Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Вам нужно почистить диван от пятен. Выездная чистка диванов, мягкой мебели, ковров.
Архив журналов - № 24 (114)'09 - Библиотечная Беларусь
Выход за профессиональные границы

Ирина Борисовна Стрелкова, заместитель директора библиотеки Белорусского государственного университета культуры и искусств; преподаватель кафедры менеджмента информационно-документной сферы БГУКИ; председатель Комитета по библиотечным кадрам и непрерывному образованию Белорусской библиотечной ассоциации, кандидат педагогических наук, г. Минск

В условиях построения общества знаний способность учиться тому, как учиться, как трансформировать информацию в новые знания, как превращать новые знания в конкретные приложения становится более важной, чем запоминание информации.

Концепция «непрерывного обучения для всех», принятая в 1996 г. министрами образования стран ОЭСР, исходит из нового видения политики в сфере образования и профессиональной подготовки как опоры для развития на основе знаний.1 По замечанию зарубежных исследователей, сегодня происходит «...разрушение профессиональной замкнутости. Напротив, формируются “плавающие” профессиональные границы, нарастает динамизм профессий, их глобализация. ... Экономика завтрашнего дня потребует от работника не столько ориентации на выполнение определённых заданий, сколько умения решать проблемы и управлять проектами... Креативное образование становится центральной задачей будущего».2 Всё это создаёт предпосылки к дальнейшему совершенствованию созданной в Республике Беларусь разноплановой системы дополнительного профессионального образования (ДПО) как важнейшего средства профессионального развития персонала библиотек. 
Параллельно с государственными учреждениями образования и/или их соответствующими структурами, обеспечивающими функционирование системы ДПО персонала библиотек, в Республике Беларусь достаточно широко представлена совместная образовательная деятельность Национальной библиотеки Беларуси, библиотек вузов, комитетов Белорусской библиотечной ассоциации (ББА), некоммерческих организаций и коммерческих структур. Эта деятельность носит общественный, не регламентированный на государственном уровне характер. Образовательные процессы в сфере нерегламентированного образования могут использовать разные стандарты и подходы к ним, создавать новые, совмещать различные технологии. «Неформальное образование не предполагает отказа от стандартов и технологий. Просто стандарты и технологии в неформальном образовании никто не утверждает».3 Современные тенденции в сфере ДПО Беларуси состоят в том, что между нормативно-регламентированным и нерегламентированным образованием устанавливаются отношения взаимодополнения. Это подтверждают специфика обучающих мероприятий, проводимых для руководителей и специалистов библиотек страны на различных организационных уровнях (республиканском, региональном, низовом), общие методологические подходы, лежащие в основе разработки образовательных программ, организации процесса обучения и др., педагогические технологии, тренерский состав и т. д.
В информационном обществе и в обществе, построенном на знаниях, человек должен иметь возможность в разные периоды своей жизни, выбирать ту форму образования, которая в данный момент наиболее отвечает его возможностям и интересам. Любые педагогические технологии (детально (технологически) разработанные методы и организационные формы обучения) должны органично вписываться в систему ДПО, чтобы человек, переходя от одной формы обучения к другой, чувствовал себя достаточно комфортно.
Одним из важнейших требований к обучающим мероприятиям сферы нерегламентированного образования системы ДПО персонала библиотек является их практико-ориентированный характер, то есть направленность на использование приобретённых знаний и компетенций в своей профессиональной деятельности. Кроме того, как показывает практика и результаты проведённых исследований, данные мероприятия должны быть дифференцированными, проблемно-функциональными и постоянно действующими.
Эти задачи во многом решаются совместными усилиями Комитетов ББА по библиотечным кадрам и непрерывному образованию, по информационным технологиям, по информационной культуре и др. при участии Национальной библиотеки Беларуси (НББ), ряда вузовских библиотек (Белорусского государственного университета культуры и искусств, Белорусского государственного экономического университета, Фундаментальной библиотеки БГУ и др.), Центра проблем развития образования БГУ и других организаций.
Так, за последние годы в системе ДПО персонала библиотек Беларуси появилось несколько мероприятий, доказавших свою практическую пользу, эффективность и ставших традиционными. Среди них:
• международная Зимняя школа «Актуальные проблемы непрерывного библиотечного образования»;
• школа директоров «Искусство результативного управления современной библиотекой»;
• республиканский конкурс и Школа информационной культуры (ШИК) школьников и студентов;
• подготовка и проведение библиотечной секции на конференции «Деловой Интернет».
Среди ведущих специалистов и руководителей библиотек вузов выделяется категория специалистов, занимающихся педагогической деятельностью (в рамках занятий по формированию информационной культуры студентов и различных форм системы ДПО). Данная категория специалистов, помимо профессиональных знаний, должна обладать психологическими и педагогическими знаниями (современных подходов к профессиональному обучению и его особенностей; психолого-педагогической диагностики; принципов образования взрослых; информационных технологий и т. п.) и целым рядом компетенций, среди которых: умение выступать публично; умение подготовить и прочитать лекцию, провести практическое занятие со студентами, с коллегами и т. д.; умение подготовить слайд-презентацию; владение компьютерными методами поиска, хранения и обработки информации и др. На формирование профессионального и педагогического мастерства библиотечных специалистов-практиков, занимающихся педагогической деятельностью в условиях системы ДПО, и был направлен специальный проект — ежегодная международная Зимняя школа «Актуальные проблемы непрерывного библиотечного образования».
Программа каждой школы оригинальна по содержанию, но обязательно включает в себя следующие тематические блоки: новые методы преподавания библиотечно-информационных дисциплин и методы получения обратной связи от студентов и коллег, возможности их использования в педагогической деятельности; возможности и особенности психологической составляющей педагогической деятельности; организация проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе и деятельности библиотек; использование интернет-технологий в библиотечной и педагогической практике; опыт зарубежных коллег в различных сферах педагогической деятельности и библиотечной практики.4

Школа директоров
Широкое применение инновационных педагогических технологий, активных форм и методов обучения (беседы-дискуссии, тренинги, мастер-классы, творческие мастерские, семинары с элементами тренинга, проектное моделирование, SWOT-анализ и др.), а также формирование временного коллектива тренеров, в состав которого входят как профессиональные преподаватели, так и высококвалифицированные специалисты библиотечного дела (Республики Беларусь и зарубежных стран), создаёт условия для более действенного творческого развития педагогического мастерства специалистов.
Повышение квалификации руководителей крупнейших библиотек Беларуси в области управленческих технологий с 2006 г. осуществляется в рамках Школы директоров «Искусство результативного управления современной библиотекой» — комплексного образовательного мероприятия, организуемого по инициативе и при участии Комитета по библиотечным кадрам и непрерывному образованию ББА совместно с библиотекой БГУКИ.5
Как известно, любая управленческая деятельность имеет три основных «измерения»: 1) собственно деятельностное, связанное с организацией и управлением какой-либо системой; 2) кадровое — «личностное», связанное с управлением людьми, с организацией межличностных взаимодействий; 3) производственно-технологическое, связанное непосредственно с организацией технологического процесса, с его оперативным управлением. Способность руководителя обеспечить три этих разных «измерения» и согласовать их между собой определяет эффективность управления.6 Таким образом, содержание обучения определяется спецификой профессиональной деятельности «учащегося» Школы директоров, а именно управленческой деятельностью в области библиотечного дела на современном этапе. Это обусловливает выбор целей: повышение уровня профессиональной и управленческой компетентности директоров библиотек посредством знакомства с технологиями современного менеджмента и новыми подходами к организации развития персонала библиотеки; выявление профессионально важных и личностно-деловых качеств, необходимых современному руководителю библиотеки; решение конкретных управленческих задач; знакомство с технологиями внедрения инноваций в деятельность библиотеки; развитие профессиональных коммуникаций руководителей библиотек и др.
В качестве тренеров Школы директоров выступают опытные преподаватели, профессионально занимающиеся обучением взрослых, и ведущие специалисты библиотечного дела, обладающие такой квалификацией и профессиональным опытом, которые соответствуют образовательным и практическим потребностям директоров библиотек. При обучении директоров приоритет отдаётся активным методам обучения (мастер-классам, семинарам-мастерским, семинарам с элементами тренинга и др.), а также использованию интерактивных образовательных технологий.
Мы считаем целесообразным организовывать повышение квалификации директоров библиотек таким образом, чтобы: 1) использовались различные формы работы со слушателями в зависимости от предыдущего опыта их управленческой деятельности; 2) обучение носило, прежде всего, практическую направленность; 3) осуществлялась совместная деятельность преподавателя и слушателей; 4) модульное построение программы позволяло гибко реагировать на изменение содержания образовательного запроса; 5) программа образовательных мероприятий давала возможность директорам реализовать какие-нибудь дополнительные цели, например, кроме возможности получения информации, обменяться проблемами с коллегами своего уровня, решить определённые вопросы, установить новые связи, договориться о сотрудничестве и т. п.
Об эффективности Школы директоров свидетельствует, на наш взгляд, распространение данного опыта в регионах Беларуси. Так, в Гомельское городское отделение ББА и Гомельская областная библиотека им. В. И. Ленина инициировали и провели в октябре 2009 г. Школу специалиста для директоров библиотек своего региона. В качестве тренеров выступили канд. пед. наук, ответственный редактор журнала «Библиотечное Дело» Слава Григорьевна Матлина и канд. пед. наук, зам. директора библиотеки БГУКИ Ирина Борисовна Стрелкова. Тематика Школы охватывала следующие вопросы: инновационная деятельность библиотек; методические обеспечение библиотечной деятельности; технологии эффективного подбора и оценки персонала в библиотеках; мотивация персонала библиотек; социально-гуманитарная экспертиза в контексте библиотечной деятельности; современные подходы к библиотечному краеведению; проектная деятельность библиотек и др.

На скамье Школы информационной культуры
Республиканский конкурс и Школа информационной культуры (ШИК) школьников и студентов — образовательный проект, инициированный Комитетом по информационной культуре ББА. За период с 2007 по 2009 г. организовано и проведено три подобных комплексных мероприятия, в которых приняли участие более 200 человек. И, если до 2007 года проблемой формирования информационной культуры занимались в республике отдельные энтузиасты, то сегодня целые централизованные системы государственных публичных библиотек Борисова, Могилёва, Минска, Новогрудка, Полоцка и др. активно участвуют в конкурсах и присылают новые работы.
По материалам конкурсов были созданы три компакт-диска общим объёмом 285 документов; среди них: Программа «Информационная культура школьников Республики Беларусь»; уроки по информационной культуре школьников младших, средних и старших классов; занятия по информационной культуре для студентов; игры по информационной грамотности для школьников младших, средних и старших классов; игры по информационной грамотности для студентов; опыт преподавания информационной культуры и др. Основными формами мероприятий, направленных на формирование информационной культуры учащихся, были мультимедийные презентации, библиотечные уроки, экскурсии по библиотеке, групповые консультации, электронные выставки, защита читательского формуляра, информины, познавательные игры и т. д.
Программа ШИК отличается большим разнообразием сообщений, мастер-классов, экскурсий, консультаций, телемостов, практических занятий, в том числе связанных с обучением возможностям использования компьютерных технологий в практике работы библиотек по формированию информационной грамотности пользователей. По отзывам участников, «именно конкурс и ШИК смогли определить доминанту этой темы и объединить под своим началом творческих людей, которые хотят и умеют работать в данном направлении».

Интеграция в информационное пространство
Стратегической задачей Комитета по информационным технологиям ББА является не только развитие межбиблиотечного взаимодействия на основе современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), направленное на формирование единого информационного пространства Беларуси, но и формирование системы партнёрских отношений с организациями, ведущими порталы в области культуры, образования и работающими над вопросами внедрения ИКТ, с издательскими организациями, представителями интернет-сообщества, разработка совместных проектов и т. п. Уникальной возможностью для реализации этой задачи стало участие Комитета и Национальной библиотеки Беларуси в подготовке и проведении библиотечной секции на ежегодной конференции «Деловой Интернет» — крупнейшем оффлайновом событии года для Байнета, организаторами которого выступают белорусский интернет-портал TUT.BY и РУП «Белтелеком». Интересный факт: если на первой библиотечной секции
(2-я конференция «Деловой Интернет») присутствовали не более 15 человек (все библиотекари), из них 6 человек докладчиков; вторая секция собрала около 50 библиотекарей-участников.
В работе 3-й секции (2009 г., 4-я конференция) приняли участие около 70 человек — представители бизнеса, экономики, ИКТ и т. п.; библиотекарей среди них было не более 10 человек (6 докладчиков). Таким образом, библиотекари Беларуси постепенно и уверенно выходят за рамки своего профессионального сообщества и доказывают свою необходимость и значимость представителям различных деловых кругов.
Большой общественный резонанс получил проведённый в 2008 г. по инициативе Комитета по информационным технологиям Республиканский конкурс «Кубок ББА по поиску в Интернет» (http://kubok.bla.by/final2007/), которому предшествовала организация семи тренингов для потенциальных участников конкурса по темам: «Поиск информации в Интернете: на примере некоторых популярных поисковых машин» (Алексей Скалабан); «Виртуальное справочное обслуживание: на примере Беларуси и других стран» (Андрей Соколов); «Открытые информационные ресурсы Интернета: об инициативе открытых архивов» (Петр Лапо).
В 2009 г. традицию продолжили тренинги для сотрудников библиотек по созданию и сопровождению библиотечных веб-сайтов и Республиканский конкурс веб-сайтов библиотек (http://www.bla.by/ konkurs/winners/).

Ощутимая польза
Рефлексия собственной деятельности и собственных ощущений даёт возможность ответить на вопрос: что получают от этих мероприятий сами организаторы системы ДПО персонала библиотек Беларуси (в сфере нерегламентированного образования), деятельность которых требует определённых профессиональных компетенций (прежде всего, научно-методических, инновационных и организационно-управленческих), наличие которых во многом является гарантом качества проводимых образовательных мероприятий и программ? Очень многое, в частности:
• опыт разноплановой профессиональной деятельности (в том численаблюдение за деятельностью других, сопоставление различных стилей и способов организации работы участников и т. п.);
• возможность общаться с профессионалами, поскольку мероприятия системы ДПО персонала библиотек объединяет активных людей, делающих ставку на профессиональное развитие;
• возможность трансляции собственного опыта и знаний;
• развитие профессиональных коммуникаций, в том числе международных. Наш опыт становится всё более интересным для наших коллег из-за рубежа. Мы получаем возможность рассказывать о белорусском опыте повышения квалификации библиотекарей, выезжая на обучающие площадки тренеров, которые принимали участие в наших образовательных мероприятиях (Вильнюс, Москва, Белгород, Киев и др.);
• получение положительного эмоционального заряда от общения с участниками Школ, от той атмосферы, которая царит на всех мероприятиях;
• возможность самосовершенствования, самореализации и развития (в т. ч. чтение специальной литературы, написание аналитических отчётов, практических пособий и т. п.; благодаря этому — активное участие в профессиональных встречах организаторов и тренеров сферы нерегламентированного образования, в профессиональных тематических интернет-форумах и др.);
• появление новых идей, перспектива их творческой реализации.
Если же говорить о перспективах обучения персонала библиотек Беларуси на всех организационных уровнях (республиканском, региональном, низовом), то они, на наш взгляд, должны быть самым тесным образом связаны с реализацией следующих направлений: 1) разработка дифференцированных форм обучения с учётом деятельностно-компетентностного подхода; 2) соблюдение принципов образования взрослых; 4) привлечение к преподавательской деятельности в системе ДПО персонала библиотек библиотечных специалистов-практиков, обладающих не только высоким уровнем профессионального мастерства, но и хорошими педагогическими способностями; 5) соблюдение принципа преемственности обучения, максимальный учёт изначального уровня образования «учащегося» (высшее библиотечное, высшее небиблиотечное профильное, высшее небиблиотечное непрофильное); 6) обязательное диагностирование изменений профессиональных компетенций слушателей; 7) контроль эффективности обучения (входной, текущий (в длительных программах обучения), заключительный; контроль использования приобретённых профессиональных знаний и компетенций в практической деятельности).
Для того чтобы ДПО отвечало требованиям и запросам быстро меняющейся информационной среды, оно должно постоянно обновляться, а складываться как система, способная к самообновлению и саморазвитию, а его постоянной характеристикой, принципом деятельности должна стать инновационность. При правильном подходе к организации образовательной деятельности в рамках системы ДПО персонала библиотек Республики Беларусь она не только обеспечит развитие и успешность библиотек, но и станет, на наш взгляд, постоянным мотивирующим фактором для каждого сотрудника.

1 Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: Доклад Всемирного банка / пер. с англ. А. Сальникова. —
М.: Весь мир, 2003. — С. 27.
2 Тенденции обновления систем и образовательных стандартов высшего образования государств-участников СНГ в контексте Болонского процесса = Tendencies towards renovation of higher education systems and educational standards of the CIS countries within the context of the Bologna process : науч. изд.: итоговый аналит. докл. / [В. И. Байденко и др.]; под науч. ред. В. И. Байденко; М-во образования и науки РФ [и др.]. — М., 2006. — С. 83–84.
3 Мацкевич В.В. Подходы к стандартам и стандартизации в неформальном образовании / В. В. Мацкевич, С. А. Мацкевич, Т. В. Водолажская // Адукатар. – 2006. — №3 (9). — С. 13–18.
4 Стрелкова И. Б. Об актуальных проблемах непрерывного библиотечного образования: по итогам международной Зимней школы / И. Б. Стрелкова // Бiблiятэчны свет. — 2003. — №3. — С. 29–31; Стрелкова И. Б. II Международная Зимняя школа: интерактивные методы обучения библиотекарей / И. Б. Стрелкова // Бiблiятэчны свет. — 2004. — №2. — С. 31–32; Стрелкова И. Б. III Международная Зимняя школа: традиции и инновации / И.Б. Стрелкова // Бібліятэчны свет. — 2005. — №3. — С. 27–30; Стрелкова И. Б. «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!..» или снова о Зимней школе / И. Б. Стрелкова // Бібліятэчны свет. — 2006. — №2. — С. 20–25.
5 Стрелкова И. Б. Школа директоров «Искусство результативного управления» как новая форма повышения квалификации руководителей библиотек Беларуси / И. Б. Стрелкова, И. В. Юрик // НТБ. — 2007. — №4. — С. 86–93; Стрелкова И. Б. Копилка идей и мудрых советов. Искусство результативного управления / И. Б. Стрелкова // Библиотечное дело. — 2008. — №19 (85). —
С. 37–43; Стрелкова И. Б. Обучение руководителей: по итогам Школы директоров городских и районных сетей публичных библиотек Беларуси «Искусство результативного управления современной библиотекой» / И. Б. Стрелкова // Бібліятэчны свет. — 2008. — №4. — С. 22–26.
6 Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / под науч. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — С. 318.

С автором можно связаться:
irin-strelkova@yandex.ru

Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы