее организованным сегментом книжно-информационного дела, способным к объединению партнёров и берут на себя основную долю ответственности за реализацию программ поддержки и развития чтения. В перспективе на Большом Урале может быть отработана модель, которую можно распространять на другие территории РФ.
Территориальная рассредоточенность участников мегапроекта обусловливает необходимость активного использования информационных технологий. На основе сети Интернет может формироваться своеобразный электронный «холдинг» для обмена информацией, проектами, результатами научных исследований, программами и учебно-методическим материалами, практическими достижениями, сведениями о событиях в сфере книжно-журнальной продукции и т.д. Такой сетевой «холдинг» функционирует как единое информационное пространство с выделением зон ответственности отдельных участников. Основные направления закрепляются за ведущими специалистами и учреждениями, которые создают свои фрагменты сетевого пространства, несут ответственность за соответствующее наполнение веб-ресурсов, выступают в качестве модераторов. Стратегия открытого коммуникационного альянса позволяет свободный вход и выход из этого пространства, регулярное или эпизодическое присутствие в нём.
Мегапроект строится как система, направленная на умножение интеллектуального капитала его участников. Индивидуальные знания становятся общим сетевым ресурсом. Все участники могут пользоваться этим совокупным ресурсом, обогащать его, совершенствовать и возвращать в непрерывно пульсирующую, совместно взращиваемую сеть, которая постепенно дополняется, совершенствуется, обрастает новым контентом.
Раскроем основные содержательные задачи мегапроекта.
В организационно-управленческой сфере ставится задача по поддержке регионального книгоиздания и книгораспространения в небольших городах, районах и сёлах, необходима разработка мер по поддержке чтения в учреждениях, работающих с социально неблагополучными детьми, создание модельных стандартов деятельности библиотек образовательных учреждений. С их помощью возможно закрепление обязательного минимума ресурсов и услуг в образовательных учреждениях различных уровней.
Значимой представляется идея формирования круга образовательно-воспитательных задач, характеристик компетентностей читателя, которые должны способствовать развитию информационной культуры и культуры чтения учащихся и студентов. Следующим шагом может стать создание модельной программы развития и поддержки чтения в вузах, включающей в себя систему информирования об актуальной литературе, участие педагогов в деятельности по поддержке чтения, читательское общение, ведение блогов, организацию внутривузовского буккросинга и т.д.
В мегапроекте обозначены основные задачи, связанные с необходимостью активизации научно-исследовательской работы и объединения усилий в разработке проблем чтения. Обратим внимание читателей на Международный интеллектуальный научный форум «Чтение на Евразийском перектрестке», проведение которого запланировано на май 2010 г. Пора попытаться из мозаичных материалов собрать достоверную картину чтения в начале XXI столетия.
Весьма важными представляются и методологические проблемы, в частности, проблема формирования профессионального сознания в духе идеологии «читателецентризма». Она предполагает признание приоритетной роли читателя в книжном деле, главенства его интересов при решении вопросов об издании той или иной литературы, о формах, условиях обслуживания в библиотеках и книжных магазинах, определении часов их работы, выявление степени удовлетворённости обслуживанием посредством мониторинга читательского спроса и т.д.
Подобная идеология требует от специалистов книжного дела соответствующей подготовки. В вузах гуманитарной направленности внедрение читателеведческой проблематики в содержание учебного процесса может происходить за счёт курсов по выбору, тематики курсовых и выпускных студенческих работ. Распространению соответствующих знаний может служить и публикация на сайтах вузов и библиотек учебно-методических комплексов, учебных программ, библиографических пособий, результатов эмпирических исследований.
В мегапроекте перед библиотекой как основным организатором общественного чтения ставится задача по развитию современных форм стимулирования читательской активности с использованием достижений отечественного и зарубежного опыта, а также возможностей информационных технологий. В работе с молодёжью активизация читательской деятельности может быть достигнута путём организации интернет-общения на сайтах библиотек (создание виртуальных читательских клубов, читательских форумов, проведение виртуальных читательских конференций и др.).
Библиотека должна активней включать такие формы публичной работы как экспертирование и пропаганда лучшей литературы среди населения посредством выступлений в СМИ, разработки библиографических пособий малых форм, в том числе в Интернете, проведения циклов лекций для читателей, в детских библиотеках — для родителей. Развитию чтения в семьях можно способствовать посредством организации лекториев и практикумов для родителей, проведения в библиотечных, образовательных и книготорговых учреждениях мероприятий, предусматривающих совместное участие родителей и детей. В процессе библиотечной работы по поддержке и развитию чтения должно происходить постоянное выявление, описание и распространение новых, нестандартных подходов к стимулированию читательской активности.

Новое пространство чтения
Идеология, признающая главенство интересов читателя, ставит задачу организации книжной торговли в духе «ориентации на клиента» на основе лучших традиций мировой и отечественной культуры. Нормой для гуманистически ориентированных книготорговых заведений стало создание различных клубов, служб, форумов, направленных на поддержку межчитательского общения, организация обратной связи с писателями и издателями, просветительская деятельность. Заслуживает популяризации опыт сети книжных магазинов «Буквоед» в Санкт-Петербурге. Созданное в магазинах пространство — это и клуб, и библиотека, и книжный магазин. Организаторы сети справедливо считают, что успешный книжный магазин не может быть просто логистическим центром, его стратегическая задача — «создание качественного наполнения событийных потоков». Магазин проводит встречи с авторами книг, детские спектакли, интеллектуальные игры, учебные семинары, консультации. Это создаёт интеллектуальную среду, решает задачу формирования привлекательного культурного пространства между «домом и работой».
Другая, не менее важная «территория» чтения — это школа. В мегапроекте школьному блоку уделено большое внимание. Прежде всего, необходимо выявление опыта по стимулированию чтения педагогическим и библиотечным коллективами школы на уроках и в процессе внеурочной деятельности. Следующий этап — обмен библиотечными и педагогическими технологиями, направленными на повышение уровня читательской компетентности. Представляется важным распространение информации о международном проекте «Школа, где процветает грамотность» и его достижениях. Среди других предложений — использование социально-психологических механизмов общения (заражение, подражание, идентификация, конформность), ведение читательского блога класса, школы, проведение конкурсов на лучшего читателя, самый читающий класс, лучшего школьного библиотекаря, организация внутришкольного буккросинга и т.д.
В мегапроекте представлен блок, связанные с социальной рекламой книги, чтения, библиотеки. Это распространение сведений о новой книжно-журнальной продукции (рекламных изданий, библиографических пособий, журналов, электронных средствах навигации), организация медийной поддержки книги и чтения, распространение лучших видео- и аудиоматериалов, различные конкурсы, мониторинг публикаций. Необходима постоянная работа с общественностью, с добровольными пропагандистами книги и чтения.
Мегапроект задаёт общий вектор активности социальных сил в регионе, большинство необходимых для его реализации ресурсов в наличии. Но смогут ли люди и организации найти в себе силы для эффективного взаимодействия, не подкреплённые пока административной поддержкой? Самое время дать ответ на вопрос: кто мы? «Вагоны», стоящие на запасном пути и уныло отмечающие «нарастание негативных тенденций в сфере чтения», или библиотечный «локомотив», устремлённый вперёд?..

С автором можно связаться:
viovita@yandex.ru

Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы