Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 12 (102)'09 - Привлекательная библиотека
Привлекательная библиотека: метафора и реальность

Слава Григорьевна Матлина, ответственный редактор журнала «Библиотечное Дело», кандидат педагогических наук


«Образ — часть реальности, поскольку он может меняться вместе с ней; но вместе с тем он также является фактором изменения реальности в конкретной культуре». Д. Н. Замятин


Приступая к работе над этим материалом, я испытала некоторое смущение. Как-никак в своё время подготовила два издания практического пособия под одноимённым заголовком.1 Да и позже были публикации по этой теме. Есть ли смысл писать об одном и том же?
Но всё в нашей жизни стремительно меняется, и в первую очередь, сама библиотека. Обновляются представления о ней и у публики, которая всё менее воспринимает библиотеку как неотъемлемую часть своей повседневной жизни. Поэтому проблему «привлекательности» можно смело зачислить в разряд «вечных», каждый раз по-новому осмысляя её содержание.

Почему привлекательная?
И всё же — почему «привлекательная»? С научной точки зрения логичнее было бы использовать прилагательные «эффективная» или «качественная». По крайней мере, они подпадают под более или менее точные определения, имеющиеся в экономической литературе. Далёкая от строгого, научно выверенного понятия характеристика «привлекательная библиотека» воспринимается, скорее, как метафора. Привлекательно то, что вызывает, стимулирует интерес, доставляет удовольствие, является заманчивым.
В «Толковом словаре» Ефремовой уточняется, что имеется в виду привлекающий к себе какими-либо качествами, свойствами. Это уже ближе к библиотечным реалиям, в основе которых лежит сверхзадача — не просто привлечь, «заманить», но за счёт определённых, значимых для потенциального и реального читателя/посетителя характеристик нашей профессиональной деятельности удержать его, сформировать положительное отношение к библиотеке.
Представление о привлекательной библиотеке совсем не равнозначно её идеальному, совершенному образу, и отражает, скорее, субъективно понимаемое человеком позитивно-созидательное начало её деятельности. В отличие от экономически выверенных дефиниций характеристика «привлекательная библиотека» делает акцент на её чувственном, эмоциональном восприятии. Ведь именно оно в обыденных ситуациях определяет наше отношение к жизни, тому или иному общественному институту, диктует выбор поведения. Следуя укоренившейся в последние годы «культуре полезности», мы почти отбросили многослойную личностную, психологически обоснованную сторону привлечения людей в библиотеку, да и к чтению тоже. А она отнюдь не всегда обусловлена информационными потребностями и интересами, во многом ситуативна и базируется на свободе индивидуального выбора человека. Как не вспомнить бессмертную формулу А. П. Че­хова — «Человека забыли!».
И в этом, я убеждена, одна из причин наших сегодняшних трудностей по формированию читательской аудитории библиотек. Наши теоретики-«биведы» (ироничное выражение С. А. Басова) в своих научных трудах упоминают среди прочих «модных» имён фамилию
А. Маслоу, но мало кто даёт себе труд использовать его теорию мотиваций,
а также замечательные работы Д. А. Леонтьева и других отечественных психологов для обоснования личностно значимых для человека мотивов посещения библиотеки. Среди этих мотивов реализация так называемой информационной функции (или, допустим, досуговой) необязательно будет стоять на первом месте. Мы привыкли членить библиотечную работу на жёстко очерченные участки: по функциям, социальным ролям, проблемно-тематическим направлениям: патриотическому, нравственному, эстетическому, экологическому и пр. Соответственно, по этой схеме строим свою работу, то есть навязываем публике своё, «правильное» представление о библиотеке.
Но такой подход скорее отталкивает, нежели привлекает. В этом смысле определение «привлекательная», как и всякая метафора, содержит куда более глубокие контексты, нежели научно выверенные понятия «качественная», «эффективная», «результативная» (библиотека, деятельность, обслуживание). Названные характеристики привычны для библиотечного уха, но хороши, скорее, для «внутреннего употребления». Они действительно помогают обеспечить более высокий уровень работы. Но в глазах пользователя они не отражают всей палитры представлений о притягательной библиотеке.

Чем привлечь читателя?
Среднестатистического читателя, посетителя библиотеки часто привлекает иное. На первом этапе знакомства с библиотекой (визуального или виртуального) она призвана вызывать у людей приятные ассоциации, независимо от того, пользуется её услугами человек или нет. У одного эти стойкие ассоциации появляются благодаря весело оформленной витрине библиотеки, мимо которой он ежедневно проходит (проезжает) на работу. У другого они связаны с недавно состоявшимся городским праздником чтения и подаренными детям календариками и карандашами с библиотечными логотипами. Для третьего это единственное в районном городке место, куда можно прийти в нарядном костюме — «людей посмотреть и себя показать» (давнее высказывание пожилой посетительницы одной из библиотек Смоленской области). Для четвёртого библиотека — место встречи с другом (подружкой), где в холодный осенний день можно посидеть за чашкой кофе, для пятого — возможность уединиться, спрятаться с книгой от треволнений суматошной жизни. Перечень вариантов бесконечен… Но есть и психологически обоснованная доминанта.
Изучая особенности эталонного образа различных организаций с помощью набора семантических шкал, специалисты-психотехнологи особо выделяют позитивную роль таких характеристик, как «жизнерадостный», «светлый», «тёплый», «яркий» и т.п.2 И этот вывод совпадает с исследованиями, осуществлёнными библиотекарями.3 Тривиальным стало утверждение, что для рядового обывателя, в первую очередь, важен Образ библиотеки — Тёплого Дома, где посетителя встречают, привечают, обогревают улыбками.4 Именно поэтому — да простят меня «товарищи–учёные, доценты с кандидатами» (В. Высоцкий) — в контексте данной статьи мне представляются небезупречными исследования, строящие иерархическую схему показателей качества работы библиотеки. Схему, в которой досконально высчитывается, какие элементы ресурсной базы по их значимости для пользователей следует поставить на первое место, какие на второе и т.п. При этом игнорируются многие из тех факторов, что играют определяющую роль в создании  психологически комфортной атмосферы.
Вряд ли нужно обосновывать, что в  для одних пользователей важнее состояние книжных фондов, для иных — наличие удобных электронных каталогов, для третьих — количество компьютеризированных читательских мест и пр. и пр. Но все эти замечательные части наших ресурсов теряют для читателя ценность, если в библиотеке отсутствует психологический комфорт.
Приведу впечатление от недавнего посещения одной из столичных библиотек. На пороге читателей встречает угрюмый охранник. Он подозрительно перелистывает документы, сверяя фото на читательском билете с сегодняшним, изменившимся из-за новой стрижки обликом юной читательницы, а иногда откровенно хамит. Увы, символом многих сегодняшних библиотек в мегаполисах стали не яркие вывески и витрины с литературными героями, а тяжёлые решетки на окнах и дверях, и нелюбезная вневедомственная охрана, которая не привлекает, а отпугивает читателей. Перефразируя известную максиму К. С. Станиславского, сегодняшняя библиотека начинается не с вешалки, а с пункта охраны.

Привлекательная —
значит развивающаяся?
Размышляя о Привлекательном образе библиотеки, менее всего я хотела бы умалить значение её интеллектуально-просветительской или образовательной деятельности. С библиотекаря никто не снимает социально значимые информационно-ориентационные, культуротворческие, релаксационные и прочие задачи. Просто следует помнить, что у человека в каждый конкретный момент его жизни возникают собственные представления о значимости проблемы и способах её решения.
Сложность создания Привлекательного образа современной библиотеки в необходимости сопрягать, сочетать социальные — и личностно значимые для отдельного человека; долговременные и сиюминутные; рассчитанные на внешние эффекты, яркую событийность и будничные аспекты деятельности. Такие трудные и в реальности не всегда выполнимые условия — плата за открытость, общедоступность, непоказной демократизм публичной библиотеки.
Они предполагают её гибкость, мобильность, способность меняться, адаптируя свою работу к разным обстоятельствам. Немало значат изменения визуального облика библиотеки — за счёт оптимизации архитектурно-планировочных, дизайнерских решений, постеров, витрин, создания зелёных лужаек и летних читальных залов «под зонтиками» на околобиблиотечной территории и т.п. Тем более важно развивать содержательные аспекты работы. Среди новейших тенденций содержательного развития следует назвать отказ библиотек от традиционного деления работы по так называемым типологическим признакам. Когда, допустим, областная универсальная научная библиотека (УНБ) обслуживает только взрослых. Сегодня отдельные УНБ (даже при наличии в городе отличных детских аналогов) начинают использовать уникальные части своих ресурсов в работе с детьми, прицельно изучающими иностранные языки (опыт Псковской областной библиотеки) или детьми-инвалидами (Томская областная библиотека).
Расширение читательской аудитории происходит тогда, когда коллеги пытаются честно анализировать, для каких групп населения библиотека остаётся не слишком привлекательной. В этом смысле интересен опыт Березовской ЦБС Свердловской области, где разработан проект «Анатомия мужчин». Его цель — привлечь в библиотеку взрослое работающее население, прежде всего, мужское; используя библиотечные средства и ресурсы, помочь ему в решении жизненно важных проблем. И тогда возникают принципиально новые подходы к организации выставок, иной стиль партнёрских взаимоотношений с бизнес-структурами, расширяется сфера использования ресурсной базы крупнейших библиотек региона.5
В то же время в неуёмной жажде обновления кроется ловушка, которую мы, профессионалы, не всегда осознаём. Как доказывают американские социологи, библиотекари недооценивают склонность к традиционализму, с которым публика привычно отождествляет библиотеку. Убыстрённый темп изменений — даже объективно обусловленных — порой искажает привычный образ библиотеки, что вызывает неудовольствие части населения. По мнению коллег из США наиболее привлекательно представление о ней как о «старой, доброй» библиотеке, которая использует преимущества новых технологий.6 Как мы видим, прав известный учёный, чьё положение вынесено в эпиграф. Сложившийся в общественном сознании образ влияет на реальность, вынуждая библиотекарей подстраиваться под него.
Люди, на деньги которых (отчисления от налогов) содержится публичная библиотека, включая тех, кто ею регулярно не пользуется, должны ощущать чёткий темпоритм её деятельности. Поэтому составная часть формирования Привлекательного образа — пиар, реклама. Их следует воспринимать не как отдельную работу, а одну из стратегических линий, её стержень, элементы которого присутствуют в любом её аспекте. Помимо многократно описанных в печати методов и приёмов пиара, сегодня всё большую роль начинают играть виртуальные формы создания Привлекательного образа библиотеки. Как известно, сегодня увеличивается число людей, для которых физическое присутствие в библиотеке необязательно. Для них важнее качество предоставляемой библиотекой виртуальной справки, возможность вести диалог с библиотекарем, другими посетителями или гостями библиотеки на её сайте, получать на нём информацию о литературных новинках, событиях культурной жизни региона/города. Библиотека при этом «раздвигает» привычные границы, принимает активное участие в формировании культурно-информационного пространства, позиционирует себя как ведущий эксперт в области культурной политики региона, важнейший элемент его инфраструктуры. В этом ещё одна грань её сегодняшнего Привлекательного образа.

1 Матлина С. Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама: Практическое пособие. — Изд.2-е, доп. и переработ.  / С. Г. Матлина. — М.: Либерея, 2000. — 127 с.
2 Леонтьев Д. А. Эталонный образ в контексте психосемантического брэндинга / Д. А. Леонтьев // Современные психотехнологии в образовании, бизнесе, политике. Материалы международной науч.-практ. конф. (Москва, 28 фев. –2 марта 2001 года). — М., 2001. — С. 69–73.
3 См. №20 журнала «Библиотечное дело» за 2008 г.
4 О роли образа библиотеки-Тёплого Дома см. статью: Виноградова Е. Б. Мемориальные библиотеки: Парадоксальная закономерность // Библиотечное Дело. — 2007. — №18(66). — С. 14—16.
5 Гришина С. М. Нежданные и невидимые взрослые читатели в муниципальных библиотеках: взгляд практика / С. М. Гришина // Библиотечный вестник Прибайкалья. — 2008. — №2. — С. 25–27.
6 Bales S. Technology and Tradition:the Future’s in the Balance / S. Bales // Amer. libr. — 1998. —Vol. 29, №6. — P. 82–86.

С автором можно связаться:
matlina@mail.ru

Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы