Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 11 (101)'09 - Наши дети в интернете
Ангел под солнцем,

Людмила Валентиновна Степанова, координатор проектов «ДЕТИ И КНИГИ БЕЗ ГРАНИЦ», старший преподаватель кафедры детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, главный библиотекарь Ленинградской областной детской библиотеки

Прикосновение и встреча или прощание? Реальное или ускользающее чтение?

Представьте себе хаос, который возникает при движении детей в возрасте от 1 года до 17 лет навстречу друг другу, писателям, издателям, библиотекарям. Кажется, никто не найдёт друг друга. Но вдруг всё волшебным образом устраивается и возникает согласие. Взрослые устремляются вслед за детьми, и возникает диалог, в котором рождается новое пространство для движения вперёд. Всё как всегда, когда в Вырице начинаются «Открытые студии» Уличного Фестиваля детской книги «Читательская улыбка летом, или Книга на каникулах».* Только на сей раз вырицкие дети выбирали себе партнёров для творчества из 14(!) писателей и издателей России и Финляндии.

«Я тоже хочу в Интернет…»
А это кто такие? Спрашиваю: что хотите? Замечательно! Не хотят «будить в себе зверя» вместе с А. Райхштейном и С. Востоковым. Не хотят с самим(!)
М. Маялоума рисовать истории; улыбаться и сочинять стихи с Сергеем Махотиным или искать Муми-Дол, да что там — ушли от Реетты Ниемеля и Линды Бондестам, а от них редко кто уходит. В общем, передо мной такие редкие дети, которые на мой вопрос: «пойдёте в Интернет?» — единодушно ответили: «Да!» И вдруг — тихий голосок: «Я тоже хочу в Интернет». Совсем ещё крошка шагнула от своего папы в нашу сторону и протянула мне руку. Удивлённо смотрю на крошкиного папу, слышу: «Сашенька ещё не знает, что такое Интернет». Веду малышку в её Интернет. Маленькая ручка крепче сжимает мою руку (боится). Улыбающийся Сергей Махотин забирает у меня четырёхлетнюю Сашеньку. Спустя час на торжественном параде участников Фестиваля наша героиня представит свой рисунок — «Ангел под Солнцем», его крылья не белые, а оранжевые от солнечных лучей.
А мальчишки? Те, голубчики, попались! Угодили в бесконечное пространство чтения, где принялись утолять свою страсть к движению, игре, поиску, динамике событий, независимости, упиваться властью над временем и расстоянием. Мальчишки изучали гостей Фестиваля, находящихся в двадцати метрах от них, уткнувшись носами в монитор. Сравнивали, знакомились с их книгами, оценивали отношение к ним, то есть создавали свой виртуальный мир общения, глядя в Интернет, как в зеркало тех событий, которые происходят неподалёку от них, дополняли интернет-картинки своими чувствами, балансировали на границе двух реальностей. Чуть позже я увижу их рядом с писателями. Чего бы мне хотелось? Чтобы они не уходили в Интернет из реальных событий, творили вместе со всеми? Но мне нужно, чтобы они находились здесь по их собственной воле. Я принадлежу к той части вращающегося вокруг книги сообщества, которая, по характеристике писательницы Е. Мурашовой, почитает ритуал и традицию чтения в традиционной среде. Понимает сакральность книги, которую ребёнок может листать, шурша страницами, нюхать, грызть, класть под подушку. Но мы сознаём, что пришло поколение, которое создаёт новый опыт отношения к книге, иные контенты для размышления о чтении, ускоряет процессы трансформации формы книги, проявляет её новые образы.

Есть! Новое поколение читателей
Недавно состоялось открытие Мировой цифровой библиотеки. На сайте www.worlddigitallibrary.org предоставляется свободный доступ к редким изданиям, картам, рукописям, кинолентам и фотографиям со всего мира. Русский язык — один из языков проекта.
Каковы последствия этого события? Данные вопросы могут стать отправной точкой размышления о времени нашего чтения. Новое поколение читателей представляет угрозу утверждению, что позиция по отношению к форме и месту бытия книги должна быть неизменной: «Книга пребудет… вечно и неизменно!» Вместе с молодыми мы попадаем в культурное пространство, где создаются современные технологии воспроизводства символов. Они транслируют смыслы и ценности прошлого, дабы новые поколения не отсутствовали в российской и мировой культуре в настоящем и будущем.
Время современного чтения — органичная часть процесса понимания, принятия и взаимодействия между поколениями. В ноябре 2008 года, в Сланцах в Сланцевской «Школе детского чтения»* был открыт «Факультет юношеского чтения» («ФЮЧ»), и с тех пор жизнь учредителей и организаторов «ШДЧ» изменилась. Опустим хронику и содержание этих изменений, обнаружим саму их природу, чтобы представить наши стратегии сотрудничества с новым поколением.
С подачи наших коллег из Межпоселенческой центральной районной библиотеки им. А. С. Пушкина Гатчинского района мы организовали и провели
16 апреля 2009 года открытую дискуссию о чтении, на которую пригласили людей от 10 до 17 лет. В процессе подготовки был создан своеобразный консультативный совет. Мы обсудили предстоящее событие с коллегами из вырицкой и сланцевской библиотек, с Т. А. Филипповой (журнал «Библиотечное Дело»), М. А. Черняк (кафедра новейшей русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена),
В. В. Ялышевой («Центр чтения» РНБ»), лидерами «ФЮЧ» в Сланцах. Эти диалоги помогли определить необходимый контент дискуссии, степень вовлечённости в события библиотекарей, учителей, журналистов, общественных деятелей. По нашему замыслу, дискуссия должна была стать не спором, не столкновением, а способом принять идеи Другого через стремление задать вопрос и услышать ответ. Слышать и слушать, отвечать, устремляясь к диалогу. Вопросы были важны как заявление уникальности их автора, авторского способа поиска их решения. Для характеристики позиции организаторов дискуссии можно использовать метафоры М. Яснова из его новой книги стихов «Собирающий сосульки» (М., Самокат, 2009). Герой М. Яснова признаётся:
«… Больше всего на свете
Хотелось бы так пожить!
И чтобы хватило времени
Со всеми поговорить…»
Коммуникативный голод наших детей очевиден. И дело не в том, что они мало общаются. Причина иная: недостаточно условий для того, чтобы они утоляли жажду диалога в присутствии «эталонного взрослого» (определение Ф. Дольто). Такой взрослый способен не просто увлечь своими пристрастиями, а помочь ребёнку открыть новое в себе самом. Ступайте по адресу: ringbook.lodb.ru, и погружайтесь в диалоги наших юных собеседников с «эталонными взрослыми». Чтобы услышать чистую мелодию отроческих и юношеских благоразумений, захватите с собой вместо камертона ещё одну метафору М. Яснова из его стихотворения «До неба»:
«… Всё внезапно изменится в мире,
Взгляни:
Полежи потихоньку
На спинке —
Дай до неба
Подняться былинке!»

«… Взрослые сами ещё
в переходном возрасте!»
Очередная цитата с форума «Наш книжный круг»: «Иногда злишься на взрослых. С кем не бывает, а они всё своё — “переходный возраст у ребёнка”…Они (взрослые) сами ещё в переходном возрасте!»
Смиренно согласимся с возгласом нашей виртуальной шестнадцатилетней собеседницы. Воспользуемся данным ею определением нашего состояния. В самом деле, по отношению к опыту нового поколения в чтении мы, взрослые, профессионалы, испытываем чувство неопределённости, если только не скрываем его за тривиальной агрессией: «они не читают!»
Попытаемся без спешки ответить на ряд вопросов. К примеру, на эти: «Зачем они читают?», «Как создают себе условия для чтения?», «Что думают о значении чтения, что изменилось в их отношении к чтению?»
И самые существенные, ключевые вопросы: «Что из нашего опыта пребывания в электронной среде чтения является важным событием для них?», «Как возникают наши представления о чтении новых молодых?», «Как способ получения информации, отношение к книге и чтению может разделять людей, усиливать конфликты, рождать недоверие, неуверенность и агрессию?», «Способны ли люди, объединённые, здесь и сейчас, в современном книжном потоке, но разделённые опытом своих поколений, использовать книгу, чтение, как средство и цель взаимодействия друг с другом?»
Наши ожидания от дискуссии были весьма противоречивы. Выяснилось, что 14–17-летние в библиотечной культуре — ничейная земля. Эта генерация читателей — своеобразное увеличительное стекло, через которое хорошо видны основные библиотечные проблемы. Кроме всего прочего, организаторы стремились к созданию такого пространства для диалога, чтобы все события происходили на стороне подростков.
Реальным центром открытой дискуссии стала Межпоселенческая центральная районная библиотека им. А. С. Пушкина Гатчинского района. Вокруг этой библиотеки собралось сообщество в несколько сотен подростков, которое множится и сейчас (посмотрите количество просмотров в теме: «Чтение!? Ваш выбор!» на форуме «Наш книжный круг»). Мы собирались в разных библиотеках, были разделены расстоянием (Гатчина – Сланцы – Вырица – Кобрино). В основу дискуссии лёг интерес к позиции Другого. Дискуссия была проведена в форме интернет-конференции. Впервые Ленинградская областная библиотека выступила ресурсным и координационным центром телеконференции, используя библиотечные ресурсы для преодоления границ в поддержку читательской экспансии. В деревне Кобрино был открыт специальный маршрут библиобуса «ЛОДБ: бесконечное пространство чтения», созданный с целью предоставления равных возможностей использования электронных ресурсов, поиска информации и чтения. Подростки создали своё пространство идей в ходе дискуссии, обустроили, находясь в Интернете, комфортную среду для чтения, ознакомились с книжными собраниями библиотек России и мира, оценили выставку новых книг из ЛОДБ, встретились со сверстниками on-line.

«…Более захватывающие
способы чтения»
Умберто Эко в известном эссе признался: «… когда я в хорошем настроении, я начинаю мечтать о новом поколении, которое привыкнет читать с экрана и самопроизвольно начнёт искать новые, более захватывающие способы чтения»
Дискуссия началась в полдень. Юноши и девушки из Гатчины и Гатчинского района (Вырица, Кобрино, Дружная горка, Елизаветино, Терволово, Тайцы, Новый свет, Пудость, Сиверская) и города Сланцы начали открывать друг другу панораму смыслов, идей своего реального чтения. Следует подчеркнуть ситуативность нашего диалога. Его содержание направлялось личной позицией каждого из участников, здесь и сейчас, в этих предлагаемых обстоятельствах, в этой книжной и электронной среде для чтения.
Подростки и молодые люди 14–17 лет свободно и уверенно обменивались опытом освоения информационного пространства, стратегиями чтения. Молодые люди развернули повседневность чтения без границ в Библиотеке и Интернете. Дискуссию отличали открытость, интеллектуальность, динамичность, яркость идей.
«Зачем мы читаем?», «Какие книги нас объединяют?», «Какие книги сближают поколения?», «Почему родители настороженно относятся к нашему выбору в чтении?», «Есть люди, которые стесняются выйти на улицу с книгой. Как вы к этому относитесь?», «Может ли чтение мешать пониманию реальности?», «Можно ли верить информации в современных исторических книгах?», «Сближает ли чтение с друзьями, со сверстниками?» Два часа открытого диалога, выбор и оценка книг в реальном и электронном пространстве обнаружили близость молодых к современному книжному потоку, дерзость и глубину мнений, состоятельность в понимании другого человека.
С портретом современного читающего человека, который создали участники дискуссии, можно ознакомиться по адресу: http://www.ringbook.lodb.ru. В качестве комментария хотелось бы заметить: портрет — это проявление позиции участников. Можно проследить, какими ключевыми словами дети передают образ современного читателя. Как осмысливают отличие от читателя ХХ века. Какие особенности отношения к современной, классической литературе, какие предпочтения в выборе жанра, литературы определяют читательский облик. Чем определяются ожидания от героев, событий и сюжетов книг. Что можно назвать уникальным в читательском поведении современного читающего человека. Что современный читающий человек передаст будущим поколениям читателей.
Учителя, библиотекари, журналисты, исследователи чтения, приглашённые к участию в дискуссии, стали очевидцами и свидетелями позиции молодых в новом пространстве чтения, которые они создают, используя цифровые технологии передачи информации. Многим предстоит расстаться с мифом о том, что молодые не читают. Для всех специалистов, возник «момент истины». Если мы открыты для новой читательской волны, то следует принять вызов и творчество наших юных друзей в создании стиля современного чтения.
Подростки и юноши дают нам шанс быть рядом с ними в книжном и информационном потоке; принять их опыт; понять, что происходит в современной литературе, как и зачем читает новое поколение. Заметим, одно из последствий этой дискуссии стал проект «Библиотека — весь мир!?».* Координатором этого проекта является Ленинградская областная детская библиотека.
Ровно год назад, перед записью передачи о чтении на одном из петербургских кабельных каналов мой будущий собеседник в эфире, улыбаясь, сказал: «Мы уйдём за книгой в Интернет, а ваши библиотеки закроют». Я с полным основанием заметила: «До свидания! Буду рада нашим встречам в Интернете». Хочется надеяться, что мы с коллегами не догоняем уходящих от нас, а стремимся к развитию библиотечной культуры отношения к детям, вместе с ними осваиваем современные территории чтения, постигаем проблемы детей в информационном потоке, учимся вести с ними диалог и перенимать опыт другого поколения.

Где обитают читатели?
Есть на сайте deti.spb.ru рубрика «Хорошие новости», её содержание обусловлено алгоритмом нашего диалога и сотрудничества с детьми. В его основе — создание для ребёнка условий идентификации себя как читателя. Особенно в отрочестве необходимы зеркала в культуре — для поддержки чувства тождественности, цельности и уникальности собственного «Я».
Своеобразным путеводителем по пространству ЛОДБ стало наше предложение читателям: «Открой чтение один и вместе с друзьями!»
Хочешь знать, зачем читать? Тогда присоединяйся к нам, входи в «Наш книжный круг» (www.ringbook.lodb.ru). Здесь можно узнать, зачем читают похожие и непохожие на тебя люди.
Хочешь стать повелителем книг? Только в твоей власти решить, какую из книг выбрать, куда вместе с её героями отправиться. Книжный мир перед тобой — заходи на сайт deti.spb.ru.
Можешь создать свой книжный мир? Как это получается у других, можно узнать в «Школе детского чтения», в «Летние дни детской литературы в Вырице», в «Волшебный день детского чтения».
Можешь мечтать, выдумывать новое и невероятное? Тогда открывай двери в ближайшую детскую библиотеку, приходи к нам в ЛОДБ (С.-Петербург,
пр. М. Тореза, 32). Мы можем встретиться с тобой в твоём городе или посёлке Ленинградской области — жди библиобус ЛОДБ.
Хочешь действовать и понимать других людей? Мы рады тебе, становись членом Детского читательского жюри Ленинградской области. Как? Узнай на сайте deti.spb.ru. Ты получишь право участвовать в выборе 10 лучших книг года на присвоение знака «Нравится детям Ленинградской области», будешь участником «Декабрьских встреч в ЛОДБ», сможешь встретиться с писателями и издателями, найти новых друзей.
В процессе читательской идентификации необходимо время и пространство для рефлексии, осознания собственных успехов, выбора новых идей для будущего, возможности проектирования, переживания последствий уже случившегося. На форуме «Наш книжный круг» новых участников встречает виртуальный герой по имени SNIF (это аббревиатура слов «Search–Name–Information–Friends» — «поиск–имя–информация–друзья»). Он помогает подростку выработать свою читательскую «Я-концепцию», к нему можно обратиться с вопросами. Его позиция в общении с собеседником проста: «порадуй себя чтением — отправляйся в поиск — открывай себя — создавай новую информацию — удивляй друзей». Характер у SNIF-а непредсказуемый и таинственный — под стать завсегдатаям форума.*
Наша стратегия предоставления ресурсов современного библиотечного пространства — создание множества вариантов доступа к информации, необходимой для поиска, оценки, выбора возможностей чтения. Суть позиции
ЛОДБ — поддержать каждого ребёнка и его родителей в желании обратиться к книге и чтению, сделать его путь к книге комфортным.
Постоянная обратная связь с читателями и их родителями подтвердила нашу уверенность: информация — основа движения вперёд, к книге. Очень многие родители и другие важные взрослые настороженно относятся к современной детской книге. ЛОДБ — интерактивная «точка опоры» в книжном пространстве для выбора детской книги с удовольствием, сфера знакомства с читательскими стратегиями нового поколения. Открытая электронная среда ЛОДБ — это школа компетентного читательского поведения, где мы стараемся создать условия для «проигрывания» модели выбора, открытия желаемого чтения творчески, «играючи».
Конечно, нашим детям нужна идеальная детская библиотека. Создавая подобную безопасную электронную среду, мы открываем детям путь к созданию идеальной детской библиотеки.

Выражаю огромную благодарность и признательность коллегам из Межпоселенческой центральной районной библиотеки им. А. С. Пушкина Гатчинского района, и особенно её директору Елене Леонидовне Бабий за интеллектуальную и организационную поддержку открытой дискуссии.

С автором можно связаться:
lodb@rcl.spb.ru

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы