«Дайте мне хорошую
библиотеку, и я построю
вокруг неё университет»
Коллеги, которые никогда не работали в университетской библиотеке, обычно довольно скептически слушают наши рассказы о специфических особенностях библиотеки вуза, о её необыкновенной миссии, задачах и читателях…
Конечно, мы не можем отрицать того, что основные технологические процессы, отдельные направления деятельности, функции вузовских и публичных библиотек схожи. Вместе с тем, не зря в библиотековедении разработана типология библиотек (данной проблемой занимались Н. С. Карташов, Ю. Н. Столяров, Р. С. Мотульский), в основе которой лежат сущностные функции библиотеки. Университетская библиотека сегодня всё чаще ассоциируется с понятиями интеллект, знания и профессионализм. Здесь накапливаются и систематизируются все возможные виды информации и обеспечивается современный уровень информационной поддержки процессов образования и научно-исследовательской деятельности. На ведущее место выходит задача предоставления профессорско-преподавательскому составу и будущим специалистам (студентам, магистрантам, аспирантам) свободного и неограниченного доступа ко всей нужной им информации независимо от её наличия в библиотечном фонде. Среди актуальных направлений деятельности вузовских библиотек – поддержка и продвижение библиотечных Web-сайтов, использование в учебном и научно-исследовательском процессах электронных ресурсов удаленного доступа, развитие онлайновых услуг на основе собственных документных фондов, формирование информационной культуры пользователей, стратегическое проектирование деятельности библиотеки на основе менеджмента качества и др.
Всё это выдвигает повышенные требования к уровню профессионализма персонала университетской библиотеки, требующего от специалистов владения целым рядом особых профессиональных компетенций: знание основ дидактики высшей школы; владение педагогическими технологиями и способностью применять их при формировании информационной культуры пользователей, в процессе организации и проведения образовательных мероприятий различного уровня; знание отраслевой специфики вуза, состава фонда и информационных потребностей пользователей (профессорско-преподавательского состава, студентов, магистрантов, аспирантов, сотрудников университета); видение библиотеки как структурного компонента общей системы научной информации и важнейшей «учебной лаборатории» вуза; способность устанавливать и развивать информационное взаимодействие и профессиональное сотрудничество с деканатами, кафедрами, другими структурными подразделениями университета и др.; наконец, умение действовать профессионально в условиях неопределённости, т. е. в условиях изменчивости образовательной системы, её способности к качественному преобразованию.
Таков «портрет» современной библиотеки университета и её персонала, для которого работа в вузе – огромный стимул к постоянному самосовершенствованию и… эликсир жизни и молодости! Кто-то думает иначе?.. Давайте обсудим!
Ирина Стрелкова, зам. директора библиотеки Белорусского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук.