Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 12 (102)'09 - Привлекательная библиотека
Метафора библиоОбраза

Николай Прянишников, эксперт Фонда «Пушкинская библиотека»

Библиотека в форме стопки книг; библиотека-холм; библиотека-мозг — все эти здания отражают определённую концепцию и зачастую взрывают привычные представления.


Привлекательность библиотеки, с точки зрения библиотекаря-традиционалиста, определяется качеством её работы, содержанием её деятельности. Пространство здания, архитектура библиотеки кажется делом вторичным, так как на него мы не в силах повлиять. Оказавшись перед дилеммой «форма–содержание», библиотекарь с энтузиазмом выбирает последнее. Однако синергетика говорит о движении от «бытия к событию», от «объекта к среде», о том, что будущее влияет на настоящее, а не наоборот. Элементы привлекательности, в том числе и пространственные, называются в синергетике структурами-аттракторами. Оказывая на нас влияние, они «детерминируют ход исторических событий»1, и чем ярче образ такого аттрактора, тем сильнее это влияние. Созданные в настоящем привлекательные образы «из будущего» облегчают переход в это будущее, делают возможным модернизацию настоящего. Напротив, упорное сохранение символов и схем прошлой жизни тормозит этот процесс. Образы предшествуют деятельности и процессам, поэтому, не сменив структуры привлекательности, нельзя модернизировать библиотеку, как организацию. Именно поэтому в библиотечном сообществе наметился интерес к библиотеке как специфическому пространству, к архитектуре библиотеки нового типа. Размышляя над архитектурным образом библиотеки, мы также начинаем прозревать новые формы её работы.

Новые ценности — новые здания
Библиотечных зданий в мире много, хватает их и в нашей стране, однако далеко не все эти сооружения имеют отношение к архитектуре и тем более формируют какой-то особый образ. Апрельский номер журнала «Библиотечное дело», посвящённый пространству библиотеки, начинается с простой констатации: «В мире — архитектурно-библиотечный бум».2 И это абсолютно верно. А у нас? Многие библиотечные здания в нашей стране морально устарели, выглядят как здания администраций или школ, многие размещены в пристройках к жилым зданиям. Ушла в небытие архитектурная наука — типология, — определявшая в прошлом модели правильных библиотек…
Работая над темой, я столкнулся с нехваткой отечественной литературы по библиотечной архитектуре. В это время на Западе такая литература, напротив, весьма обширна.3 Во многих странах  стали очень серьёзно относиться борьбе  за интеллектуалов и талантливых людей; всё меньше возражений находит тезис, высказанный американским социологом Р. Флоридой и английским консультантом по городскому развитию Ч. Лэндри: главным в XIX веке становится человеческий капитал. А значит, обустройство пространства для интеллектуальной работы становится национальным приоритетом и требует нового отношения к архитектуре современных библиотек. Нужно активно строить библиотеки, по возможности их модернизировать, а также сменить парадигму библиотечной архитектуры. Из склада книг библиотека должна превратиться в современный информационно-коммуникационный и социальный центр, демонстрирующий местному сообществу и миру новые постиндустриальные (то есть гуманитарные) ценности.
Новое здание библиотеки становится удачным поводом для презентации национальной культурной политики; библиотека должна внести свой вклад в образ города, обеспечив ему дополнительную привлекательность. Работая над образом библиотеки, архитектор должен учитывать, что восприниматься новое или реконструированное здание будет в экономике впечатлений и внимания. Это делает обязательным её акцентирование в городской среде. Архитектура библиотеки как публичного сооружения, достояния местного сообщества должна быть яркой, запоминающейся, приглашающей войти внутрь. Например, в библиотеке Технического университета в Дельфте (Нидерланды) ориентиром, символом библиотеки стала конусовидная башня, символизирующая маяк, позволяющий ориентироваться в мире знаний, в пространстве города. Библиотека представляет собой искусственный холм, где летом можно поваляться на траве, а зимой с него удобно кататься на лыжах, что в низинной Голландии очень привлекательно. Тем самым «тело» библиотечного здания допускает предельную демократичность, свободу и непринуждённость.
В образном строе здания востребованы:
• яркость;
• лёгкость;
• открытость;
• демократичность;
• потенциал (скрытые возможности);
• заманчивость.
Попробуем проследить эти черты в уже воплощённых библиотечных проектах.

Bookвальная архитектура
Работая над образом здания, архитектор должен от чего-то отталкиваться, и первое, что приходит в голову, — книга, книжная полка, стеллаж. Довольно часто за основу библиообраза архитекторы берут главный «кирпичик», из которого складывается библиотечное богатство, — книгу. Например, библиотека района Бушан в Сингапуре4 (была открыта 2 сентября 2006 года)5 представляет собой стеклянный куб, из которого выступают эркеры, напоминающие книги, выдвинутые на полке. Тот же приём используется в интерьере: места для чтения выдвинуты в многосветное пространство холла-вестибюля. Другую композицию на книжную тему можно обнаружить в Архитектурной библиотеке Джайлс-холла Университета Миссисипи в г. Джексоне: там применена композиция, которую архитекторы часто используют при проектировании жилья и особенно пансионатов — так называемая «пила»; вертикальные окна похожи на «корешки» книг.
Органично присущ современной архитектуре и ещё один приём: прямоугольные блоки помещений консольно нависают один над другим и напоминают стопку книг. Он использован в проекте библиотеки Культурного центра в Копенгагене (Дания), который должен быть построен в 2010 году. Эту же тему обыгрывает проект библиотеки в Бирмингеме (Великобритания), которая откроет двери в 2013 году.6 (В скобках отметим, что кризис не мешает нашим европейским соседям строить библиотеки.)
Четвёртый приём применён в масштабном и достаточно оригинальном проекте комплекса Французской национальной библиотеки (автор — французский архитектор Доменик Перро).7 Библиотека уходит на четыре яруса под землю и образует целый квартал, углы которого обозначены четырьмя Г-образными стеклянными башнями, символизирующими раскрытые книги. В них размещаются книгохранилища (верхние 11 уровней) и офисы (нижние 7 этажей). Изюминкой сооружения является его ландшафтное ядро: на участке в один гектар высажено 260 корабельных нормандских сосен. Читальные залы расположены в низкой части здания и выходят в ландшафтный сад. Крыша четырёхэтажного центрального комплекса покрыта палубной доской и пригодна для прогулок, отдыха, встреч. Объём хранения поражает: почти 400 погонных километров.
Ещё один приём основан на изображении обложек книг на фасаде здания. Наиболее ярким примером может служить фасад библиотечного гаража, составленный из «корешков» любимых книг горожан Канзас-сити: «Гекельберри Финн» Марка Твена, «Два города» Чарльза Диккенса, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Винни-Пух» А. Милна,
и других. Похожая библиотека есть в Кардифе.
Ориентирование на местности:
местный ландшафт в качестве
прообраза здания
Ярким примером того, как окружающая среда становится источником архитектурного формообразования, является Арабский филиал8 библиотеки в Скотсдейле, штат Аризона в США. Архитектурная фирма из Феникса «Ричард + Бауэр» («Richard + Bauer») вдохновлялась скалистыми горами, ущельями и каньонами, являющимися фоном для нового сооружения.
Принципы проектирования этой библиотеки:
• «умная», то есть использующая компьютерные технологии эксплуатации здания и энергосбережения;
• «зелёная», то есть построенная из экологически-чистых и природных материалов (гранит, песок, гравий, стекло);
• привлекающая посетителей;
• использующая внутренне-ориентированную модель пространства специального места — «Оазиса».
Внешне библиотека похожа на природный объект: использованы местный материал (гранит) и предварительно проржавленный металл, близкий по цвету гористому ландшафту; неправильности планировки, отсутствие вертикалей — всё сближает здание с местным ландшафтом, рождает ощущение природного объекта. Правда, библиотечный интерьер больше похож на книжный магазин-супермаркет, он состоит из уютных уголков и неожиданных перспектив и узких проходов, напоминающих местные каньоны. Ориентироваться в нём достаточно просто, хотя он  отличается со сложностью палитры локальных мест, закутков, разгороженных экранами и ориентированных на входной атриум. Основной изюминкой здания стал световой каньон и «светопад», имитирующий воду.
Ещё один пример проекта библиотечного здания, гармонизированного с ландшафтом, может служить библиотека в городе Элтаме (штат Виктория, Австралия). Здание стелется по холму и само является рукотворным холмом под системой красных крыш из профилированного металла. Оно скомпоновано вокруг центрального ядра с островком живописной формы. Там расположена библиотечная стойка: вокруг двусветной круглой трубы-башни размещены стеллажи для хранения книг. Свет отражается от потолка из клееной древесины, благодаря чему создаётся мягкое рассеянное освещение рабочих мест.

Метафорический реализм: здание как антропологическая метафора
Одним из мощных инструментов художественного воздействия служит метафора. И библиотека, и архитектура как понятия обладают мощным метафорическим потенциалом; под библиотекой часто понимают коллекцию, собрание чего-либо, а под архитектурой — системную целостность или структуру. Недаром эти понятия активно используются в информационных технологиях. Связаны метафоры и с историей библиотечной архитектуры. Нэн Дахлкилд (Dahlkild) выделила четыре периода такого использования на примере Дании9:
• «библиотека как дом» (приблизительно 1900–1927);
• «библиотека как храм знания» (приблизительно 1927–1939);
• «библиотека как открытое пространство» (приблизительно 1939–1980);
• «библиотека как квартал» (приблизительно 1980–2000).
Метафоры — результат интенсивной работы мозга, его правого полушария, поэтому немудрено, что одной из метафорических интерпретаций здания библиотеки стал мозг человека.

Метафора мозга
Берлин борется за звание столицы европейского креатива.10 Проект Филологической библиотеки Свободного университета Берлина, предложенный лордом Бакминстером Фуллером, способствует формированию образа творческой столицы Европы. Строительство библиотеки было начато в 2001 году и завершено к осени 2005, а уже на следующий год Берлин был объявлен ЮНЕСКО столицей креатива, «городом дизайна».11 Проект осуществлялся в рамках реновации университетских зданий.
На стальные арки опирается двойная кожаная оболочка, состоящая из частично глухих, частично стеклянных фрагментов. Пространство библиотеки симметрично и легко подразделяется на правое и левое «полушария» — зоны соответствующей специализации. Здание спроектировано ресурсосберегающим, «зелёным», проветривание осуществляется через входную зону и клапаны в нижней части оболочки.

Метафора человека
Библиотечное здание на Променаде в Ницце размещается в основном в стилобате, но над ним возвышается бюст человека, с нахлобученным на голову кубом. Этот символ демонстрирует, что библиотека является головной, а кроме того, таким своеобразным способом авторы стремились показать важность человеческого фактора в эпоху знаний, возросшую роль гуманитарных технологий. Скульптура принадлежит современному художнику Саше Сосно, который работает над сопоставлением природного и технического начал, эстетики геометрии и пластики живого. Работы художника провокационны, он считает, что делает 50% работы, а остальное должен домысливать зритель. Не в такой ли пропорции находятся и вклады писателя и читателя в процесс чтения? Видимо, не случайно, в скульптуре-голове расположены офисы библиотеки.
Архитекторы Ив Бэярд и Френсис Чэпус разделяют представления художника, но не пренебрегают и функциональностью здания. В основе композиции — нефная структура, где центральный неф соответствует оси движения, а боковые нефы — зоны библиотечной специализации. Из фойе читатель попадает в помещение абонемента для взрослых, к которому примыкают зал периодики и выставочный зал. Из них можно попасть в видеотеку и зал-студию, предназначенный для обучения и встреч с писателями. Для того чтобы пройти в интернет-зал и зал музыки (они связанны друг с другом пространством для консультаций и каталогов), требуется пройти в глубь здания. Такое удалённое расположение зала для работы в Интернете позволяет продемонстрировать молодым посетителям все возможности библиотеки.

Детали здания
в основании образности
Для создания выразительного архитектурного образа не обязательно использовать в качестве прототипа вещь (книгу) или отталкиваться от человека или природы. Архитектура может находить вдохновение в самой себе, играя своеобразным языком архитектурных деталей. В качестве эталона можно рассмотреть примитивный домик, который обычно рисуют дети. В нём есть крыша, стены, окно, дверь и обязательная труба, из которой идёт дым.
По этому принципу голландской группой MVRDV спроектирована новая публичная библиотека для Шпийкинессе (Spijkenisse) — небольшого городка около Роттердама. Библиотека названа «Книжная Гора». Стеклянный домик содержит в себе длинный ряд книжных полок в виде горы книг. То, что внутренность библиотеки будет видна и днём, и ночью, по мнению авторов, привлечёт новых читателей.

Крыша в качестве символа укрытия
Одиннадцатого сентября (!) 2008 года была открыта научная библиотека Принстонского университета. Она размещается в южной оконечности университетского городка и носит имя Питера B. Льюиса. Выпускник Принстона 1955 года, попечитель университета, председатель правления Прогрессивной Корпорации, одной из крупнейших в сфере национального автострахования, Льюис пожертвовал на библиотеку 60 миллионов долларов. Спроектировал её всемирно известный архитектор Ричард Гери.
От других библиотечных зданий Принстона она отличается сложной конструкцией из кривой профилированной стальной крыши, скошенных стен из стекла и бетона и башни, собирающей в сложное единство всё сооружение. Гери не пользуется планами, а от эскиза переходит к детальному макету, на основе которого и сооружается здание. Произведение Гери — поэма крыш, где средневековая сложность сочетается с современностью и неожиданно яркими цветовыми контрастами.
Стена как граница и символ убежища
На окраине ирландского городка Голуэя12 на берегу Атлантического океана построена библиотека, в основе композиции которой — трапециевидные медные паруса, символизирующие каравеллы Колумба, отплывшие отсюда для открытия Америки. У этих парусов есть и технологическое предназначение: они действуют как большие воздушные фильтры. Интерьер библиотеки разделён на две зоны: учебные аудитории; помещения для чтения и работы в Интернете. Для освещения используется система отраженного верхнего света.
Другой пример, использования стены в качестве архитектурной доминанты — Александрийская библиотека. Её глухая стена покрыта текстами на различных языках. Каменная плита с надписями как начало книжной культуры — это тема, идущая от Моисеевых скрижалей. Этот приём позволяет объединить сразу два символа: стены и книги.

Символ прорыва в другой мир: окно
Яркий пример — уже упомянутая библиотека «Книжная Гора» в г. Шпийкинессе. Другой пример — библиотека Раунера в Колледже Дартмута. Это пример библиотеки в историческом интерьере. Ценный фонд, нуждающийся в особых климатических условиях, «вмонтирован» как климатический шкаф, в пространство читального зала, и все его сокровища видны из его любой точки.13
Главная «изюминка» библиотеки-филиала в Южной Ямайке — крупные шедовые окна. Улавливая естественный свет, окна с помощью отражающих поверхностей передают их в читальный зал, делая освещение более мягким.14 Наконец, окно своей формой может передавать особенности участка. Библиотека Лее. Б. Филимона размещена на треугольном участке между дорогами, ведущими в аэропорт. Треугольная форма окон библиотеки, придаёт динамику брутальной композиции и напоминает крыло самолёта.15 В качестве окон в виртуальный мир могут выступать и информационные панели на фасаде библиотеки.
Мы живём в мире информации. Архитектура библиотек также должна нести информацию, говорить с читателем, местным жителем, приезжим. Сообщение это, формирующее образ сооружения, должно быть ярким, передающим, помимо прочего, концептуальную основу библиотечной деятельности. Информационно-технологическое значение библиотеки будет сокращаться, а социально-коммуникационное — возрастать. Грамотное решение пространства становится неотъемлемой частью библиотечной стратегии. Мы раскрыли лишь некоторые коды библиотечной архитектуры. Их более детальная расшифровка — дело будущего.

С автором можно связаться:
neps0110@gmail.com

1 Князева Е. Н. Синергетический вызов культуре // Сайт С. П. Курдюмова «Синергетика» [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — М.: Центр «Стратегии динамического развития», cop. 2007. — — Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/ SINVIZKUL.htm
2 Филиппова Т. От классики до авангарда // Библиотечное дело. — №4 (94). — 2009. — С. 1.
3 См., например: Crosbie M. J. Architecture for the books. — The Images Publisher Group Pty Ltd, Milgrave, Australia, 2003. — 224 p.
4 Bishan Community Library — Singapore // Square [Electronic resource]. — Electronic data. — cop. 2005–2009. — Mode acess: http://www.square-mag.co.uk/2008/01/23/bishan-community-library-singapore/comment-page-1/.
5 Проект 2001 года выполнен архитектурным бюро LOOK Architects, строительство 2003–2006 год. В районе 90 тыс. жителей. Стоимость приблизительно $10 млн.
6 Библиотека спроектирована голландской фирмой «Мекану» («Mecanoo»), среди реализованных работ которой — уже упомянутая замечательная техническая библиотека в Дельфте. Её травяная крыша используется студентами летом как лужайка для отдыха, а зимой как горнолыжный спуск.
7 Dominique Perrault. — Seoul, Korea: CAPress, 2008. — Р. 224.
8 Библиотечные филиалы в Скоттсдейле названы именами пород лошадей, чтобы подчеркнуть динамику развития библиотечного института.
9 Metaphor // Словари и энциклопедии на «Академике» [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http: dic.academic.ru/dic.nsf/mwc/ 38066/metaphor.
10 Шайян Ж. Столица креатива // Deutschland Оnline [Electronic resource] / Frankfurter Societäts-Druckerei GmbH. — Electronic data. — cop. 2004–2008. — Mode acess: http://www.magazine-
deutschland.de/ru/artikel-en/article/article/die-kreativ-hauptstadt.html.
11 Galway Mayo Institute of Technology // Radical Design [Electronic resource]. — Electronic data. — Mode acess: http://www.constructireland.ie/articles/ 0210GMIT3.php.
12 Crosbie M. J. Architecture for the books. — Milgrave, Australia: The Images Publisher Group Pty Ltd,  2003. — 224 p., р. 32–35.
13 Цит. соч. Р. 64–67.
14 Цит. соч. Р. 106–111.
15 Цит. соч., р. 106–111.

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы