Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 22 (112)'09 - Университетская библиотека
Формирование информационной культуры будущего учителя

Наталия Владимировна Севрунова, заведующая информационно-методическим отделом Научной библиотеки Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева


Информационная культура студента, способность к самообразованию является необходимым условием для его становления как специалиста, для его дальнейшего профессионального развития, является необходимым инструментом приобретения нового знания в рамках выбранной специальности.


Динамизм происходящих в современном обществе изменений связан в том числе и с увеличением объёма новой информации, масштабным внедрением информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности человека.
В эпоху открытого информационного общества и единого образовательного пространства ведущее значение приобретает подготовка специалиста, обладающего такими значимыми качествами личности, как компетентность, умение свободно ориентироваться в смежных областях профессиональной деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности.1
Объективная потребность общества в высококвалифицированных специалистах вносит свои коррективы в содержание высшего профессионального образования. Одной из приоритетных задач высшего образования является формирование общей культуры студентов, так как уровень культуры человека, сформированный в студенческие годы, как правило, определяет благополучие его в профессиональной деятельности. Последние несколько лет проблема формирования информационной культуры является объектом обсуждения теоретиков и практиков (А. Атаян, Н. И. Гендина, Б. С. Кейбжанова, Д. С. Каракозов, Э. Л. Семенюк, О. И. Соколова и др.).
Информационная культура студента
в широком плане представляет собой
неотъемлемую часть его профессионального мастерства — инструмент для приобретения нового знания в рамках выбранной специальности. Информационная культура в инновационном аспекте позиционируется как профессионально значимое личностное качество студента направленное на рациональное, эффективное, взвешенное взаимодействие с информационной средой, в результате освоения которой внешне заданная информация становится личным инструментом преобразовательной деятельности.
Этот вопрос как никогда актуален в контексте качества и эффективности обучения студентов в высшей школе, где критериями качества подготовки студента наряду со знаниями и умениями, выступают самостоятельность, инициативность, творческий подход, способность к самообразованию.
В Госстандарте высшего профессионального образования на освоение основной программы подготовки учителя при очной форме обучения отводится 53,3% от общего количества времени на самостоятельную работу студента (всего — 8884 часа, из них аудиторные — 4144, самостоятельная работа — 4740). Насколько эффективно будет использовано это время студентом, зависит оттого, какими формами и методами самостоятельной работы владеет обучающийся.
Опыт работы сотрудников Научной библиотеки показывает, что студенты первого курса, зачастую не имеют элементарных навыков самостоятельной работы с информацией на традиционных и нетрадиционных носителях, эффективного её поиска, за исключением просмотра первоисточников, рекомендованных преподавателем; большинство студентов испытывают затруднения с оформлением студенческих научных работ.
Современная университетская библиотека занимает достойное место в научной, учебной, образовательной, информационной и культурной инфраструктуре образовательного учреждения. В эпоху информационного общества, естественным итогом которого стало широкомасштабное внедрение новых информационных технологий, претерпевает изменения внешний облик вузовской библиотеки, содержание и формы её работы.
Вхождение в мировое сообщество государств даёт возможность выхода в открытое информационное общество. Новые ресурсы и возможности Научной библиотеки КГПУ существенно расширяют рамки привычных информационных форм деятельности. Ставшие традиционными, занятия со студентами
I курса по библиотечно-библиографическим знаниям, сменили занятия по «Основам информационной культуры», для студентов III курса разработана программа занятий «Основы организации информационного поиска в сети Интернет» в количестве 28 часов. Для реализации информационных потребностей педагогов, расширения спектра навыков, необходимых для самостоятельного поиска информации, изучения передового педагогического опыта, проводятся обучающие тренинги и семинары для аспирантов и преподавателей и т. д.
Значительный практический опыт работы сотрудников библиотеки и кафедры Информационных технологий обучения и математики позволил создать курс «Информационная культура», который с 2006/07 учебного года введён на всех факультетах педагогического университета. Эта дисциплина входит в национально-региональный (вузовский) компонент основной образовательной программы подготовки учителя очной формы обучения.
Включение знаний библиотековедения и библиографии, наряду с основами информатики, позволяет аккумулировать все грани информационной культуры в пределах одной дисциплины.
Информационная культура призвана содействовать развитию эвристических способностей студента, стимулированию активной самостоятельной деятельности, самостоятельным поискам знаний, творческой и научно-исследовательской работы, реализованной в виде реферативных, курсовых работ, проектов, видео презентаций, видеосюжетов, веб-сайтов и т. д.
Дисциплина изучается студентами на I и II курсах в течение двух семестров, включает 40 лекционных часов и 20 часов практических и семинарских занятий, по итогам которых проводятся зачёт и экзамен. Ведущими формами работы при изучении курса являются лекции, которые сопровождаются видео презентациями; практические и семинарские занятия дисциплины проходят в рамках проектной деятельности. Деятельностный характер занятий позволяет студенту аккумулировать разнообразный теоретический и фактический материал, подвергнуть его анализу и синтезу, и представить в своих научных работах, использовать в последующей учебной деятельности.
Литература, рекомендованная студентам при изучении этого курса, для подготовки к семинарским и практическим занятиям, апеллирует к различным областям знания.
В 2007/08 учебном году сотрудники библиотеки и кафедры ИТОиМ в рамках внутривузовского гранта создали электронное учебно-методическое пособие в формате toolbook. Содержание учебника включает три модуля: теоретический, практический и проверочно-экзаменационный.
Теоретический модуль представлен главами, иллюстрирован наглядным материалом, вопросами для повторения и списками дополнительной литературы.
Второй, практический модуль содержит вопросы, таблицы, с помощью которых необходимо структурировать найденный по теме занятия материал. Заполненные формы студенты высылают на учебный электронный адрес. Лучшие работы студентов, выполненные в процессе проектной деятельности, также представлены на страницах учебника.
Проверочно-экзаменационный модуль, включает вопросы для зачёта и экзамена, темы для рефератов и тест в электронной форме. Все модули электронного учебно-методического пособия соединены гиперссылками, что позволяет в порядке, который определяет пользователь, переходить от просмотренной темы к вопросам для повторения, практическим заданиям, к вопросам теста и т. д.
В планах работы дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса информационной культуры студента связано с возможностью дистанционного обучения, проведения лекционных занятий в режиме телеконференций.
Рост информационных ресурсов в образовании, влечёт увеличение уровня сложности и объёма знаний и умений в области информационной культуры. Уровень информационной культуры всего университетского сообщества непосредственным образом влияет на качество образования, получаемого силами этого сообщества. Осознание этой взаимосвязи требует внесения корректив на всех уровнях подготовки, от студента до преподавателя.
Между тем, развитием информационной культуры университетского сообщества в целом, комплексно и целенаправленно не занимается ни одна из структур (эпизодически задачу развития информационной культуры профессорско-преподавательского состава вуза решает Научная библиотека в рамках Дней информации, Дней специалиста, Дней кафедры и т. д., курсы внутривузовского повышения квалификации и др.).
Опыт реализации проблемы формирования информационной культуры студента в КГПУ им. В. П. Астафьева показал, насколько эффективна консолидация усилий различных структур университета в учебном процессе. Выход из сложившейся ситуации видится в объединении усилий, организации комплексного подхода в формировании информационной культуры преподавателя, сотрудника в рамках отдельного вуза.

1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_02/393.html#1/
2 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 032900 — русский язык и литература [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http.//www.kspu.ru/

С автором можно связаться:
sevrunova@kspu.ru


Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы