Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 04 (94)'09 - Библиотечная среда
Право на индивидуальность

Игорь Александрович Коженкин, директор по развитию и один из основателей ПО «Радуга-Лик», член РБА, г. Рязань

Наличие средств и хорошего оборудования ещё не гарантия успешной организации
пространства библиотеки. Не менее важны и другие факторы.

Для создания образа современной библиотеки очень важно архитектурное решение здания. Например, в последнее время при проектировании библиотек широко используются большие панорамные окна, атриумы, стеклянные межкомнатные перегородки, что даёт возможность расширить внутреннее пространство и улучшить освещённость рабочих зон. Однако для формирования образа библиотеки не менее важен дизайн интерьера, правильная организация пространства и грамотное оснащение специальной библиотечной мебелью. Причём в последнем случае речь идёт не столько о виде оборудования, сколько о проекте, который включает в себя: общую концепцию оснащения библиотеки; перечень мебели, рассчитанный в соответствии с потребностями библиотеки; вид оборудования, согласованный с интерьером каждого зала библиотеки; а также проект расстановки мебели по помещениям.
Мы не раз убеждались в том, что хорошее оборудование ещё не гарантирует хорошей организации пространства библиотеки. Более того, количество ошибок, которые допускают проектные организации в ходе проектирования библиотек, и те трудности, с которыми сталкивается практически каждая библиотека в процессе строительства или реконструкции здания, позволяет нам говорить о том, что это проблема государственного масштаба. Её решением, на наш взгляд, может стать создание единой государственной структуры, которая в тесном контакте с профессиональным библиотечным сообществом займётся разработкой стандартов проектирования библиотек.
Можно с уверенностью сказать, что мебель вносит существенный вклад в дело создания образа современной библиотеки. Гармоничное сочетание цветов, единый стиль и неповторимость каждого зала привлекают посетителей и создают позитивный настрой. Свободная планировка позволяет преобразовывать пространство и использовать одно и то же помещение для различных целей (лекторий, тренинг-класс, класс для проведения семинаров и круглых столов, выставочный зал, зал для банкетов или фуршетов). Однако для того чтобы добиться максимальной пользы, необходимо соблюдать принцип специализации, который библиотеки часто недооценивают. Игнорирование этого принципа и замена библиотечной мебели на офисную, архивную или книготорговую влечёт за собой негативные последствия. Так, в случае замены библиотечных стеллажей на любые другие, происходит потеря функции перевода полки в наклон, фиксации книг с помощью полочного держателя, потеря системы этикетажа и целого ряда дополнительной комплектации, в которую входят презентационные панели, пульты для чтения, выдвижные полки для просмотра литературы, дополнительное освещение. Кроме того, в этом случае теряется возможность замены части полок на съёмные горки для медианосителей и сидячие рабочие места. Но потеря специальных функций и дополнительной комплектации — это ещё не единственаня проблема, которая может возникнуть в этой ситуации. Например, при оборудовании книгохранилища архивными стеллажами (даже импортными) обычно используется стандартная для этой продукции глубина полки — 300 мм (у книготорговых — 200 мм), в то время как стандартная глубина библиотечной полки — 250 мм. В этом случае происходит потеря общей площади хранилища, а строительная площадь стоит значительно дороже самого оборудования. При необходимости оснастить хранилище для медианосителей (CD, DVD), возникают ещё большие проблемы, так как полки обычных металлических стеллажей не имеют специального крепления для таких носителей и слишком глубоки. Если же разобрать ситуацию со всем ассортиментом библиотечного оборудования, то станут понятны масштабы проблемы организации пространства библиотек в части оснащения мебелью. Библиотечные кафедры обычно имеют двухуровневую конфигурацию, а приёмные стойки офисной мебели — только высокие модули. Такие важные для библиотеки специальные модели мебели, как газетные и журнальные накопители, шкафы мультимедийные, каталожные и формулярные шкафы, читательские боксы вовсе отсутствуют в ассортименте поставщиков офисной, книжной и архивной мебели.

Основные принципы
организации пространства
Таким образом, мы убедились, что проблемы оснащения оборудованием у библиотек есть. Для того чтобы снять часть этих проблем, нужно учитывать основные принципы организации пространства библиотек. Мы постарались сформулировать их.
• Соответствие проекта требованиям пожарных норм, СНиПов, правилам проектирования зданий с учётом потребностей инвалидов, а также рекомендациям РБА.
Часто именно эти условия нарушаются, причём ошибки допускают даже серьёзные проектные организации (например, не учитывается соответствие расчётного веса стеллажей в книгохранилище максимально допустимым нагрузкам на перекрытия; книгохранилище оборудуется деревянными стеллажами, а при расстановке мебели не соблюдаются нормы по проходам и отступам от стен и потолков и т. п.);
• Соответствие фондоёмкости мебельного оборудования объёму всех фондов библиотеки (книжных, периодических изданий, медианосителей и т. д.), причём с учётом распределения их на открытом доступе и хранилищах. Каждому виду носителя информации должна соответствовать своя модель мебели, максимально удобная для хранения и работы с этим видом носителя.
• Оснащение библиотеки мебелью, максимально соответствующей функциональным задачам, которые на неё возлагаются. Библиотечное оборудование должно легкко перестраиваться под те или иные задачи. Для создания тематических выставок с привлечением одновременно книжного фонда, CD, грампластинок и т. п., стеллажи должны комплектоваться как обычными книжными полками, так и выставочными модулями для медианосителей, грампластинок и других материалов, иногда — рабочими и компьютерными местами. Для того чтобы решить задачу организации выставки редких фондов, необходимо использовать специальное оборудование, отвечающее всем требованиям сохранности и в то же время позволяющее оформить выставку.
• Соответствие всего поставляемого оборудования требованиям обеспечения сохранности библиотечных фондов.
• Принцип удобства мебели для читателя и персонала библиотеки реализуется через размещение читательских мест таким образом, чтобы читатель мог смотреть вдаль зала или в окно. Индивидуализация рабочих мест за счёт небольших перегородок. Эргономика всех моделей мебели и особенно компьютерных модулей и кафедр выдачи литературы позволяет создать комфортные условия для персонала и читателей.
• Использование естественного освещения и правильное расположение мебели относительно световых потоков (например, ряды стеллажей должны размещаться перпендикулярно окнам), при необходимости использование дополнительной подсветки в тёмных зонах.
• Использование современных технологий производства мебели, позволяющих сделать её легкой, стильной, удобной и прочной. Использование пластиков, стекла, металла, а также натуральных древесных материалов позволяет производителям мебели предлагать модели, которые отвечают всем требованиям библиотек.
•. Соответствие стиля мебели (классика, хай-тек, неоклассика и др.) общей концепции и архитектуре здания, а также цветовое соответствие мебели и интерьера. Например, иногда цветом мебели можно исправить неудачное цветовое решение стен. Холодные цвета можно «подогреть» мебелью с тёплой расцветкой, слишком яркие цвета стен можно «охладить» спокойными цветами мебели.
• Использование свободной планировки, легкосборных и трансформируемых конструкций позволяет быстро перепланировать помещение для разных функциональных задач.
• Уникальность (непохожесть) залов создаётся за счёт использования мебели с разной отделкой и дизайном, что позволяет избежать однотипности интерьеров и повысить привлекательность библиотеки для читателей.
В настоящее время ООО «Радуга-ЛИК» имеет концептуальные взгляды на организацию пространства библиотек, в основе которых лежит убеждение, что при организации конкурсов или аукционов необходимо выделять наряду с лотами на поставку оборудования самостоятельный лот на создание дизайн-проекта. Подобная практика широко используется при оснащении музеев и уже подтвердила свою эффективность.
Уровень оснащения во многом зависит от финансовых возможностей конкретной библиотеки. Однако не стоит все проблемы сводить к этому фактору. Многое зависит от самой библиотеки. Важным компонентом успешного решения проблемы проектирования библиотек является совместная работа и тесное взаимодействие трёх заинтересованных в этом процессе сторон: библиотеки, проектировщика и поставщика оборудования. Причём процесс согласований должен осуществляться на самых ранних этапах, в противном случае проект будет реализован без учёта многих важных условий, что значительно осложнит последующую работу.

С автором можно связаться:
igor@raduga-lik.ru

Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы