Альбина Самиуловна Крымская, кандидат педагогических наук, менеджер по логистике ООО «Вектум Транс Менеджмент Групп», Санкт-Петербург
На протяжении многих веков библиотеки и университеты участвуют в процессе управления знаниями. В связи с этим можно говорить о том, что это изначально их сфера деятельности.
Успешная реализация КМ-проектов* в наукоёмких компаниях, необходимость подготовки специалистов, отвечающих требованиям экономики знания, привели к обсуждению концепции и технологий управления знаниями в сфере образования. В начале XXI в. особое внимание уделяется роли человека в управлении знаниями, вопросам образования и воспитания творческих людей.
Если говорить об изучении проблемы управления знаниями применительно к библиотекам и университетам, то в России не так много литературы на эту тему. Нами выявлено около 40 публикаций на русском языке, посвящённых управлению знаниями в библиотечно-информационной среде. Большая их часть (29 работ) вышла в свет в 2003–2007 гг.
В 1996 г. в статье Г. К. Ачлейтнер, посвящённой информационному менеджменту, говорилось о создании и развитии знаний.1 Следующая статья в изданиях по библиотечной тематике, рассматривающая вопросы управления знаниями, вышла лишь в 2000 г. Это была статья Е. В. Деревянко, опубликованная в журнале «Библиотековедение».2 В ней автор, проанализировав материалы зарубежной печати 1998–1999 гг., в частности работу R. L. Chase «Knowledge navigators» («Навигаторы знания»), представила новые должности: «директор по управлению знаниями», «менеджер по управлению знаниями», «директор по обучению» и др. и требования к кандидатам на эту должность.
Управлению знаниями в вузовских библиотеках посвящены две работы. Первая — это «Менеджмент знаний в управлении библиотекой вуза» О. Б. Володиной, в которой выделяются две сферы применения управления знаниями в библиотеке — внешняя и внутренняя.3 Во внешней сфере управление знаниями направлено на работу с внешними потоками информации и пользователями библиотеки, во внутренней — на оптимизацию структуры библиотеки и её деятельности.
Вторая статья, которая заслуживает внимания, — это перевод доклада Т. Уайт, представленного ею на конференции ИФЛА «Управление знанием в университетской библиотеке на основе исследования “Управление знанием в библиотечной службе Оксфордского университета”».4 Татьяна Уайт — в прошлом первый секретарь Секции управления знанием, автор диссертации по управлению знаниями, сотрудник Бодлеанской библиотеки и Библиотечной службы Оксфордского университета. В своём докладе она отвечает на вопрос, почему в университетской библиотеке необходимо управлять знаниями, какие при этом существуют плюсы и минусы. Среди причин, стимулирующих внедрение концепции управления знаниями, следует назвать: повышение престижа библиотеки за счёт быстрого освоения передовых технологий и обеспечения адаптации работников к постоянно меняющимся условиям; оперативное реагирование библиотекарей на информационные потребности специалистов; сохранение и взаимоиспользование уникального знания в библиотеке; сокращение периода адаптации новых сотрудников (подготовка «пакетов знаний», которые могут включать методики, технологии, процедуры, руководства, письма, новости, слабоформализуемые сведения о читательской аудитории и её информационных потребностях и т. д.); быстрое пополнение знаний сотрудников; формализация скрытых знаний (например, методики выполнения сложных библиографических запросов).5 В заключение своего доклада Т. Уайт предлагает два инструмента управления знаниями в библиотеках: оценка развития штата и оценка присуждения сотрудникам наград за заслуги. Этот способ мотивации может финансироваться не только за счёт статьи бюджета местной библиотеки, предназначенной на развитие штата, но также и путём государственных и международных наград и грантов за лучшие профессиональные достижения в секторе KM. Мониторинг нематериальных активов или/и оценочные ведомости помогли бы сотрудникам библиотеки измерять их интеллектуальные активы. По мнению Т. Уайт, в литературе по KM и библиотечной практике существует пробел в области превращения в капитал интеллектуальных активов библиотечных работников.
Сложно отделить работы, посвящённые управлению знаниями в университетах, от публикаций по управлению знаниями в сфере науки. Как правило, они находятся на границе сфер образования и науки, тем самым свидетельствуя о традиционной связи «академической» и «вузовской» наук. Проблемам управления знаниями в вузах посвящены работы Е. Ю. Игнатьевой, вышедшие в период 2006–2007 гг. Технологии управления знаниями в научных коллективах рассматриваются в работах Г. Ф. Гордукаловой. Она изучает проблему адаптации учёных к новым формам свёртывания научного знания. Также в её статьях предлагаются рекомендации по проектированию процесса управления знаниями для российских научных коллективов.6 В целом, нами выявлено 67 публикаций, посвящённых управлению знаниями в образовании и науке.
Так, следует назвать учебное пособие «Управление знаниями в корпорациях», подготовленное коллективом Государственного университета управления под руководством Б. З. Мильнера.7 В нём раскрыты основные понятия, предпосылки появления и содержание новой научной дисциплины, методы управления знаниями, этапы превращения знаний в производственную силу и другие вопросы. С 2007 г. выходит специализированный журнал по управлению знаниями — «Креативная экономика». В Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета открыт Центр по управлению знаниями. В Москве в Государственном университете управления открыта кафедра управления знаниями. Появилась первая монография по управлению знаниями в университете.8
Признаками широкого распространения концепции управления знаниями следует считать:
• открытие Институтов управления знаниями (Института управления знаниями компаниями Lotus Development Corp. и IBM Corporation; НИИ управления знаниями Московского государственного университета экономики, статистики информатики9, Институт управления знаниями в партнёрстве с Государственным университетом управления);10
• увеличение количества консалтинговых фирм, предоставляющих услуги в области управления знаниями;
• широкий круг учёных, избравших тематику «управления знаниями» своей специальностью (в России — В. П. Баранчеев, Т. А. Гаврилова, Г. Ф. Гордукалова, Т. Б. Григорьева, Б. З. Мильнер,
Ю. Ф. Тельнов, А. Ф. Тузовский и др.).
• наличие специализированного программного обеспечения для целостных технологий управления знаниями;
• открытие корпоративных университетов в компаниях («Северсталь», «Вымпелком», «Ингосстрах», «ОКБ Сухого», «Ростелеком», General Electric, Motorola, Xerox и др.).
Идея управления знаниями не нова. В любой период истории происходило накопление ценного опыта, профессиональных знаний, которые надо было систематизировать и каким-либо образом использовать. Современные теории менеджмента привнесли новизну в понятие КМ по двум направлениям: включили в процесс развитые технологии (базу знаний, group ware, интра- и экстранет) и успешно стремились превратить неявные (implicit) знания в явные, чётко выраженные (explicit).11
Темпы изучения темы управления знаниями остаются стабильными. На сентябрь 2008 г. нами было выявлено 45 работ, датированных 2008 годом12, в числе которых — практический путеводитель по управлению знаниями «Управление знаниями на 100%» М. К. Мариничевой, научный доклад «Управление знаниями в современной экономике» Б. З. Мильнера, четыре автореферата диссертаций, два перевода зарубежных монографий.13 Полагаем, что подготовленный библиографический указатель по управлению знаниями, выход которого намечен на конец июня* этого года, станет эффективным средством в развитии данного направления, каким всегда была библиография.
1 Ачлейтнер Г. К. Информационный менеджмент как инструмент развития экономики // НТБ. — 1996. — №6. — С. 35–39
2 Деревянко Е. В. Навигаторы знания : будущее библиотечной и информационной профессии : [по материалам заруб. печати 1998–1999 гг.] // Библиотековедение. — 2000. — № 2. — С. 8–11.
3 Володина О. Б. Менеджмент знаний в управлении библиотекой вуза // Менеджмент вузовских библиотек: роль библиотеки в обеспечении учебного процесса вуза в контексте новой парадигмы образования: материалы 6-й Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию Науч. б-ки Гродненского гос. ун-та им. Янки Купалы, Гродно, Республика Беларусь, 23–25 марта 2005 г. — Гродно, 2005. — С. 29–36. — Библиогр.: с. 35–36.
4 Уайт Т. Управление знанием в университетской библиотеке на основе исследования «Управление знанием в библиотечной службе Оксфордского университета (KM within OULS)» // Новости Рос. комитета ИФЛА. — 2004. — №53. — С. 23–29.
5 Крымская А. С. Управление знаниями — перспективная технология для библиотечно-информационных работников // НТБ. — 2005. — №9. — С. 10–16.
6 Гордукалова Г. Ф. Визуализация знания: истоки, возможности, перспективы // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов: междунар. ежегодник / под ред. С. А. Кугеля. — Вып. 17. — СПб., 2002. — С. 39–43; Она же. Визуализация знания: прошлое и будущее // Мир гуманитарной культуры Д. С. Лихачёва: междунар. Лихачёвские науч. чтения 24–25 мая 2001 г. — СПб., 2001. — С. 73–76; Она же. Из палеолита — в XXI век: Переход от слова к изображению знания об объекте // МОСТ: журн. для промышленников. — 2000. — №4. — С. 26–29; Она же. Изображение как перспективное средство хранения, поиска и передачи знания // Социальные коммуникации и информация: исследование, образование, практика / СПбГУ. — СПб., 1999. — С. 5, 15; Она же. Управление знанием в информационных формах визуальных представлений // Проблемы деятельности учёного и научных коллективов: междунар. ежегодник. — СПб., 2002. — Вып. XVIII. — С. 91–97.
7 Мильнер Б. З. Управление знаниями в корпорациях: учеб. пособие / Б. З. Мильнер, З. П. Румянцева, В. Г. Смирнова, А. В. Блинникова; Гос. ун-т упр.; под ред. Б. З. Мильнера. — М.: Дело, 2006. — 303 с.
8 Игнатьева Е. Ю. Менеджмент знаний в системе менеджмента качества вуза / под науч. ред. Н. А. Селезнёвой. — М.: [Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов], 2007. — 115 с.
9 Бовт В. В. Электронные репозитарии для хранения и поиска электронных ресурсов // Библиотековедение. — 2005. — №4. — С. 28–30.
10 Сайт Института управления знаниями [Электронный ресурс]. — М., cop. 2006–2008. — Режим доступа: http://www.kminstitute.ru.
11 Ринг И. Менеджмент знаний // Управление знаниями: концептуальные подходы / РАГС. — М., 2003. — С. 45–54. — (Гос. служба за рубежом: реф. бюл., №4(50)).
12 Уверены, что их число в три раза больше, учитывая время, затрачиваемое на поступление литературы в библиотечные фонды.
13 Коулопоулос Т. М. Управление знаниями (Knowledge Management): [как организовать сбор и передачу коллективных знаний и организовать систему управления знаниями в вашей компании] / Т. Коулопоулос, К. Фраппаоло. — М.: Эксмо, 2008. — 224 с. — (Высокий старт); Харрингтон Дж. Совершенство управления знаниями / Дж. Харрингтон, Ф. Воул. — М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. — 272 с.
С автором можно связаться:
cnbl98@hotmail.com
*Крымская А. С. Управление знаниями: аннотированный библиографический указатель (1993—2007 гг.) / А. С. Крымская, Е. Ю. Гранкина; отв. ред. Р. С. Гиляревский. — СПб.: БАН, 2009. — 332 с.
Аннотированный библиографический указатель посвящён научно-практическому направлению «управление знаниями» (Knowledge Management), активно развивающемуся в последнее десятилетие во всем мире. Он содержит 1365 публикаций, систематизированных в семи основных разделах, характеризующих состояние и развитие направления, управление знаниями на предприятии и реализованные проекты, проблемы и опыт управления знаниями в библиотечно-информационной сфере, в области образования и науки и другие вопросы.