Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 06 (96)'09 - Библиотека высшей школы
Управление знаниями: обзор значимых публикаций и мероприятий в России

Альбина Самиуловна Крымская, кандидат педагогических наук, менеджер по логистике
ООО «Вектум Транс Менеджмент Групп», Санкт-Петербург

Повышенное внимание к проблеме управления знаниями в России, наблюдаемое в последнее пятилетие, выразилось в том числе в росте числа публикаций по этой теме.


Объединение в одном издании библиографических сведений об опубликованных работах позволит проанализировать текущее состояние nакого направления, как управление знаниями, увидеть перспективы его развития. Это исходная база как для дальнейших исследований в этой сфере, так и для разработки проектов по управлению знаниями в организации.
Прошло 15 лет с момента зарождения направления «управление знаниями» (Knowledge Management — KM). За этот период в России было опубликовано свыше 1500 работ (для сравнения: за рубежом аналогичное число работ вышло за период 1990–2000 гг.1).Поисковая система интернет-магазина Amazon на запрос «knowledge management» выдаёт свыше 30 000 результатов. Основной поток литературы по управлению знаниями за рубежом приходится на 1995–2005 гг. Японский исследователь, один из авторов известной монографии «Компания-создатель знания: зарождение и развитие инноваций в японских фирмах» Х. Такеучи назвал период 1996–1997 гг. «бумом знаний». Именно в эти годы американский рынок услуг по управлению знанием составил 2,6 млрд долларов. В США и Европе было проведено 40 конференций по КМ. Была учреждена первая кафедра по знанию в Бизнес-школе Хаас Университета Калифорнии (Беркли), а её первым профессором назначен соавтор Х. Такеучи по монографии —    И. Нонака. В 1997 г. в США вышли 5 монографий по управлению знаниями, написанные теми, кто стоял у истоков направления КМ: это Верна Эли, Дебра Амидон, Лейф Эдвинсон и Майкл Мэлон, Томас Стюарт, Карл-Эрик Свейби.2 В России «бум знаний» пришёлся на 2004–2005 гг., когда было опубликовано рекордное по сравнению с другими годами число работ: в 2004 г. оно составило 121, в 2005 — 151. С чем связан такой всплеск внимания к этой теме? Полагаем, повлиял тот факт, что к этому времени были уже опубликованы монографии известных в стране специалистов по экономике и менеджменту: А. Л. Гапоненко и Б. З. Мильнера.3
По оценкам аналитических компаний, бум управления знаниями в России должен был произойти в 2003–2004 гг. В статье, опубликованной на сайте «Стра-тег» в начале 2003 г., отмечалось: «Управление знаниями — очередная ступень в развитии информационных систем предприятия. Системы KM позволяют находить взаимосвязи в больших массивах разнородных данных, отслеживать события по мере их появления в Интернете, делать сложные выборки. … По прогнозу исследовательской компании Meta Group, к 2003 году две трети из 2 тыс. крупнейших компаний мира станут применять технологии KM. … поскольку KM-системы являются логическим продолжением систем документооборота компаний, можно говорить о том, что для развития KM в России складывается устойчивая база. Так, по прогнозу РБК, к 2005 году объём нашего рынка систем документооборота вырастет в пять раз (до $103 млн) по сравнению с прошлым годом ($20 млн), а к 2007 году его объём достигнет $230 млн».4 Произошёл ли такой рост объёма рынка систем документооборота к 2007 г., сказать трудно, но мы можем однозначно заявить, что за последние два года произошло качественное увеличение публикаций по управлению знаниями. Если в 2001 г. в результатах поиска в Интернете материалов по управлению знаниями были в основном ссылки на переводы зарубежных статей, то за 2005–2007 гг. появилось значительное количество публикаций на русском языке: были изданы 24 монографии и сборника статей, 34 учебных и научно-методических пособий, подготовлено 42 диссертационных исследования.
Если в 2001 г. основное внимание в статьях уделялось информационным технологиям (такие материалы появлялись преимущественно на страницах изданий «Открытые системы» и «Computerworld Россия»), то в последующие годы в публикациях обсуждались проблемы управления знаниями в разных областях деятельности (в государственном управлении, науке и образовании, в деятельности как предприятия в целом, так и в отдельном его подразделении).
Приведённая ниже таблица отражает результаты поиска публикаций по теме управления знаниями в сети Интернет в 2001, 2003 и 2008 гг. (табл. 1) Зафиксированные даты позволяют сравнить темпы роста количества документов.
В 2007 г. нами в соавторстве с выпускницей библиотечно-информационного факультета СПбГУКИ Е. Ю. Гранкиной было завершено составление библиографического указателя публикаций по управлению знаниями. Основываясь на выявленных через печатные и электронные источники информации материалах, в данной работе попытаемся проследить развитие КМ в России. В потоке отечественной литературы по управлению знаниями за 1993—2007 гг. можно выделить три темы:
• управление знаниями: состояние и тенденции развития;
• технологии КМ: разработка и использование;
• управление знаниями в разных областях деятельности: государственное управление, некоммерческие организации и коммерческий сектор.
Первые публикации, появившиеся в России, носили в большей степени ознакомительный характер. К наиболее значимым следует отнести статью Дж. Стоунхауса «Управление организационным знанием», в которой анализировались ключевые понятия концепции «управления знаниями»: «знание», «организационное знание» и его виды, «интеллект», «обучение», «интеллектуальная компания», обсуждаются различные точки зрения на проблему, приводится модель управления знанием и организационного обучения.5 В публикации М. В. Ларина «От информации к менеджменту знаний» рассмотрен процесс поиска информации и её превращения в знания для возможности повторного использования.6
Среди изданий-первопроходцев по публикации статей об управлении знаниями необходимо выделить журнал «Открытые системы». Именно здесь появились первые материалы по управлению знаниями, которые знакомили читателей с новой темой и рассказывали о технологиях управления знаниями и практике их применения.7 В библиографическом указателе нами зафиксировано 9 статей из этого журнала. Сразу отметим, что фактическое их число намного больше, однако отсутствие некоторых номеров журналов в фондах РНБ не позволило удостовериться в наличии статей.
Ещё один журнал, который в числе первых стал помещать на своих страницах статьи об управлении знаниями, — «Проблемы теории и практики управления». Первая статья здесь была опубликована в 1996 г.8 В частности, в 1990-е гг. здесь были напечатаны работы К. Д. Экка о знании как о новой парадигме управления9,, М. Бруна, Г. фон Крога и М. Кене о менеджменте знаний как основе конкурентного преимущества10,   В. Кузьмина о создании центров знаний.11 За период 1996–2007 гг. в журнале «Проблемы теории и практики управления» было опубликовано 27 статей. В 2008 г. в каждом номере публикуется лекция из курса по дисциплине «Управление знаниями», разработанного под руководством крупнейшего специалиста по управлению знаниями Б. З. Миль-нера. Во вступительной статье к курсу ректор Государственного университета управления А. М. Лялин и директор Института экономики РАН Р. С. Грин-берг отметили, что овладение дисциплиной управления знаниями становится «важнейшей задачей работников предприятий и научных учреждений, студентов и аспирантов высших учебных заведений, управленческих структур».12
С 1998 г. ВИНИТИ РАН обсуждает проблемы управления знаниями на страницах журнала «Международный форум по информации и документации» (с 2004 г. — «Международный форум по информации») и на своих конференциях.13
В 2000 г. в свет вышла первая монография, в названии которой упоминается термин «управление знаниями», — «Реинжиниринг организации: информационные ресурсы и управление знаниями».14 В ней тесно связываются проблемы структурных преобразований предприятий с нововведениями в процессы информационного обеспечения специалистов в виде технологий управления знаниями.
Концепция управления знаниями поз-же была представлена в статьях отечественного исследователя Т. Б. Григорьевой.15 В них автор уделил внимание внутренним и внешним потокам знания в организации, выделил факторы, влияющие на движение внешних потоков знания, задачи КМ, личностные и организационные факторы, влияющие на процессы знаний в организации.
Обзор различных школ (системной, картографической, процессной, коммерческой, организационной, пространственной и стратегической) и направлений относительно понимания и анализа управления знанием изложен в работах Г. И. Маринко.16
Один из аспектов управления знаниями — экономика знаний — рассматривается в исследованиях Г. Б. Клейнера,
В. Л. Макарова, А. И. Татаркина, Е. В. Пи-липченко, Н. Штера. Это около 60 публикаций, в числе которых вышедшая в свет в 2007 г. монография В. Л. Макарова и Г. Б. Клейнера «Микроэкономика знаний».17
За период 1993–2007 гг. в ореоле рассеяния18 было 212 периодических и продолжающихся изданий. В них было опубликовано 599 статей по управлению знаниями. В таблице 2 приведены высокочастотные издания.
Несмотря на активное изучение темы управления знаниями в нашей стране, анализ библиографических списков, сопровождающих публикации по управлению знаниями, показывает, что авторами используются в большей степени зарубежные работы, чем отечественные. Полагаем, что это связано с незнанием литературы по данному вопросу. К сожалению, таких работ, в которых были бы даны обзоры литературы, мало. В статье С. Л. Гольдштейна, О. Г. Инюшкиной и Э. П. Макарова дан анализ литературы по КМ, выявленной авторами в Интернете, в журналах и книжных изданиях, и на основе этого представлены схемы управления знаниями.19 В 2006 г. в приложении к журналу «Библиотековедение» был опубликован краткий список литературы по интеллектуальным ресурсам и управлению знаниями за 2004–2005 гг.20

1 Burden, Paul R. Knowledge management : the bibliography / Paul R. Burden. – Medford: Information Today, 2000. – xi, 181 p. (включено 1797 библиографических описаний, датируемых 1990–2000 гг.; приводится лишь несколько публикаций 1966, 1973, 1978 и 1979 гг.).
2 Allee, Verna. The Knowledge Evolution Expanding Organizational Intelligence. — Boston: Butterworth Heinemann, 1997; Amidon, Debra M. Innovation Strategy for the Knowledge Economy: The Ken Awakening. — Boston: Butterworth Heinemann, 1997; Edvinsson, Leif, Malone, Michael S. Intellectual Capital: Realizing Your Company’s True Value by Finding Its Hidden Brainpower. — New York: Harper Business, 1997; Stewart, Thomas A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organizations. — New York: Doubleday, 1997; Sveiby, Karl-Erik. The New Organizational Wealth: Managing and Measuring Knowledge-based Assets. — San Francisco: Berrett Koehler, 1997.
3 Гапоненко А. Л. Управление знаниями. — М.: ИПК Госслужбы, 2001. — 52 с.; Мильнер Б. З. Управление знаниями: эволюция и революция в организации. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 177 с.: ил.
4 Специалисты назвали 2003–2004 гг. в России «годами управления знаниями» [В России грядёт бум управления знаниями // «Стра-тег» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// stra.teg.ru/lenta/innovation/275/print.
5 Стоунхаус Дж. Управление организационным знанием // Менеджмент в России и за рубежом. — 1999. — № 1. — С. 14–26.
6 Ларин М. В. От информации к менеджменту знаний // Служба кадров. — 1999. — № 6. — С. 38–41.
7 О’Лири Д. Е. Управление корпоративными знаниями // Откр. системы. — 1998. — №4–5. — С. 47–52; Черняк Л. Управление знаниями и информационные технологии // Откр. системы. — 2000. — № 10. — С. 74—77.
8 Крог Г. Роль менеджмента знаний в достижении устойчивых конкурентных преимуществ / Г. Крог, М. Венцин // Пробл. теории и практики упр. — 1996. — №4. — С. 78–83.
9 Экк К. Д. Знание как новая парадигма управления // Пробл. теории и практики упр. — 1998. — №2. — С. 68–73.
10 Брун М. Гиперконкуренция : характерные особенности, движущие силы и управление // Пробл. теории и практики упр. — 1998. — №3. — С. 104—109; Крог Г. фон. Трансфер знаний на предприятии: основные фазы и воздействующие факторы / Г. фон Крог, М. Кене // Проблемы теории и практики управления. — 1999. — №4. — С. 4–7.
11 Кузьмин В. Вопросы развития маркетинговых систем // Проблемы теории и практики управления. — 1997. — №5. — С. 113–118.
12 Лялин А. М. Управление знаниями: к читателям журн. «Проблемы теории и практики управления» / А. М. Лялин, Р. С. Гринберг // Проблемы теории и практики управления. — 2008. — №1. — С. 107.
13 Чэн Ж. Восьмая стадия управления информацией: управление информационными ресурсами и управление знаниями, администратор информации и администратор знаний // Междунар. форум по информ. и документации / ВИНИТИ. — М., 1998. — Т. 23, №3. — С. 15–19; Чёрный А. И. О проблемах организации и представления знаний // Междунар. форум по информ. и документации / ВИНИТИ. — М., 1998. — Т. 23, №2. — С. 3–8; Эрвин Д. Управление интеллектуальным капиталом: почему и как / Д. Эрвин, Г. Шлаг // Междунар. форум по информ. и документации / ВИНИТИ. — М., 2002. — Т. 27, №3. — С. 17–21; Дрешер Ю. Н. Подготовка специалистов-документоведов в контексте управления знаниями // Информационное общество. Интеллектуальная обработка информации. Информационные технологии: материалы междунар. конф., посвящ. 55-летию ВИНИТИ, Москва, 24–26 окт. 2007 г. — М., 2007. — С. 112–115; Кент Ф. Г. Управление интеллектуальным капиталом на другом конце света: отчёт Национального агентства по науке Австралии // Междунар. форум по информ. и документации / ВИНИТИ. — М., 2002. — Т. 27, №3. — С. 22–23; Уоллейс К. М. Практика управления интеллектуальным капиталом в Национальном совете по научным исследованиям Канады // Междунар. форум по информ. и документации / ВИНИТИ. — М., 2002. — Т. 27, №3. — С. 10–16; Мизинцева М. Ф. Современные тенденции управления знаниями в коммерческом банке / М. Ф. Мизинцева, Т. В. Гербина // Информационное общество. Интеллектуальная обработка информации. Информационные технологии: материалы междунар. конф., посвящ. 55-летию ВИНИТИ, Москва, 24–26 окт. 2007 г. — М., 2007. — С. 209–211; Тарапанова К. Интеллектуальное общество и информационный работник: требования и возможности // Междунар. форум по информ. и документации / ВИНИТИ. — М., 2000. — Т. 25, №1. — С. 24–30.
14 Горчаков В. В. Реинжиниринг организации: информационные ресурсы и управление знаниями / В. В. Горчаков, О. В. Голодова, В. Ю. Дианова. — Владивосток: ВФ РТА, 2000. — 140 с.
15 Григорьева Т. Б. Анализ знаний как научной категории // Вопр. гуманитар. наук. — 2003. — №2 (5). — С. 96–99; Григорьева Т. Б. Знание как фактор производства и конкурентоспособности в современной экономике // Аспирант и соискатель. — 2003. — №2. — С. 17–22. — Библиогр.: с. 21–22 (5 назв.); Григорьева Т. Б. Процессы, связанные со знанием в организации // Вопр. экон. наук. — 2003. — №4 (4). — С. 28–36.
16 Маринко Г. И. Современные модели и школы в управлении знанием // Вестн. МГУ. Сер. 21. Управление (государство и о-во). — 2004. — №2. — С. 45–66; Маринко Г. И. Управление знаниями: возникновение и развитие // Учён. тр. / МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. гос. упр. — М., 2003. — Вып. 2. — С. 37–59.
17 Макаров В. Л. Микроэкономика знаний / В. Л. Макаров, Г. Б. Клейнер; Отд-ние обществ. наук РАН, Центр. экон.-мат. ин-т. — М.: Экономика, 2007. — 203 с.
18 Понятие «ореол рассеяния» впервые введён Г. Ф. Гордукаловой для обозначения всей совокупности периодических изданий, поместивших за анализируемый период хотя бы одну публикацию по профильной тематике.
19 Гольдштейн С. Л. Управление знаниями: обзор, аналоги, прототип, предлагаемая структура / С. Л. Гольдштейн, О. Г. Инюшкина, Э. П. Макаров // Интеллектуальные информационные технологии в управленческой деятельности: 3-й междунар. науч.-практ. семинар, 23–24 янв. 2001 г.: материалы. — Екатеринбург, 2001. — С. 9–19. — Библиогр.: 59 назв.
20 Смирнова И. П. Интеллектуальные ресурсы. Управление знаниями (краткий список литературы за 2004–2005 гг.) // Библиотечное дело — XXI век. — 2006. — №1 (11). — С. 234–238.

С автором можно связаться:
cnbl98@hotmail.com

Продолжение в №8(98)

Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы