Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Драгон Мани
Архив журналов - № 10 (100)'09 - Чтение: новые стратегии
Античность как повод

Елена Григорьевна Петраш, профессор Военного университета, доцент, Москва

Знакомое понятие «народный университет», похоже, возвращается в обиход, а количество желающих попасть на факультет чтения растёт.


Как известно, Национальная Программа поддержки и развития чтения на высоком государственном уровне была поддержана достаточно формально. Однако библиотеки, хорошо понимая опасность падения интереса к чтению, стали искать новые актуальные формы её реализации.
В Библиотеке-читальне им. И. С. Тур­генева два года назад была разработана отдельная программа поддержки чтения, в которой участвовали все отделы. Она включала разнообразные формы и методы работы — от традиционных книжно-иллюстративных выставок до PR-акций на улицах Москвы. И, разумеется, большое место в программе было отведено культурным и образовательным проектам. Одним из них стал культурно-образовательный проект «Народный университет — факультет чтения».
Проект возник на стыке двух идей: поддержки чтения и поддержки «непрерывного образования». Вторая пока мало известна в России. Её суть в том, чтобы создать человеку условия для обучения на протяжении всей жизни — «от колыбели до могилы». Подробнее об этом можно прочесть в Интернете в Меморандуме непрерывного образования, принятом для стран ЕС в 2005 году в Лиссабоне. Для реализации идей, заложенных в Меморандуме, в странах Европы были созданы «народные университеты» (знакомое название: такие университеты были очень распространены и в СССР).
Библиотеки, которым Федеральный закон об образовании отказал в праве называться образовательными учреждениями (вопреки Федеральному закону о библиотечном деле), всё-таки помнят о своей исторической миссии — служить просвещению. Основа просвещения — чтение, поскольку мы принадлежим к письменной цивилизации.
Но умеем ли мы читать, то есть вполне понимать тот текст, который читаем? Насколько велика наша читательская компетенция? На решение именно этой задачи и был направлен проект Тургеневки.
Предполагалось, что занятия на факультете чтения смогут посещать все желающие из числа пользователей библиотеки, не будет никаких ограничений: социальных, профессиональных, возрастных. Ставилось целью создать неформальную группу людей, желающих повысить свою читательскую культуру, расширить культурный кругозор, научиться читать и обсуждать прочитанное. Для этого было крайне важно создать в группе такую атмосферу, чтобы участники проекта получали удовольствие не только от чтения, но и от общения друг с другом, от ощущения роста своих творческих возможностей.
Проект был начат в январе 2007 года. Среди читателей была распространена информация о проекте. В группу записалось около 30 человек. В основном, это были люди пожилого возраста, но с активной жизненной позицией и познавательной мотивацией. Занятия проводились на бесплатной для слушателей основе, в дневное время. В результате проведённого среди слушателей анкетирования было решено начать занятия на факультете с чтения произведений античной (греко-римской) литературы. Слушателей предупредили, что это будут не лекции, а скорее семинарские занятия, на которых каждому придётся высказывать свои суждения о прочитанном.
Мне, преподавателю зарубежной литературы в Военном университете и по совместительству сотруднику Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева, было предложено стать руководителем факультета чтения. А это значит, разработать программу чтения, создать вопросы к изучаемым текстам, подобрать имеющиеся в библиотеке художественные и документальные видеофильмы, продумать возможность посещения тех или иных музеев и т. д.
Совместно с сотрудниками залов — справочно-информационного, читального, абонемента — были подготовлены списки художественной литературы, учебников и учебных пособий, научной литературы по истории, философии, эстетики, мифологии древнего мира. Отдел абонемента зарезервировал для слушателей факультета литературу и видеофильмы. В читальном и справочно-информационном залах были организованы выставки в помощь обучающимся.
Разумеется, базой обучения — и, как оказалось, весьма неплохой — послужил библиотечный фонд. Чтобы облегчить слушателям доступ к электронной информации, были организованы курсы основ компьютерной грамотности и поиска в Интернете. Занятия (также на безвозмездной основе) проводили сотрудники медиатеки.
Попутно заметим, что проект заметно повысил востребованность документов библиотечного фонда по античной тематике, а также посещаемость читальных залов. Доброжелательность и искренняя поддержка сотрудников помогли слушателям комфортно себя чувствовать в стенах библиотеки, что положительно сказалось на результатах проекта.
Работа на факультете чтения началась с организационного собрания группы, где были определены дни и часы занятий, удобные для слушателей и преподавателя. По окончании семестра каждый слушатель должен был подготовить доклад либо сообщение по изученному материалу и представить его на итоговом занятии.
Первый семестр (февраль–май 2007 г.) был посвящён чтению литературы  Древней Греции. Было проведено 11 занятий и 7 кинопросмотров, в ходе которых обсуждены две эпические поэмы Гомера — «Илиада» и «Одиссея», просмотрены и проанализированы в сопоставлении с текстами Гомера две экранизации — «Троя» (режиссёр В. Петерсен) и «Одиссея» (режиссёр А. Кончаловский). Были также прочитаны и обсуждены три трагедии: «Прометей прикованный» Эсхила, «Царь Эдип» Софокла и «Медея» Еврипида, а также комедии Аристофана «Лисистрата», «Облака», «Лягушки» и комедии Менандра — «Третейский суд», «Брюзга». На одном из занятий слушатели встретились с поэтом и культурологом Мариной Князевой, которая в своём выступлении наглядно показала, насколько античная мифология, история, культура древнего мира оказались захватывающей для нее, современного поэта. Занятие на тему «Античная тема в современной поэзии» вызвала живой отклик читательской группы. Слушатели задавали самые разнообразные вопросы, просили ещё и ещё почитать стихи.
Не менее интересным оказалось выездное занятие в Библиотеке истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева», где была прочитана лекция «Эстетика античности в трудах А. Ф. Лосева». В этом же семестре слушатели побывали на экскурсии в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, где их познакомили с экспозицией, посвящённой культуре Древней Греции.
Второй семестр (октябрь—декабрь 2007 г.) был посвящён чтению литературы и знакомству с культурой Древнего Рима. Состоялось 10 занятий, на которых слушатели изучили следующие темы: «Римский театр», «Ораторское искусство», «Публий Вергилий Марон и его эпическая поэма “Энеида”», «Лирическая поэзия в Древнем Риме. Творчество Гая Валерия Катулла, Квинта Горация Флакка», «Жанр сатиры в Древнем Риме», «Луцилий Анней Сенека – философ и писатель», «Роман Петрония “Сатирикон” и экранизация романа Петрония Феллини», «Жанр метаморфоз в древнеримской литературе» на примере творчества Овидия и Апулея и «Жанр биографий в античной литературе» (биографии Плутарха и Светония). Было организовано 7 кинопросмотров, проведена экскурсия по теме «Искусство Древней Греции и Рима» в учебном Художественном музее им. И. В. Цветаева в Российском государственном гуманитарном университете.
Программа занятий оказалась насыщенной и достаточно сложной. Её выполнение потребовало от слушателей не только умения внимательно читать художественные тексты, но и научиться пользоваться вспомогательной литературой. Для людей, давно не сидевших «за партой», это было непросто. Моей же основной задачей с самых первых занятий было «разговорить» слушателей. Задавая наводящие вопросы, я старалась помочь им прояснить смысл прочитанного, а комментируя фрагменты из древних авторов, показать, как нужно анализировать текст.
Слушателям не всегда были известны реалии древнегреческой и древнеримской жизни, традиции, обычаи и менталитет древних греков и римлян, но материал сам по себе притягивал, слушателям было интересным проводить параллели с современной жизнью. Если стиль жизни, поступки персонажей оставались порой непонятны, то характеры, мотивация поступков их были вполне близки. Освоение литературного наследия этих народов побуждало более пристально всматриваться в историю своей страны, позволяло выходить в дискуссиях на качественно новый уровень.
Работая с группой и отдельными слушателями, я старалась стимулировать инициативу слушателей, их творческий потенциал, самостоятельность в суждениях. Я привыкла к чтению лекций, а здесь мне приходилось постоянно «сдерживать» свой лекторский пыл, давать слово слушателям, создавать атмосферу дискуссии, диалога.
В 2008 году занятия факультета чтения были продолжены. Группа пополнилась членами Клуба друзей И. С. Тургенева, уже несколько лет существующего при Библиотеке. В третьем семестре (февраль—май 2008 г.) слушатели читали и обсуждали «таинственные повести» И. С. Тургенева. В четвёртом семестре (октябрь—декабрь 2008 г.) изучали беллетризованные биографии Тургенева, написанные отечественными и зарубежными литераторами, читали письма Тургенева, сравнивали разные точки зрения на события жизни и творчество великого русского писателя. Читательская группа факультета чтения также приняла участие в Международной научной конференции «Неизвестный Тургенев», проходившей в Москве 24—26 сентября 2008 г.
Два года занятий с читательской группой факультета, костяк которой оставался неизменным, дали неплохой результат. Слушатели действительно смогли повысить свой культурный и читательский уровень, освоить сложный материал, научиться анализировать прочитанное, свободно формулировать и излагать свои мысли. А пожилым людям занятия помогли по-новому взглянуть на сегодняшний день, найти собеседников, почувствовать свою значимость в небольшом коллективе, члены которого в настоящее время стали общаться между собой и помимо занятий на факультете чтения. И для меня как преподавателя вуза данный опыт работы оказался очень полезным и интересным. Я сотрудничала (а не «занималась») с людьми, жизненный опыт и знания которых был чрезвычайно разнообразен, и это придавало нашим занятиям ту глубину, которой порой не хватает студенческой среде.
А о том, что такая форма работы сегодня может быть востребована, можно судить по отзывам слушателей факультета чтения. Приведём некоторые из них.
«Идея организовать подобные занятия очень своевременна, так как ничего подобного нет в других организациях. Занятия принесли радость, надеюсь на их продолжение». (Н. Л. Антонова).
«Занятиями в “Университете” я очень довольна. Программа факультета очень хорошо составлена, заниматься по ней было одно удовольствие. Узнала очень много нового, в этом помогли и просмотр кинофильмов, и обсуждение произведений. Такие занятия надо продолжать». (М. В. Кост-никова).
Думается, примеру Тургеневки могли бы последовать и другие публичные библиотеки. Не обязательно брать для начала такой сложный материал, как античная литература. Поводов для обсуждения в читательских группах может быть множество. Было бы желание…

С автором можно связаться:
petrashe@mail.ru

Тема номера

№ 19 (469)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы