Ядвига Иосифовна Мозелова, заведующая методическим отделом Ленинградской областной детской библиотеки
Дети, подростки — будущее нашего общества. При этом живут они в настоящем. Сельская библиотека ответственна как за будущее, за сохранение и развитие социально-культурной сферы местного сообщества, так и за предоставление полноценных, качественных услуг в настоящем.
Значение сельской библиотеки как социального института особенно велико, ведь её читателями являются практически все жители села, и взрослые, и дети. В Ленинградской области дети до 14 лет включительно составляют 12,2% населения. Пользователями библиотек являются 78% детей. От общего количества пользователей библиотек они составляют 31,5%. В Ленинградской области читатели-дети составляют 29,7% от количества пользователей в сельских библиотеках, входящих в КДУ.
Культурно-досуговое учреждение с входящими в него библиотеками (сельскими, детскими) — это единая система, вырабатывающая сегодня способы взаимодействия на основе учёта специфики деятельности. Сельская библиотека как составная часть КДУ — среда читательской деятельности ребенка и его семьи. Библиотека в КДУ должна позиционировать себя как полноправного профессионального партнёра, демонстрировать свою состоятельность, эффективную деятельность по реализации прав детей на чтение, получение информации, творческую досуговую деятельность. Что же делает сегодня сельскую библиотеку КДУ ресурсом развития, образования ребёнка?
Развитие фондов библиотек
Проблемы фондов сельских библиотек общеизвестны: устаревание фондов, ограниченность доступа к новой детской литературе; отсутствие систематической информации о ней; высокая цена на книги.
По данным исследования РГДБ1, в фонды сельских библиотек попадает в основном массовая литература, уходят книги «золотой полки». Между тем, по данным специалистов Книжной палаты с 2006 года ежегодно издается более 100 тыс. названий книг. В библиотеки же попадает минимальное количество названий книг для детей.2
Надежду на обновление фондов детской книгой вселяет появление государственной поддержки комплектования библиотек. В 2007 году по Распоряжению Правительства Ленинградской области от №232-Р «О выделении средств на приобретение художественной русской классической литературы для школьных библиотек и библиотек Ленинградской области» ЛОДБ скомплектовала для детских, сельских, городских библиотек области детских книг на сумму 2 650 000 рублей. В 2008 году началось Федеральное финансирование комплектования, планируется дальнейшее выделение средств Правительством Ленинградской области. Из сметы КДУ по статье на пополнение фондов на комплектование детской литературы должно выделяться до 30%.
В 2008 г. Благотворительный фонд «Заветная мечта» (Москва) издал для библиотек страны комплект книг для детей и подростков. Произведения, вошедшие в эти книги, были отмечены Национальной детской литературной премией «Заветная мечта» 2006 – 2008 гг. Эти комплекты получили все библиотеки Ленинградской области. С 2004 года в крупные сельские библиотеки области поступают небольшие подборки книг от Благотворительного Фонда «Мир книжной культуры памяти Д. С. Лихачёва» (Санкт-Петербург).
Современный библиотекарь сталкивается с такой серьёзной проблемой, как необходимость ориентироваться в книжном потоке. В течение последних пяти лет ЛОДБ ведёт деятельность по информированию детей, библиотекарей, родителей в сельских и небольших городских поселениях о новых детских книгах. Проекты «Близкая книга», «Солнечное ЛетнеЧтение», «ЛОДБ — рядом с сельским ребёнком», «Свобода читать!» осуществляются в партнёрстве с издательствами Санкт-Петербурга и Москвы, книгораспространителями. В течение последних трёх лет передвижные выставки новой литературы побывали в 54 детских и сельских библиотеках районов — Волховском, Выборгском, Гатчинском, Приозерском, Волосовском, Кировском, Подпорожском, Лодейнопольском.
Как правило, такие мероприятия сопровождаются со стороны администраций сельских поселений выделением средств на пополнение фондов. Как же сельской библиотеке в КДУ приобрести на эти деньги хорошие книги, а не приключения-детективы (а в книжных магазинах районных центров обычно продаются именно они)? Главными консультантами сельских библиотекарей выступают специалисты отделов комплектования МПРБ, ЦДБ. Они имеют представление о современном книжном потоке, информацию о новой детской книге.
Библиотекари области могут также воспользоваться информационными изданиями ЛОДБ (альманах «Новая художественная детская книга в издании, рекламе, критике и чтении», информационными списками «Новая детская книга»).
Продвижение идеи ценности
детского чтения
Специалисты утверждают: дети сегодня другие, у них, по словам психолога и детской писательницы Е. Мурашовой, по-другому устроено восприятие. Они создают свою субкультуру, у них иной культурный опыт. И очень важно не противопоставлять этот культурный опыт опыту взрослого, а принимать и изучать его.
В таком контексте как никогда актуально продвижение идеи ценности чтения.
Действенным средством привлечения внимания к чтению являются яркие современные лозунги («Наш выбор — чтение!», «Читать — это круто!», «Чтение — путь к успеху!»), разрабатываемые библиотекарями и самими читателями-детьми. Необходимо активно выходить за рамки библиотеки, создавая в местном сообществе события вокруг чтения и детской книги. Таковыми являются праздники, уличные фестивали детской книги и детского чтения, декады новой детской книги, программы с участием общественных лидеров, опросы-интервью, в ходе которых значимые в социальной жизни села взрослые рассказывают о своих любимых книгах.
Эффективным средством привлечения к чтению выступают размышления читателей-детей Ленинградской области о чтении как необыкновенно увлекательной деятельности, открывающей новые миры.3
Все библиотеки области и их читатели-дети могут стать участниками таких областных проектов, как социально-культурная акция «Волшебный день чтения», открывающий Неделю Детской книги, ежегодное голосование на присвоение десяти новым книгам Знака «Нравится детям Ленинградской области», книжный интернет-форум «Наш книжный круг» (http://www.ringbook. lodb.ru). Самые интересные творческие работы детей, посвящённые чтению, ЛОДБ размещает на Региональном сайте детских библиотек (http://www.deti. spb.ru).
Создание в сельской библиотеке территории детского чтения
Детям в библиотеке нужны не унылые стеллажи с одной-двумя обыденными полочными выставками, а яркая, открытая, диалогичная книжная среда, среда, стимулирующая чтение, открытие своего «Я»; среда, способствующая гражданскому становлению личности. Ребёнок развивается в игре. В подростковом возрасте человек хочет понять себя, построить своё «Я» («Я как личность», «Я как читатель»), что создаёт возможности для организации выставок-диалогов, проведения встреч с детьми и подростками.
Библиотека — место диалога с новым поколением, место встречи двух культур: библиотекаря, чей читательский опыт сформирован «Золотой полкой», и современных детей, которые имеют другую читательскую культуру. По данным исследования 2004 года, каждый восьмой подросток пользуется Интернетом, а значит, использует источники информации, недоступные большинству сельских библиотекарей. Как отмечают взрослые, дети жаждут событий, участия в проектах, интересных встречах с книгой, дающих им возможность заявить о себе!4
Читающая семья как партнёр библиотеки в поддержке читательской культуры ребёнка
Сельская библиотека объединяет два–три поколения семей. Если у подростка нет примера чтения родителей, если его мама и папа предпочитают смотреть по ТВ очередной сериал, ребёнок будет равнодушен к книге. В 2007 году Комиссия по вопросам развития культуры представила Общественной палате РФ доклад «Культура и будущее России. Новый взгляд». В нём говорилось следующее: «сегодня массовая культура для огромного числа граждан является единственным и самым желанным источником духовных переживаний… это привело к опасному для страны опрощению умов и духовному обнищанию молодого поколения…, живущему в уверенности, что культура существует только в телевизоре…».5
Исследователи говорят о том, что у сегодняшнего подростка нет образца читателя-взрослого. Мало читающие или нечитающие родители — новый вызов, с которым сталкивается библиотекарь; возрождение семейного чтения является острой необходимостью в поддержке культуры современной семьи. В Год семьи сельские библиотеки области приложили немало усилий для создания в среде библиотеки эмоциональной атмосферы, объединяющей поколения: семейные встречи в библиотеке «Моя читающая семья», «Эта книга — наша семейная реликвия», выставки «Любимые книги моей семьи»; праздники читающей семьи «Наш мир с книгой»; создание фото-газет, фото-плакатов «Читает вся семья!» — вот краткий перечень некоторых мероприятий, прошедших в библиотеках Ленинградской области.
Доступ к современным информационным ресурсам
Современный ребёнок растёт в стремительно развивающейся информационной среде. В крупных сельских библиотеках появляются компьютеры. Это остро ставит проблему соответствия информационной культуры сельского библиотекаря современным требованиям. Библиотекарь обязан уметь пользоваться информационными технологиями и ресурсами, и здесь подростки-читатели могут стать своего рода учителями для сельских библиотекарей в освоении современных информационных технологий.
Для того чтобы повысить собственную информационную грамотность и обеспечить доступ сельскому подростку к современным интернет-ресурсам, сельские библиотеки могут взаимодействовать с ЛОДБ, в которой созданы уникальные ресурсы: Региональный сайт детских библиотек, посещаемость которого составляет более 230 000 заходов в год; интернет-каталог; сайт о
Р. П. Погодине; интернет-форум «Наш книжный круг»; мультимедийный каталог СD. Ежегодно в ЛОДБ записываются на СD созданные библиотекой электронные ресурсы, в первую очередь Региональный сайт детских библиотек, так что библиотекари могут использовать эти ресурсы в локальном режиме.
Профессиональное образование библиотекаря КДУ
Залог успешного развития сельской библиотеки любого статуса, а выделившихся в КДУ библиотек особенно — постоянное образование и самообразование кадров. Овладеть современными библиотечными технологиями, знанием детской книги возможно только в корпоративной среде, во взаимодействии с библиотеками Межпоселенческой и Центральной детской.
Разобщённость библиотекарей в современной ситуации действия 131-ФЗ, лишённых постоянной корпоративной профессиональной поддержки, трансляции творческого опыта, является средой для развития инертности библиотекарей, в том числе детских библиотекарей, которые разрабатывают интересные, перспективные проекты для детей и подростков.
Как будет ощущать себя библиотекарь в КДУ — придатком, выполняющим планы Дома культуры, или свободным в действиях и выборе приоритетов деятельности профессионалом, членом единого коллектива? Будет ли взаимодействие со специалистами дома культуры обогащать деятельность библиотеки и открывать новые возможности для ребёнка? Это зависит от профессиональной позиции библиотекаря, принадлежности и возможности развиваться в корпоративной среде.
1 Чудинова В. П. Информационный потенциал личности: чем он обусловлен / Исследование РГДБ «Сельский ребёнок: чтение, книжная среда, библиотека» (2002 – 2004 гг.) // Библиотека. — 2007. — №1. — С. 36–41.
2 Порядина М. Е. Отечественный книжный рынок и литература для детей: Статистика, тенденции, прогнозы // Библиотечное Дело. — 2008. — №1. —С. 29–31.
3 Сборник «Книги как крылья: читатели Ленинградской области о детской книге, чтении и детской библиотеке» (СПб., 2006) представляет детское читательское сообщество Ленинградской области, его авторы — дети 7–16 лет, участники областной долгосрочной программы «Книжки детства» из детских, сельских библиотек региона.
4 Степанова Л. В. Ортодоксальное и парадоксальное в чтении современных детей. Понимание и принятие как проблемы современной деятельности в Пространстве библиотеки // Библиотечное Дело. — 2008. — №1. — С. 5–8.
5 Культура и будущее России. Новый взгляд. Доклад Комиссии по вопросам развития культуры Общественной палате РФ // Справочник руководителя Учреждения культуры. — 2008. — №2. — С. 75–97.