Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 04 (94)'09 - Библиотечная среда
Стиль. Свет. Цвет.

Людмила Анатольевна Шаймарданова, заведующая центральной детской библиотекой «Читай-город», победитель (2-е место среди городских детских библиотек)
в номинации «Идеи по организации пространства для детей»,
г. Нижневартовск


Пространство для детей требует особого подхода, креативности, смелых идей и неожиданных решений.



етская библиотека №1 г. Нижневартовска переехала в освободившееся после переезда центральной городской библиотеки помещение в 1994 г. С увеличением площади (803,9 кв. м) поменялся и статус библиотеки: она стала Центральной детской библиотекой. Это потребовало изменения её функций, разработки новой структуры и организации пространства в новом помещении.
Первоосновой будущего проекта послужило заданное пространство, в соответствии с ним разрабатывалась концепция самой библиотеки. В основе лежала идея гибкой и открытой библиотеки, ориентированной не только на удовлетворение информационных потребностей читателей, но и на выполнение коммуникативной функции. Мы хотели, чтобы это была постоянно развивающаяся библиотека, которая не ждёт читателя, а сама идёт к нему навстречу.
Сразу же после того как администрация города в 1995 г. поддержала предложение о реконструкции помещения Центральной детской библиотеки, была создана рабочая группа, которая оперативно стала готовить необходимую информацию с тем, чтобы архитекторы точно представляли, что от них потребуется. Позднее эта же группа совместно с фирмой-поставщиком решала вопросы оборудования и закупки мебели. При разработке дизайн-проекта авторская группа в основном руководствовались пособием Ж. Гаскюэль «Пространство для книги».
Помещение, расположенное на первом этаже жилого дома, было разделено на три части, и перейти из одной в другую было невозможно. Чтобы попасть в соседнее помещение надо было выйти из подъезда и зайти в соседний. Для того чтобы решить проблему переходов, было предложено расширить пространство, сделав к зданию пристройки с большими окнами. Это также позволило заполнить помещение светом, создать дополнительные места для уединённого чтения и возможности для фитодизайна. Был также предусмотрен пандус для инвалидных колясок.
Внутреннее пространство библиотеки мы предложили проектировщикам сделать по возможности наиболее открытым, убрав стены и перегородки. Выделили читательскую, служебно-производственную зону, зону отдыха читателей, фондохранилища. Пространство для читателей в свою очередь было разделено на зоны: по интересам (отдел творчества, игротека, медиатека, зал общения) и возрастным группам (младший абонемент и читальный зал, старший абонемент и читальный зал). При этом мы старались не делать жёстких границ между читательскими зонами, чтобы не ограничивать свободу перемещения читателей по библиотеке.
При выборе мебели и библиотечного оборудования руководствовались такими требованиями, как мобильность и модульность, простота, комфорт, изящество, большая прочность и разнообразие. Выбор остановили на модульной специализированной мебели производства немецкой фирмы «Сommimpex». Надо отметить, что приобретённая мебель прекрасно выдержала испытание временем – через 10 лет она выглядит как новая, хотя и пережила множество перестановок. Трансформации со стеллажами в младшем читальном зале происходили уже пять раз. При этом каждый раз среда в отделе менялась до неузнаваемости, что вызывало у посетителей искреннюю радость
Первое помещение, от культуры оформления которого зависит восприятие всей библиотеки, — вестибюль. Решено было выложить пол и стены  мраморными плитами, что перекликается с наружной отделкой здания. Кроме того, мрамор придаёт помещению торжественность. Напротив входа разместили самую актуальную информацию — «Справочное бюро “Читай-города”» (перечень оказываемых услуг, реклама мероприятий, афиши и т. д.). Установили мягкие кожаные диваны, позволяющие читателям использовать холл для отдыха, ожидания. Постоянно меняющаяся экспозиция в застеклённой выставочной витрине (необычные или особо ценные книги из различных отделов библиотеки, творческие поделки, коллекции) способствует формированию представления о библиотеке как о постоянно меняющемся учреждении, уважительно относящемся к творчеству своих пользователей.
Абонементы для младших и старших школьников расположили рядом, чтобы исключить жёсткое деление читателей по возрастным группам. Читатели-вундеркинды младшего возраста могут легко воспользоваться фондом старшего абонемента, и наоборот, старшеклассники-любители сказок и приключений, могут не отказывать себе в этом удовольствии и взять их на младшем абонементе. В пристройке — зимнем саду малыши могут читать рядом со старшими детьми на уютных диванах.
На абонементе располагаются стеллажи открытого доступа. Отличительная черта детской библиотеки — впечатление ступенчатости, «лазания», всегда приятное для детского глаза, создано как раз при помощи стеллажей. Они удобны для размещения книг разного формата, снабжены книгодержателями и информационными табличками. Торцы стеллажей используются как витрины.
На старшем абонементе организовали подзоны: художественная литература и книги по различным отраслям знаний. В свою очередь, фонд художественной литературы имеет трёхчастное деление; первая часть расположена при входе на абонемент и адресована читателям, которые обычно спешат и предпочитают выбирать лёгкое чтение, это место мы называем «бестселлер-зал». В нишах между стеллажами расставлены банкетки и небольшие столики для просмотра книг. На младшем абонементе применяется система гибкой расстановки, стеллажи чередуются с ящиками для книг.
При оформлении зоны для читателей дошкольного и младшего школьного возраста мы исходили из необходимости создать максимально удобные условия для чтения. Читать здесь можно лёжа на мягком ковре, разноцветных игрушках-подушках или диване; сидя в кресле-качалке или на крутящемся кресле за столом с забавными подставками для книг; зарывшись в поролоновые ракушки в ванной. Композиционный центр младшего абонемента — подиум с выдвижными ящиками для игрушек. Он используется и как амфитеатр для маленьких зрителей, и как сцена для выступлений и необычных книжных выставок. Младший абонемент традиционно привлекает своих читателей ростовыми куклами.
Перед тем как зайти в младший читальный зал, наши читатели снимают обувь, потому что пол застелен мягким ковровым покрытием. Это второе по популярности место для чтения у наших маленьких читателей; первым является… ванна. Её когда-то выбросили жильцы нашего дома. Ванну отмыли, покрасили, расписали яркими рыбами, заполнили поролоновыми подушками в виде раковин. Все столы в зале — с регулируемой высотой, что гарантирует правильную осанку и удобное положение тела при чтении. Есть и забавные круглые столики для самых маленьких. Если в зале проходит мероприятие, то используется комплект складных детских стульев.
Младший читальный зал претерпел за 10 лет множество изменений. На протяжении шести лет к нему примыкала игротека. Это была самая шумная зона, поэтому она располагалась в дальнем крыле здания. Здесь размещалась игровая палатка с мягкими рукавами для ползания, шариковый бассейн, компьютер с развивающими играми, множество самых различных игр и игрушек. Попасть сюда читатели могли по пригласительному билету, который они получали только после того, как они почитали в читальном зале. Позднее, когда понадобилось помещение для медиатеки, игротека была расформирована. Тихие, интеллектуальные игры были переданы в младший читальный зал, а бассейн и шумные игры попали в зал массовых мероприятий («зал общения», как его называют наши читатели).
В зале массовых мероприятий проводятся просветительские мероприятия, праздники, книжные и творческие выставки, кукольные спектакли, созданы условия для отдыха читателей. Для этого установили теннисный стол, который может также использоваться как бильярдный. Телевизор и экран позволяют устраивать коллективные просмотры фильмов, видеоматериалов. С помощью мобильных перегородок, углового дивана и журнального столика в удалённом от стола библиотекаря месте организовали так называемый уголок неформального общения «Я+Ты». Сюда заглядывают старшеклассники, чтобы с помощью забор-газеты обменяться мнениями о книгах, музыкальных пристрастиях, найти друзей по увлечению. Подборка буклетов центра «Анти-СПИД», копий из книг и периодических изданий, отвечают на вопросы, которые подростки не решаются задавать взрослым. Любой материал из этой подборки читатель может взять с собой.
При необходимости стулья можно легко транспортировать в другое помещение, ширмы с магнитодержателями, разнообразные выставочные модули позволяют организовать любую экспозицию. Стены оснащены специальным устройством для размещения картин и панно. Сцена, состоящая из отдельных блоков и ступенек, легко трансформируется в подиум для демонстрации карнавальных костюмов в предновогодние дни или служит декорацией к библиотечным праздникам. Здесь же по необходимости устанавливается кукольный или теневой театр, игровой шариковый бассейн, экран для электронных презентаций и видеопросмотров.
Мы старались, чтобы цвет, стилистическое решение архитектурных элементов и мебели создавали в различных помещениях библиотеки различную атмосферу. Уют, покой, тишина благотворно влияют на учебную деятельность. Поэтому в отделке стен, оборудовании, художественном оформлении старшего читального зала предпочтение отдали спокойным цветовым тонам. Зал украшают стеллажи для периодических изданий, состоящие из фиксированных пюпитров, на которых могут располагаться стопкой все последние номера издания. Здесь же установлены удобные, с регулируемой высотой столы для работы. В каникулы порядок расстановки столов в читальном зале изменяется, иногда они образуют круг, который располагает к общению, дискуссиям, развлекательному чтению. Книжные выставки меняют свои строгие очертания на развалы, предметная выставочная среда тоже становится более неформальной — верёвки, прищепки, лестницы, подарочные коробки.
Отдел творчества — уникальный отдел. Именно благодаря его фонду рождаются наши дизайнерские идеи. Разнообразие и лёгкость стимулируют творчество, поэтому в этом отделе стеллажи необычных и самых разных конструкций. Игра разных фактур и материалов (хромированные трубы, чёрные полки) придаёт этим стеллажам особую стилистическую окраску. Здесь и столы не похожи на традиционные библиотечные: они круглые или полукруглые. Это располагает читателей к совместному творчеству и общению. Благодаря этим столам зал легко превращается в литературное кафе или место для праздничного чаепития. К отделу творчества примыкает костюмерная, где хранятся театральные костюмы и маски, куклы для кукольного театра.
Медиатека — один из самых популярных залов «Читай-города», особенно у мальчиков. Помимо фонда мультимедийных изданий, возможности поработать в Интернете, отдел привлекает внимание компьютерной игротекой с разнообразными развивающими играми и медиамузеем. Экспонаты для него нам приносят сами читатели: первые бытовые компьютеры, счётные и пишущие машинки, проигрыватели… Все эти «раритеты» снабжены исторической справкой. Информация о внутреннем устройстве компьютера, размещена на музейном стенде. Особо ценные экспонаты размещены в стеклянных витринах.
Все помещения нашей библиотеки в нужный момент могут быть легко переоборудованы с учётом целей и задач очередного мероприятия, большого праздника. Так бывает, например, в предновогоднюю неделю и зимние каникулы, когда вся библиотека превращается в «Новогодний проспект» с множеством интересных мест: «Ботанический сад» в младшем читальном зале, «Лаборатория околовсяческих наук» в старшем читальном зале, «Бюро предложений по делам развлечений» в отделе творчества и пр. В этой необычной обстановке проводится театрализованная программа «Улыбки Новогоднего проспекта». Читатели, которые посещают библиотеку в это время, получают большое удовольствие от путешествия по её залам, от чтения в самых невероятных местах – на импровизированном сугробе, в беседке, под пальмами …
Мы придаём большое значение оформлению интерьера в одном стиле, уделяем внгимание подбору цвета и его интенсивности, рациональному освещению, организации наглядной информации. В отделке помещений использованы светлые тона, которые позволяют зрительно расширить пространство. Фирменным цветом выбрали сиреневый, который, по утверждению психологов, наиболее благоприятно действует на эмоциональное настроение детей. Этот главный для нашей библиотеки цвет присутствует везде — в отделке мебели, деталях интерьера, художественном оформлении.
Каждая функциональная зона библиотеки оформлена по-своему. Так, в младшей читательской зоне предпочтение отдаём ярким, чистым, насыщенным цветам. Диван на младшем абонементе —  ярко-красного цвета, столы с цветными вставками, стулья с сюжетами из мультфильмов.
В качестве информационных средств мы используем стенды-ширмы, доски объявлений, таблички, которые размещаем по ходу движения читателей. Неотъемлемая часть стиля библиотеки — её символ, персонаж, которого зовут Шебуршун Библиотечный (его придумали сами читатели). Имеется логотип — книжка-домик с названием библиотеки и слоган: «Читай-город» («читай, город!»). Большие окна в пристройках стали местом размещения афиш и демонстрации книг.
Большое значение мы придаём озеленению. Окна в переходах и пристройках позволили устроить нам небольшие зимние сады, в которых так любят уединяться наши читатели с книгами и журналами.
Созданы в библиотеке условия и для работы и отдыха сотрудников. Выделено помещение для организации отдыха и приёма пищи, предусмотрена гардеробная с вешалками для верхней одежды и шкафчиками для хранения личных вещей.
Вот как читатели отзываются о «Читай-городе»: «Я впервые вижу такую огромную, красивую и занимательную  библиотеку», «Я думаю, что в нашей библиотеке не хватает буфета, спортзала, бассейна и дискотеки. Но здесь классно!», «Всё хорошо, вот только батут бы не помешал», «Я хочу, чтобы в творческом отделе сделали уголок живой природы», «Библиотека у нас хорошая и в каких-либо дополнениях не нуждается», «Можно сделать хотя бы раз в год лотерею и ещё устраивать для читателей чаепитие каждый день», «Ничего здесь не надо менять, а то будет как на ярмарке».
Впечатления, полученные в детстве, привычки, сформированные в раннем возрасте, остаются на всю жизнь. Поэтому, мы очень надеемся, что наш читатель сохранит любовь к чтению и библиотеке и передаст её следующему поколению.

С автором можно связаться:
a810av@mail.ru

Тема номера

№ 16 (370)'20
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы