Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 11 (101)'09 - Наши дети в интернете
Детство в искусстве

Галина Семёновна Ганзикова, доцент, г. Пермь

Работа по выявлению интересных и полезных ресурсов, имеющих отношение к детской литературе, эстетическому развитию юных читателей, закономерно привела к поиску сайтов, посвящённых детской книжной иллюстрации.

На сайтах библиотек для детей и юношества материалы, посвящённые детской книжной иллюстрации, встречаются, но их немного. Можно выделить Томскую библиотеку, РГДБ (Москва), музеи детских книг на сайтах Ивановской детско-юношеской и Центральной городской детской библиотеки имени А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), ряд библиотек в ближнем и дальнем зарубежье — вот, пожалуй, и всё.
Некоторые библиотеки предлагают коллекции ссылок на персональные сайты художников-иллюстраторов, но таких ещё меньше, к тому же эти ссылки не всегда срабатывают безотказно.
О художниках-иллюстраторах упоминается на сайтах детских писателей, но и этих сайтов мало.
Детская книга без иллюстрации — это нонсенс, с плохой иллюстрацией — ещё бóльшая беда для ребёнка. Библиотекари должны разбираться в качестве иллюстраций, изучать историю книжной иллюстрации, современное состояние, уделять ей больше внимания на сайтах, уметь выразительно её преподносить читателям в аннотациях к книгам, в составляемых веблиографических путеводителях и списках. Возможно, библиотекарям будут интересны некоторые интернет-форумы, которые привлекательны и поднимаемыми вопросами, и неординарными суждениями об иллюстрациях в детских книгах. Они представляют собой источник ценной информации, которую при желании можно использовать и для самообразования, и для работы с читателями. Эти форумы показывают, что детской иллюстрацией интересуются не только художники и не только библиотекари. Есть множество энтузиастов, неравнодушных к этому феномену и хорошо в нём разбирающихся.

Форум миссионерского портала
протодиакона Андрея Кураева
Уже где-где, но меньше всего ожидала встретить заинтересованное обсуждение проблемы «Плохая детская иллюстрация. Почему?» именно на этом форуме — http://kuraev.ru/index.php?option =com_smf&Itemid=63&action=printpage;topic=59333.0.
Инициатор обсуждения этой наболевшей проблемы пишет: «В последнее время очень сложно найти книги с хорошими иллюстрациями. Несмотря на то, что советская детская иллюстрация признана одной из лучших в мире, на прилавках лежит безвкусица и пошлятина. Почему, кто как думает?»
Первый из последовавших ответов на заданный вопрос: «Любой человек в творчестве отображает своё внутреннее. Значит, такие иллюстраторы работают с детской литературой,
а других, видимо, нет…». Направление мысли правильное, но выводы всё-таки несколько категоричны.
Другой участник обсуждения считает, что одна из причин — «…жутчайший непрофессионализм, заполонивший издательское дело… Маркетинг … освоили, а красивое от уродливого отличить не получается».
Ещё одну причину называет третий участник, примкнувший к обсуждению: «…потому же, почему телевизоры забиты западной дегенеративной мультипликацией со скалящимися уродами и мутантами».
Полное согласие с таким поворотом в обсуждении темы выражает и верующий мужчина: «Да мне давно кажется, что это не просто так, не ошибочка вышла, а намеренное поругание образа Божия в человеке, приучение к уродству на месте красоты, программа расчеловечивания…»
Пытается объяснить сложившуюся неблагополучную ситуацию в иллюстрировании книг для детей и человек, который знает о ней не понаслышке: «Какой бюджет такой и результат. …За дизайн упаковки коньяка больше платят, чем за иллюстрации».
А вот ещё несколько ярких и откровенных откликов-реплик: «Согласна, что в магазинах смотреть не на что. Всё рассчитано на вкус а-ля “удар по мозгам”, чтоб без лишних размышлений». «…Неужели Вы не согласитесь, что простым и многообразным кичем просто завалены все прилавки? И в стиле “Дисней-компани”, и в стиле “сахар в сиропе”, и просто мазня, мимо которой без содрогания не пройдёшь. Скажете, нет?».
Однако среди форумчан есть и такие, кто не согласен с подобными заключениями, особенно с тем, что хороших иллюстраторов сейчас нет: «Да есть они, вот в чём штука. Они не все вымерли ещё и не все эмигрировали. У нас была потрясающая иллюстраторская школа. Кое-что можно было бы переиздавать и переиздавать, ну, например, детские потешки с гениальными иллюстрациями Юрия Васнецова, которые в принципе превзойти невозможно, русские народные сказки — всё это издают, но с уродливыми картинками.…Странные какие-то законы рынка… Для человека нормально любить красивое, для родителей, ищущих книгу для своего ребёнка, — тянуться к красивой и при этом реалистической книжке, а не ухудшенной копии “Дисней-компани”…».
Те, кто пытался убедить пессимистов, что много не только классики, которую нельзя забывать, но и новых талантливых художников, что книжки с хорошими картинками всё-таки издаются, совершили такой экскурс в историю детской иллюстрации, продемонстрировали такое глубокое понимание её специфики, знание материала, что обойти этот форум не получилось. Очень бы хотелось привлечь внимание к нему библиотечных специалистов, учителей, воспитателей детских дошкольных учреждений и исследователей-искусствоведов.
Участниками выделены книжка сказок Братьев Гримм с рисунками Ольги Кондаковой (издал «Янтарный сказ»), неповторимые В. Сутеев, В. Конашевич («потому что его картинки детские – живые») и многие-многие другие художники. Вспомнили Владимира Лебедева, Александра Пахомова («идеально понимает мир ребёнка»). Не забыли сказать добрые слова о Николае Устинове («с тонким зрением, изумительной пластикой»), но припомнили и печальный факт: росмэновская книжка «Четыре желания» К. Ушинского с рисунками
Н. Устинова продавалась слишком долго, и это тоже не лучшим образом характеризует вкусы покупателей детских книг.
Среди лучших детских графиков назвали также Лосина, который иллюстрировал «Денискины рассказы», и Мая Митурича, оформлявшего «Маугли». Говорили не раз о рисунках Т. Мавриной, которые одни считают сугубо детскими, а другие — абсолютно непонятными детям.
Высказывались восторженно о сказках Шарля Перро с рисунками Б. Дегтёрева: «…На меня сказки Перро в оформлении Дегтерёва оказали огромное влияние. Его сказочный мир, такой реалистичный в исторических деталях и такой волшебный по духу! Мне кажется, лучше проиллюстрировать Перро невозможно. Всё, что я вижу в книжных магазинах, либо — бледная его копия, либо просто убого».
Из детских иллюстраторов прошлого не забыты ни Митрохин, ни Нарбут, ни Добужинский, ни Бенуа: «образцы тончайшего вкуса в великой сокровищнице русского искусства», «высокое искусство, которое невозможно подделать (как “под Диснея”) и которое помогает детям, а потом и взрослым достойно жить...»
Представители новой волны в книгоиздательском деле и иллюстрировании книг пытались привлечь внимание к дизайнеру книг Артемию Лебедеву,
к украинскому художнику Владиславу Ерко. В оценках их творчества мнения разделились. Об Артемии Лебедеве один из участников форума отозвался резко отрицательно: «…активно протежируемый Артемий Лебедев — пример плохой детской иллюстрации. Возможно это “дизайн”, вероятно, Лебедев — выдающийся веб-мастер, но детские картинки его не греют совершенно, и, судя по всему, пекутся на компьютере как пирожки...»
А поклонник творчества Владислава Ерко так характеризует его стиль: «…На мой взгляд — чистая эстетика для всех возрастов». Он предлагает посетить два интернет-ресурса, чтобы ознакомиться с иллюстрациями художника и убедиться в этом самостоятельно. Те, кто последовал этому совету, задаются вопросом:
— «Зачем детям такое чувствовать?»
— «Затем, чтобы бесчувственными не вырасти, конечно. Тут же на каждый рисунок по полчаса смотреть можно и что-то новое всё время открывать!»
Почитатель его творчества добавляет: «Вот от того, что в детстве было что-то похожее, Ерко мне так и понравился. Счастливое детство, а во всём окружающем мире — таинственность, многозначность и красота!»
И всё-таки приговор знатоков истинного искусства книжной иллюстрации суров: «Мне кажется, эти иллюстрации — чистый гламур, журнальная псевдозначительность, зализанные стилизации давно освоенные западными дизайнерами (такой же псевдофилософский эрзац, как, например, Коэльо, которого Ерко очень любит “осмыслять”). В принципе, восхищаться и по полчаса рассматривать этого художника — всё равно что читать Акунина и считать, что читаешь Чехова или Толстого, устраивать научные дискуссии, обсуждения и т. д. Может, скоро такие картинки компьютер будет рисовать».
Дискуссия обострялась день ото дня. Многие связывали высокое качество иллюстраций «со взрослостью» в искусстве, с предназначенностью иллюстраций для всех возрастов сразу. Не отрицая «дорогой и любимой классики», качество которой «выше похвал», одна из активнейших участниц форума, не соглашается с таким поворотом в обсуждении темы: «Если я, как мать, бабушка, просто любитель детской книги как выражения и фактора формирования душевного и духовного мира ребёнка ищу чего-то другого — это ведь не значит, что я отрицаю “взрослость” в искусстве. Просто одним из предметов разговора в данной теме я считала детство в искусстве». И далее ещё точнее определяет своё видение предмета обсуждения: «…о том, какие книги завораживают ребёнка и накладывают отпечаток на его дальнейшую жизнь».
Выводы, сделанные в конце, как думается, весьма точно обозначили «расклад сил» в таком тонком вопросе эстетического развития личности как иллюстрирование книг для детей и выбор книг для детского чтения. По представлениям одного из участников форума, знатока истории детской литературы и иллюстрации, всё сводится к следующему: «… Сейчас в целом иллюстрации к детским книгам явно разбиваются на два полярно ориентированных множества, между которыми лежит пропасть: халтурно-уродский “дисней-компани”-стиль в разных вариациях и холодное, стилистически изощрённое, часто ироничное очень взрослое по духу творчество. Искреннее, живое и простодушное — вот оно, ключевое
слово! — простодушное, простосердечное искусство детской книги есть, но эта сфера всё сужается. Веселье в разных вариациях есть, смех — есть, а вот чистой радости всё меньше и меньше. А радость — это главное для детской книги и для той полноценной жизни ребёнка, которая “вывезет” и спасёт его на всю оставшуюся жизнь и соединит, может быть, с Богом...»
Как это принято на форумах, участники не раз рекомендовали друг другу «сходить» на сайты, где можно найти немало интересного о детской иллюстрированной книге, давали соответствующие ссылки на них. Отрекомендованы были и такие сайты:
«Детская книга» — http://community. livejournal.com/kidpix;
«Забытое старое» (Детские книги глазами взрослых) — http://community. livejournal.com/zabytoe_staroe.
Возможно, пригодятся эти ссылки и специалистам библиотек. Веблиографирование приобретает ещё одно важное содержательное направление. На сайтах детских и школьных библиотек в разделах, предназначенных родителям и учителям, должны присутствовать ссылки на форумы, где обсуждается современное состояние детской иллюстрации и самой детской литературы, где художники-профессионалы делятся своими основополагающими принципами работы с ней. Следует уделить внимание и ссылкам на те сайты детских писателей и библиотеки детской литературы в Интернете, где имеются разделы, посвящённые иллюстраторам произведений, созданы галереи иллюстраций. Создание биобиблиграфических справочников о русских художниках-иллюстраторах, а также путеводителей по соответствующим интернет-ресурсам целесообразно, необходимо и значимо.

Общение книгомам-коллекционеров детских книжных иллюстраций
Замечательный форум, очень интересный, насыщенный непосредственно детскими книжными иллюстрациями находится на сайте Littleone по адресу (http://www.forum.littleone.ru). Прямое отношение к книжной иллюстрации имеют две темы: «Что ни страница, то слон, то львица» и «Кто любит детские книги так, как люблю их я». И цели здесь уже свои особые, о чём чуть ниже.
Форум организовали мамы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Есть, конечно, и «книгобабушки», не остались в стороне от необычных увлечений своих жён и мужья. Мужчины сканируют обложки книг, рисунки, выполняют другую работу, которая помогает поддерживать сайт в хорошем рабочем состоянии, поддерживают финансово.
А мамы и для детей, и для себя покупают где только могут уже редко сегодня встречающиеся издания детских книг. Это классика — книги, созданные союзом двух творцов — писателя и художника. Первостепенное внимание обращается на иллюстрации, имя художника. О каждой находке сразу же узнают другие форумчане. Каждая из купленных книг сканируется и выставляется в Интернете. Судя по количеству просмотров (в среднем за короткое время не меньше двухсот), отсканированные рисунки не оставляют равнодушными никого. А какая проходится школа по искусству иллюстрирования детских книг, истории книжной иллюстрации!
Иногда отсканировать не получается — книгу помнят, но купить её пока не удалось, поэтому ведётся поиск в Интернете. Даётся ссылка, по ней можно познакомиться с художником и его творением. Если любимой книги с рисунками любимого художника нет и в Интернете, тогда бросается клич с просьбой о помощи, и непременно находится кто-то, кто эту книгу может представить на всеобщее обозрение.
Эта душевная щедрость людей, которым уже есть что показать, и есть что сказать другим, подкупает. Располагает к себе и высокий уровень интеллигентности участников aорума, присущая любому коллекционеру одержимость, желание обязательно раздобыть ту книгу, которой ещё нет в домашней библиотеке. Коллекционирование детских книг возрождается, но коллекционирование совершенно другого плана. Не для последующей продажи, перепродажи, для хранения в закрытой домашней библиотеке, а для того, чтобы шедевр увидели остальные родители, показали своим детям.
Несказанно радует то, что cтоль многие родители заботятся о детской литературе, детском чтении. И главное, по собственной инициативе. А это означает лишь одно, что не всё ещё потеряно — наши истинно духовные ценности живы и бережно сохраняются. В том числе такая часть культурного наследия, как детская литература с её неповторимыми, уникальными картинками, созданными талантливыми художниками.
В который раз я была поражена уникальными возможностями Интернета, который свёл вместе неординарных, красивых внутренне женщин и сделал их общение не просто информационно насыщенным, но взаимообогащающим, культуросоообразным и культуросозидательным. Все вместе они создают полноценную электронную библиотеку (базу) детской книжной иллюстрации, которой могут воспользоваться, безусловно, и библиотекари.
«Здравствуйте! Всем доброго времени суток! Вот уже полтора года1, как мы собираем всё самое хорошее, душевное и интересное, что нарисовали в книгах для наших детей иллюстраторы. Мы любим и ценим их труд! И делимся с вами нашими открытиями!».
 Этими словами начинается обращение к пользователям Сети, к тем взрослым, кто имеет отношение к детской литературе, детскому чтению.
Прежде всего, предлагается список иллюстраций, сопровождаемых электронными адресами, которые выложены в первых трёх частях ресурса. В основном, перед нами издания детских книг 1970–80-х годов. А всего в этом списке почти 300 имён. Если ещё к ним прибавить и остальные, которые упоминались чуть позже в отдельных сообщениях, то база данных получается воистину солидной.
В упомянутом списке от «А» до «Я» (в алфавите имён художников), который начинается с И. Аверкиева, а заканчивается Г. Ясинским, тоже можно обнаружить в самом конце некоторые добавления. И пусть алфавит нарушен, однако список самодостаточен и полновесен. Отклики восторженные: «колоссальный труд», «спасибо» и т. п.
Вопросы, которые задаются на форуме, типичны, меняются лишь имена авторов произведений: «Добрый вечер! Хочу спросить у знатоков — кто, по-вашему мнению, лучше всех иллюстрировал “Дядю Стёпу”. Хочу купить дочке. М[ожет] быть, покажете, какие у Вас?»
Тут же следуют ответы: «Вот этот вариант, по-моему, неплохой: http://www. molotok.ru/item315079067_..._1982_god.html (думаю, с такими иллюстрациями есть и более современные переиздания)…»; «Тот, что у нас [т. е. дома], мне меньше нравится, но дочь к нему привыкла. Если интересно, поищу и выложу. А на “Озоне” есть ещё 1988 года — с Гальдяевым». «Очень сильный фактор — иллюстрации, любимые с детства. Если нахожу книжку, оформленную так, как я читала в детстве, пробивает ностальгия. Пример — “Дядя Стёпа” в оформлении Константина Ротова. Ещё мне нравится то, что картинки именно тех годов, в которые была написана сама книга. Передаётся дух того времени»...
И тут же появляются отсканированные рисунки. Пожалуйста, знакомьтесь, выбирайте, что больше по душе!
Или вот такие сообщения и мольбы: «Девочки, в 5 разворотах выложили книжицу, которую я в детстве просто обожала. Если вдруг увидите где, дайте знать!». После этого сообщения все желающие могли увидеть книгу Лебедева-Кумача «Про умных зверюшек». Сразу последовал отклик, который лично меня впечатлил: «Я этих “Умных зверюшек” просто распечатала на принтере, почти две недели были вечерним хитом». Разве не показатель молниеносности, действенности продвижения детских иллюстраций через Сеть в семьи, где растут детки! А иллюстрации, и на самом деле замечательные.
Высказываний о том, какие иллюстрации нравятся больше всего, на форуме немало. В основном, называются книги, оставшиеся в памяти как самые яркие впечатления детства.
«Я очень люблю рисунки Рейпольского. Нравится его изображение эпохи, прорисовывание деталей быта и
 т. д. Погрузиться можно! И вообще мои самые любимые книги — из детства. “Золушка”, “Синяя борода”, “Спящая красавица”, “Мальчик с пальчик”. Все книги 1981-1985 г.»; «А мой любимейший с детства — Билибин. …Вот что в инете нашла... Разделите мою любовь! Его “Снегурочка” для меня была чем-то этапным. Но мне лет 5-6 было»; «Есть ещё удивительный иллюстратор, вроде не упоминавшийся —
Г. Вальк. Это его Незнайка. Самый лучший — добрый и искренний, упитанный крепыш в канареечной рубашке и синей шляпе».
Но не только память детства дарит открытия. Из современного книжного потока тоже выделяется что-то яркое, успевшее стать дорогим: «Любимая книжка, которую можно очень долго и много рассматривать “Волчонок, который заплыл далеко в море”,  художник София Усс (изд.-во «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»). На каждом развороте столько подробностей, так всё чётко прорисовано, так много маленьких параллельных историй, которые можно придумывать, разглядывая картинки! К сожалению, сейчас не отсканировать, поэтому http://www.ozon.ru/
context/detail/id/2298905».
А иногда о детской книге и так — ошеломляюще восторженно: «…просто ШЕДЕВР! В моём понимании, конечно. Д. Непомнящий и О. Попугаева. Там хоть каждую страничку в рамочку! Художники с бесконечным чувством юмора. …Было необычно ещё и то, что свою подпись иллюстратор ставил не в нижнем углу, как обычно, а на каждом рисунке как бы прятал её в картинку. Причём так хитро, что не в раз и найдёшь!»…
Писатели, художники, произведения, издательства, книжные магазины в Сети, букинистические в Санкт-Петербурге… Вопросы, рекомендации, советы, пожелания… Так много ценного и в информационном, и в педагогическом отношении. Проникаешься чувством огромного уважения к петербургским книгомамам — хранительницам и собирательницам того прекрасного, что связано с детской литературой и воспитанием ребёнка на эстетически полноценных книжно-иллюстративных материалах.
Может сложиться впечатление, что мамы сами по себе, а дети на втором плане. Нет, конечно, это не так. Именно ради них затрачиваются такие неимоверные усилия. Обсуждение того, кто что читает вместе с ребёнком, каким книгам с иллюстрациями какого художника отдаётся предпочтение — это также одна из главных линий общения в данном интернет-сообществе.
«…Я тоже назаказывала книжек! Теперь сижу в предвкушении. Чую, скоро почтовый отдел доставки станет мне родным домом. Вчера пришла “Золотая книга сказок” Божены Немцовой. …Мне и сынишке понравилось. А ещё ему понравилось то, что книжка старая (не в смысле состояния, а в смысле не новая/магазинная). Он долго вертел её в руках и всё удивлялся, что её когда-то давно читал какой-то маленький мальчик или девочка, потом этот мальчик вырос и стал большим, таким как мама (книжка 1978 года). А книжку послал Максимке. В общем, ребёнок проникся».
Затрагиваются и другие темы. Аккуратно ли дети обращаются с книгами?
 — «Мне повезло со старшим сыном в этом плане — ни одну книжку не “обидел”. Все как новенькие! Надеюсь, девочка тоже будет умничкой!..»
Как относиться к книгам, которые сегодня продаются в магазинах, но исполнены в них рисунки с помощью компьютерной графики? — «…Я считаю, что в хорошую книжку нужно вложить душу. Меня просто выворачивает, если в детской книге “компьютерные” картинки-штамповки»...
Трогают до глубины души и такие откровения: «Я тоже просто обожаю детские книжки, могу ходить-бродить часами, понравился “Буквоед” на
пр. Просвещения. Там и кофейня-читальня есть. Купила там книжки очень милые, развивающие (только забавно то, что мой малыш ещё в пузике у меня), ну не удержалась я. Книжки — “подвижные картинки” (фирма “Росмэн”). Учит малышей различать цвета, а 2-я учит счёту. …Постараюсь выложить. А ещё мама моя любимая уже книжки покупает, такие маленькие, чтоб в дороге удобно было читать. ДА ЗДРАВСТВУЮТ КНИЖКИ!!!»
Упоминаются и библиотеки. Среди книгомам – участниц форума немало читателей библиотек. Некоторые жалуются на нехватку времени, невозможность в связи с работой в будни посещать библиотеку. Есть и библиотекари: «Можно похвастаться? В библиотеку пришла уникальная книжка Чапкиной-Руги “Русский стиль Елизаветы Беем”. (М., Захаров. 2007). Красотища. Глаз не оторвать».
Затрагиваются и вопросы о том, как лучше отсканировать иллюстрации, если книга поистрепалась, не получается нужная резкость и яркость отображаемых картинок, даются подробные советы.
Безусловно, впервые попавших на форум интересует, как ближайшее окружение реагирует на такое детско-книжное преклонение, не трещит ли семейный бюджет?
«…мои родители, в принципе, и привили мне эту любовь. Поэтому понимают такие заскоки. Муж и дети тоже довольны. А вот знакомые как-то странно реагируют. Особенно когда я на почту за старыми книгами хожу.
Я уже не озвучиваю ценники на эти книги. Людям просто не понять, что за почитанную книгу (пусть и в великолепном состоянии) можно платить какие-то деньги и не маленькие. Считают это дурью, в глаза мне не говорят, конечно. Но по характеру вопросов понятен ход их мысли... Я не перед кем не оправдываюсь, кто-то бабочек коллекционирует, кто-то картины. А это хобби приносит большую пользу помимо всего прочего. Но вот интересно, сталкивались ли вы с таким?»
Сталкивались. Это уже бабушка: «Ой, даже объяснять не нужно, до боли знакомая ситуация. Дома книги деда, мамы, мои, дочкины, теперь потихонечку внучкины прибавляются. Зять даже не скрывает недоумения (спасибо хоть не раздражается), когда мы с дочкой, после набега на Буквоед-Дом илиКрупу, усаживаемся с кофейком и обсуждаем приобретённое. Он честно не понимает — зачем? Ну зачем ещё один “Буратино”, если есть и с ил[люстрациями] Каневского (мой) и с ил[люстрациями] Кокорина (дочкин), плюс тот же текст в сборниках... Ан нет — а Владимирского-то у нас и не было...»
Общее настроение форума, круг затрагиваемых вопросов, уровень читательского восприятия, интерпретаций иллюстраций ярко отражает и данное сообщение: «Обожаю детские книжки. Сохранены и мои: “Буратино” с иллюстрациями Владимирского (другим длинноносый мальчишка уже и не воспринимается). Изумительны его же иллюстрации к “Волшебнику Изумрудного города” со всеми продолжениями. Очень люблю русские сказки и песенки-потешки с картинками Васнецова. А какие чудные животные у Рачёва в русских сказках: хитрюга Лиса в русском сарафане, с бусами — эдакая кокетка, Топтыгин — натуральный барин в бархатной шубе. А уж Дегтерёв!!! Ну, неужто никто не видел его иллюстрации к Перро??? “Спящая красавица”, “Золушка”, “Мальчик-с-пальчик”... Недавно купила с его работами Метерлинка “Синюю птицу”. Покупала и покупаю.... Сейчас много переизданий. Сутеев, Чижиков... Но, как трудно выловить в потоке то, что нравится, то, что стало детской классикой. Искала Козлова (Про Ёжика и Медвежонка). Либо полный текст, все сказки, но чёрно-белые иллюстрации, либо 3-4 сказки и картинки — рыдать хочется, уж лучше бы взяли героев мультика. Поездила в Крупу, собрала почти всё с иллюстрациями Билибина. Одни заставки чего стоят — мухоморы и папоротники..., ромашки и осока. Такие родные...»
Вот они какие — знатоки детской иллюстрации, разыскивающие самое лучшее, то, что не должно быть предано забвению. Разве можно не удивляться им, их увлечению, их непохожести на тех пап и мам, бабушек и дедушек, которые и сами в детстве мало читали, и не находят времени почитать вслух детскую книжку детям и внукам? Жизнь форума, общение на нём подкупает высоким уровнем проявляемого всеми эстетического вкуса, искренним дружелюбием.
А увлечённости его постоянных обитателей детской литературой можно даже позавидовать. И пожелать новых открытий, ведь ими сохраняется культурное наследие для настоящих и следующих поколений родителей, детей, библиотекарей, искусствоведов.

Форум Tolkien.SU
Тема: «Иллюстраторы книг Толкина»
На нём общаются между собой фанаты Толкина, знающие его творчество назубок, и желающие знать досконально всё, что имеет к нему хоть малейшее отношение. Не стали исключением и иллюстрациb. Обсуждается творчество разных художников, связанное с писателем.
Обсуждение поражает вниманием к деталями, над которыми и искусствоведы не всегда склоняют головы. Каждая картинка рассматривается буквально с лупой в руках. Если в библиотеках не перевелись толкиенисты, смело можно рекомендовать им заглянуть на этот форум, стать его участником или инициировать новый круг обсуждений прочтения Толкина разными художниками, как зарубежными, так и российскими.
Форум и познавательный, и предельно культурный в литературном отношении, очень интересный с точки зрения полифонии читательских голосов, разных мнений об иллюстрациях. Это показывают несколько фрагментов, приводимых ниже, извлечённых из огромной ленты посланий – оценок, советов, рекомендаций.
При цитировании сохранены характерные для таких интернет-сообществ стиль общения, эмоциональность высказываний. Только в некоторых случаях всё-таки возникла необходимость ввести некоторые знаки препинания. Хочется обратить внимание на информативный ряд, который подтверждает, сколько всего интересного и неожиданного в восприятии иллюстраций читателями юношеского и подросткового возраста (думается, что участники обсуждения — читатели этого возраста, но, может быть, и ошибаюсь). Также хотелось бы заметить, что изучение читателей под этим углом зрения, то есть как читателей одного автора, как знатоков иллюстрации, может стать весьма увлекательным и полезным во всех отношениях направлением в научно-исследовательской работе специалистов библиотек. Представляет ценность этот материал и для исследователей-искусствоведов.
Читать переписку на этом форуме — истинное удовольствие. Можно только удивляться познавательной дотошности и высоким эстетическим требованиям толкиенистов:
«Рискую навлечь на себя гнев корифейников, но кто такие эти Хильдебрандты? По-видимому, художники, иллюстрировавшие Толкиена? В моих книгах художник Д. Гордеев — 1991 год. Или речь идёт о какой-нибудь выставке работ художников, посвящённых Толкиену?»
«Грег и Тим Хильдебрандты — одни из самых известных художников, рисовавших иллюстрации к Толкиену.
В 2003 году в АСТ вышла книга “Годы с Толкином”, в которой изложена история создания образов, даны иллюстрации и т.п. Видение мира Толкина Хильдебрандтов, на мой взгляд, оказало определяющее влияние на представление о внешнем виде персонажей. Для примера: Мерри и Пин в плену у орков http://www.daereth.net/arda/hildebrandt/captured.jpg; Галадриэль — http://starpeople.narod.ru/sammath/galadriel/gal_pic5.jpg».
«Кому интересно — нашла ещё Хильдебрандтовских иллюстраций по Толкину — галерея работ: http:// members.fortunecity.com/gabriella66/lordofrings/hildebrandt.html; Столпы королей — http://finia.tripod.com/ images/Galerias/PILLARS_OF_THE_KINGS_hmns._hildebrandt.jpg; Балин, играющий на виоле — http://www.tuckborough. net/images/balin-hildebrandt.jpg; ещё одна галерея, с первой не сопоставляла — http://images.tolkienworld.free.fr/hildebrandt. Обложка календаря по Толкину на 2006 год http://images.amazon. com/images/P/1416210717.01.LZZZZZZZ.jpg; Бильбо в Ривенделле  http://scv.bu.edu/~aarondf/Rivimages/Bilbo.jpg».
«Судорожно скачиваю и рассматриваю иллюстрации по данным ссылкам — там более 100 картинок. Надо сказать, что по мере более пристального рассматривания первоначальное мнение об авторах меняется. Оно не однозначно. Некоторые лица грубоваты, слишком приземлённые, а не сладковатые, как в начале показалось, некоторые схематичны и т.д. и т.п. Надо ещё получше посмотреть, со смаком. Но однозначно очень понравился Том Бомбадил. Неплох Гэндальф, Моггот тоже. Очень сочно. Многие персонажи просто с трудом воспринимаются после киношных героев, например, Арагорн и Боромир. Фарамира в капюшоне не разглядишь. Но очень-очень интересно».
«Хильдебрандтов не люблю. Эти их лубочные картинки, где у всех персонажей огромные руки, ноги и носы. А усатый Арагорн в мушкетёрской шляпе с плутовской рожей (как правильно заметил Хифион) меня просто убивает. Орки — рогатые свиньи какие-то. Нравятся только несколько картинок — Бильбо сидящий за столом с пером в руке, Галадриэль с кольцом у своего зеркала, Том Бомбадил (вот тут их манера полностью себя оправдывает — Тома таким и надо рисовать). Всё же остальное — гораздо хуже, чем у Алана Ли, Нэсмита или Хоува и даже хуже, чем у многих непрофессиональных художников».
«…действительно иллюстрации Ли нашлись по адресу: http://members.
fortunecity.com/gabriella66/lordofrings/
alanlee/01.htm . Там же есть и Дж. Х. по ссылке: http://members.fortunecity.com/ gabriella66/lordofrings/johnhowe.html».
«Знаете, а мне иллюстрации Алана Ли не очень понравились. Они, конечно, стильные, но какие-то унылые что ли. Видимо, мне понравился бы кто-нибудь средний между Хильдебрандтами и Ли. Теперь надо посмотреть других».
«Познакомившись поближе с иллюстрациями Хоува и Несмита, могу сказать, что оба мне понравились, особенно Несмит. Но есть персонажи у обоих, которые мне не понравились: у Хоува — Горлум и Фродо (в плену у орков); у Несмита — Мэрри (слишком скуластый), Йовин (в сцене битвы), совершенно ужасный Гимли; вообще лица у его героев грубоваты».
«А вот эти картинки мне в своё время понравились — http://nasha-lavochka.narod.ru/gallery/ivanneth.htm». «А я вот эту галерею Катерины Шмиэль рекомендую к просмотру»: http://tolkien. com.pl/kasiopea/ang/tolkien1.htm»...
Как и на других форумах — огромное желание найти в Интернете иллюстрации, которые в наших изданиях могут отсутствовать, скачать их, как можно внимательнее изучать, сравнивать с описаниями героев в самом литературном произведении, сопоставлять прочтение Толкина разными художниками. В таких действиях читателей ничего нет незаконного. Наоборот, в данной активной познавательной деятельности просматривается много положительного, открывается совсем другой облик читателя. Кроме этого, знакомство с анализом, проведённым знатоками творчества писателя, может существенно расшириться кругозор и других читателей, руководителей детским, подростковым, юношеским чтением. Попав на форум, мы получаем импульс к тому, чтобы продолжить знакомство с творчеством и отечественных, и зарубежных художников, с искусством иллюстрирования, начинаем критичнее и взыскательнее оценивать свои познания в области искусства книжной иллюстрации. Саморефлексия, ответы самому себе на вопросы «что я знаю?» и «что еще должен знать?» — вещь полезная. Такая работа ведёт к личностному развитию, самосовершенствованию, в том числе и профессиональному. По уровню знаний, желанию узнавать что-то новое некоторые читатели пока превосходят и учителей, и библиотечных работников. Желательно бы не отставать. И в заключение ещё такие пожелания.
Взрослые показывают пример неравнодушия, родительской любви к детям, демонстрируют достаточно высокий уровень книжной культуры. Они стараются сберечь для своих деток всё лучшее, что есть в детской литературе.
И охотно делятся своими мыслями, мечтами, находками с единомышленниками. Расширение же этого круга единомышленников зависит в немалой степени и от библиотекарей, ведь обратить внимание родителей в разных регионах на подобные ресурсы не так уж трудно. Важно с помощью библиотечных сайтов проложить тропу к таким содержательным форумам каждому, кто интересуется состоянием современной книжной детской иллюстрации, использовать эти материалы в повседневной работе с юными читателями. К сожалению, библиотекари иногда размещают ссылки на интернет-ресурсы достаточно формально, бездумно. Я попыталась показать, каким ресурсам следует отдавать предпочтение, особенно в детских и детско-юношеских библиотеках. Не знаю, удалось ли это, но надеюсь, удалось убедить, что детской книжной иллюстрации стоит уделять больше сил и времени, обогащая эти интернет-ресурсы и собственными находками, базами данных отскан

Тема номера

№ 4 (454)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы