Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 22 (112)'09 - Университетская библиотека
Университетский библиотекарь: особенности профессии

Татьяна Сергеевна Пирогова, заведующая сектором Научной библиотеки Уральского государственного университета им. А. М. Горького, г. Екатеринбург

«Сконструировать» образ университетского библиотекаря, получить представление о его профессиональном самосознании, заглянуть за границы чисто профессиональной деятельности позволило социологическое исследование, проведённое в Научной библиотеке  Уральского государственного университета им. А. М. Горького. Почему же мы всё-таки работаем в библиотеке, что отличает университетского библиотекаря и какие мы в обычной жизни ?


С момента своего создания университетская библиотека являлась учреждением, содействующим развитию науки, образования и культуры. С библиотечным делом были связаны и выдающиеся учёные, деятели культуры. Нередко они занимали руководящие должности в библиотеках, совмещая их с преподавательской и научной деятельностью
Научные библиотеки в XXI веке обеспечивают информационную поддержку образовательной, научно-исследовательской, культурно-просветительской деятельности университета на основе традиционных и новых информационных технологий. В период информатизации общества повышаются требования, предъявляемые к библиотечным специалистам. Библиотекарям, независимо от типа библиотеки, в которой они работают, приходится постоянно учиться и самосовершенствоваться, осваивать современные технологии.
А кто сейчас работает в университетской библиотеке? Чтобы ответить на этот вопрос в Уральском государственном университете им. А. М. Горького города Екатеринбурга в конце 2008 года Научно-методическим отделом было проведено социологическое исследование, объектом которого стали различные аспекты профессионального сознания и самосознания сотрудников Научной библиотеки.
Исследование ставило перед собой следующие цели:
• определить характерные особенности сотрудников, работающих в научной библиотеке университета;
• выявить, как идентифицируется библиотечная профессия в коллективе, и какими качествами должен обладать библиотекарь;
• проследить взаимосвязь между мотивацией труда и отношением к профессии;
• выяснить границы профессиональной компетентности (знания и дополнительные навыки);
• проследить некоторые социальные закономерности, присущие библиотекарям.
По результатам исследования были выявлены следующие характерные признаки, присущие сотрудникам Научной библиотеки УрГУ:
• включённость в системы повышения квалификации в библиотеке и в университете;
• вовлечённость в процессы научных исследований и внедрения инноваций;
• реализация возможностей профессионального и личностного роста;
• реализация творческих способностей;
• сформированная организационная куль­тура.
Исследование проводилось методом анкетного опроса, возврат анкет составил порядка 90%. Для анализа полученных данных были составлены таблицы, которые помогли «сконструировать» образ университетского библиотекаря, а также позволили заглянуть за границы чисто профессиональной деятельности. Помимо анализа анкет использовался метод наблюдения, устного опроса и анализ отчётов отделов за последние годы.
Основными участниками опроса стали женщины. Мужчины, как «редкий вид» библиотекаря, тем не менее активно работают в разных подразделениях нашей библиотеки: в отделах информационных технологий, редкой книги и в обслуживании. Преобладали респонденты в возрасте от 18 до 30 лет. Средний возраст наших сотрудников составил 39 лет, что является, на наш взгляд, неплохим кадровым показателем.
Стаж работы в библиотеке УрГУ составляет более 20 лет — у 30% респондентов; 20% — работают от 11 до 20 лет; 17% — от 6 до 10 лет и 24% — от 1года до 5 лет; 9% — до 1 года.
Большая часть сотрудников (70%) имеет высшее образование, из них 14% — с высшим библиотечным образованием. Кроме того, 24% имеют неоконченное высшее образование и 6% — среднее специальное образование.
Таким образом, в Научной библиотеке УрГУ сформировался достаточно стабильный разновозрастный коллектив, обладающий качественным образованием. При наличии базового образования происходит постоянное внутрибиблиотечное обучение профессии, сотрудники включены в систему повышения квалификации в библиотеке и в университете.
В НБ УрГУ создана многоуровневая система обучения и повышения квалификации для всех категорий сотрудников от начинающих до квалифицированных специалистов и руководителей. Регулярно новые сотрудники обучаются в «Школе начинающего библиотекаря». Все сотрудники библиотеки участвуют в кольцевых просмотрах новой литературы, обзорах и в работе секций методобъединения вузовских библиотек Свердловской области.
С 2004 года на базе Научной библиотеки совместно с ИППК УрГУ проводится обучение библиотекарей на курсах повышения квалификации по программе «Современная библиотека и профессиональное образование»
(78 час). В ней принимают участие как представители вузовских библиотек Екатеринбурга, Свердловской и Челябинской областей, так и сотрудники нашей библиотеки.
Сотрудники НБ УрГУ являются участниками различных программ повышения квалификации, участвуют в семинарах, конференциях российского и международного значения, зарубежных стажировках. За последние годы наши библиотекари совершили международные поездки в США, Великобританию, Швейцарию, Германию, Черногорию, Латвию, Белоруссию, Украину и Кыргызстан.
Четверть сотрудников обучилась в учебном центре «Профессионал» при управлении информатизации УрГУ в рамках корпоративной образовательной программы «Повышение квалификации в области информационных и коммуникационных технологий».
Результаты проведённого анкетирования позволяют смотреть в будущее с оптимизмом, поскольку значительная часть сотрудников связывает свою трудовую перспективу с библиотекой.
В ближайшее время (1–3 года) только 7% думают сменить место работы; 43% библиотекарей собираются повысить квалификацию; 21% планируют получить дополнительное образование; 11% — защитить диссертацию; закончить вуз — 24%. В конце 2008 года два сотрудника библиотеки защитили кандидатские диссертации.
Библиотекари активно занимаются научной и научно-практической деятельностью, участвуют в инновационных проектах вуза. Ими создаются интеллектуальные продукты, в том числе дайджесты, библиографические указатели, пополняются цифровые коллекции. В библиотеке ведётся исследовательская работа, одним из традиционных направлений которой является исследование и описание книжных памятников, хранящихся в фонде отдела редких книг.
Профессионализм библиотекарей университета проявляется в активном отношении к своей работе. Научная библиотека принимает участие в реализации Инновационной образовательной программы университета. Сотрудниками библиотеки создана проблемно-тематическая библиографическая база данных «Инновационное образование», в которую включены издания и электронные ресурсы, соответствующие основным направлениям инновационной подготовки УрГУ.

Причины выбора профессии
и мотивация трудовой деятельности
Откуда берутся такой потенциал и желание работать?
Отвечая на вопрос: «Почему Вы работаете в библиотеке?», респонденты выбирали несколько вариантов ответов. Получилась следующая картина: наибольшее число (56%) испытывает любовь к книжной культуре, библиотеке, испытывает потребность в интеллектуальном общении; 37% ощущают своё призвание и отзываются о работе в библиотеке как об интересной; столько же (37%) привлекает хороший коллектив и прекрасные взаимоотношения с сотрудниками. Возможность самореализации, творчества актуальна для 35% респондентов. Для молодёжи работать в библиотеке удобно, пока учатся в вузе (это первое место в рейтинге данной возрастной категории), тем более что всегда есть доступ к широкому спектру информационных ресурсов университетской библиотеки. Многие после окончания вуза остаются работать в библиотеке. Также молодых сотрудников привлекают хороший коллектив и условия труда.
В силу случайных обстоятельств работает около 16%, причем практически всё это респонденты в возрасте 18–30 лет.
Получается, что большинство сотрудников привлекают традиционные представления о профессии, связанные с любовью к книге, чтению, работе с людьми. Вот как в зависимости от возраста изменяется показатель «призвание»: 22% (18–30 лет), 39% (31–45 лет), 50% (46–60 лет), 75% (старше 60 лет).
Для эффективной трудовой деятельности важным фактором является удовлетворённость содержанием и условиями работы. В ходе анкетирования данные факторы оценивались по пятибалльной шкале.
Большая часть респондентов оценивают свою удовлетворённость достижениями и продвижением по службе в основном на 4 и 5 баллов (28% и 26%). Достаточно высоко оцениваются условия для развития своих способностей (на 4 — 37%; на 5 —- 41%), общественное признание (на 4 — 26%; на 5 — 37%); уровень зарплаты (на 3 и 4 балла 37% и 20% соответственно).
Большинство наших сотрудников обладают навыками работы с ПК на уровне грамотного пользователя, знакомы с основами веб-дизайна, менеджмента и психологии. Сотрудники Гуманитарного информационного центра ведут свои блоги, в которых освещают различные библиотечные проблемы и события, используют их для проведения занятий со студентами. Своими силами, без привлечения профессиональных дизайнеров и архитекторов в 2007 году подготовлен проект реконструкции отдела обслуживания библиотеки. Регулярно проводятся опросы, изучающие востребованность ресурсов и услуг библиотеки, микроклимат в коллективе и другие аспекты библиотечной жизни.
Активно исследуются ресурсы Интернета по библиотечному делу, информатизации, педагогическим технологиям. Библиотекари, владеющие иностранными языками, занимаются переводами статей библиотечной тематики, общаются с зарубежными коллегами. Благодаря таким контактам в апреле 2008 года на территории Генерального консульства США библиотекой УрГУ была организована и проведена видеоконференция с библиотекой университета Олбани (США) на тему «Организация обучения пользователей библиотеки».
Всё это лишний раз подтверждает, что сотрудникам предоставлены возможности для раскрытия своего потенциала, личностного роста и профессиональной реализации, как в библиотеке, так и вне её стен.

Черты характера
и модели поведения
Представители нашей профессии являются людьми доброжелательными и тактичными, избегающими споров и конфликтов. Сама атмосфера библиотеки способствует тому, что люди, не обладающие общей культурой и воспитанностью, не могут адаптироваться и не задерживаются в коллективе.
Естественно, что все люди неповторимы и обладают индивидуальными особенностями, но есть некоторые общие преобладающие черты характера и модели поведения. Наше исследование показало, что у трети респондентов (30%), помимо других качеств, доминирующими чертами являются трудолюбие и усердие, потребность доводить начатое дело до конца. Выносливость, терпение и методичность обычно делают их высококлассными специалистами в своей области. У четверти сотрудников (26%) преобладающими являются лидерские качества. Это сильные, энергичные личности, умеющие ставить цели и их достигать. Они прагматичны и честолюбивы, умеют обосновать значимость собственной работы и работы своих подчиненных. Ещё одна четверть (26%) библиотекарей являются «дипломатами», которые сглаживают «острые углы» и гармонизируют атмосферу в коллективе. Они обладают высокой чувствительностью и развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать. Присутствуют в коллективе и творческие личности (11%), умеющие вдохновить и увлечь своими идеями многих. Данные люди способны генерировать идеи и создавать нечто новое и оригинальное. Незначительное количество (7%) — это люди, не удовлетворённые тем образом жизни, который они сейчас ведут, и потому занятые поисками лучшего положения.
Ни для кого не секрет, что взаимоотношения в коллективе играют важную роль и влияют на качество работы. Частые конфликтные ситуации, напряжённость отрицательно сказываются на производственном процессе. Важным фактором становится умение руководителя минимизировать негативные последствия конфликтов. Отношения с коллегами по работе респондентам было предложено оценить по пятибалльной системе: в основном это положительная оценка (на 4 балла их оценили 41% опрошенных, на 5 — 46%). А отношения с непосредственным руководителем 93% оценили на 4 и 5. Всё это свидетельствует о доброжелательных стабильных взаимоотношениях между сотрудниками и руководящим составом библиотеки.
Совместное проведение различных мероприятий и праздников, решение сложных задач, связанных с переездом и ремонтом, поддержка в сложных житейских ситуациях — всё это является неотъемлемой частью корпоративного духа.

Корпоративная этика
В каждой организации существует сложившаяся система ценностей, нормы поведения, способы мотивации труда и стиль руководства. Это культура организации или корпоративная этика, которая сказывается на эффективности работы, отношении сотрудников к своей библиотеке, к результатам трудовой деятельности. Корпоративность проявляется в соединении разных элементов. В первую очередь это стиль деятельности, атмосфера в библиотеке. Внешними элементами корпоративности является и фирменный стиль библиотеки. В НБ УрГУ есть свой флаг, гимн и клятва. Смысл существования библиотеки, философия её развития, перспективы деятельности — всё это отражено в таких документах, как Миссия и Концепция развития Научной библиотеки УрГУ.
Социально-психологический климат, стиль общения в коллективе ярче всего проявляются в проведении совместных мероприятий, таких, например, как «День библиотек». Оказание доверия сотрудникам, поддержка и развитие их потенциала — всё это является важным направлением менеджмента персонала и стилем руководства в университетской библиотеке. Получается, что в научной библиотеке УрГУ сложились благоприятный психологический климат и условия для эффективной работы, сформирована «организационная культура».
А как сами библиотекари осознают свою профессиональную деятельность? Во всех возрастных группах труд библиотекаря оценивается, прежде всего, как интеллектуальный и творческий (74%); кропотливый, требующий терпения (54%); трудоёмкий, напряжённый (46%); современный, востребованный (33%); приносящий моральное удовлетворение (33%).
По мнению респондентов, библиотекарь — это образованный человек, имеющий широкий кругозор и обладающий высокими моральными принципами и свойствами души, с юмором смотрящий на жизнь. Это подтверждают результаты опроса. На первых позициях, характеризующих библиотекаря, стоят следующие качества: образованность (76%); воспитанность (63%); интеллигентность (61%); эрудиция (61%); чувство юмора (54%); порядочность (48%). Альтруистами себя ощущают 35% респондентов. 43% полагают, что современным библиотекарям свойственна креативность мышления. Почти 30% считают, что для современного библиотекаря важна хорошая физическая подготовка.

Новаторы или консерваторы?
Внедрение новых информационных технологий, использование возможностей Интернет для обучения с энтузиазмом воспринимается и осваивается нашими сотрудниками. Новое — это хорошо, однако 26% респондентов являются приверженцами «здорового» консерватизма, «уравновешивая» стремление ко всему передовому и сохраняя традиции. Например, библиографы проводят учебные занятия с использованием электронных презентаций и блогов, но также организуют учебный процесс, не только ориентируясь на современные электронные ресурсы, но и на традиционные библиографические источники: реферативные журналы, указатели, летописи.
Из проведённого опроса выяснилось, какие знания и навыки библиотекари университета считают наиболее актуальными для свой профессиональной деятельности. Абсолютное большинство (90%) считают, что для успешной работы в библиотеке необходимы профессиональные знания, знания ПК и Интернета и вытекающие отсюда возможности ориентироваться в информационных ресурсах.
Половиной респондентов высказано мнение, что для создания комфортных условий работы и оказания сервисных услуг библиотекарь должен уметь пользоваться оргтехникой: ксероксом, сканером, факсом, принтером.
Наша профессия всегда была связана с общением с различными по характеру людьми. Умение найти контакт или избежать конфликтной ситуации очень важно для профессиональной деятельности в любой организации. Поэтому неудивительно, что 78% уверены, что библиотекарям необходимы навыки и знания в области психологии общения и библиотерапии (17%).
Половина респондентов (49%) считает необходимым для современного библиотекаря владение иностранными языками. Вопросы авторского права и библиотечного законодательства актуальны для 25%. Знания в области маркетинга, пиар-технологий и менеджмента важны для 17% и 11% респондентов.

Библиотекарь в социуме
Для того чтобы составить подробный портрет современного университетского библиотекаря, следует проанализировать и некоторые социальные закономерности, не относящиеся к профессиональной жизни.
Для абсолютного большинства библиотекарей главное место в шкале жизненных приоритетов играет семья (93%). Помимо семейных ценностей для 69% важным является душевное равновесие. Творческая реализация актуальна для 44%, а вот общественная деятельность привлекает лишь 13% респондентов. Улучшением материального благосостояния озабочены 43%. Но 22% сотрудников не являются собственниками недвижимости, автомобиля или банковского счета и с юмором относятся к данной ситуации, о чём свидетельствуют комментарии к анкете.
У каждого человека, помимо работы, есть личное пространство, которое каждый организует по своему усмотрению. Опрос показал, что библиотекари всё-таки верны традиции и большую часть свободного времени посвящают чтению книг (72%). Встречаются с друзьями и предпочитают живое человеческое общение 63% опрошенных; 50% значительную часть свободного времени проводят в сети Интернет и за компьютером; 44% проводят время за просмотром телепередач, отдавая предпочтение информационным программам, телеканалу «Культура» и сериалам. Примерно такое же количество респондентов (43%) отдыхают под музыку. Поскольку большая часть коллектива женская, то естественно, что в свободное время женщины занимаются рукоделием и кулинарией (25%). 15% находят время для посещения музеев, театров, выставок. Наши сотрудники пишут литературные произведения, коллективно посещают выставки, театры, филармонию. Кроме того, библиотекари увлечены садоводством, занятиями спортом, рисованием, автомобилями.
Свои политические пристрастия библиотекари озвучили следующим образом: никто не заявил о своей принадлежности к политической партии. Половина респондентов следят за политической жизнью России, но не участвуют в ней (49%); 29% с большой осторожностью относятся к политике, а 22% практически ею не интересуются.
Включённость в любое профессиональное сообщество со временем откладывает отпечаток на имидж сотрудников и стиль одежды. Давно «канул в лету» образ библиотекаря-«синего чулка» в сатиновом халате. Наши сотрудники хорошо ориентируются в модных тенденциях и ассоциируют себя с современным социумом. По результатам опроса 57% библиотекарей предпочитают деловой классический стиль в одежде; 28% подвержены тенденциям молодёжной моды; 24% комфортно чувствуют себя в спортивном стиле, выбирая динамичный ритм большого города; остальные же предпочитают собственный стиль и сочетание разных направлений. В общем, библиотекари интересуются политикой, разнообразно проводят свое свободное время и совсем не производят впечатление «серых мышек». В социальном плане университетский библиотекарь мало чем отличается от других представителей бюджетной сферы.
Подводя итоги исследования, составим портрет сотрудника научной библиотеки УрГУ им. А. М. Горького. Итак, университетский библиотекарь представляет собой личность, обладающую качественным образованием, эрудицией, общей культурой, способностью к творчеству, желанием реализовывать свой потенциал и постоянно повышать уровень своей профессиональной квалификации. Большинство испытывает любовь к книжной культуре, библиотеке, работают по призванию и считают БИБЛИОТЕКАРЯ воплощением лучших качеств русского человека (образованность, воспитанность, интеллигентность, эрудиция, порядочность). Библиотекарям не безразлична судьба России, они следят за политической жизнью, но не стремятся к общественной деятельности. Для библиотекарей предпочтительнее семейные ценности, душевное равновесие, творческая реализация. Конечно же, уровень жизни и статус библиотечной профессии в обществе оставляют желать лучшего.
Времена меняются, жизнь не стоит на месте, но при этом новые библиотечно-информационные технологии не разрывают связь с прошлым. И профессия библиотекаря не исчезает, а, используя новые формы и методы работы, знания и возможности, принимает иное, отличное воплощение и форму существования.

1 Васильев И. Г. Социологические исследования в библиотеках : практ. пособие / И. Г. Васильев, М. Е. Илле, Д. К. Равинский. — СПб.: Профессия, 2001. — 176 с.
2 Володин Б. Ф. Всемирная история библиотек / Б. Ф. Володин. — СПб.: Профессия, 2002. — 351, [1] с.

С автором можно связаться:
t_pirogova@mail.ru

Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы