Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Dragon Money
Архив журналов - № 09 (99)'09 - СЛОВО РЕДАКТОРА
Играем в куклы

Куклы — странные притворы:
Любят людям подражать.
Юрий Коринец
Сто лет назад в европейской культуре уже случилась по выражению известного искусствоведа И. П. Уваровой «повальная кукольная эпидемия». А в Советском Союзе, где ко всему, что касалось детства, относились основательно и серьёзно, даже был создан единственный в мире «Научно-экспериментальный институт игрушки». В нём помимо конструкторов и технологов работали медики, психологи, педагоги.
Современная ситуация может быть рассмотрена как своеобразная параллель той «эпидемии» — феномен куклы также оказался в центре общественного интереса.
Вездесущие куклы всё глубже проникают в нашу жизнь, заставляя думать,
спорить, писать о себе.
Ученые, пытаясь осмыслить этот культурный феномен, выделяют такие его основные «источники и составные части»:
• популяризация «художественной», авторской куклы;
• возникновение рынка антикварной куклы;
• появление различного рода производств (небольших фирм, фабрик, мастерских), основным продуктом деятельности которых является кукла;
• выход в свет десятков книг и сотен статей, посвященных кукле;
• внедрение куклы в педагогический процесс;
• откровенная вестернизация и компьютеризация «игрушечного населения» нашей страны;
• интерес к фольклорной и «национальной» кукле, носящий художественный, педагогический и коммерческий характер;
• наводнённость пространства массовой культуры кукольными персонажами.
Уникальная способность куклы к персонификации и отражению «скрытых смыслов» делает её привлекательной и для политических игр. Вспомним хотя бы «Куклы» Виктора Шендеровича и их печальную участь.
Сейчас никто не станет утверждать, что куклы — детская забава. Они прочно обосновались во взрослом мире. Открыты и активно функционируют кукольные музеи и галереи («Музей уникальных кукол», «Кукольный дом», галерея «Вахтановъ» и галерея Карины Шаншиевой в Москве, Санкт-Петербургский музей игрушки, Санкт-Петербургский музей кукол, Музей кукол в Петрозаводске,
и многие другие).
В России сегодня работает более ста государственных театров кукол и около 1000 частных коллективов. Подготовка актёров-кукольников ведётся в высших и средних театральных учебных заведениях Петербурга, Ярославля, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, а также в институтах и колледжах культуры многих городов страны. Проводятся многочисленные фестивали кукольных театров, в репертуаре которых вся мировая литература — от классики до пост­модерна.
Известная питерская журналистка Лиза Богословская взяла и организовала театр «Кукольный формат», где ставят и Достоевского и Шекспира. Универсальность «кукольного языка» в том, что он позволяет говорить просто о сложном, доступен и взрослым и детям.
Говорят, что из-за кризиса библиотекам не дают денег на приобретение новых книг. Что ж, если не будет книг, будем играть в куклы. Они-то всегда с нами.

С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»

Тема номера

№ 19 (469)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы