Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 04 (94)'09 - Библиотечная среда
И храм, и мастерская

Клёна Борисовна Лаврова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения ЧГАКИ, г. Челябинск


Слово «библиотека» практически со всех языков мира переводится как «книгохранилище». Внешне весьма утилитарное назначение — место для хранения книг, скрывает первоначальный сакральный смысл.


В древней Армении после изобретения армянского алфавита для хранения первых книг возводились храмы для одной книги, в которых велась служба, то есть у каждой книги был собственный дом и служитель. Необходимо отметить, что и сегодня в Армении к Матенадарану (хранилищу древних армянских текстов) отношение скорее не как к библиотеке, а как к храму. Библиотека уже с момента своего зарождения была чем-то большим, чем просто «местом для хранения».
Чем же она (вернее, библиотечное здание) была в различные периоды? Приведу несколько примеров: храмом, фабрикой, Вселенной, символом (например, нации). Сегодня здание начинает рассматриваться как ресурс, прежде всего пространственный. Но не только для самой библиотеки (больше пространства — больше места для хранения всё увеличивающегося фонда, для выделения новых самостоятельных структурных подразделений, внедрения новых форм работы, создания комфортных, для разных категорий пользователей, зон и т. д.); самостоятельное библиотечное здание выступает как фактор институционализации самой библиотеки в обществе в целом и местном сообществе, в частности, как фактор пространственной экспансии библиотеки. Участвуя в двустороннем процессе «библиотека — местное сообщество», библиотечное здание выступает в качестве дополнительного пространственного ресурса. Во многом именно наличие последнего определяет престиж того или иного населённого пункта в глазах людей.
Мы привыкли к тому, что в адрес жителей Москвы или Санкт-Петербурга звучат завистливые слова: «они могут ходить в разные театры и музеи» (хотя, в реальности, это относится к небольшому проценту живущих в них), или: «на селе некуда пойти». Это называется в качестве одной из причин стремления молодёжи уехать в город. Таким образом, привлечение трудовых ресурсов невозможно без создания дополнительного пространственного ресурса. Такие ресурсы ещё называют «третьим зданием», имея в виду под первым и вторым здания для жилья и работы (интересно, что работа в здании всегда рассматривается как более престижная, нежели работа на свежем воздухе).
К «третьим зданиям» можно отнести театры, больницы, музеи, школы, выставочные залы, кинотеатры, бары и рестораны и даже магазины и пр. К этому же ряду относятся и библиотечные здания. Таким образом, помимо собственно библиотечной утилитарности, здание библиотеки является утилитарным и в более широком смысле.
Так, А. А. Журавлёва отмечает: «физическая форма пространства — это пространство места, но существуют и другие формы, надстраивающиеся над ней».1 К ним относятся: жизненное пространство человека; пространство культуры; социальное, общественное и эстетическое пространства и т. д. Библиотечное здание участвует в создании самого жизненного пространства человека, социального, общественного и эстетического пространств, пространства культуры.
Рассмотрим библиотечное здание в контексте этих пространств.
Пространство для жизни
Наиболее значимым для человека является его жизненное пространство. «Раскрываясь как сложная многослойная структура, обнаруживающая себя в свободе и соотнесённости вещей между собой, жизненное пространство функционирует как пространство действия, и чем оно больше, шире, разнообразнее, тем шире и возможности в нём живущего. Возможность выбора, свобода выбора и желание иметь такую возможность, желание увеличивать сферу своей деятельности, предполагает расширение жизненного пространства. Жизненное пространство, индивидуальное для каждого человека...».2
Для учёного, долгие часы проводящего в библиотеке, библиотечное здание становится рабочим кабинетом, то есть включается в непосредственное жизненное пространство (интересно, что исследование, проведённое автором в Челябинской областной универсальной научной библиотеке, показало: условный стиль «рабочий кабинет» выбрали более 60% респондентов). Студент, в зависимости от объёма времени, которое он проводит в библиотеке, считает её «своим домом». (Значительная часть студентов Челябинской государственной академии культуры и искусства, принявших участие в опросе, на вопрос: «Где Вы живёте?», ответили: «В библиотеке».). Эта фраза не всегда является только образным выражением. По сообщению украинского портала korrespondent.net: «Бездомный студент в Нью-Йорке прожил семь месяцев в университетской библиотеке, оставаясь незамеченным... Стив Стэнзэк утверждает, что главная библиотека Нью-Йоркского университета стала его домом, поскольку он не мог оплатить съёмную квартиру».3 Отметим, что это стало возможным благодаря тому, что университетские библиотеки США работают сегодня в режиме 24/7, то есть 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, и поэтому вид мирно спящего в библиотеке человека никого не удивляет.
Многие современные библиотечные здания изначально ориентируются на жизненное пространство человека, что часто приводит к появлению в них таких помещений, как бассейны, рестораны, концертные и выставочные залы и даже парикмахерские и спортивные залы. Поэтому библиотекари начали учитывать отдельно две категории приходящих в библиотеку: «посетители» и собственно «читатели». В новом здании Национальной библиотеки Беларуси получило распространение празднование свадеб на смотровой площадке, проходящих под девизом «свадьбы заключаются на небесах», а исторические интерьеры библиотеки г. Пибоди (США) привлекают любителей проводить банкеты в исторических костюмах.
В последние годы библиотечные здания всё чаще начинают рассматриваться как часть социального пространства города, их начинают проектировать как sity hall. Говоря об особенностях организации «библиотечного пространства», всё чаще подразумевают именно создание условий для межличностного общения. Социальное назначение библиотечного здания проявляется часто в самой его форме. В этой связи интересно наблюдение И. А. Фалалеевой: «актуально проявляется мессианская роль библиотеки, по-прежнему сохраняющей первоначальное сходство с храмом, предназначенным для социальной миссии совершенства человека и общественных отношений».4
Можно рассматривать библиотечное здание и как часть общественного пространства. Общественное пространство реализуется в том числе в общественных зданиях — зданиях, отражающих, прежде всего, амбиции местного сообщества. Выступая в таком качестве, здание библиотеки  строится более помпезным и значительным, чем это нужно самой библиотеке (например, Национальные библиотеки Беларуси или Татарстана). В оформлении используют мрамор, позолоту, произведения известных художников. Поскольку общественные интерьеры создаются значительно более изысканными и дорогостоящими, нежели интерьеры функциональных учреждений, не удивительно, что оформить новое здание библиотеки Московского государственного университета предложили З. Церетели.
Любое пространство способно вызывать эмоционально-чувственные переживания, которые всегда включают оценку происходящего. «Эстетическое освоение действительности и обнаружение ценности окружающего мира не является локальным процессом, но затрагивает все сферы жизни человека. ...Всё в большей или меньшей степени приобретает для человека эстетическую значимость и смысл. Осваивая, таким образом, мир, человек познаёт его и приобщается к социальным и культурным отношениям».5 Таким образом, здание библиотеки, как и любое другое здание (напомню, что архитектура является видом искусства), не только способно, но и призвано вызывать эмоционально-чувственные переживания. Сегодня лишь немногие здания библиотек способны вызвать положительные эмоции; в большинстве своём типовые серые здания вызывают лишь эмоции негативные, что отправляет библиотеку как социальный институт на самую окраину социальной сегрегации. Таким образом, сам престиж библиотеки как института напрямую зависит от её архитектуры и дизайна!

Символ вечности
Представлено библиотечное здание и в пространстве культуры, причём данное пространство оно формирует непосредственно, выступая в качестве ресурса или инфраструктуры культуры, позволяя сохранять и транслировать во времени культурные ценности. Поэтому столь явственно проявляется во внешнем виде библиотечного здания  мемориальная функция: значительные по объёму хранилища бункерообразной формы (или формы других предметов для хранения).
Приведу одно из размышлений о новом здании библиотеки Московского Государственного университета: «У здания есть даже какой-то символический момент. Оно так величественно нависает, что видно — интеллектуальный центр. Ступу, что ли, какую-то напоминает или вот ещё есть такая восточная типология — аль-Хазна. Это такой сундук на ножках, он во дворе мечети ставится, и там хранят богатства — во-первых, трудно залезть, во-вторых, у всех на виду. Первый такой построили в мечети Омейядов в Дамаске. Отсюда русская “казна” — и здесь тоже будто университетская казна. Но, конечно, в интеллектуальном смысле: хранят знания».6
Иногда форма здания библиотеки отражает ценность хранимых в нём знаний: это может быть «алмаз», «бриллиант» или «раковина» и пр. Интересным с данной точки зрения является проект нового здания Национальной библиотеки Франции: в форме открытых навстречу друг другу четырёх книг. Казалось бы, архитектурный образ здания лишь банально повторяет форму предметов, хранящихся в нём; однако здание построено в период активной экспансии электронной информации и вытеснения традиционной книги, поэтому оно как бы «запечатлевает» на века уходящий предмет. Таким образом, здание обращено не столько к современникам, сколько к потомкам. Неслучайно в одном из своих выступлений Н. Фостер, архитектор здания, амбициозно заявил: «Мои здания будут стоять вечно».
Библиотека в культуре часто выступает в качестве символа «вечности», именно это привлекает лучших архитекторов проектировать библиотечные здания, а меценатов — выделять средства. Неслучайно за рубежом богатейшие люди, желающие вписать своё имя в историю, жертвуют средства именно на строительство зданий для библиотек.
По мнению И. А. Фалалеевой, специфическая функция института — мемориальная — «осуществляется в виде разветвлённой по всему миру системы специальных сооружений для сохранения всех видов информации, заключённой в материально-конструктивные формы...».7
Рассматривается библиотека и как символ духовного богатства нации или региона. И регионы, и страны в последние десятилетия устроили настоящее соревнование — у кого больше и дороже библиотечное здание. Причём пытаются соревноваться на равных страны, у которых есть богатейшая культура, и те, которые не могут ею похвастаться; страны, имеющие реальные средства на реализацию многомиллионных проектов, и те, у которых этих средств нет. Показателен в этой связи пример Латвии, в которой в настоящее время идут дискуссии о необходимости строительства нового здания Национальной библиотеки «Замок света», на строительство которого планируется взять кредит на 30 лет. Противники строительства окрестили проект «Замком конца света».
Таким образом, библиотечное здание, помимо своего функционального значения, имеет ещё множество «смыслов» в пространстве, окружающем человека. При проектировании новых библиотечных зданий и организации самого библиотечного пространства эти, казалось бы, скрытые факторы необходимо учитывать.

1 Журавлёва А. А. Эстетика пространства: дис.... канд. филос. наук: 09.00.04. — СПб.: СПбГПУ, 2005. — С. 27.
2 Там же. С. 34.
3 Студент 7 месяцев прожил в библиотеке [Электронный ресурс] / по материалам Ananova // SITASH: информационная система / SITASH. — Узбекистан: [б. и.], 2004. — Режим доступа: www.sinews.uz/articles.pl.
4 Фалалеева И. А. Социально-философский феномен библиотеки: авторефер. дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11. — Омск: ОГУПС, 2005. — С. 23.
5 Журавлёва А. А. Эстетика пространства. С. 31.
6 Ревзин Г. Сундук духа. Открыто новое здание библиотеки МГУ [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. — 2005. — 25 янв. — Режим доступа: www.archi.ru/press/revzin/komm_250105.htm.
7 Фалалеева И. А. Социально-философский феномен библиотеки. С. 19.

С автором можно связаться:
Kloyna@yandex.ru

Под заголовком: старейшая улица Челябинска.

Тема номера

№ 16 (370)'20
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы