Ирина Викторовна Семёнова, директор МУК «Выборгская Межпоселенческая библиотека»
Публичная библиотека востребована больше, чем другие
учреждения культуры, однако организовывать библиотечное обслуживание нужно на более высоком, современном уровне, учитывая отечественный и
зарубежный опыт, в контексте которого нынешняя разобщённость библиотек выглядит
губительной.
Публичная библиотека в сельской местности — это открытая, живая и динамично развивающаяся структура, которая всегда готова к модификации и стремится активно действовать в окружающем её культурно-социальном пространстве. У неё есть несомненные преимущества перед другими учреждениями культуры: сформированные на протяжении многих лет фонды, устоявшаяся традиция сохранения культурного наследия региона и страны. Однако с принятием 131-ФЗ «О местном самоуправлении» мы получили отрасль, отброшенную в 50-е годы прошлого столетия.
Взгляд в прошлое
Библиотечная сеть Выборгского района не претерпела изменений ни за годы перестройки, ни в период реформ. На протяжении более 30 лет количество публичных массовых библиотек в Выборгском районе оставалось одинаковым, изменялось лишь правовое поле, в котором они функционировали.
С начала 1980-х годов все библиотеки Выборгского района входили в Централизованную библиотечную систему с единым библиотечным фондом, справочно-библиографическим аппаратом, методическим руководством, системой учёта фонда и отработанным механизмом планирования и отчётности на уровне района. Библиотекари на местах занимались только непосредственной работой с читателями. Районная библиотека создавала базис функционирования сельских библиотек.
В 1992 года центральной районной библиотекой была начата работа по ведению единого электронного каталога Выборгского района — «АИС библиотека». В 2003 году была закуплена программа ИРБИС Государственной публичной научно-технической библиотеки для ведения электронного каталога, адаптированная с учётом разветвлённой сети массовых библиотек Выборгского района. К 2006 году в программу был введён весь фонд библиотек района. Библиотеки Выборгского района стояли в одном шаге от автоматизации всего процесса библиотечного обслуживания, начиная от заказа литературы, научной обработки, списания, заканчивая получением информации о состоянии единого библиотечного пространства Выборгского района в режиме on-line. Это обеспечивалось ведением единого генерального каталога (как в электронном виде, так и в карточном) на весь фонд библиотек Выборгского района.
После Закона
В 2006 году было создано МУК «Межпоселенческая библиотека Выборгского района». Городская библиотека вошла в состав администрации, двенадцать поселениями создали 13 культурно-досуговых учреждений, в состав которых вошли от 3 до 7 библиотек (кроме Глебычевского сельского поселения, где в состав КДУ входит одна библиотека). На уровне Выборгского городского поселения была сохранена централизация, объединяющая 4 библиотеки с библиотекой А. Аалто.
В функции межпоселенческой библиотеки Выборгского района входит лишь методическое руководство библиотеками поселений; комплектованием и обеспечением сохранности библиотечных фондов поселений в Выборгском районе вынуждены заниматься библиотеки поселений.
Во вновь образованных учреждениях культуры в результате мониторинга были выявлены следующие недостатки:
• наряду с растущей материально-технической базой (нельзя не отметить, что муниципалитеты выделяют деньги на приобретение компьютеров, мебели в библиотеки, проведение ремонтов) теряется профессиональная составляющая деятельности сельских библиотек как организаций, обеспечивающих свободный доступ к информации;
• в поселениях отсутствует единый генеральный учётный каталог на фонд всех библиотек поселения, отражающий качественный состав фонда;
• в библиотеках поселений нет ни технических возможностей, ни подготовленных кадровых ресурсов, ни финансовых средств для организации систематизации и обработки литературы в соответствии с требованиями ГОСТов, в результате потеряна качественная составляющая организации справочно-библиографического аппарата библиотеки;
• разрушен единый электронный каталог на фонд всех библиотек (результат 15-летней работы коллектива и внебюджетных, привлечённых грантовых средств), являвшийся единственным прецедентом для библиотек Ленинградской области.
Такое положение дел с библиотечным обслуживанием в Выборгском районе, полное разрушение сетевого взаимодействия не только между районом и поселениями, но и внутри поселений позволяет говорить о нарушении конституционных прав граждан на свободное получение информации независимо от места проживания. Поселения не выполняют возложенных на них обязательств по организации библиотечного обслуживания в Выборгском районе в области эффективности использования и сохранности библиотечного фонда. И не имеют потенциала к их выполнению в ближайшем будущем.
Налицо и экономическая неэффективность. Если ранее штат отдела комплектования состоял из 8 человек, обеспечивающих управление библиотечным фондом всего Выборгского района, то сейчас отдел комплектования и обработки насчитывает 3 штатных единицы, работающе только на межпоселенческую библиотеку. В поселениях штаты сотрудников библиотек не увеличились, хотя для организации работы на должном уровне в поселениях необходимо, увеличить штат сотрудников как минимум, на 1 единицу. Если же просчитать штатную численность библиотек поселений в соответствии с Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций от 20.02.2008 «Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры», то увеличение штатов должно быть в разы. Ещё один пример низкого уровня организации экономической составляющей — командировочные расходы. Если ранее в Санкт-Петербург выезжал на комплектование один человек, то теперь этим должны заниматься 13 человек.
Главная задача библиотек — удовлетворение информационных потребностей читателей. Сегодня, приходя в сельскую библиотеку, читатель ограничен только её фондом. Он даже не может получить информацию о том, какие книги есть в соседней библиотеке своего же поселения. Централизация на уровне района, успешно существовавшая с 1980-х годов, сейчас отсутствует, а централизация на уровне поселений ещё не сформировалась, да и дефицит квалифицированных профессиональных кадров не позволит это сделать в ближайшем будущем. Межпоселенческая библиотека, имеющая наработанный опыт электронной каталогизации и подготовленные кадры, готова предложить читателям качественные библиотечные услуги уже сейчас.
Пока поезд не ушёл
Можно назвать несколько ключевых проблем, с которыми сталкиваются библиотеки в период реформирования системы местного самоуправления:
• несоответствие нормативно-правовой и законодательной базы потребностям развития библиотечного обслуживания населения;
• недостаточные темпы информатизации;
• неудовлетворительное состояние фондов;
• неудовлетворительное состояние материально-технической базы библиотек;
• кадровый вопрос;
• отсутствие единой системы государственного управления библиотеками на общероссийском уровне.
Понимание важности данных проблем и необходимости их решения — один из факторов обеспечения социальной стабильности, необходимое условие обеспечения конституционных прав граждан на информацию и участие в культурной жизни.
Мы предлагаем составить обращение в федеральные законодательные органы о внесении изменений в ФЗ-131 в части восстановления централизации управления библиотечным фондом на районном уровне (с обязательным условием постановки фонда библиотек поселений на баланс межпоселенческой библиотеки как районного центра управления библиотечным фондом). То есть пересмотреть полномочия муниципального района.
Взамен имеющейся в настоящий момент формулировки — «к полномочиям муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов» — мы предлагаем следующую: «Организация библиотечного обслуживания населения муниципального района и обеспечение доступа к библиотечным ресурсам через стационарные и внестационарные библиотеки, централизованное формирование библиотечного фонда муниципального района и библиотек поселений».
Подобный принцип работы — единый центр каталогизации на государственном уровне и удалённые библиотеки, занимающиеся только обслуживанием, — успешно применяется в Финляндии и может (и должен) быть применён и в России. Центры каталогизации могут быть организованы на базе уже созданных межпоселенческих библиотек.
Исторический опыт доказывает, что разобщённость никогда не была «двигателем прогресса». В настоящий момент нет единой государственной программы развития библиотечного дела в России. Через несколько лет мы получим ситуацию, когда все библиотеки будут развиваться так, как это видится местным администрациям поселений. Со временем осознание необходимости объединения, придёт, но время будет упущено.
С автором можно связаться:
mpb@vbg.ru