Татьяна Анатольевна Лигун, главный специалист Фонда поддержки образования, заместитель директора научно-технической фирмы «ЭРГАТОН», Санкт-Петербург
«Кафедра номер один», «важное звено информационного обеспечения учебного и научного процесса в вузе», «важный компонент информационной образовательной среды» — это всё про вузовскую библиотеку, и всё абсолютно правильно.
Без современной вузовской библиотеки нет и не может быть современного образовательного, научного, педагогического процесса. Важность создания единой информационной образовательной среды подчёркивается в Федеральных Законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. Вузовская библиотека должна быть технически оснащённой, обладать гибкой и легко адаптируемой организационной структурой. Следовательно, необходимо планомерно совершенствовать инновационные технологии, развивать материально-техническую базу библиотеки, расширять ассортимент предоставляемых ею информационных услуг. Для этого требуется совместная работа руководства вуза и руководства вузовской библиотеки. Однако, как показывает практика, далеко не во всех вузах такое сотрудничество имеет место.
В письме Рособрнадзора Российской Федерации от 16 апреля 2007 г. №02-52-152/ак «О типичных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере образования и принятии мер по их устранению» в перечне типичных нарушений одним из первых названа «недостаточная оснащённость учебного процесса библиотечно-информационными ресурсами». Это сигнал не только для библиотек, но и для руководителей вузов.
В жизни каждой вузовской библиотеки есть своя «минута славы», период, когда она становится объектом пристального внимания и заботы, даже если до того о ней почти не вспоминали. Этот период наступает, когда вуз оказывается на пороге лицензирования, аттестации и аккредитации. Что подразумевается под этими процедурами, какую пользу они могут принести библиотеке или чем могут быть для неё опасны?
Лицензирование
Лицензирование образовательных учреждений включает в себя проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдачу учреждению профессионального образования лицензии на право ведения образовательной деятельности по зафиксированным в лицензии направлениям (специальностям), уровням профессионального образования, а также дополнительного образования взрослых. Целями лицензирования являются обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации на получение профессионального образования, создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития учреждений профессионального образования различных организационно-правовых форм. Решение о выдаче лицензии принимается соответствующим органом управления образованием и оформляется его распорядительным документом на основании заключения экспертной комиссии.
Экспертиза устанавливает соответствие условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников, оборудования учебных помещений, обеспеченности учебного процесса (материально-технической и финансовой), образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Аккредитация
Аккредитация образовательного учреждения — это процедура признания государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения. Её целями являются контроль эффективности образовательного процесса; защита прав граждан на получение образования. Аккредитация включает в себя процедуры признания типа образовательного учреждения (среднее или высшее профессиональное) и его вида (университет, академия, институт, колледж, техникум, училище, школа, техникум-предприятие). Проводится она по заявлению образовательного учреждения и представлению лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Признание типа учреждения осуществляется по результатам оценки ряда параметров. Оцениваются: соответствие содержания учебных планов и учебных программ требованиям государственных образовательных стандартов; информационная база учебного процесса; качество подготовки выпускников по результатам трёхлетних итоговых государственных аттестаций выпускников (дисциплинарный или междисциплинарный экзамен по выбору аккредитационного органа, защита дипломной работы или проекта) и др.
Признание вида учебного заведения осуществляется на основе обследования его характеристик: совокупность основных образовательных профессиональных программ, позволяющая сделать вывод об универсальности образовательного учреждения; наличие условий для профессиональной деятельности обучающихся по профилю подготовки специалистов (для техникумов-предприятий); возможность продолжения образования по программам магистратуры, аспирантуры, дополнительного образования детей и дополнительного образования взрослых; наличие и объём научных исследований (фундаментальные, поисковые, прикладные); результаты научно-методической работы (учебники, монографии); качественный состав научно-педагогических кадров; востребованность выпускников и результатов научных исследований образовательного учреждения.
Аттестация
В Российской Федерации аттестация образовательных учреждений является основной формой государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Она устанавливает соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников всех образовательных учреждений (независимо от ведомственной подчинённости и форм собственности) требованиям государственных образовательных стандартов. Очередная аттестация проводится раз в 5 лет по заявлению образовательного учреждения государственной аттестационной службой либо по её поручению органами государственной власти, органами управления образованием и органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений и общественности. Для проведения аттестации создаётся комиссия из педагогов и представителей органов здравоохранения, министерств, ведомств и т. д. Заключение комиссии является основанием для получения государственной аккредитации (или для лишения её). Проведение аттестации обычно сопровождается различными формами анализа результатов деятельности учреждения со стороны её коллектива.
Царствие норматива
При проведении процедур лицензирования, аккредитации, аттестации каждый вуз отвечает на ряд вопросов, связанных с развитием учебного заведения. Многие из них связаны с показателями, отражающими деятельность библиотеки. Важнейшим из них является такой показатель, как обеспеченность учащихся основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой из фондов вуза. В ходе экспертизы по данному направлению оценивается библиотечное обслуживание, наличие учебной, методической, дополнительной литературы по заявленным на лицензирование образовательным программам, наличие информационно-поисковых систем и доступа в Интернет.
Вуз обязан обеспечить каждого обучающего основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса по всем дисциплинам заявляемых образовательных программ.
Высшее учебное заведение должно иметь собственную библиотеку, удовлетворяющую требованиям «Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения», утверждённого приказом Минобразования России от 27.04.2000 №1246.
Экспертом в первую очередь анализируются данные о библиотечном фонде:
• общее количество единиц хранения;
• общее количество учебно-методической литературы, в том числе обязательной учебно-методической литературы;
• количество учебно-методической литературы с грифами;
• количество единиц учебно-методической литературы на одного обучающегося общего контингента;
• информация по научно-методическим разработкам;
• количество названий ежегодных подписных изданий по профилю вуза (отечественных и зарубежных);
• новые поступления (количество экземпляров и названий);
• процент обновления фондов;
• объём средств, затраченных на новые поступления (в рублях);
• количество программно-информационных источников;
• наличие систем сбора учебной информации на электронных носителях.
В целом, ситуация с фондами вузовских библиотек в последние 3–5 лет стабилизировалась: выделяются деньги на комплектование, подписку, в целом ряде библиотек появились электронные ресурсы. Но проблемы остались. Это общие проблемы управления фондом библиотеки, которые имеют системный характер и связаны с объективными причинами, такими как ФЗ-№94, недостаточное финансирование, рост цен на книгоиздательскую продукцию и т. д.
Остаётся нерешённой в подавляющем большинстве вузовских библиотек проблема сохранности и использования фондов. Только 14% вузовских библиотек имеют площади, соответствующие нормативам; только 25% имеют достаточное количество мест в читальных залах. В последние годы увеличилось количество списываемых научных изданий по ветхости и моральному устареванию. Это ведёт к изменению качества фонда, поскольку комплектование научной литературы в вузовских библиотеках уменьшилось на 35%. А ведь в число основных требований, обязательных для получения свидетельства, входит и такое: «Научная литература должна быть представлена монографиями, периодическими научными изданиями по профилю каждой образовательной программы».
Одним из важнейших показателей работы библиотеки является коэффициент обеспеченности учебной литературой. Однако, несмотря на его постоянное использование в библиотечной отчётности, остаётся неясным, какое реальное содержание этот показатель отражает и какие цели достигаются в результате его применения. Множество вопросов возникает при определении основной и дополнительной литературы, при применении методики расчёта коэффициента книгообеспеченности.
В «Методических рекомендациях по лицензированию основных образовательных программ высшего профессионального образования (руководство эксперта)», подготовленных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в 2006 г. дано определение основной и дополнительной учебной литературы. Основной называется литература, указанная в качестве таковой в соответствующей учебной программе дисциплины. Дополнительная литература также должна быть заявлена в качестве таковой в учебной программе дисциплины.
Объём фонда основной учебной литературы (с грифом Минобразования России, других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих в ведении высшие учебные заведения, и учебно-методических объединений вузов России) должен составлять по количеству названий не менее 60% от всего библиотечного фонда.
Степень устареваемости основных учебных изданий для разных циклов дисциплин определена от 5 до 10 лет.
Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные издания, справочно-библиографические и периодические издания. Фонд периодических изданий должен быть представлен отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров. Фонд периодических изданий в обязательном порядке должен комплектоваться массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями. Справочно-библиографическая литература должна быть представлена: энциклопедиями универсальными и отраслевыми, отраслевыми справочниками (по каждому профилю подготовки кадров), отраслевыми словарями (по каждому профилю подготовки кадров), библиографическими пособиями — текущие отраслевые и ретроспективные отраслевые (по каждому профилю подготовки кадров при наличии соответствующих изданий в отрасли).
Все эти нормативные требования должны стать основой стратегического плана библиотеки по формированию фондов и весомым аргументом для руководителей вуза, которые часто критикуют библиотеку за комплектование не только учебной литературой, а за «плохое» комплектование в целом.
Информатизация на скорую руку
Одним из важнейших критериев, лежащих в основе методики определения рейтинга вуза, является информатизация вуза в целом и библиотеки в частности. Приближение процедуры лицензирования, аттестации предвещает закупку программного обеспечения и техники для библиотеки. И это замечательно. Однако делается это столь стремительно, что зачастую руководители информационных структур вуза не согласовывают с библиотекой свои решения, и библиотека вынуждена ломать свои планы, что сильно сказывается на качестве работы. В попытке в рекордно короткие сроки привести уровень информатизации в соответствие с лицензионными требованиями библиотека часто принимает непродуманные решения. Такие действия усиливают оторванность библиотеки от технологических процессов других структурных подразделений, таких как учебный отдел, отдел кадров, деканаты, кафедры и т. д. Происходит дублирование информации, время тратится на неоднократный ввод идентичной информации, отсутствует возможность получения объективной и полной информации. В итоге уделом многих библиотек становится эпизодическая, «лоскутная информатизация». Прошло лицензирование — и процесс информатизации библиотеки замирает до следующего «судного дня».
В наши дни оценка качества — ключевая проблема всех систем высшего образования. Более того, умение объективно оценивать себя — важнейшее условие выживания любого учебного заведения. Сегодня международная ассоциация университетов занята разработкой общей методики оценки качества. Оценка — это не самоцель, а условие повышения качества в любом, даже самом хорошем учебном заведении. Процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации позволяют подтвердить статус вуза, заявленный в его наименовании, объективно оценить достижения и недостатки в его работе.
Именно поэтому всё большее значение приобретает такой показатель как наличие стратегии развития всего образовательного учреждения в целом, а в рамках этого документа — наличие стратегии и планов развития библиотечно-информационного комплекса. Если в этом документе будут прописаны объёмы финансирования и необходимые материально-технические ресурсы, библиотека сможет спокойно и поступательно развиваться и не ждать со страхом и надеждой очередного лицензирования, а вуз получит современную вузовскую библиотеку. Такая библиотеку должна быть открытой системой, активно расширять сферы своего влияния и наращивать темпы освоения новых информационных технологий. Тогда её можно с полным правом назвать «кафедрой номер один».
С автором можно связаться:
ligoon@ya.ru