Ирина Ивановна Тихомирова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
Задача растить читателя как личность и творца заложена в саму природу библиотечной педагогики.
«П однять из гробниц “света и звука” лучшие образцы художественной литературы, пробудить в читателе творческий потенциал со-творца и со-художника — это ли не главная профессиональная и нравственная задача библиотеки и библиотекаря!» Так начала свою статью, в которой рассказывается о чтении детьми литературной классики, воспитании с её помощью читательского таланта («Библиотека», 2008, №4), Вера Осипова, сотрудник отдела обслуживания школьников областной библиотеки им. М. Горького. Заметим, что фразу эту автор закончила не вопросительным, а восклицательным знаком, выразив тем самым убеждённость в первостепенном значении поставленной задачи.
Сегодня решать задачу повышения качественного уровня чтения подрастающего поколения, а значит, интеллектуального и творческого развития нации значительно сложнее, чем 20 лет назад, когда и дети, и родители были читающими, а социальные условия не были столь противоречивыми. За последние десятилетия произошло заметное снижение художественного уровня детской литературы и читательской культуры детей, наблюдается умаление роли литературного образования в учебном процессе школы, обнищание души молодого поколения, заражённого потребительской психологией, идущей от массовой культуры. Существует опасность, что и сами библиотеки, призванные поднимать культуру подрастающего поколения, заразятся духом массовой культуры и вслед за читателем сползут на поверхностный уровень восприятия литературы. Ситуация осложняется ещё и тем, что старшее поколение библиотекарей многие навыки воспитания культуры чтения за годы информатизации растеряло, а молодое поколение профессионалов их просто не получило. Библиотечные факультеты вузов и техникумов изъяли этот вопрос из учебных планов.
За решение этой непростой задачи взялись лучшие библиотеки страны. Среди них — Липецкая, Нижегородская, Челябинская, Архангельская, Мурманская областные детские и детско-юношеские библиотеки, ЦГДБ Новоуральска, Трёхгороного, Нижнего Тагила, Лесного и др. Я поставила перед собой задачу обобщить их опыт по воспитанию читательской культуры у детей, пробуждению в читающем ребёнке творческого потенциала. Результатом этого труда стал сборник, который готовится к изданию в издательстве «Школьная библиотека» и является составной частью книги «Как воспитать талантливого читателя».
При всем разнообразии входящих в сборник материалов, у них есть нечто общее. Авторы осознали библиотеку как развивающую среду, благоприятную для свободного читательского самовыражения. Они взглянули на лучшие детские книги с точки зрения заложенного в них творческого и воспитательного потенциала, опираются в своей деятельности на стремление каждого ребёнка к развитию, к реализации своей природной креативности. Они обратили свой взгляд на отечественные педагогические традиции библиотечной работы с детьми, ценность которых всё больше осознаётся и используется сегодня на Западе, в то время как мы, заражённые духом либерализма, отошли от них. Иначе говоря, детские и школьные библиотеки нашли свою социальную миссию. Эта миссия состоит в том, чтобы привлекать детей к лучшим образцам литературы; открывать в классике, а вместе с ней и в жизни, её глубины; стимулировать и наполнять душу ребёнка высокими мыслями и чувствами; воспитывать в детях гражданственность и гуманизм. Никто другой не способен выполнить эту задачу столь профессионально, как детский библиотекарь, в распоряжении которого — несметные культурные богатства.
Взяв на себя работу с классикой, библиотеки не стали повторять рациональные школьные методики, отчуждающие детей от чтения, но нашли свой путь — путь развития творческого чтения, возвышения духовного мира читателей. Следуя этим путём, библиотеки привлекли к себе не только детей, но и творческих учителей, и огромную массу родителей.
При всём различии материала, включённого в сборник, он, преимущественно, направлен на глубину освоения ребёнком литературных произведений, на связь чтения с жизнью и личной судьбой читателя, на осознание и закрепление в эмоциональной памяти растущего человека истинных человеческих ценностей. Взращивая читателя на лучших образцах детской художественной литературы, библиотекари растят мыслящую и духовно богатую личность.
Важно подчеркнуть, что в этой работе задействованы не только библиотекари и дети, но и родители, дедушки и бабушки, учителя. Раскрытый в статьях опыт основан на изучении механизмов восприятия детьми литературных произведений, на диалоговом характере взаимодействия. Особое внимание уделено работе с самыми маленькими читателями, ведь именно в раннем возрасте начинает формироваться читатель-творец.
Обращает на себя внимание тяга библиотекарей к работе с малыми жан-рами детской литературы: сказками, рассказами. Эти произведения рассчитаны на глубину восприятия, на способность читателя в малом увидеть большое. Специалисты пришли к выводу, что приобщать нынешних детей, отвыкших от серьёзного чтения, к классике надо малыми порциями, но идти при этом в глубину текста, воспламенять сердце читателя.
В своих статьях библиотекари делятся радостью открытий, гордятся талантом юных читателей, отмечают, что оттачивают в процессе этой работы своё собственное читательское и педагогическое мастерство. Не к внешнему увеселению детей стремятся они, а к рождению у читателей радости внутренней — радости творческой самореализации, радости жизненных открытий и духовного роста. Библиотекари делают вывод, что эта радость одухотворяет ребёнка, обладает терапевтическим эффектом. Без назидания и упрощённой дидактики библиотекари-педагоги, родители и учителя ведут читателя по ступенькам лучших художественных произведений и заложенных в них жизненных смыслов вверх, соединяют на этом пути поколения детей и взрослых.
Анализируя опыт развития творческого чтения в стране, я заметила ростки новых тенденций в библиотечной работе с детьми. Перечислю их.
1. Идея творческого чтения завоевывает умы библиотекарей, выдвигает эту проблему на передний план деятельности библиотеки, заставляет рассматривать её как «сердцевину и суть нашего дела». Реализация этой идеи возможна при условии, что «ребёнок и взрослый в равной степени творец и читатель».
2. Наиболее активно развивается сегодня продуктивное читательское творчество, претворяющее творческое чтение в прикладной деятельности, соединяющей чтение с умением (рисунки, поделки, плакаты, закладки, театрализация и др.).
3. Библиотека становится консолидирующим центром, вокруг которой объединяются дети, родители и учителя, заинтересованные в активизации детского чтения и улучшении его качества.
4. Возрождаются, наполняются новым содержанием и успешно применяются забытые ныне индивидуальные и массовые формы библиотечной работы с детьми, направленные на стимулирование творческого чтения (беседа, обсуждение, работа с читательскими отзывами).
5. Западные технологии, внедряемые в библиотечное дело Международной ассоциацией чтения, хорошо адаптируются к нашим условиям и нашему менталитету, добавляя к отечественной библиотечной методике новые штрихи и приемы, не изменяющие её суть.
6. Классика, изучаемая в школе, трансформируясь и оживляясь под влиянием библиотечных методик, становится востребованной детьми, приобретает для них жизненную и художественную ценность.
7. Заметно стремление библиотекарей в своей деятельности по воспитанию творческого чтения, при работе с конкретными произведениями опираться на психологию детского восприятия, направлять мысль читателя в глубину текста, открывать в нём смыслы, значимые для самосознания и нравственного становления личности ребёнка.
8. Творческое чтение детей, гармонизирующее взаимоотношение ребёнка с миром, становится основой библиотерапии в широком понимании этого слова.
9. Изживает себя разрозненность и мозаичность библиотечных мероприятий. Организующим началом становятся проекты и программы, задача которых научно обосновывать, приводить в систему деятельность библиотеки по развитию творческого чтения детей, устанавливать взаимосвязи, определять результаты и видеть перспективы.
10. Библиотекари учатся вести разговор с обществом и властью, завоёвывать авторитет и признание, упрочивать грантами своё материальное положение.
В данный сборник вошли материалы библиотекарей из 16 городов России. Города эти — как светящиеся звёздочки на библиотечной карте страны. В них идёт активное возрождение библиотек, работающих с детьми, а значит, рост культуры чтения и профессиональный рост самого библиотекаря. От этих звёздочек, я верю, зажгутся другие, и от города к городу, от библиотеки к библиотеке, как олимпийский огонь, будет переноситься эстафета Культуры, Творчества, Нравственности и Добра. Пожелаем этому факелу не погаснуть в пути и попасть туда, где готовы его подхватить и нести дальше.
С автором можно связаться:
next84@list.ru