Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 03 (93)'09 - Сельская библиотека в эпоху реформ
В поддержку муниципальных библиотек

Сергей Басов, заведующий научно-методическим отделом Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербург

Муниципальные библиотеки находятся на переднем крае ежедневной культурной,
просветительской и образовательной работы, а значит, им должно быть уделено повышенное внимание со стороны всех субъектов библиотечной политики.

В городе Дмитрове Московской области в Центральной межпоселенческой библиотеке им. Г. К. Жукова 27 января состоялось 4-е заседание Общественного комитета содействия развитию библиотек России (далее Комитет). На заседании под руководством председателя Комитета Б. В. Грызлова рассматривались «Правовые основы деятельности муниципальных библиотек».
Обсуждались «реалии и проблемы» в работе тех библиотек, которые несут основную нагрузку по обслуживанию населения по месту жительства. Вопрос докладывался Г. П. Ивлиевым, председателем Комитета Государственной Думы по культуре и А. Е. Бусыгиным, заместителем министра культуры РФ. На заседание, кроме членов Комитета, были приглашены руководители ряда министерств, регионов и муниципальных библиотек.
Член Комитета, генеральный директор РНБ В. Н. Зайцев в своём выступлении обратил внимание на необходимость взвешенного анализа и оценки не только деятельности библиотек в современных условиях, но и управленческих решений, принимаемых органами власти на всех уровнях. Он привлёк внимание собравшихся к двум крупным  мероприятиям — Конгрессу Российской библиотечной ассоциации в Вологде (май текущего года) и Второму Форуму публичных библиотек России, который пройдёт в Санкт-Петербурге в декабре. Если в Вологде можно рассмотреть тенденции, которые складываются на начало года, то петербургский Форум позволит дать объёмную картину функционирования публичных библиотек на фоне экономического кризиса.
Библиотечное сообщество хорошо знакомо с основными проблемами в деятельности общедоступных низовых библиотек. Приведём некоторые данные на основе материалов, представленных к заседанию Комитета:
• в стране действуют около 50 тысяч муниципальных библиотек. В среднем, на три тысячи жителей приходится одна библиотека (в сельской местности — примерно одна библиотека на одну тысячу);
• в год муниципальные библиотеки посещают порядка 50 миллионов человек;
• в муниципальных библиотеках трудится свыше 108 тысяч библиотечных работников, из них 35% — с высшим образованием, 55% — со средним специальным;
• заработная плата работников остаётся одной из самых низких (в 2,5 раза ниже средней по стране);
• 10% библиотечных зданий и помещений находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта;
• только 6 тысяч библиотек имеют компьютеры, в том числе из 38 тысяч сельских библиотек — всего 2 тысячи;
• доступ в Интернет имеют 2300 библиотек, на селе — только 500.
Состояние фондов большинства муниципальных библиотек (особенно в малых городах и на селе) можно охарактеризовать одним словом: катастрофическое. Наиболее остро стоит вопрос обновления фондов, подписки на периодику. Объёмы комплектования с 1990 года снизились вдвое, и после незначительного подъёма вновь наблюдается снижение. Только 8,5% в структуре бюджета библиотек приходится на комплектование.
Что касается вопросов правового обеспечения муниципальных библиотек, то здесь необходимо обратиться к Федеральному закону №131-ФЗ, который создал абсолютно новую правовую ситуацию в сфере библиотечного дела всей страны: он изменил структуру библиотечной сети и существенно повлиял на содержание деятельности общедоступных библиотек. Полная — организационная и финансовая — самостоятельность муниципальных образований порождает пока что больше проблем, чем перспектив для развития библиотек. Власти на местах из-за недостаточности местных бюджетов минимизируют расходы на библиотечное обслуживание населения. На практике это приводит к резкому сокращению численности библиотек, изменению их структуры и перепрофилированию. Всё это негативно сказывается на состоянии культуры и организации библиотечного обслуживания населения.
Правительством РФ принят ряд подзаконных актов, направленных на предоставление из федерального бюджета финансовой поддержки бюджетам субъектов РФ и бюджетам муниципальных образований для осуществления целевых расходов, в том числе и на комплектование книжных фондов. Упомянем постановление Правительства РФ
«О порядке предоставления в 2008–2010 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на комплектование книжных фондов библиотек муниципальных образований» от 29.12.2007 г. №968.
Закон ФЗ-131 негативно повлиял на традиционные взаимосвязи библиотек, в частности, в области книгообмена. С 1959 года действовало положение, в соответствии с которым библиотеки могли безвозмездно передавать друг другу дублетные и неиспользуемые документы. Ныне требуется согласование целого ряда инстанций, прежде всего органов Росимущества, для передачи изданий из библиотеки в библиотеку. Процедура передачи книг может растягиваться до года. В таких условиях библиотекам проще списать книги в макулатуру. В результате страна теряет канал безвозмездного комплектования фондов примерно на один миллион изданий в год.
До сих пор в законодательном порядке не утверждены минимальные нормативы библиотечного обслуживания населения по всем типам общедоступных библиотек муниципального подчинения. Сегодня действует лишь приказ №32 от 20.02.2008 Министерства культуры РФ «Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)».
На заседании подчёркивалась ведущая роль региональных властей и органов местного самоуправления в решении многих правовых вопросов. Необходимо усилить работу по принятию законов субъектов Российской Федерации по библиотечному делу, обязательному экземпляру, утверждению комплексных целевых программ, об оплате труда и социальной поддержке работников библиотек. Решение многих правовых вопросов зависит от уровня экономического развития местного самоуправления в регионах и осознания властями роли библиотек как социально-культурных институтов.

Приведём Решение Общественного комитета содействия развитию библиотек России от 27 января 2009 года.
Обсудив проблемы муниципальных библиотек в контексте проведения правовых реформ, Общественный комитет содействия развитию библиотек констатирует:
• главной проблемой муниципальных библиотек остаётся низкий уровень финансового обеспечения: комплектования книжных фондов, материально-технической базы, заработной платы персонала;
• информатизация муниципальных библиотек находится на уровне, не позволяющем обеспечить потребности населения в социально-значимой информации;
• потенциал законодательной базы используется не полностью. Подзаконные акты и нормативные документы не всегда учитывают реальное состояние муниципальных библиотек, а по некоторым направлениям деятельности — отсутствуют.
Комитет рекомендует:
1 Подготовить предложения для внесения поправок в Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» относительно межпоселенческих библиотек.
Отметим, что 20 января 2009 года Государственная Дума в первом чтении приняла поправки в закон «О библиотечном деле». В частности, предлагается ввести в текст закона новое понятие — «межпоселенческая библиотека» и норму о праве органов местного самоуправления муниципального района присваивать межпоселенческой библиотеке статус центральной районной библиотеки.
2 Подготовить предложения о внесении поправок в Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд», имея в виду закупку книг и организацию подписки на периодические издания.
3 Продолжить мониторинг современного состояния нормативно-правовой базы библиотечной деятельности. В целях оптимизации законодательства в сфере хозяйственной деятельности библиотек (в частности, положения Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. в редакции Федерального закона от 12.08.2004 г. №199-ФЗ, статья 14) обобщить позитивный опыт работы по моделям финансирования муниципальных библиотек в субъектах РФ.
4 Обратить внимание законодательных органов субъектов РФ на необходимость своевременного внесения уточнений в региональные законы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления относительно муниципальных библиотек, и на разработку подзаконных нормативных правовых актов, касающихся финансирования библиотечных учреждений.
Пусть читатели самостоятельно оценят, насколько решение Общественного комитета поможет муниципальным библиотекам справляться и с правовыми проблемами, и с кризисными явлениями (а их с наступлением 2009 года ощутили многие библиотеки, их бюджеты уже урезаны).
Свойственная политической элите России недооценка деятельности социально-культурных институтов, её взаимосвязи с показателями социально-экономического и политического развития страны, продолжительностью жизни, ощущениями благополучия людей сегодня накладывается на финансовый кризис, что в совокупности может привести к дальнейшей деградации муниципальных библиотек. В этих условиях библиотечному сообществу необходимо мобилизовать все свои внутренние возможности для консолидации и солидарных действий. Определённые возможности для этого дают  два крупных Форума, о которых упоминалось выше.  Представляется, что петербургский Форум  публичных  библиотек  (в этом году он пройдёт под девизом: «Общедоступные библиотеки: вызовы времени»)  должен быть сориентирован на  выработку решений по наиболее  актуальным проблемам.
Муниципальные библиотеки находятся на переднем крае ежедневной культурной, просветительской и образовательной работы, выступают значимой частью общественной жизни городских и сельских поселений, препятствуют деструктивным тенденциям в социальной и духовной сфере. Они оказывают социально-психологическую поддержку всем жителям (в современных условиях это особенно важно). Сказанное означает только одно: муниципальным библиотекам России должно быть уделено повышенное внимание со стороны всех субъектов библиотечной политики — государства, региональных властей, местных органов самоуправления и, конечно же, библиотечного сообщества страны.

Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы