Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 06 (96)'09 - Библиотека высшей школы
Тьюторство — дело универсальное

Юлия Владимировна Соколова, кандидат педагогических наук, директор информационно-библиотечного центра, заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности Международной академии бизнеса и новых технологий, г. Ярославль

В наше время во многих отраслях обновление знаний должно происходить не реже чем раз в пять лет, а то и чаще. При этом желательно, чтобы процесс
обучения происходил без отрыва от работы и по индивидуальной программе, соответствующей компетенциям конкретного специалиста.

Сегодня в образовательных учреждениях повсеместно внедряются технологии дистанционного и электронного обучения. Система дополнительного образования также взяла на вооружение эти технологии. Интернет предлагает множество дистанционных курсов для самообразования и повышения квалификации.*
Электронное обучение в сфере повышения квалификации развивается быстрее, чем в высшей школе. Это связано с тем, что структуры, предоставляющие эти услуги, более оперативно реагируют на потребности рынка и возможности информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ). Более десяти лет назад Дон Тапскотт выдвинул шесть тезисов об обучении нового типа, которое будет присуще обществу, построенному на знаниях. Первый тезис провозглашал «стирание граней между работой и учёбой и образование через всю жизнь».
Электронное обучение строится на основе использования электронных учебно-методических комплексов, курсов. В составе УМК должны обязательно присутствовать элементы, обеспечивающие основные этапы обучения: обзор курса, руководство, теоретическая часть (текстовая и/или мультимедийная), тестовые, контрольные и практические задания.
В структуре электронного курса можно выделить следующих участников (субъектов):
• автор учебного контента, автор курса;
• разработчик (сценарист, программист, оператор, дизайнер, монтажёр и т. д.);
• администратор системы;
• организатор (методист-менеджер, отвечающий за закрепление обучающихся в группы, прикрепление к курсу, контролирует оплату за обучение, если таковая предусмотрена);
• тьютор (может совмещаться с ролью организатора или преподавателя);
• преподаватель;
• обучающийся.
Один исполнитель может совмещать две или несколько функций, в то же время одну функцию могут выполнять коллективы авторов, разработчиков и т. д.
Следует сказать, что наименование роли и функции участников (и соответственно, уровень прав на операции с системой) в различных программных продуктах (электронных образовательных средах) могут варьироваться.
Курс может быть полностью дистанционным (через Интернет) или включённым в смешанное обучение с целью поддержки очного образовательного процесса. Соответственно, деятельность организатора, тьютора, преподавателя, обучающегося может происходить исключительно в электронной среде, а может сочетаться с очными встречами.
Термин «тьютор» получил распространение в профессиональном языке несколько лет назад. В основном это произошло за счёт развития дистанционного обучения, что несколько ограничило потенциальное значение термина. Как и в случае со многими заимствованными словами, значение слово «тьютор» шире дословного перевода (tutor — наставник, воспитатель). Это отличие обуславливается применяемой технологией обучения, соответствующим функциональным значением и объективными потребностями рынков, вызвавшими появление новых технологий обучения. В этом случае тьютор (как функциональная единица в учебном процессе) предоставляет учащемуся комплексную процессовую взаимосвязь учебных материалов с практикой их применения.
Успешный тьюторинг — трудная задача. Гиббс и Дербридж (http://park. mephi.ru) выделяют следующие качества хороших тьюторов в Британском открытом университете: отличное знание предмета, хорошие общие навыки преподавании, хорошие коммуникативные и социальные навыки, организованность, гибкость, терпение, способность мотивировать/воодушевлять, приверженность программе и студентам. Тьюторы также должны быть эрудированными и уметь обращаться с оборудованием и материалами, используемыми в программе (текстовыми материалами, аудио- и видеотехникой, компьютером).
Подчеркну, что роли и функции преподавателя и тьютора в электронной среде различаются (хотя иногда они частично перемешиваются, перераспределяются). Возможны два варианта. Первый: преподаватель (совсем не обязательно являющийся автором контента) обеспечивает консультирование по вопросам содержания предмета, оценивает контрольные и практические задания, а тьютор «ведёт» обучающихся, консультирует по вопросам выбора курсов и преподавателей, процесса обучения, контролирует факт выполнения учебных процедур. В этом случае тьютор исполняет роль ведущего методиста (менеджера) кафедры. Второй вариант: тьютор выступает как преподаватель, осуществляет всю методическую и педагогическую работу на готовом разработанном курсе с чёткой автоматизированной оценкой тестовых, практических и других заданий.
Проиллюстрируем это на примере дистанционного курса повышения квалификации «Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах. Система автоматизации библиотек ИРБИС» (разработчики — академия МУБиНТ и ГПНТБ России). Этот курс функционирует уже более пяти лет — и как форма дистанционного обучения, и как поддержка очных курсов. Слушатели очных курсов имеют возможность в период обучения изучать текстовые и мультимедийные материалы, проверять свои знания тестами, общаться с преподавателями некоторое время после завершения обучения.
Курс складывается из модулей, обеспечивающих обучение по 5 автоматизированным рабочим местам системы «ИРБИС». Слушатели могут выбирать любые модули, исходя из своих потребностей. В каждом модуле — свой преподаватель-профессионал, а для того, чтобы обеспечить слушателю курса прохождение обучения по индивидуально заявленной модульной траектории, существует тьютор. Его обязанности: приём заявок на обучение; технологические процедуры в электронной образовательной среде по созданию и связке групп, модулей, сроков; первичное подробное инструктирование слушателей; контроль выполнения слушателями практических и тестовых заданий, сроков обучения в модуле; инструктирование слушателей при переходе из одного модуля в другой; напоминание о необходимости выполнения заданий; инструктирование в случае вопросов и проблем; организация обратной связи по рецензиям на практическую работу; анкетирование слушателей после завершения обучения; анализ анкет. При этом тьютор имеет достаточный уровень знаний по каждому модулю, что позволяет ему составить индивидуальную программу обучения для каждого слушателя, переадресовать вопросы к нужному преподавателю; проанализировать эффективность обучения, предложить и провести улучшения. Интересно, что большинство слушателей после завершения обучения в качестве одной из положительных сторон курса отмечают постоянное сопровождение, то есть работу тьютора.
Важно, что библиотечные работники, прошедшие обучение на этом или любом другом дистанционном курсе, получают не только специальные знания и навыки, необходимые для выполнения функциональных обязанностей, но и компетенции в области электронного обучения. Эти компетенции позволят библиотекарям изнутри понять принципы и механизмы электронной педагогики, а значит — соответствовать требованиям вуза, использующего эти технологии. Применение технологий и форм электронного обучения (и/или дистанционных технологий) для повышения квалификации библиотечных работников ставит библиотекаря на место студента. Это даёт библиотекарю возможность увидеть, как студент работает в образовательной электронной среде вуза: какова последовательность действий, какие виды теоретических и дидактических материалов могут находиться в курсе, какова методика сдачи различных типов тестов, каким образом нужно участвовать в работе встроенных в ИОС учебных форумов и т. д.
Так, например, библиотечный персонал Информационно-библиотечного центра Академии МУБиНТ периодически проходит внутрикорпоративное обучение с обязательной электронной поддержкой в ИОС по различным курсам (компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах, система менеджмента качества, технологии порталов и др.). Эта методика даёт как профессиональные, так и надпрофессиональные компетенции, позволяет практически досконально знать интегрированную образовательную среду, применяемую в образовательном процессе Академии МУБиНТ и грамотно консультировать пользователей.
На современном этапе развития российского образования и вузовских библиотек расширяется и приобретает новое значение их образовательная и педагогическая функция. И речь не только об опосредованном влиянии на субъекты образовательного процесса через формирование средств обучения. Это также и непосредственное воздействие библиотечной среды и её элементов на формирование ключевых компетенций пользователей в области информационной культуры в процессе цикла самостоятельной работы, а также выполнение персоналом библиотеки тьюторских функций в связи с изменением характера деятельности студентов. Безусловно, библиотекарь всегда являлся «проводником», «навигатором» в мире информации и знаний. Сегодня педагогическая функция в деятельности библиотеки особо актуальна. Это индивидуальное обучение читателей в процессе обслуживания, занятия по библиотечно-библиографической грамотности/информационной культуре; информирование о новых ресурсах и возможностях на ректоратах, совещаниях и т. д.; организация различных тематических мини-курсов; участие в работе преподавателей по разработке проектных заданий,  электронных курсов и т. д. Всё это, а также возможность для студентов не только изучать материалы, но и выполнять часть учебных мероприятий в библиотеке (например, некоторые виды тестирования, работа в форуме по дисциплине и т. д.) позиционирует саму вузовскую библиотеку как образовательную среду.
Современный образовательный процесс подразумевает, что львиную долю знаний студенты получают в ходе самостоятельной работы, однако роль библиотеки не сводится лишь к обеспечению доступа к массиву учебных, научных и информационных ресурсов. На библиотеку возложена задача организации постоянно доступного виртуального информационно-библиотечного пространства (портал), обеспечения мест работы (электронные, компьютерные залы), то есть консультационной и справочной деятельности (в очной и электронной форме). Кроме того, в условиях, когда аудиторное время работы преподавателя значительно сокращено, на библиотеку возлагается функционал тьюторского сопровождения студентов. Сотрудники отделов обслуживания, электронных читальных, компьютерных, интернет-залов уже не только помогают студентам производить информационный и библиографический поиск, работать с ПК, съёмными носителями и различными программными продуктами, но и осуществляют консультации методического характера. Например: как ориентироваться в нужном электронном курсе, как сдавать тесты, как и по каким вопросам лучше связаться с преподавателем и т. д.
Задачи тьюторства для публичных библиотек не менее сложны. Вузовская библиотека чётко знает (должна знать) свою электронную образовательную среду и её ресурсы; сотрудникам публичных библиотек следует ориентироваться хотя бы в нескольких десятках предлагаемых Интернетом дистанционных курсах, как платных, так и бесплатных. Тем самым библиотека сможет лучше выполнять свою образовательную функцию, привлечь различные категории читателей к работе в библиотечных залах, расширить спектр библиотечных услуг. Поскольку студенты, особенно заочники, часто используют ресурсную базу публичных библиотек в межсессионный период для входа в электронную образовательную среду или электронную вузовскую библиотеку, сотрудники библиотеки публичной библиотеки будут востребованы как консультанты, владеющие определёнными компетенциями в области электронных технологий обучения.
Таким образом, тьюторство не совсем чуждая для библиотек деятельность; тьюторские задачи уже частично выполняются библиотеками, особенно библиотеками образовательных учреждений. Библиотеки вузов всё более интегрируются в образовательный процесс и берут на себя новые задачи по его обеспечению, не за горами создание в структурах библиотек «институтов тьюторов». Безусловно, эти процессы снова поднимают планку требований к компетенциям современного библиотекаря. На повестке дня — обучение библиотечных работников технологиям электронного обучения. Но… об этом — в следующей статье.

С автором можно связаться:
bibladm@rambler.ru

Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы