Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 04 (94)'09 - Библиотечная среда
Спираль как символ Бесконечности

Сегодня библиотеку всё чаще называют информационным центром, а её пространство — территорией информационной свободы. Достаточно ли для библиотеки нового века современного оборудования и наличия книг на стеллажах?

Валерий Анатольевич, мы с Вами беседовали о современных архитектурных концепциях библиотек два года назад. Что изменилось за это время? Каковы сегодня тенденции в библиотечном строительстве в мире и в России?
Сегодня актуальна высокая технология организации библиотечного пространства с эффектом долговременной привлекательности объекта, несущего концентрированный информационный потенциал. К примеру, интереснейший проект был реализован недавно в небольшом немецком городке Котбусе: это и библиотека, и информационный центр, где проходят видеоконференции, есть выход в Интернет и многое другое, к тому же это совершенно уникальное здание с точки зрения архитектуры. Надо сказать, что Котбус — не самое знаменитое место в Германии, скорее напротив, это одна из восточных окраин Германии, откуда до границы с Польшей буквально 30–40 км. Строительство такого социально значимого и при этом архитектурно современного объекта в Котбусе было неким знаком преодоления того состояния, в котором сегодня находится культура в этом регионе.
В России, к сожалению, архитектурная библиотечная практика до сих пор обременена чередой монументальных объектов, сегодня уже старомодных и затратных, и наш город здесь не исключение. Из формата библиотеки в старой трактовке эти объекты должны бы уже вырасти. И задача России — в самое ближайшее время создать такие высокотехнологичные центры информации и культуры, где люди любого поколения могли бы получать самую свежую, постоянно обновляемую информацию.
Сегодня мы, возможно, уступаем Западу во владении технологиями, в реализации новейшего информационного ресурса, и в экономике стабильности меньше. Но что касается креатива, интеллекта — с этим в России проблем нет. Значит, надо думать, как этот интеллектуальный ресурс с помощью библиотек нового поколения консолидировать и переводить в наши достижения в разных областях.
Как сегодня должна выглядеть библиотека, чтобы она, с одной стороны, отвечала стоящим перед ней задачам, а с другой — была объектом современной архитектуры?
Недавно во время поездки в Берлин я попросил немецкого коллегу-архитектора показать мне новейшие библиотеки, и он сразу повёз меня в Филологическую библиотеку Открытого университета*, построенную по проекту английского архитектора Нормана Фостера. Грамотно спроектированная, интеллектуально ориентированная, технологичная, библиотека с порога даёт знак, что это информационное пространство другого поколения. Фостер сделал здание каплевидной формы, пристроил его со стороны двора к старой части университета, соединив проёмом в стене. Всё это было реализовано в рамках проекта реконструкции. Стоит только войти в библиотеку, вы понимаете, что вас там ждали: слева — точка регистрации, справа — камеры хранения, совершенно открытый контур входного пространства. Если у вас с собой большая сумка, вы сразу понимаете, что её необходимо оставить здесь. Мы с коллегой-архитектором вошли совершенно свободно, без пропуска. Прошли через вахту и оказались в детально продуманном информационном пространстве — и здесь очень важна не только функциональность, но и дизайн.
Сегодня уже стало привычным, что в библиотеках на вас обрушивается шквал информации. А это тоже тема для дизайна. Как удачно использовали подобный мотив в Ханты-Мансийске!  Каскад из объёмных букв, которые как бы «падают» на посетителей библиотеки, производит сильное эмоциональное впечатление. Надо признать, это целиком заслуга дизайнеров. Такого полёта информационного дизайна, красоты и современных форм, пространств, оформленных в стиле хай-тек, явно не хватает многим российским библиотекам.
В библиотеке обязательно должно быть светло и просторно, читателю — комфортно, обстановка должна быть доброжелательной. Современный воздушно-облегчённый дизайн как нельзя лучше этому соответствует. Выбирается светлая мебель, для облицовки оборудования — светлый перфорированный листовой металл, всё делается для того, чтобы люди себя чувствовали легко и непринуждённо.
Европейской нормой является отсутствие чётких, строго прописанных границ между смежными пространствами. В библиотеке, как правило, предусмотрено несколько режимов работы (допустим, с различными видами носителей), — все эти зоны отделены легкими экранами. Для примера: библиотека архитектурного факультета Университета Валь де Сен в Париже** — буквально два-три года назад завершённый объект. Просто по поведению людей видно, насколько им там комфортно. Они не чувствуют себя «закованными» между стеллажами и столами. С книгой в руках или ноутбуком человек совершенно свободно перемещается в пространстве читального зала, располагаясь, при желании, хоть на широком подоконнике. Именно так выглядит библиотека новой модели — библиотека без жёсткого регламентирования пространства, наполненная светом и теплом, словом, территория информационной свободы.
Однако необходимо устроить всё таким образом, чтобы человек, сидя в зале, одновременно оставался наедине с книгой. В архитектуре это принято называть ёмкими словами «концепция пространства». Это своего рода качественный рубеж, с которого и начинается реальная архитектура будущего. В Штутгарте, например, в университетской библиотеке факультета архитектуры вдоль окон тянется один непрерывный стол, он оборудован компактными лампами над каждым читальным местом, включаемыми самими читателями в вечернее время. Просторно и комфортно, нет дышащих в затылок соседей.
К тому же экономится электроэнергия…
Да, сегодня вопросы энергосбережения касаются библиотеки тоже. У нас ещё часто можно увидеть большое помещение, залитое светом, а там работает всего пара человек. Ведь иногда задачу освещения можно решить проще и экономичнее, например, проведя световые контуры в зоне доступа к литературе. Конечно, не должно быть и полумрака. Речь идёт о создании особой световой зоны с максимальным уровнем комфорта для читателя. Обязательно должны быть освещены столы, а стеллажи — ровно настолько, насколько требуется для нахождения нужной книги. В полной мере осуществить это позволяет концепция многоярусного светового пространства, предложенная Н. Фостером для библиотеки в Берлине. Разумеется, режим экономии, его техническое решение должны идти от самого проектировщика.
Тишина, свет и иллюзия уединённости — вот что нужно современной библиотеке. Отсюда мягкие ковролиновые покрытия — никакого паркета или линолеума. В России это сопряжено с определёнными трудностями, в осенне-зимний период у нас слякоть. Но эту проблему можно решить, при входе установить щётки, решётки и т. д.
В мире успешно реализуется немало архитектурных проектов библиотек, и наш журнал старается освещать наиболее интересные из них. Какую библиотеку, из недавно построенных, Вы выделили бы?
Очень интересна библиотека Бранденбургского Технического Университета в Котбусе.*** Её строительство завершили в 2007 году, и она сразу же попала в число лучших объектов своего класса. Авторы этого проекта — архитекторы из Швейцарии Жак Херцог и Пьер де Мерон — были удостоены престижных наград. Бюро, в котором они работают, славится своим новаторским и профессиональным подходом к решению подобных задач. Они понимали, что им необходимо построить такой центр, который станет своеобразной информационной Меккой, в первую очередь, для молодёжи.
Благодаря оригинальной трактовке всего информационного пространства здание производит очень сильное эмоциональное впечатление ещё снаружи. У посетителя, когда он ещё только подходит к зданию, невольно создаётся впечатление тайны, загадки. Вряд ли кто-то догадается, что это — библиотека. Здание ассиметрично по своей планировке, выполнено из железобетонных слоёв-перекрытий, на которые навешены прозрачные стены. Фасад из стекла с рисунком молочного цвета (технология «напечатанного (printed) фасада»). На стекле угадываются какие-то знаки — то ли буквы, то ли цифры — своеобразный семантический код. Снаружи почти не видно, что происходит внутри, а изнутри открывается прекрасный вид наружу — это так называемая направленная прозрачность. На читателя, таким образом, совершенно не давят стены, он наслаждается чтением и находится в единении с природой. Чёткого разграничения пространства нет.
При входе в здание — максимальные удобства: велостоянка, парковка для автомобилей, очень уютное кафе. Широкий набор услуг позволяет превратить библиотеку в высокотехнологичный информационный центр, в место встреч и общения, удобное публичное пространство.
Все отделы библиотеки в Котбусе — каталожный зал, помещение для конференций и телеконференций, зал для работы в Интернете и другие помещения — максимально удобны и тоже не имеют чётких границ.
Но в чём же особая заслуга Ж. Херцога и П. де Мерона? Они, пожалуй, впервые в мировой истории библиотечного проектирования предложили интерьер столь богато насыщенный цветом. Не просто бессмысленное нагромождение цвета, а продуманное распределение особых цветовых зон, легко поддающихся функциональной интерпретации. Так, к примеру, зона контакта с персоналом красится в один цвет, зона хранения литературы — в другой. В помещениях, где читают, на полу обязательно мягкий ковролин нейтральной цветовой гаммы — так будет меньше шум. Подвесные потолки выполнены из полупрозрачной металлической решетки — это новая смысловая и цветовая версия экранирования перекрытий, позволяющая свободно размещать и заменять инженерные коммуникации под потолком.
Традиционное решение лестниц с неизбежным ощущением усталости лишь от одного их вида в проекте уступило место смелой трактовке лестницы как особого скульптурно-пространственного знака. Она проходит через все шесть этажей библиотеки в виде спирали, окрашенной в два цвета — светло-сиреневый и салатный. Ступени лестницы прокрашены в нейтральный цвет, а поручни выполнены с подсветкой. На каждом этаже встречаются постоянно повторяющиеся элементы пространства — информационная стойка, электронный каталог, стеллажи с книгами, копировальная техника и прочее. Хотя пространство и решено в одном ключе, оно весьма разнообразно благодаря различным световым и цветовым решениям. В наших библиотеках мы зачастую видим библиотечное оборудование, а тут — интерьер. Обилие цветовых пятен уводит посетителя от состояния грусти и печали, создаёт хорошее настроение.
Даже простой светильник над регистрационной стойкой решён оригинально и отличается от того, что можно увидеть в наших новых и якобы современных библиотечных зданиях.  Это — высокий дизайн: молочно-белые светильники на конструкциях в виде спиралей, которые спускаются с потолка, рационально распределяя свет. Ведь в идеале всё, включая самые обыкновенные настольные лампы библиотеки, конечно, должны заказываться у дизайнеров. Библиотека должна иметь свой фирменный стиль — свою цветовую гамму, своеобразие форм, это сделает её узнаваемой.
Неужели в России так печально обстоит дело с библиотечным дизайном?
У наших проектировщиков пока нет стимула стремиться к новаторству. Они веками будут воспроизводить рутинные, заигранные решения и идеи. Сами работники библиотек должны отсмотреть все существующие на сегодняшний день интересные проекты и потребовать воплощения лучших идей. Пусть тогда архитекторы ломают головы, как это реализовать, а не строят монумент непродуманности, невнимания и неуважения к насущным проблемам библиотек. Всё должно быть предусмотрено проектировщиком, включая места, где подвешены пожарные гидранты, переходы с этажа на этаж, регистрационные стойки, доступ к средствам копирования, отдельные кабинеты для людей, проводящих много времени в библиотеке.
У нас до сих пор, например, плохо продуманы средства пожарной эвакуации, элементы навигации (таблички, обозначающие выходы, или не подсвечены или висят там, где их не видно). А ведь это тоже весьма значимая часть внимания к человеку, вполне реальная забота о людях. В европейских библиотеках созданы удобные условия для посещения библиотеки инвалидами. Есть лифты, удобные пандусы. У нас сегодня тоже стараются это делать, но не повсеместно. Всё важно, нет никаких мелочей — и не только в отношении посетителей, но и персонала, который находится в здании целый день.
С одной стороны, пока наивно ждать от отечественных архитекторов дизайна, подобного Котбусу. С другой стороны, многое зависит от самих работников библиотек, от их представления о пространстве, в котором они хотели бы работать. Преодолевать множественные стереотипы в организации библиотечного пространства им придётся вместе с архитекторами: ведь в архитектурном проекте библиотеки всё «фифти-фифти» — половина зависит от проектировщиков, половина от самих работников.
Что бы Вы порекомендовали нашим работникам библиотек, задумывающимся о реконструкции своего здания или строительстве нового?
Нашим библиотекам необходимо начать работать с молодыми архитекторами и проектировщиками, лет эдак до 35, и обязательно на конкурсной основе. Необходимо иметь шанс выбирать. Средства на проведение конкурса должны выделяться из городского или муниципального бюджетов, в Европе это общепринятая практика. Должны быть и поощрительная премия для победителей, и дифференцированные суммы для участников, занявших второе и третье места. Кстати, в Европе состоявшимся считается конкурс, если в нём приняло участие не менее восьми архитекторов, а премия может достигать суммы в 100 тысяч евро. Но эта сумма для победителя конкурса включается в оплату работ по выполнению проекта. Более того, можно использовать перспективные идеи из проектов, занявших второе и третье места. Поэтому европейские библиотеки и имеют дело со сливками архитектурного сообщества, а мы до сих пор используем ветхозаветные проекты в стиле «а-ля ампир» или неоклассики. Без конкуренции в России не будет прогресса. И в этом отношении область архитектуры и дизайна пока явно не в лидерах.
Но надо отметить, что и работники библиотек могут влиять на прогресс в создании библиотек нового поколения, лучше представляя себе, как должно выглядеть информационное пространство нового века. Всё должно быть продумано и прописано, и в первую очередь — идеология, философия библиотеки, дизайн, технология. Разумеется, большое влияние имеет и тот, кто оплачивает проект, например, Комитет по культуре, но и работники библиотеки должны помнить, что именно они заказывают пространство, в котором будут работать. Отдаю должное информированности и настойчивости работников библиотек Ханты-Мансийска. Там не захотели строить, что попало, а добились от проектировщика «продвинутого» проекта.
Отказ от рутины и устаревших стандартов сегодня жизненно необходим в создании современного информационного пространства. Если будет создана Конкурсная, Конкурентная и обязательно Международная среда, тогда закончится эра архаичного и старомодного дизайна в библиотеках нашей страны.

Беседовала Елена Рощина

Тема номера

№ 5 (455)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы