Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 04 (94)'09 - Библиотечная среда
От «технической эстетики» к библиотечному дизайну

Виктор Викторович Зверевич, руководитель Центра информационных ресурсов НП «Британская высшая Школа дизайна», магистр библиотековедения, Москва

Библиотечное дело и дизайн… На протяжении советского и в первые годы постсоветского периода истории России эти два вида деятельности в отечественных исследованиях практически не рассматривались —не то чтобы вместе, а даже рядом друг с другом.


Дизайна в Советском Союзе как будто бы вообще не было. (Более того, само слово «дизайн» звучало почти как ругательное и подменялось такими терминологическими изысками, как «техническая эстетика», «художественное конструирование» и другими подобными им словосочетаниями новоязовского характера). Ну а главной функцией советских библиотек (мы говорим, в первую очередь, о публичных, в советский период — «массовых» библиотеках) была идеологическая функция, и все усилия органов государственной власти в плане развития библиотечного дела были подчинены её выполнению. Тут уж не до дизайна.
Естественно, в библиотечной науке и практике термин «библиотечный дизайн» не был никак определён и не использовался. А посему выход в свет учебного пособия под названием «Библиотечный дизайн»1 (далее по тексту — Пособие) не может не обратить на себя внимание. Пособие создано группой петербургских учёных, в числе которых —  признанный корифей отечественного библиотековедения, профессор Анатолий Николаевич Ванеев и заведующая кафедрой библиотековедения СПбГУКИ Марина Николаевна Колесникова (Тищенко). Подобных монографий в России пока нет, поэтому актуальность Пособия весьма высока, и его выход в свет представляется не только вполне своевременным, но и в большой степени новаторским действием.
Пособие состоит из введения, двух глав, заключения и 13 (!) приложений. Авторы попытались связать все аспекты библиотечного дизайна воедино и рассмотреть их в комплексе, очертить границы научной и учебной дисциплины «библиотечный дизайн». Поэтому обратим внимание на предложенное ими определение библиотечного дизайна: «…многоаспектная деятельность, решающая задачи художественного конструирования библиотечных зданий и помещений, создания фирменного стиля библиотеки на основе сочетания комфортабельности, эстетизации, гармонии с окружающей средой» (с. 57). Главными составляющими библиотечного дизайна авторы считают «… архитектурный дизайн зданий и помещений, оформление интерьеров, создание фирменного стиля библиотеки» (с. 6).
Проводя терминологический анализ понятий сферы дизайна вообще, анализируя историческое развитие, направления и виды дизайна, авторы Пособия сразу же переходят к библиотечной практике. Весьма впечатляюще выглядит историография исследования проблем, входящих в сферу библиотечного дизайна или родственных ему, например, библиотечной архитектуры и проектирования библиотечных зданий. Авторы упоминают работы, принадлежащие перу таких учёных-библиотековедов, как Л. З. Амлинский, Б. Ф. Володин, М. Я. Дворкина, О. П. Зыков, С. Г. Матлина, И. Н. Михнова, Ф. Н. Пащенко,
Ю. Н. Столяров, И. М Суслова, Е. М. Ястребова и другие. Также отмечается наличие в последнем «Справочнике библиотекаря»2 специального раздела «Здания, интерьер и оборудование библиотек».
Далее авторы Пособия подробно анализируют три упомянутые выше составляющие библиотечного дизайна. Говоря об архитектурном дизайне зданий и помещений библиотек, авторы отдают дань целому ряду выдающихся отечественных и зарубежных архитекторов, строивших библиотеки. Что ценно, авторы подробно рассказывают о работах всех упоминаемых архитекторов. Соответствующий раздел Пособия начинается с рассказа о работах выдающегося финского архитектора Алвара Аалто (1898–1976), который за свою карьеру построил 11 зданий библиотек (чуть больше половины из них — в Финляндии). Продолжает повествование упоминание о работах прямых последователей Аалто и других современных архитекторах библиотечных зданий (например, упоминается автор проекта нового здания Национальной библиотеки Франции современный французский архитектор Доменик Перро).
Должную оценку авторов Пособия получил и вклад отечественных архитекторов в библиотечное строительство в нашей стране. Рассказ о них начинается с очерка деятельности Ф. Н. Пащенко (1897–1980). Будучи архитектором, он долгое время возглавлял Отдел архитектуры, строительства и оборудования библиотек Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. Авторы вспоминают также его выдающихся предшественников —Карла Росси, В. И. Собольщикова, Ф. О. Шехтеля, В. И. Баженова, В. Г. Гельфрейха и В. А. Щуко, деятельность которых охватывает период с XVIII по первую половину XX века. Особняком стоит рассказ авторов о здании Библиотеки Академии наук, построенном по проекту Р. Р. Марфельда.
На основании опыта разных стран (Австрии, Венгрии, Германии, Нидерландов, Чехии и России) авторы Пособия приводят примеры бережного отношения к сохранению и реконструкции старинных библиотечных зданий — памятников архитектуры. Из российских библиотек наибольшее внимание уделено Выборгской библиотеке Алвара Аалто (г. Выборг, Ленинградская обл., Россия). Это неудивительно, поскольку эта библиотека, с одной стороны, является ярким образцом интернационального модернизма (функционализма) и занесена в Реестр всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а с другой — разработан, утверждён и выполняется подробнейший Организационно-технологический проект её реконструкции (Приложение 12). Этот проект — «первый в российской библиотечной практике опубликованный документ такого рода» (с. 100), и его вполне можно считать прекрасным примером составления документации на реконструкцию библиотечного здания.
Далее авторы предлагают концепцию гибкой планировки помещений библиотек и зонирования библиотечных помещений. На успешных и неудачных примерах из практики библиотек разных стран они показывают, какими могут быть варианты планировки различных зон библиотеки при различной форме доступа к фондам (открытый и закрытый доступ). Выделяются следующие типовые зоны, имеющиеся в любой библиотеке: вестибюль, абонемент (закрытый и открытый доступ), читальные залы, справочно-библиографическая служба, выставочный зал, конференц-зал (аудиовизуальный зал), книгохранилища, зоны отдыха, служебные помещения, прилегающая территория.
Читая главы Пособия, посвящённые оформительскому дизайну интерьеров библиотек, невозможно не согласиться со следующим утверждением: с самого начала работ по оформлению нового или реконструированного помещения библиотека должна установить контакт с архитектором проекта и дизайнером, осуществляющим оформление внутренних интерьеров, и работать в связке с ними. Авторы Пособия предлагают разрабатывать концепцию интерьера библиотеки силами указанной выше команды.
Особое значение авторы придают подбору библиотечной мебели и оборудования, приводят требования, предъявляемые к каждому предмету библиотечной мебели, предлагают варианты их отбора и расстановки, в частности для удачного зонирования помещений. Приводятся примеры использования того или иного типа мебели в отечественных и зарубежных библиотеках.
Авторы пособия относят к библиотечной мебели также информационные средства (интерактивные справочные терминалы, стенды-ширмы, доски объявлений, вращающиеся панно, рекламные тумбы, таблички и др.). Справочную информацию и/или объявления, расположенные в указанных местах авторы относят к элементам информационного дизайна.
Особое внимание авторы уделяют проблемам фирменного стиля библиотеки. Это понятие, пришедшее в библиотечное дело из сферы рекламы, является новым для библиотечного дела и заслуживает пристального внимания и серьёзного изучения. Поэтому стоит остановиться на проблеме фирменного стиля библиотеки в изложении авторов Пособия подробнее.
Собственного определения фирменного стиля авторы не дают. Цели же его применительно к библиотеке ставят следующие: «… во-первых, идентификацию продукции и услуг данной библиотеки на рынке аналогичных услуг, во-вторых, повышение престижа библиотеки в обществе» (с. 185). Авторы акцентируют внимание читателя на том, что, ставя целю создание фирменного стиля библиотеки, её сотрудники должны «… ясно представлять … её образ в глазах пользователей, и соответственно выстраивать общую концепцию фирменного стиля» (с. 186).
В графическую часть образа библиотеки, именуемую в данном Пособии информационным дизайном, авторы включают: фирменный знак; фирменную шрифтовую надпись (логотип); фирменный лозунг (слоган); фирменный цвет (цвета); фирменный комплект шрифтов; другие фирменные константы. Получается, что имеет место отождествление информационного дизайна и графического дизайна.
В качестве носителей фирменного стиля библиотеки, по мнению авторов Пособия, могут выступать: печатная реклама библиотеки (плакаты, проспекты, буклеты), сувенирная реклама (полиэтиленовые пакеты, авторучки, открытки, закладки), документы и удостоверения (пропуска, визитные карточки, удостоверения сотрудников), элементы служебных интерьеров (панно на стенах, настенные календари и др.), другие носители (вывески, вымпелы, упаковочная бумага, ярлыки, пригласительные билеты, одежда сотрудников). Возражений данное утверждение не вызывает.
По мнению авторов Пособия, неотъемлемой составляющей фирменного стиля библиотеки являются одежда сотрудников. Авторы признают, что нет однозначного ответа на вопрос, нужна ли работникам библиотек фирменная одежда, и если нужна, то какая. Тем не менее, авторы рассуждают о том, какой может быть фирменная одежда библиотечных работников, и считают, что для её разработки необходимо привлечь профессионального дизайнера одежды (с. 192–197).
Вывод авторов Пособия таков: «Библиотечный дизайн — это многоаспектная деятельность, решающая задачи от библиотечной технологии до библиотечной психологии. Это реальное средство поддержания престижа и авторитета библиотеки в глазах общественности. … Библиотечный дизайн — возможность эстетического самовыражения библиотеки, свидетельство ее самоуважения» (с. 204—205). С этим трудно не согласиться, хотя сами авторы ранее отмечают, что в большинстве библиотек даже нет ставки художника, не говоря уже о дизайнере.
Быть первым — значит, идти неведомой дорогой, набивать на ней синяки и шишки, делать ошибки и впоследствии принимать на себя волну критики. Настоящее Пособие не исключение, по мере его чтения замечания критического характера возникали не раз.
Так, в самом начале (с. 10) авторы пишут, что в современном мире не опубликовано комплексных работ по библиотечному дизайну. Однако это не так, поскольку ряд именно таких работ были опубликованы в последнее время за рубежом (прежде всего, в США, Великобритании и Германии). Такие публикации были сделаны в том числе под эгидой ИФЛА. С некоторыми из них можно ознакомиться в Центре информационных ресурсов (ЦИР) Британской высшей Школы дизайна (БВШД) в Москве.
Удивляет также отсутствие всякого упоминания о современных архитекторах и их работах в области библиотечного дела, хотя к моменту выхода Пособия (2006) о них сообщалось в прессе. Например, не был чужд библиотечному строительству сэр Норман Фостер, победитель конкурса проектов застройки острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге. По его проекту было построено новое здание библиотеки Открытого университета в Берлине.3 А новое здание Библиотеки МГУ на юго-западе Москвы? И уж совсем странно, что в работе петербургских авторов отсутствует упоминание о полностью реконструированной Малоохтинской библиотеке (ЦБС Красногвардейского района Санкт-Петербурга). Реконструкция была проведена в 2004 г. по проекту современного петербургского архитектора В. А. Нефёдова, директора Архитектурного института Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.4
Кроме того, авторы отождествляют информационный дизайн и графический дизайн. Для настоящего Пособия этого может быть и достаточно. Однако информационный дизайн гораздо шире дизайна графического. Ведь информационный дизайн — материальное представление собственно информации, которая гораздо шире и объёмнее любой системы информационной графики (вспомним дискуссии о понятии, содержании и видах информации). То есть между информационным и графическим дизайном невозможно поставить знак равенства. Но это уже предмет специального исследования.
На всём протяжении Пособия авторы дают в подстрочных примечаниях ссылки на использованную литературу (попутно заметим, что в Пособии нет списков рекомендованной литературы, только подстрочные примечания). Однако литература, на которую ссылаются авторы, издана в основном в 1970–1990-х гг. Самый «молодой» источник библиотековедческого профиля — «Справочник библиотекаря» . А ведь по данному Пособию предполагается учить современных студентов!
Несмотря на эти критические замечания, важность выхода в свет учебного пособия подобного рода трудно переоценить. Это первое комплексное исследование проблем библиотечного дизайна в России. Оно должно побудить исследователей внутри как библиотечного и информационного, так и дизайнерского профессиональных сообществ к новым исследованиям (в том числе совместным) проблем и вопросов библиотечного дизайна и публикации результатов этих исследований. Библиотечные специалисты могут и должны привлекать дизайнеров к решению своих проблем. И теперь, когда библиотечное сообщество получило первую (хоть и учебного характера) монографию, посвящённую проблемам библиотечного дизайна, нам есть, от чего отталкиваться.

1 Балашова Е. В. Библиотечный дизайн: учеб. пособие / Е. В. Балашова, М. Н. Тищенко, А. Н. Ванеев. — М.: ГАРДАРИКИ, 2006. — 288 с. — (Disciplinae).
2 Справочник библиотекаря / СПбГУКИ, науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. — СПб.: Профессия, 2001. — 448 с.
3 Копылова Л. Мозг Берлина // Интерьер + дизайн. — 2006. — №4(111). — С. 131–134.
4 Нефёдов В. Информационное пространство нового поколения // Библиотечное Дело. — 2005. — №11(35). — С. 10–14.

С автором можно связаться:
zverevich@britishdesign.ru

Под заголовком: проект Национальной библиотеки Чехии.

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы