Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 22 (112)'09 - Университетская библиотека
Специфика студенческой читательской аудитории в библиотеках по искусству

Мария Александровна Мазурицкая, главный библиограф отдела научно-методической и организационной работы Российской государственной библиотеки по искусству, г. Москва


Студенты творческих специальностей — каков круг их чтения и какие требования они предъявляют к фондам библиотеки?


За последние десятилетия, в жизни российского общества произошли значительные перемены, затронувшие экономическую, политическую, социальную и культурную сферы. При всей неоднозначности и противоречивости оценок перестроечного периода и его последствий, невозможно отрицать того, что, в результате девальвации системы ценностей была разрушена и система организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях, что привело к значительному снижению образовательного и культурного уровня молодёжи. Между тем, несмотря на ряд негативных сторон системы советского воспитания, за многие годы ею был накоплен позитивный опыт в процессе формирования ценностных ориентаций молодого поколения, направленных на уважение к своей стране, её традициям, любовь к родному языку, прививание молодёжи любви к чтению.
В условиях существующего в современной России не только социально-экономического, но и духовного кризиса, проблема социализации молодёжи и раскрытия её потенциала встает особенно остро, что обуславливает актуализацию изучения отечественными исследователями различных аспектов жизни молодого поколения. При этом объектом особого внимания становится студенческая молодёжь, так как именно студенчество, будучи носителем прогрессивных и инновационных идей и является индикатором общественно-политической и культурной жизни России.
Одной из важнейших составляющих процесса профессиональной подготовки студентов гуманитарных и творческих специальностей является чтение ими профессиональной литературы, которое позволяет молодым людям глубже вникнуть в изучаемую ими область знаний.
В данном процессе неоценимую помощь студентам творческих профессий оказывают библиотеки искусствоведческого профиля, выполняющие функцию культурного и информационного центра.
Студенты творческих вузов и гуманитарных высших учебных заведений составляют значительную часть читательского контингента Российской государственной библиотеки по искусству — ведущей библиотеки искусствоведческого профиля. В целях совершенствования работы с данной категорией читателей, выявления особенностей её читательских запросов, отношения к библиотеке, к чтению в целом и к чтению профессиональной литературы в частности, в Российской государственной библиотеке по искусству в 2007–2008 гг. в рамках анкетирования читательской аудитории отдельно был проведён анализ ответов читателей, являющихся студентами творческих специальностей. К мониторингу были привлечены студенты научной библиотеки Российской академии театрального искусства ГИТИС. В общей сложности в анкетировании приняло участие 86 респондентов, из которых читателей Российской государственной библиотеки по искусству — 46 человек, а читателей научной библиотеки РАТИ ГИТИС — 40 человек.

Немного классической музыки и что-нибудь перекусить
Вопросы, на которые предлагалось ответить читателям, можно разделить на две группы: «Читатель в библиотеке» и «Читатель вне библиотеки».
К первой группе относятся вопросы, направленные на выявление отношения респондентов к библиотеке и её сотрудникам, а также на определение места, которое занимает библиотека в жизни студенчества. Одним из подобных вопросов является вопрос о том, с какой целью молодые люди посещают библиотеку. При анализе ответов на него выяснилось, что большинство студентов (75%) рассматривают библиотеку как важную составляющую образовательного процесса, то есть приходят в неё с целью получения знаний, необходимых им для учёбы. Эти студенты в качестве цели обращения в библиотеку указали образовательную или же профессиональную цель. В большинстве своём указанные понятия для молодых читателей пока что идентичны, так как они ещё не являются профессионалами в своей области.
Отрадно, что ряд респондентов (16 %) посещает библиотечные учреждения с целью самообразования, что свидетельствует об их серьёзном отношении к учёбе и к будущей профессии, а также о стремлении получить дополнительные знания помимо тех, которые им дают в вузе. Незначительное число творческой молодёжи приходят в библиотеку в досуговых целях (6%) и для получении информации справочного характера (3%).
Следующий вопрос из первой группы — «Удовлетворяет ли фонд библиотеки Ваши профессиональные интересы?» — необходим для того, чтобы понять, насколько библиотечные фонды удовлетворяют потребности молодых читателей. К счастью, число тех молодых людей, которых не устраивает ни один фонд библиотеки невелико (2%). Затруднились дать ответ на поставленный вопрос 9% молодых читателей, 27% респондентов состав библиотечного фонда полностью устраивает, столько же студентов удовлетворены не всеми, но большей частью фондов, удовлетворены только одним из фондов — 35%.
Последнее свидетельствует вовсе не о недостаточной укомплектованности фондов, а говорит скорее о том, что многие молодые читатели используют в своей учебной деятельности ограниченный круг профессиональной литературы и не владеют в полном объёме информацией о взаимозаменяемости источников. Именно поэтому на вопрос: «Что Вас не устраивает в работе библиотеки?», 44 % респондентов ответили, что им не хватает необходимой литературы, при этом некоторые молодые люди указали, по какой именно отрасли (по философии, технике речи, экономике культуры и т. д.). Указали, что им не хватает в библиотеке тех или иных услуг, 18% респондентов. Однако перечень услуг, которые молодые люди считают необходимыми, отражает по большей части нежелание представителей творческой молодёжи следовать и принимать правила, существующие в библиотечном мире и неспособность адекватно оценивать возможности библиотеки. Так, в этом перечне некоторые читатели РГБИ указали «отсутствие классической музыки в читальном зале», «возможность ксерокопировать старые книги» «упрощённый доступ к книгам», «ещё один читальный зал», «столовая» и т. д. При всём нашем желании удовлетворить эти требования не представляется возможным ввиду существования в библиотеке определённых правил и ограниченности пространства.

Вам помочь?
Ответы молодых читателей на вопросы: «Нуждаетесь ли Вы в помощи библиотекаря при выборе литературы?» и «Видите ли Вы в библиотеке своего “соавтора”?», позволяют судить об оценке студентами степени содействия и участия библиотеки и библиотекарей в поиске и подборе литературы, необходимой молодым людям в их учебно-образовательной деятельности.
Было выявлено, что помощь библиотекаря необходима большинству студентов (70%); время от времени к ней прибегают 10% респондентов; не нуждаются в помощи библиотечных работников 17% молодых читателей. Затруднились дать ответ на указанный вопрос 3%. На основании полученных данных можно сделать вывод, что читательская студенческая аудитория библиотек искусствоведческого профиля в основной массе воспринимает библиотекаря как помощника, хотя среди рассматриваемого контингента читателей есть и те, кто отказывает библиотекарю в подобной роли, что, вероятней всего, говорит о некоторой самонадеянности этих молодых людей, уверенных в том, что они сами в состоянии решить поставленную перед ними задачу поиска и подбора необходимой литературы. Между тем совершенно очевидно, что помощь библиотекарей и библиографов необходима всем молодым читателям, так как они в силу своего возраста и отсутствия достаточного опыта ещё не обладают должным уровнем информационной грамотности, и, как было отмечено выше, не имеют чёткого представления о том, как и где можно найти нужную информацию.
Вопрос касающийся соавторства библиотеки, был составлен с учётом специфики библиотек искусствоведческого профиля, являющихся своего рода творческими лабораториями, оказывающими существенную помощь деятелям культуры при создании различных творческих проектов, и становящиеся таким образом соавтором данных проектов. С отмеченной функцией библиотек в большей степени сталкиваются специалисты творческих профессий и студентаы старших курсов, где акцент делается на самостоятельной работе учащихся. Было установлено, что своим «соавтором» библиотеку признают 63% респондентов, что несколько меньше количества тех, кто нуждается в помощи библиотекаря, хотя это расхождение и не очень велико. Практически одинаково в процентном соотношении количество тех, кто не нуждается в помощи библиотекаря, и тех, кто не считает библиотеку соавтором (16%). Расхождение показателей проявляется в отсутствии людей, давших на вопрос о соавторстве библиотеки нейтральные ответы («иногда», «отчасти» и т. д.), а также в большем проценте затруднившихся ответить (21%). По-видимому, данное расхождение объясняется тем, что молодым людям гораздо проще осознать значимость роли библиотекаря, как помощника, чем как соавтора, поскольку некоторым из них в процессе учебной деятельности ещё не доводилось выполнять какие-либо творческие задания или работать над творческими проектами, в силу чего указанный вопрос был не вполне понят этими студентами.

На полках домашней библиотеки
Вопросы, относящиеся к группе «Читатель вне библиотеки», направлены на то, чтобы определить, какую роль играет чтение в системе ценностей студентов творческих специальностей, насколько серьёзно они относятся к чтению профессиональной литературы.
О том, что у молодых читателей существует уважение к книге, во многом идущее от их семей, можно судить на основании того, что на вопрос: «Есть ли у Вас домашняя библиотека?», утвердительный ответ дали 95% респондентов. Однако что ещё более ценно, представители творческой молодёжи испытывают неподдельный интерес к чтению: об этом свидетельствует тот факт, что 80% молодых людей сами пополняют свою домашнюю библиотеку, причём 74% покупают новые книги достаточно регулярно. Примечателен также и тот факт, что респонденты, не пополняющие свою домашнюю библиотеку, указали, что не делают этого в силу конкретных обстоятельств (недостаток денежных средств на покупку интересующей литературы, отсутствие в квартире места, куда можно было бы поставить купленные книги). Это доказывает, что данные читатели сожалеют о невозможности в настоящее время пополнить свою домашнюю библиотеку, поскольку чтение занимает в их жизни далеко не последнее место.
В анкетирование был включен вопрос о характере домашней библиотеки, так как её состав является отражением духовных потребностей личности, её культурного уровня. Некоторые молодые читатели давали на данный вопрос достаточно развёрнутый ответ, подробно описывая, какого плана литература присутствует в их домашней библиотеке, другие же отвечали односложно. В целом, больше половины студентов (57%) указали, что их домашняя библиотека носит универсальный характер, то есть в ней в одинаковой степени представлена как специализированная, так и художественная литература. Как известно, специализированная литература подбирается в соответствие с профессиональными ориентирами людей, поэтому вполне естественно, что респонденты, в основном, имеют в своей домашней библиотеке профессионально ориентированную литературу, имеющую отношение к той специальности, по которой они получают высшее образование. Однако, к сожалению, это характерно не для всех представителей творческой молодёжи. Почти все студенты актёрских факультетов, составляющие наиболее многочисленную категорию участников мониторинга (31 %) не включают в свою домашнюю библиотеку литературу по специальности, предпочитая ей художественную литературу (правда, как правило, отечественную и зарубежную классику). Последнее свидетельствует о том, что у студентов, обучающихся на актёрских специальностях, есть художественный вкус, но они не считают чтение специализированной литературы обязательной для освоения профессии.
Напротив, для студентов искусствоведческих учебных заведений, которые составляют вторую по многочисленности группу респондентов (23%), получение дополнительных знаний по специальности имеет первостепенное значение, в их домашней библиотеке значительное место занимает литература искусствоведческого и театроведческого плана, порой она даже превалирует над художественной литературой.
Студенты гуманитарных специальностей также являются активными читателями специализированной литературы, отдавая предпочтение литературе общегуманитарного профиля (литературы по культурологи, философии, эстетике). Также большим спросом у них, как и у студентов художественных и искусствоведческих учебных заведений, пользуются альбомы по искусству, которыми молодые читатели активно пополняют свою домашнюю библиотеку. Художественная литература, помимо классики, представлена в домашних библиотеках большей части респондентов поэзией и современной русской и зарубежной прозой.

Естественно и необходимо
В процессе анализа результатов мониторинга, были выявлены специфические особенности и некоторые составляющие системы ценностных ориентаций студенческой читательской аудитории Российской государственной библиотеки по искусству и научной библиотеки Российской академии театрального искусства ГИТИС. Посещение библиотеки представляется представителям творческой молодёжи вполне естественным и необходимым для их учёбы процессом, при этом некоторые из них стремятся также и к получению дополнительных знаний, с целью повышения своего культурного уровня. Негативными чертами, присущими молодым читателям, являются некоторая категоричность и самонадеянность, что проявляется в большем, чем у читателей более зрелых возрастных групп, количестве претензий к библиотеке и библиотечным фондам, нежелании принять существующие в библиотеке правила. Однако в то же время представители молодого поколения нуждаются в помощи библиотекарей и библиографов и достаточно высоко оценивают его роль помощника, советчика и соавтора.
Важную роль в системе ценностных ориентиров студенческой читательской аудитории библиотек искусствоведческого профиля играет чтение. Читательские предпочтения творческой молодёжи в большинстве своём носят разносторонний характер, то есть молодые люди активно читают как художественную, так и профессионально ориентированную литературу. Наибольшее внимание приобретению и чтению книг, относящихся к области специализированной литературы, уделяют студенты театроведческих и искусствоведческих специальностей. Таким образом, мониторинг студенческой аудитории библиотек искусствоведческого профиля показал, что, в целом, данных студентов можно отнести к элите российской молодёжи, поскольку они обладают достаточно высоким уровнем общей культуры. Это творческие, мыслящие, читающие люди, интересующиеся различными аспектами искусства и культуры. Именно поэтому главной задачей библиотек в отношении отмеченной категории читателей является помощь и содействие в их профессиональной подготовке, повышение их информационной культуры.

С автором можно связаться:
mabis@liart.ru


Тема номера

№ 16 (322)'18
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы