Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 23 (113)'09 - Культ творческой Личности
Мы — провода под током, или Жизнь в розовом свете

Светлана Владимировна Россинская, заведующая библиотекой №18 «Фолиант» МУК «Тольяттинская библиотечная корпорация»

Сегодня многие в читателе видят «пользователя». Стремятся «удовлетворить его информационные запросы». Но у многих ли библиотекарей случается творческий и равноправный диалог с читателем, часто ли читатель становится источником радости и соучастником в созидании? Можем ли мы увидеть книгу, библиотеку, жизнь через призму восприятия каждого нашего читателя?


Пожалуй, главное в работе библиотекаря — это уважение к каждому читателю, стремление вести с ним разговор на равных. Немаловажно и другое — уважение к писателю и поэту, особенно местному, тольяттинскому, к его стремлению донести с исчерпывающей полнотой свои мысли творчества до как можно более широкой аудитории.
Именно поэтому мы с удовольствием откликнулись на предложение нашей давней читательницы, самобытной тольяттинской поэтессы, члена тольяттинского отделения Самарской писательской организации Людмилы Киселёвой организовать музыкально-поэтическую композицию «Весны чарующие звуки». Признаться, очень нам хотелось опровергнуть утверждение, под которым подпишется сегодня большинство библиотекарей: «Поэзию не читают, стихами не интересуются, поэтические сборники “не идут”».
Мероприятие это мы решили провести в день начала Недели детской и юношеской книги. Читальный зал библиотеки вмещает всего 30 человек, в нём нет фортепиано, поэтому наше литературное мероприятие получилось выездным и проходило в музыкальном зале школы №69. Мы заручились поддержкой классных руководителей девятых классов, пригласили старшеклассников и своих читателей-активистов.
Пианистка Юлия Борисовна Демидова, дочь Людмилы Ивановны, с радостью согласилась помочь в подготовке музыкального оформления, и на вечере звучала музыка Ф. Э. Баха («Прелюдия до минор»), А. С. Грибоедова («Вальс»), Л. Бетховена («К Элизе»), Э. Морриконе («Воспоминание» из кинофильма «Профессионал»).
Стихотворные строки под музыку из репертуара Эдит Пиаф («Жизнь в розовом свете») звучат как-то особенно проникновенно. Слушая «Историю любви» Ф. Лея, «Прекрасную» Р. Коччианте (мюзикл «Нотр Дам де Пари») или «Память» Э. Ллойда Уэббера (мюзикл «Кошки»), ловишь себя на том, что непрестанно улыбаешься.
Есть особое очарование в таких музыкально-поэтических вечерах: живая музыка передаёт все эмоциональные оттенки и полутона, некоторые погрешности звучания старенького и плохо настроенного школьного фортепиано сполна искупаются искренностью чувства. А главное — видишь глаза слушателей, в которых неподдельный интерес, живой отклик.

Творчество — насущный хлеб
Людмила Ивановна и в жизни, и в творчестве отвергает пассивность. Её жизненная энергия поразительна, она не хочет отдаваться праздности и постоянно творит новые реальности, выковывает жизнестойкую душу. Творчество для неё — воистину хлеб насущный.
И она с поразительной щедростью дарует его плоды всем.
Смотрю я на эту женщину — красивую, лишённую суетливости, сохранившую достоинство и девичий чистый взгляд — и думаю о том, что такая черта, как ответственность свойственна, наверное, большинству наших женщин. Нам с детства внушают, что с нас больше спрос. На нашей мудрости держится брак, нашим теплом согревается домашний очаг, наша любовь помогает расти детям.
Людмила Ивановна переживает и отвечает за всех своих собратьев по перу в литературном объединении «Творческий почерк». Она единственный профессиональный лингвист среди своих коллег-поэтов, поэтому бескорыстно помогает каждому, кто попросит, и с правкой, и с литературной обработкой текстов. Она одновременно и заместитель председателя литобъединения, и внештатный главный редактор коллективных сборников, и корректор. И как только её на всё и на всех хватает? Она много читает, постоянно работает, редактирует, корректирует, ищет спонсорские средства на издание коллективных сборников лито, пишет стихи, в местной газете «Честь имею» ведёт рубрику «Литературная страница». И ни на мгновение не берёт тайм-аут. Один за другим выходят сборники её стихов: «Звёзды зовут» (2004), «Прозрение» (2004), «Веер души» (2005), «Живу стихами» (2008).
Людмиле Ивановне присущ чисто женский взгляд на мир, способность отмечать причудливые детали бытия. Читателей её сборников с первых же строк окутывает аура настоящей поэзии: пронзительность, берущая за душу, глубокий философский смысл, особое оригинальное видение мира, тонкая лирика, глубокие чувства, неясная тоска, большое мастерство и любовь к родной земле.

Какая красота вокруг меня!
Просторы с Молодецкого кургана:
Морской залив, холмы очарованны,
Утесы, кручи, ветры, что звеня

Поют о том, что края лучше нету,
И нам, сражённым резкой красотой,
Передают они свои приветы
Со средней Волги – матушки большой.

Как море рукотворно расплескалось!
Но от стихии почернело вдруг,
А небо грозным и угрюмым стало,
И потемнело всё вокруг…

Я прошу вас, люди, берегите,
Не захламляйте край свой золотой,
А красотою этой дорожите –
Подарком, что отпущен нам судьбой!
(Л. Киселёва. Беречь!)
После таких строк хочется немедленно бросить свой равнодушный, почти миллионный город, сесть в машину и уехать в Ширяево, Шигоны или Усолье, стоящие на стыке Самарской и Ульяновской областей, туда, где жизнь у людей тихая и чистая.

Круг чтения как зеркало души
Есть такое утверждение: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты». Сказать вам, что читает поэтесса Людмила Киселёва? Людмила Ивановна — большая поклонница литературы Серебряного века. Вот несколько записей из её читательского формуляра. Книга Александра Корина из серии «Музы великих» (Корин А. Любовь и страсть Серебряного века. — М., 2006. — 446 с.) рассказывает о легендарных женских фигурах Серебряного века русской культуры. Книга Ирины Емельяновой «Пастернак и Ивинская» (Емельянова И. Пастернак и Ивинская. — М.: Вагриус, 2006. — 335 с.) повествует об Ольге Ивинской, последней музе Бориса Леонидовича, послужившей прообразом Лары, героини романа Пастернака «Доктор Живаго». Роман этот вышел в серии «Любовь великих», его написала дочь Ольги Ивинской — Ирина Емельянова. «Нельзя Пастернака представлять в застывшем портретном виде, и верить его портретам нельзя. Нельзя потому, что его облик всегда дополнял клокочущий огонь изнутри, непосредственные детские жесты», — приводит автор слова своей матери, с которой Пастернак познакомился в 1946 году. До самой смерти поэта они не могли расстаться. Решиться на разрыв с законной женой Пастернак тоже не был в силах. Чтобы разлучить их, понадобились силы иного характера… После разговора о книге с Людмилой Ивановной мне тоже захотелось прочесть обо всех драматических и счастливых событиях в судьбах великого поэта и его возлюблённой, его Лары. И оформление книги очень уж привлекательное — удобный, почти карманный формат, подбока редких фотографий, на обложке — красивое лицо женщины, пронзительные глаза мужчины. Ни он, ни она ещё не знают, что уготовано им судьбой. Они — как провода под током.
Нашему отделу комплектования и обработки пришлось немало потрудиться, закупая книги для таких читателей, как Людмила Киселёва. Этих книг в серии «Любовь великих» вышло уже довольно много: «Актриса и Режиссёр» и «Сергей и Айседора» Нонны Голиковой, книга нашего бывшего соотечественника, а теперь парижанина Бориса Носика — документальная повесть с длинным названием: «Анна и Амедео. История тайной любви Ахматовой и Модильяни, или Рисунок в интерьере». Книга В. Самсоновой «Аллилуева и Каплер» — история о недостижимом счастье, о любви взрослого мужчины и 16-тилетней девочки, людей, принадлежавших к разным мирам, у которых не могло быть общей судьбы.
В этой же серии изданы книга известного горьковеда Вадима Баранова «Баронесса и Буревестник», и роман «Владимир и Марина», написанный Юрием Сушко — историком, журналистом, поклонником Владимира Высоцкого, и книга Черкасова-Георгиевского «Колчак и Тимирева», рассказывающей о драматической любви Верховного Главнокомандующего Белой армии, за которую его избранница поплатилась сорока годами тюрьмы.
Последняя книга, о которой мы говорили с Людмилой Ивановной, — это книга Софьи Иваницкой «О русских парижанах» (Иваницкая С. Л. О русских парижанах: «Сколько их, этих собственных лиц моих?» — М.: Эллис Лак, 2006). Многим знакомы великолепные живые мемуары о том времени Ирины Одоевцевой «На берегах Сены» и «На берегах Невы», но мало, кто знает, что она предполагала создать своего рода трилогию, дополнив изданные книги ещё одной — «На берегах Леты». Софья Иваницкая на протяжении пяти лет была близким другом Одоевцевой. Её книга отчасти осуществляет эту мечту поэтессы — в неё вошли бережно записанные автором воспоминания, реплики, неизвестные стихотворные строки Ирины Одоевцевой, например:
Над водой луна уснула,
Светляки горят в траве,
Здесь когда-то утонула
Я, с венком на голове…
Прочитав дневники Софьи Львовны Иваницкой (в девичестве Ардашниковой) о её работе в редакции в Польше, куда она переехала в связи с замужеством; о существовании во французской столице поначалу без языка, без работы, без дома, без старых друзей, начинаешь лучше понимать жизнь в изгнании русских эмигрантов первой волны. А среди них — художница Елена Рубисова — ученица Добужинского и Рериха, поэтесса Аглая Шиманская, художник моды Александр Васильев, старинный друг Одоевцевой Сергей Иваницкий, ставший мужем Софьи. И, конечно, — сама Ирина Одоевцева, поэтесса из породы старых русских, не потерявших в эмиграции своего лица.
В эпоху засилья массовой литературы, размывающей все нравственные каноны, иронизирующей над всем и вся, Людмила Киселёва с её прозрачным словом, чёткими моральными оценками, верой в воспитывающую роль литературы и желанием готовить фортепианно-поэтические композиции для старшеклассников в школах, выступать перед заинтересованной публикой в библиотеках — явление редкое и согревающее душу. Без поэзии Людмилы Киселёвой, без неё самой жизнь наша была бы иной — скучнее, беднее. Дай Бог ей здоровья.
И пусть её провода всегда будут под током!

С автором можно связаться:
rossinskiye@mail.ru


Тема номера

№ 15 (465)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы