Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
https://kurskcity.ru/news/citynews/194100
Архив журналов - № 24 (114)'09 - Библиотечная Беларусь
Высшее библиотечное образование в Республике Беларусь

Лилия Адамовна Демешко, профессор кафедры менеджмента информационно-документной сферы Белорусского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук, г. Минск

Светлана Викентьевна Зыгмантович, заведующая кафедры менеджмента информационно-документной сферы, доцент Белорусского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук, г. Минск


Библиотека как древнейший институт письменности, просвещения, культуры, образования всегда занимала одно из важнейших мест в жизни общества, поэтому профессия библиотекаря и подготовка специалистов высшего образования библиотечной сферы заслуживают особого внимания.


Библиотечная система Республики Беларусь включает около 10 тысяч публичных и специальных библиотек с совокупным объёмом фонда около 250 млн экземпляров. Самой крупной является библиотечная сеть Министерства культуры — 3 924 библиотек, которую возглавляет Национальная библиотека Беларуси. Сеть научно-технических библиотек насчитывает 469, медицинских — 180, профсоюзных — 240, школьных — 3 840, воинских частей — 98, агропромышленного комплекса — 80, ВУЗов — 57, церковных — 342, академических — 12. В библиотеках страны работают около 17 тысяч специалистов, в том числе около 9 тысяч — в библиотеках системы Министерства культуры. Высшее образование имеют 72,5% специалистов.1 Только за последние три года (2006-2008) Белорусский государственный университет культуры и искусств подготовил 563 специалиста с присвоением 6 квалификаций: библиотекарь-библиограф, менеджер; библиотекарь-библиограф, товаровед; библиотекарь-библиограф, специалист по автоматизированным библиотечно-информационным системам; библиотекарь-библиограф, переводчик; библиотекарь-библиограф, преподаватель; библиотекарь-библиограф, специалист по информации.

Экскурс в историю
Профессия библиотекаря зародилась на территории Беларуси ещё в ХI столетии с возникновением библиотек при монастырях и церквях.
При вхождении белорусских земель в состав Великого Княжества Литовского на них интенсивно создавались церковные библиотеки. Уже во второй половине ХVІ столетия такие библиотеки были созданы в Вильно, Полоцке, Слуцке, Минске, Могилёве. Наиболее богатые собрания книг, в особенности рукописные, находились в библиотеках Супроельского, Слуцкого, Троицкога, Жировичского, Витебского, Марковского и других монастырей. Роль библиотекарей в них исполняли в основном монахи.
В ХІХ столетии изменился характер и направленность книгопечатания. Большую роль в распространении передовой русской и зарубежной науки и литературы выполняли библиотеки при учебных учреждениях, позже — созданные в губернских городах публичные библиотеки Беларуси. В XVIII–ХІХ столетиях библиотеки начали формироваться в иезуитских училищах, гимназиях, их начали собирать наиболее образованные представители общества.
В 1913 году на территории Беларуси насчитывалась около 850 библиотек с книжным фондом около 4 тысяч экз. Первая научная библиотека — Фундаментальная библиотека Белорусского государственного университета — была создана в 1921 году. На её базе стала функционировать Государственная библиотека БССР (Национальная библиотека Беларуси). В те же годы в некоторых областных центрах (Витебск, Гомель, Могилёв) были созданы её филиалы. В 1925 году была основана в г. Минске Центральная научная библиотека им. Якуба Коласа.
Первые детские библиотеки в Беларуси начали создаваться в 1934 году.
К середине 30-х годов ХХ столетия в республике была уже создана система библиотек. Великая Отечественная война приостановила дальнейшее развитие библиотек, к тому же большая часть библиотек и их книжных фондов, в том числе богатейших рукописей, была разграблена фашистами и вывезена из страны. Несмотря на интенсивное развитие библиотечного дела в довоенный период, в Республике Беларусь не существовало системы подготовки библиотечных специалистов.
В 1944 году, когда Беларусь была освобождена от немецко-фашистских захватчиков и лежала в руинах, руководство страны занималось не только воссозданием экономики, но и интеллектуальным, культурным и духовным развитием народа. Появилась идея о необходимости подготовки библиотекарей-библиографов высшей квалификации, а практической реализацией этой идеи стало открытие при Минском педагогическом институте (теперь Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка) кафедры библиотековедения и одновременно библиотечного факультета. Именно кафедра библиотековедения явилась основательницей высшего библиотечного образования в Республике Беларусь. Поэтому долгий путь её становления и развития является одновременно и путём становления и развития высшего библиотечного образования. На наш взгляд, здесь можно выделить несколько этапов:
• организация и первоначальное становление кафедры библиотековедения и высшего библиотечного образования в стране (1944–1960);
• увеличение количества штатных преподавателей и основание другой кафедры на факультете — библиографии (1961–1974);
• формирование основного состава преподавателей-учёных в связи с открытием Минского института культуры (теперь Белорусcкий государственный университет культуры и искусств) (1975–2003),
• реорганизация библиотечного факультета в факультет информационно-документных коммуникаций, а кафедры библиотековедения — в кафедру менеджмента информационно-документной сферы (с 2003 г.).
Каждый из этих этапов, отмеченный определёнными поисками и достижениями, характеризует постепенный путь развития кафедры и одновременно высшего библиотечного образования. Сосредоточим на них внимание.

Этап первый: становление
Возглавил кафедру и управлял ею в течение девяти лет (1944–1952) известный библиотековед и библиограф, директор Государственной библиотеки БССР им. В. И. Ленина (теперь Национальная библиотека Беларуси) Иосиф Бенцианович Симановский. Именно он внёс неоценимый вклад в библиотечное строительство Беларуси, сформировал фундамент кафедры, был первым её преподавателем. 2 Иосиф Бенцианович не только имел большой авторитет в библиотечном мире, но и обладал высокими организаторскими способностями. Он сформировал первый штат кафедры: пригласил преподавателей из библиотечных институтов Москвы и Ленинграда, опытных практиков-сотрудников Государственной библиотеки БССР.3
Коллектив штатных преподавателей формировался постепенно, и уже в 1949–1950 учебном году на кафедре работали 3 штатных преподавателя и 4 совместителя.
Большой вклад в первоначальное становление кафедры внесли опытные старшие преподаватели: К. С. Воробей (1948–1968), К. Г. Мавричева (1949–1969), Н. М. Колоско (1960–1981), В. П. Иванова-Буракова (1954–1979). Это они разрабатывали и читали первые специальные дисциплины «Библиотечные каталоги» (К. С. Воробей), «Работа с читателями» (К. Г. Мавричева), «История библиотечного дела» (Н. М. Колоско).
Вторым заведующим кафедры библиотековедения стал библиограф — доцент М. Т. Толкачёв, который возглавлял её до 1961 года. Отличительная черта того времени — это начало проведения научных исследований преподавателями кафедры.Первые публикации преподавателей нашли своё отражение на страницах Всесоюзного специального журнала «Библиотекарь» (1957, 1959, 1961), в «Учёных записках» Минского педагогического института (1957), в материалах научных и научно-практических конференций разного уровня.

Этап второй: развитие научно-исследовательской деятельности
Между тем развитие библиотечного дела в Беларуси требовало дальнейшего повышения уровня профессиональной подготовки студентов. Руководством института и факультета было решено создать на базе кафедры библиотековедения две специальные кафедры, а именно, выделить из неё кафедру библиографии. Заведующим новой кафедры стал М. Т. Толкачёв, кафедру библиотековедения возглавила В. П. Иванова-Буракова.
С этого момента начался второй этап развития библиотечного факультета.4 Он характеризовался пополнением кадрами с учёными степенями и дальнейшим развитием научно-исследовательской деятельности. Появилась возможность подготовки высококвалифицированных преподавателей посредством целевой аспирантуры институтов культуры Москвы и Ленинграда.
Первым преподавателем, окончившим целевую аспирантуру Московского института культуры и защитившим кандидатскую диссертацию по специальности «Библиотековедение и библиография», стала М. И. Покало. Её многолетняя педагогическая деятельность на кафедре (1958–1992) и многогранная исследовательская работа дали хороший результат: были разработаны первые учебные программы по дисциплинам «Библиотечные фонды» и «История библиотечного дела в БССР», а вскоре изданы одноименные учебники для студентов.5
Импульсом к научно-исследовательской деятельности кафедры стала возможность публикации материалов в белорусском (республиканском) профессиональном научном сборнике «Вопросы библиографоведения и библиотековедения», который был основан в 1972 году.
В это же время преподаватели факультета принимали активное участие в издании фундаментальных справочников: «Библиотечное дело в БССР. Документы и материалы, 1918–1941гг.», «Библиотечное дело в БССР. Документы и материалы, 1941–1958 гг.». Одновременно появляются первые работы по исследованию педагогических основ библиотечного обслуживания читателей. Возглавляют кафедру библиотековедения в этот период кандидат педагогических наук, доцент Н. М. Колоско, затем кандидат исторических наук, доцент В. Ф. Якименко. Таким образом,
в конце второго этапа развития кафедры библиотековедения значительно возрос её научный потенциал, появились белорусские учебные пособия, учебно-методические разработки, теоретическое осмысление разнообразных направлений библиотечной работы, что способствовало повышению качества преподавания специальных дисциплин.
В этот же период меняется и содержание подготовки специалистов: из универсальной, рассчитанной в основном на нужды публичных библиотек, она становится специализированной. За кафедрой закрепляется подготовка библиотекарей по специализациям «Массовые и научные библиотеки» и «Детские и школьные библиотеки».

Третий этап
Третий этап развития кафедры связан с открытием в 1975 году на базе библиотечного факультета Минского государственного педагогического института им. А. М. Горького и отделения культпросветработы Белорусского театрально-художественного института Минского института культуры (в 1993 году он был преобразован в Белорусский университет культуры, а в 2004 — в учреждение образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств»).6 Кафедра приобретает новый статус. Она стала на факультете ведущей и тесно сотрудничала с новыми кафедрами — технической литературы и информатики, а чуть позже с кафедрой детской литературы и библиотечной работы с детьми. На кафедру пришли молодые преподаватели: В. А. Акулич,
Л. А. Демешко, Н. В. Клименкова,
Н. А. Лейко, С. А. Павлова, Р. С. Мотульский, Н. В. Олянюк, которые успешно защитили диссертации в аспирантурах Московского, Ленинградского институтов культуры, Минского педагогического института. Преподавателей с учёной степенью и званиями насчитывалось 60%. Это позволило глубже разрабатывать проблемы библиотековедения, стимулировать научно-исследовательскую работу студентов. Ярко выделились предметно-методические комиссии на кафедре.
Историю библиотечного дела исследовали кандидаты исторических наук
В. А. Акулич, И. П. Емец, В. Ф. Якименко. Вопросы читателеведения нашёл отражение в исследованиях кандидатов филологических наук Л. И. Петровичевой (заведующая кафедры) и С. А. Павловой. Проблемы организации библиотечного дела исследуются преподавателями И. М. Стриженок, Т. И. Чаплыгиной, Г. П. Сёминой; проблемы каталогизации — кандидатами наук Л. И. Козловской, Н. А. Лейко, преподавателем
А. И. Федориной; проблемы обслуживания читателей библиотек — кандидатами педагогических наук Н. В. Клименковой, Л. А. Демешко, В. А. Дукель.
Велись комплексные исследования на кафедре: «Развитие библиотечного дела в Беларуси» (1981–1985); «Библиотечное обслуживание населения Республики Беларусь» (1986–1990); «Книга и чтение в системе межнациональных отношений» (1991–1995); «Библиотечная дело в Белоруссии: история и современность» (1996–2000); «Формирование и использование информационных ресурсов библиотек Республики Беларусь и их кадрового потенциала: история, современность» (2001–2005). Роль научного руководителя кафедральных исследований выполняет кандидат педагогических наук, доцент
Л. А. Демешко.
Расширялся диапазон научных работ, издавались монографии, учебники, учебные пособия, которые содействовали совершенствованию подготовки специалистов библиотечного дела.
В 1970–90-е годы изданы были монографии «Советский рабочий-читатель», «Советский крестьянин-читатель» (Л. И. Петровичева), «Интернациональное воспитание молодёжи»
(Л. А. Демешко), «Роль библиотеки ПТУ в профессиональном и духовном становлении молодых рабочих»
(Н. В. Клименкова); депонирован монографический сборник «Библиотечное дело в Белорусской ССР», кафедральная монография «Библиотечное дело в Республике Беларусь: состояние и перспективы». В 1999 году вышла коллективная монография «Деятельность учреждений культуры по минимизации последствий Чернобыльской трагедии» (в соавторах — В. А. Акулич, С. А. Павлова).
Можно отметить, что это был настоящий расцвет научно-исследовательской работы кафедры. Кафедру возглавлял в этот период кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Иванов.
Одновременно совершенствовалась учебно-методическая деятельность. Каждые пять лет уточнялись учебные планы. Это трудоёмкий и продуктивный поиск. Некоторые курсы целиком трансформировались в соответствии с требованиями времени. В конце третьего этапа развития кафедра обеспечивала преподавание курсов: «Библиотековедение: теория»; «Библиотековедение: история»; «Каталогизация документов»; «Библиотечные фонды»; «Библиотечно-библиографическое краеведение»; «Обслуживание читателей»; «Библиотечно-информационный маркетинг»; «Библиотечно-информационный менеджмент» и др.
Подготовка студентов проходила по специализациям: «Публичные библиотеки»; «Детские и школьные библиотеки»; «Библиотековедение и библиография, белорусский язык и литература»; «Менеджмент и маркетинг библиотечного дела». Особое внимание уделялось подготовке библиотекарей для публичных, детских и школьных библиотек, требования к которым значительно возросли. Этим требованиям соответствовало и введение новых дисциплин.
Развитие библиотечного дела требовало новых специализаций. В 1994 году была введена специализация «Маркетинг библиотечного дела». Студенты этой специализации готовятся к выполнению функций менеджера в органах управления библиотечным делом; к работе на руководящих должностях библиотек разных типов; для управления разными службами и структурными подразделениями библиотечных учреждений и других организаций системы документных коммуникаций; для работы в отделах маркетинга и рекламы библиотек.
В этом же году была введена специализация «Библиотековедение, библиография и белорусский язык и литература» с присвоением дополнительной квалификации «Преподаватель белорусского языка и литературы». Специалисты работали в публичных и школьных библиотеках, иногда сочетали работу в библиотеке с работой в качестве учителя в школе.
На третьем этапе развития кафедры много внимания было уделено подготовке учебно-методических материалов: издано в 3-х частях учебное пособие «Библиотечное обслуживание»
(Л. А. Демешко, Н. В. Клименкова,
С. А. Павлова), «Библиотековедение: теория библиотечного дела» (Р. С. Мотульский), «Библиотечные каталоги» (Н. А. Лейко, Л. И. Козловская, Р. А. Ролева), «Библиотека и досуг» (Л. А. Демешко), «Таблицы для детских и школьных библиотек: библиотечно-библиографическая классификация» (Н. А. Лей­ко, А. И. Федорина), хрестоматия «Законодательные, регламентирующие и статистические материалы по библиотечному делу» (Р. С. Мотульский), справочник «Библиотечное дело в Республике Беларусь» (Р. С. Мотульский).
Кафедра заключала договоры и налаживала тесное сотрудничество с зарубежьем: с Софийским и Велико-Тырновским университетами (Болгария), Варшавским и Ягелонским университетами (Польша), Высшей школой библиотечного и информационного дела в Штутгарте (Германия), Дагестанским университетом, высшими учебными учреждениями Нидерландов. Итогами сотрудничества становится выездная ознакомительно-производственная практика студентов в эти страны; стажировки преподавателей в библиотеках и ВУЗах зарубежья; совместные международные конференции по проблемам общих исследований («Польская книга и читатель на Беларуси», «Белорусская книга и читатель в Польше»); проведение лекций в университетах зарубежных стран; многочисленные публикации в зарубежной печати. Заведующим кафедры работает кандидат исторических наук, доцент В. А. Акулич.
Третий этап развития кафедры, как видим, характеризовался расширением сферы научно-исследовательских, учебно-методических интересов и определенными достижениями. Вот некоторые наработки:
• предложена и апробирована система и алгоритм изучения курсов «Мировая история библиотечного дела», «Библиотечный фандрейзинг» (доц. В. А. Акулич);
• разработана терминология в области библиотечного дела, которая отражена в терминологических словарях (проф. Л. А. Демешко, в соавт.);
• обобщена законодательная база библиотечного дела (доц. Р. С. Мотульский);
• разработана методика подготовки презентационных материалов в учебном процессе посредством POWER POINT (доц. С. А. Павлова);
• под руководством преподавателей кафедры защищены 4 кандидатские диссертации (науч.руководители – Л. А. Демешко, Н. В. Клименкова,
Н. А. Лейко);
• защищена первая докторская диссертация «Библиотека как социальный институт: теоретико-методологический аспект» (доц. Р. С.Мотульский);
• подготовлена основа для открытия при университете факультета переподготовки и повышения квалификации кадров (первый декан его— доц. Н. В. Олянюк).

Четвёртый этап:
времена реорганизации
Этот этап развития кафедры начался с 2003 года в связи с реорганизацией факультета. Кафедра библиотековедения была переименована в кафедру менеджмента информационно-документной сферы. Руководит ею кандидат педагогических наук, доцент С. В. Зыгмантович. На кафедре работают 9 преподавателей, в том числе 2 профессора, 6 доцентов, 1 ст.преподаватель. Как совместители на кафедре работают – директор Национальной библиотеки Беларуси доктор пед. наук, профессор Р. С. Мотульский, учёный секретарь этой же библиотеки А. А. Капырина. Кафедра имеет высокий научный ценз: 90% преподавателей с учёными степенями и званиями.
Приобретение нового названия и статуса кафедры стало адекватной реакцией на социально-культурные парадигмы развития библиотечного дела, на текущие потребности отечественной библиотечной практики, связанные с необходимостью подготовки специалистов, обладающих основательной подготовкой в сфере менеджмента библиотечного дела. Сегодня от библиотекарей требуется более широкое видение отраслевых проблем, участие в развитии общественных связей библиотек, проектной, предпринимательской деятельности, привлечении внебюджетных средств; владение технологическими, экономическими и психолого-педагогическими знаниями, навыками и умениями работы в коллективе. Введение в общереспубликанский классификатор специальностей и специализаций подготовки специалистов с высшим образованием направления «Менеджмент» по специальности «Библиотековедение и библиография» и соответственно присвоение части выпускников факультета квалификации «Библиотекарь-библиограф, менеджер» сделало объективно необходимыми не только организационные изменения, но и пересмотр концептуальных подходов к содержанию преподавания.
Преподавателями разработана системная концепция базовой управленческой подготовки студентов соответствующей квалификации с включением цикла инновационных курсов; предусмотрены специальные курсы (дисциплины специализаций). Фундаментальная часть профильной управленческой подготовки реализуется преподаванием таких дисциплин, как: «Библиотечно-информационный менеджмент», «Библиотечно-информационный маркетинг», «Информационный рынок». Студенты также получают знания по «Технологическому библиотечному менеджменту», «Инновационному библиотечному менеджменту», «Финансово-экономичной деятельности библиотек», «Правовому обеспечению деятельности библиотек», «Библиотечной статистике», «Библиотечному фандрейзингу», «Паблик-рилейшнз и библиотечной рекламе», «Психологии управления», «Управлению персоналом библиотеки» и т. д.
Кроме того, кафедра является выпускающей для ряда специализаций: «Маркетинг библиотечного дела», «Библиотечное обслуживание детей и юношества», «Культурно-досуговая деятельность библиотек», «Книговедение и менеджмент книжной торговли». В связи с этим студентам предлагаются дисциплины специализаций, которые имеют апробированную учебно-методическую документацию и адаптированные дидактические разработки.
Преподаватели кафедры много внимания уделяют учебно-методическому обеспечению учебного процесса, разработке и внедрению в учебный процесс новых педагогических и информационных технологий. Выдан ряд учебных пособий, которым присвоен гриф Министерства образования: «Организация и технология библиографической деятельности», «Управление библиографической деятельностью библиотеки» (доц. С. В. Зыгмантович), «Обслуживание пользователей библиотек» (проф. Л. А. Демешко, доц. С. А. Павлова,); «Технологический библиотечный менеджмент» (доц. Л. И. Ракавецкая); «Финансово-экономичная деятельность библиотек» (ст. преп. Ю. А. Переверзева); «Введение в специальность» (проф. С. А. Павлова). Большая работа проведена по подготовке типовых учебных программ, текстов лекций, учебно-методических комплексов для электронной библиотеки университета. Среди инновационных педагогических технологий: проектная и проблемно-ситуационная методики преподавания специальных дисциплин и организации самостоятельной работы студентов; насыщение учебного процесса практико-ориентированными технологиями и заданиями; использование таких активных форм как ролевые и деловые игры, тренинги, решение производственных ситуаций; диалогово-дискуссионные методы; подготовка целенаправленных мероприятий; методы «кейсов», индивидуальные задания; рейтинговый контроль итогов учебно-познавательной деятельности студентов, использование тестов, презентационных материалов и пр.
Значительно расширить круг национальных изданий нашей страны и заполнить существенный пробел в недостатке учебных и методических материалов, подготовленных на основе белорусоведческой тематики для специалистов библиотечно-информационной сферы, позволяет участие преподавателей в реализации проекта «Профессионалам библиотечного дела», инициированного библиотекой БГУ культуры и искусств и издательством «Новое знание».
В 2008–2009 годах вышли с печати научно-практические пособия «Правовое обеспечение деятельности библиотек Республики Беларусь» — (преп. Ю. М. Галковская), «Менеджмент школьной библиотеки» (профессор Л. А. Демешко), «Формирование кадровых ресурсов библиотек в новой информационной среде» (аспирантка И. Б. Стрелкова).
В печати находятся: «Подготовка библиографической продукции библиотеками» (доцент С. В. Зыгмантович), «Библиотечные отношения» (доцент
Н. В. Клименкова), «Библиотечная социономия» (доцент Н. Е. Петушко), «Библиотечный файндрейзинг» (ст. преп. Ю. А. Переверзева), «Библиотека и экология: вопросы воспитания подростков» (аспирантка В. А. Какшинская).
Эти примеры ярко свидетельствуют не только о роли преподавателей в обеспечении учебного процесса, но и об их вкладе в развитие отечественного библиотековедения и библиографоведения, об интеграционных процессах научной, учебной и практической деятельности в библиотечной сфере.
Кафедра и на новом этапе развития продолжает разработку комплексных научно-исследовательских тем. В 2006 году успешно завершена межкафедральная тема «Формирование и использование информационных ресурсов библиотек Республики Беларусь и их кадрового потенциала: история и современность» (2001–2005гг.), по итогам которой депонирована в БелИСА (Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы) коллективная монография. Среди исследовательских тем: предоставление информационных ресурсов пользователям библиотек, подготовка кадров, формирование системы непрерывного образования библиотечных кадров; изучение библиотечной профессии, социальной роли библиотекаря в обществе; психолого-педагогические аспекты взаимодействия библиотекаря с читателем; информационные ресурсы для детей библиотек Беларуси и их кадровый потенциал.
В 2006 г. на Совете университета утверждена очередная кафедральная тема «Социально-педагогические аспекты деятельности библиотек Беларуси и их кадровое обеспечение», над которой работают члены кафедры, аспиранты, магистранты, соискатели, студенты. Апробация итогов работы реализуется посредством публикации научных и научно-методических статей, участия членов кафедры в международных, республиканских и внутривузовских научных и научно-методических конференциях.
На данный момент в планах кафедры комплексная разработка вопросов библиотечной педагогики, формирование научной школы в пределах этого направления, подготовка учебных, практических пособий как для студентов, так и для библиотечных специалистов страны.
Деятельность кафедры, как основательницы высшего библиотечного образования в стране во все вышеперечисленные периоды, конечно, протекала в контексте изменений и реорганизаций факультета подготовки специалистов библиотечного дела. К 1993 году он носил название «Библиотечный факультет», затем факультет библиотековедения и библиографии. Деканами в разные годы работали: И. Б. Симановский,
В. И. Иванова, К. С. Воробей, А. С. Галуза, В. Е. Леончиков, В. А. Фомин,
О. А. Трусов. Специалистов библиотечного дела в 1975 году готовили кафедры библиотековедения (зав. В. Ф. Якименко, канд. исторических наук, доцент), библиографии (зав. В. А. Фокеев, канд. педагогических наук, доцент) и технической библиографии (зав. Р. А. Ровина, канд. педагогических наук, доцент).
В 1977 г. кафедра технической библиографии переименована в кафедру технической литературы и информатики, открыта кафедра детской литературы и библиотечной работы с детьми. 1987 год ознаменовался созданием кафедр общей библиографии, отраслевой библиографии и документоведения, информатики и технических средств; 1988 — кафедры фондов и каталогов.
В 1993 году факультет библиотековедения и библиографии был реорганизован. Он переименован в факультет библиотечно-информационных систем (деканы — Р. А. Ровина, О. А. Трусов,
Р. С. Мотульский). За счёт упразднения кафедр фондов и каталогов и отраслевых библиографий и документоведения укрупнены две кафедры: библиотековедения (зав. В. А. Акулич, канд. исторических наук, доцент), библиографии и документоведения (зав. В. Е. Леончиков, доктор педагогических наук, профессор).
С 2003 года и на данный момент факультет носит название информационно-документных коммуникаций (декан —
М. А. Яцевич, канд. педагогических наук, профессор). На факультете работают кафедры: теории и истории информационно-документных коммуникаций (зав. В. Е. Леончиков, доктор педагогических наук, профессор); информационных ресурсов (зав. В. В. Нешитой, доктор технических наук); менеджмента информационно-документной сферы (зав.
С. В. Зыгмантович, канд. педагогических наук, доцент). Факультету подчинены также кафедры истории Беларуси и музееведения (зав. А. И. Смолик, доктор культурологии, профессор), иностранных языков (зав. М. И. Кусков, канд. филологических наук, доцент), белорусской филологии и мировой литературы (зав. Г. К. Тычко, доктор филологических наук, профессор).
Преподаватели факультета активно сотрудничают с библиотеками разных стран. Принципы сотрудничества основаны на взаимной заинтересованности в подготовке высококвалифицированных специалистов библиотечного дела, развития отечественной науки. Сотрудничество распространяется как на учебный процесс, так и на повышение квалификации библиотечных кадров, участие в работе общественных профессиональных объединений, рецензирование работ, подготовленных сотрудниками библиотек и пр.
Практико-ориентированный характер подготовки будущих специалистов библиотечного дела реализуется путём проведения занятий на базе ведущих библиотек, прохождения студентами производственной и преддипломной практики в библиотеках, выполнения курсовых, дипломных работ, а также подготовки рекламных материалов, библиотечных проектов по заказам библиотек. Опыт и итоги такой работы находят отражение в специализированной печати.7 Более целенаправленный и систематический характер такие связи имеют в пределах учебно-научно-производственных комплексов, которые создаются на факультете между кафедрами и ведущими библиотеками. Такая работа, на основе разработанного и утверждённого на факультете «Положения об учебно-научно-производственном комплексе», активно ведётся с библиотекой БГУ культуры и искусств; заключено соглашение с Центральной городской детской библиотекой им.
М. Островского и т. д. Реализация этих проектов соответствует положениям Государственной программы развития высшего образования на 2008-2012 гг. и на перспективу к 2015 г.
Подготовка библиотечных специалистов с 2008 г. осуществляется на основе новых образовательных стандартов, первая степень которой предусматривает четырёхлетний срок обучения библиотечных специалистов, реализацию в процессе обучения компетентностного подхода, направленного на формирование у будущих специалистов профессиональных (производственно-технических, социально-культурных, научно-методических, научно-исследовательских, организационно-управленческих, педагогических, инновационных), образовательных, социально-личностных компетенций. Компетентностный подход означает постепенную переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией знаний, формированием навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, определяющих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современной многофакторной социально-политической, рыночно-экономической, информационно- и коммуникативно-насыщенного пространства. Среди сложных вопросов, которые решаются профессорско-преподавательским составом всех кафедр факультета, — обновление содержания и структуры учебных программ; разработка нового поколения учебно-методического обеспечения образовательного процесса; внедрение инновационных компьютерных и социальных технологий обучения, направленных на повышение познавательной активности и самостоятельности студентов, магистрантов и аспирантов.
В университете работает Совет по защите диссертаций, в том числе по специальности «Библиотековедение, библиографоведение, книговедение», открыты магистратура, аспирантура, докторантура. На современный момент защищена 1 докторская диссертация
(Р. С. Мотульский, директор Национальной библиотеки Беларуси), 13 кандидатских диссертаций. В аспирантуре обучается 13 человек, в магистратуре 14. Тематика научных исследований магистрантов и аспирантов связана с актуальными проблемами: формированием кадрового потенциала библиотек ВУЗов страны, адаптацией молодых специалистов для работы в информационно-библиотечных учреждениях, формированием коммуникативной компетентности библиотекарей, экологическим воспитанием читателей-подростков, подготовкой и использованием биобиблиографической информации библиотек, работой библиотек по развитию читательской деятельности подростков, работой публичных центров правовой информации (ПЦПИ) по формированию правовой культуры населения и пр.
Студентов на факультете обучается 1 356 человек. Большое внимание уделяется формированию навыков научной работы студентов: научной работой охвачено более чем 70% студентов дневной и заочной формы обучения, ежегодно около 200 докладов предоставляют студенты на студенческие научные конференции университета, других учебных учреждений страны. Об эффективности этой работы свидетельствуют итоги ежегодного Республиканского конкурса научных работ студентов, на который за последние пять лет только по кафедре менеджмента информационно-документной сферы было предоставлено 57 работ, из них 19 (33%) получили диплом I категории, остальные — дипломы II и ІІІ категорий.
К своему 65-летию факультет имеет значительные достижения: за время существования он вырос в научно-педагогический, культурно-просветительский центр, который готовит по настоящему высококвалифицированных специалистов – профессионалов библиотечно-информационного дела страны.

1 Шышкін У. А. Бібліятэкі Беларусі / У. А. Шышкін // Белоруская культура сёння. — Мн., 2007. — С. 58–59.
2 Симановский, И.Б. Развитие библиотечного дела в БССР, его итоги и перспективы к 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции / И. Б. Симановский // 40 лет библиотечного строительства в СССР; доклады научной конференции, 23–26 декабря 1957 г. Москва, 1958. —
С. 191–286.
3 Минченя Т. Н. Белоруссия: Национальная библиотека / Т. Н. Минченя // Библиотечная энциклопедия. Москва: Пашков дом, 2007. — С.82–84.
4 Акулич В. А. Белоруссия: библиотечное дело / В. А. Акулич, Н. В. Клименкова // Библиотечная энциклопедия. Москва, 2007. — С.80–82.
5 Покало, М.И. Библиотечные фонды / М. И. Покало. — Мн., Выш.школа, 1972 — 84 с.; Покало М.И. История библиотечного дела в БССР / М.И.Покало. – Мн., Выш.школа, 1986. — 198 с.
6 Хроніка асноўных падзей БДУ культуры і мастацтваў. 1975–2005 / М. А. Бяспалая, Н. А. Ляйко, Л. А. Дзямешка. — Мн., БДУ культуры і мастацтваў, 2005. — 49с.


7 Дзямешка Л. А. Бібліятэка — універсітэт: супрацоўніцтва ў
навучальным працэсе



/ Л. А.Дзямешка, С. А.Паўлава // Бібліятэчны свет. — 2007. —
№1. — С. 20–21.



 



С авторами можно связаться:

 

demeshko30@mail.ru

 

zygmantovich@mail.ru




Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы