Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
1win
Архив журналов - № 05 (95)'09 - Книжная кулинария
Искусство есть!..

Что такое приготовление пищи? Скучная обязанность? Необходимость? Или акт творчества?

Кризис искусства, говорите? Всё, мол, было, всё испробовано, перспективы дальнейшего развития смутны и сомнительны? Отнюдь... Причём новое искусство возникло там, где его ждали меньше всего. Формировалось оно ненавязчиво, исподволь, но игнорировать это уже невозможно — слишком много приверженцев. Новым искусством стала еда!
В самом буквальном смысле. Не искусство еды в контексте ресторанов и званых ужинов, а еда вместо искусства. Нищий, одержимый, ослепший Врубель сошёл бы с ума ещё раз, представь он такой итог творческих исканий своих коллег из далёкого будущего. Однако еда в качестве нового предмета искусства сегодня никого не коробит. И порой вызывает даже больший трепет, чем растиражированная улыбка Джоконды.
На днях я была тому свидетельницей этого... По случаю пополнения библиотеки Института им. Гёте в Минске новыми кулинарными книгами на немецком языке отдел культуры (!) посольства Германии пригласил знаменитого в ФРГ повара Конрада Вольфмиллера с коллегами, и за каких-то полчаса прямо во дворике Дома литератора они накормили несколько сотен людей авторскими блюдами, приготовленными тут же, «онлайн». Впрочем, «накормили» — глагол в данном случае неуместный, поскольку даже скромные пенсионерки и вечно голодные студенты пришли сюда никак не за халявным угощением. Они пришли за искусством! Затаив дыхание, публика следила за действом, преисполненным высокого смысла: как изящная капля майонеза отрывается от края непрезентабельного пакетика, завершая шедевр — бокалы, наполненные живописной мозаикой импрессионистских пятен. Никто не спешил уничтожать законченное произведение. Любуясь, передавали бокалы друг другу, а гости постарше пускались в воспоминания, как во время оно сиживали в знаменитом баре Дома литератора, где молодой харизматичный Анатоль Сыс читал свои новые стихи... Перфоманс получился что надо — красивый и многозначительный. Не чета обнажённым артистам, сползающим по лестницам «БелЭкспо» по случаю недавнего завершения тут очередной выставки
(в отличие от спектакля немецкого повара посмотреть на это набившее оскомину шоу голых собрались считанные люди)...
В последней выставке современного искусства в Касселе «Документа–12»
(в сравнении с которой даже Венецианская бьеннале, говорят, отдыхает) впервые принял участие Ферран Адриа — шеф-повар одного из ресторанов Каталонии. Не для того чтобы качественно накормить художников, коллекционеров и критиков — испанский коллега нашего камрада Конрада прибыл в Кассель продемонстрировать свои свежеприготовленные блюда в качестве новых произведений искусства, презентуя себя не иначе как «современного художника»! «Ну да, Адриа — не Пикассо, — писали крити-
ки. — Пикассо не умел готовить, хоть в искусстве он был выше Адриа. Однако чем сейчас является искусство?»
Вопрос риторический...
Конечно, еда не вчера стала предметом искусства — жанр натюрморта, например, известен с незапамятных времён, а в пьесе Ростана «Сирано де Бержерак» легко обнаружить подробную инструкцию приготовления миндального печенья, причём в стихах. «До кучи» можно вспомнить и о рецептах авторских напитков Венедикта Ерофеева, составивших значительную часть его вдохновенной книги о русской душе, заплутавшей между Москвой и Петушками... Но сегодня тема еды стала просто-таки сквозным сюжетом искусства! Арт-проектами с использованием всевозможных съестных припасов уже никого не удивишь, и едва ли не каждое третье литературное произведение, выходящее из-под пера современных авторов, снабжается описанием кухонных манипуляций с конкретными продуктами (список необходимого и примерный расход в граммах прилагается): «Кухня» Бананы Ёсимото, «Шоколад на крутом кипятке» Лауры Эскивель и «Суп Кафки» Марка Крика (к слову, вчерашнего фотографа, совсем недавно вступившего в писательские ряды) — лидеры продаж на книжных рынках. Даже сборник повестей о приключениях нежно любимой мною Мэри Поппинс теперь снабжается приложением в виде «Кулинарной книги Мэри Поппинс», по которой вполне можно готовить. И в то же время отнюдь не претендующий на литературное открытие сборник рецептов от Антона Табакова перемежается лирическими эссе автора на тему собственной юности... Всё смешалось! Вы заметили: рестораторы уже сравнивают свои заведения с театрами, себя — с режиссёрами, а посетителей — с актёрами? Ни один уважающий себя телеканал не обходится без кулинарного шоу в эфире, а известные персоны спорта, кино и шоу-бизнеса в поисках дополнительной самореализации устремляются на кухни и даже обзаводятся собственными ресторанами — тот же Антон Табаков, Андрей Макаревич, Степан Михалков, Фёдор Бондарчук, Сергей Газаров, Александр Збруев, наш Максим Мирный... О поварах и целительном влиянии кулинарии на души и характеры снимают самые знаменитые картины («Оскар–2008» достался полнометражному мультфильму «Рататуй», о чём — в принципе, понятно из названия), на международных книжных выставках шоу поваров — почти обязательный пункт программы, зато говорить об искусстве как о «пище духовной» теперь дурной тон. С одной стороны, оно и понятно — от слишком частого употребления смысл слов стирается, фразы становятся пошлыми и безвкусными. А с другой — какая уж тут «духовная пища», когда энергетическую ценность произведения искусства можно подсчитать до последней калории?

Ирина Завадская

Тема номера

№ 15 (465)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы