Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 14 (104)'09 - Библиотека и общество
От инерционного к инновационному сценарию развития

Константин Константинович Колин, главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, Москва

Какой должна стать библиотечная система нашей страны для того, чтобы содействовать становлению России на путь инновационного развития?


Известно, что в современном мире две трети валового продукта создаётся за счёт использования квалифицированного труда. Поэтому уровень развития и эффективность использования человеческого потенциала являются сегодня ключевыми факторами не только успешного социально-экономического развития любой страны, но также и факторами обеспечения ее конкурентоспособности и национальной безопасности. Эта проблема является особенно актуальной для современной России, которая вступает на путь инновационного развития. 
В своём выступлении на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации 8 февраля 2008 г. В. В. Путин поставил перед правительством нашей страны стратегическую задачу перехода на путь инновационного развития. «Россия не должна быть больше сырьевым донором развитых стран. Инновационное развитие должно стать основой стратегии дальнейшего развития нашей страны. Россия должна стать инновационной страной» — эти слова В. В. Путина выражают главное содержание того нового курса развития России, который и должен будет теперь осуществляться руководством нашей страны в ближайшие десятилетия. По крайней мере, именно этот курс отражён в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Насколько реалистичной является эта задача? Имеются ли в России интеллектуальные ресурсы для её практического решения? Что нужно сделать для того, чтобы сохранить и эффективно использовать эти ресурсы? Какой должна стать библиотечная система нашей страны для того, чтобы содействовать переходу России от сырьевой модели экономики на путь инновационного развития? Эти вопросы сегодня являются первостепенными не только для экономистов и политологов, они являются ключевыми для всей стратегии дальнейшего развития нашей страны, так как ответы на них определяют её будущее.

Состояние и проблемы развития 
информационного общества в России
Одним из важных условий перехода Росси на путь инновационного развития является формирование в ней основ информационного общества. Для нашей страны, с её огромной по протяжённости территорией и недостаточно развитыми транспортными коммуникациями, использование современных информационных технологий создаёт принципиально новые возможности как для использования интеллектуального потенциала, так и для решения многих социально значимых проблем жизнедеятельности российского общества. Поэтому рассмотрим сложившуюся в данной области ситуацию более подробно.
В 2008 году Президентом РФ утверждена Стратегия развития информационного общества в России на период до 2015 года, реализация которой направлена на повышение конкурентоспособности страны, эффективности государственного управления, благосостояния и качества жизни граждан России, укрепление их конституционных прав и создание равных возможностей доступа к информации и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Стратегия содержит контрольные значения показателей развития информационного общества в России на период до 2015 года.
Был подписан Указ о создании Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации, который возглавил Президент России Д. А. Медведев. Основная цель этого Совета — обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений, научных и других организаций в области развития информационного общества в России. Помимо подготовки предложений главе государства по развитию информационного общества и проведения экспертизы законопроектов по этим вопросам, Совет будет определять ключевые меры и механизмы, включая государственную поддержку, необходимые для развития информационного общества в России.
В последние годы быстро развивается отечественный рынок информационных и коммуникационных технологий, продуктов и услуг. Продолжается компьютеризация отраслей хозяйства, а также сфер государственного и регионального управления, развитие нормативной правовой базы в информационной сфере. В рамках Федерального целевого проекта «Образование» проводится компьютеризация российских школ, завершено их подключение к сети Интернет.
По экспертным оценкам отечественных и зарубежных специалистов, информационное развитие России идет достаточно быстрыми темпами. Общий объём отечественного рынка ИКТ вырос в 2007 г. на 25,% и составил 1,5 трлн руб. При этом объём рынка информационных технологий увеличился на 20% и составил 450 млрд руб. Достаточно быстрыми темпами растёт рынок программных средств, объем которого в 2007 г. составил 
81 млрд руб. До 117 млрд руб. вырос объём информационных услуг населению страны.
Тем не менее в ежегодном рейтинге готовности стран мирового сообщества к «электронному развитию», который опубликован международной исследовательской компанией The Economist Intelligence Unit (EIU), входящей в состав Economist Group, Россия в 2008 году занимала только 59 место из 70 стран, обследованных с точки зрения их способности внедрять новые информационные и коммуникационные технологии. Год назад Россия занимала в этом списке 57 место, а сегодня она уступает не только Индии, Филиппинам и Китаю, но также Египту и Колумбии, которые занимают соответственно 54–58 места. Лидируют в данном рейтинге США, Гонконг и Швеция, а аутсайдерами, как и ранее, являются Индонезия, Азербайджан и Иран. 
Почему это происходит? Причина снижения международного рейтинга России в области готовности к «электронному развитию» заключается в том, что это развитие осуществляется сегодня ещё недостаточно высокими темпами по сравнению с другими странами мирового сообщества. Это связано с низкими темпами информатизации общества во многих регионах страны и возрастанием в результате этого уровня информационного неравенства между передовыми и отсталыми регионами. Количественные оценки при составлении рейтинга осуществлялась по 10-балльной шкале. При этом учитывались следующие интегрированные показатели, вес которых указан в скобках: развитие коммуникационной и технологической инфраструктуры (20%), готовность бизнеса к электронному развитию (15%), социальное и культурное развитие (15%), правовое обеспечение электронного развития (10%), государственная политика (15%), использование ИКТ потребителями (25%). Основные факторы, влияющие на эти показатели в России, рассматриваются ниже. 

Состояние основных направлений формирования информационного общества в России. Развитие отрасли ИКТ
Общий объём отрасли в экономике России уже превысил 1,5 трлн руб., а её доля в структуре ВВП превышает порог 5%. Данная отрасль становится «локомотивом» экономического развития страны. Основной рост здесь ожидается в области разработки программного обеспечения, продажи программных продуктов и системной интеграции. Отечественные компании успешно конкурируют на внутреннем рынке с зарубежными фирмами. Предполагается, что в результате реализации основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в России доля отечественных товаров и услуг на внутреннем рынке ИКТ к 2015 году превысит 50%. По аналитическим оценкам, ожидается, что к 2010 году объём мирового рынка услуг в области разработки программного обеспечения достигнет $140 млрд. Однако для этого необходима дальнейшая государственная поддержка отрасли, её обеспечение необходимыми кадрами и создание благоприятной среды предпринимательства.

Макроэкономическая среда 
предпринимательства
В Стратегии развития информационного общества в России поставлена задача вхождения нашей страны к 2015 году в число 20 передовых стран мира в области развития информационного общества. Причём основные направления этой Стратегии должны осуществляться силами российских компаний. Поэтому важнейшей задачей является формирование инфраструктуры их деятельности и повышения конкурентоспособности. С этой целью в России формируется система венчурного финансирования, которая должна обеспечить доступ ИКТ-предприятий к финансовым ресурсам.
В стране ведутся работы по созданию первых отечественных технопарков в сфере ИКТ-технологий. Они создаются в семи регионах России: Московской области, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Тюмени и Калуге. Основная функция этих технопарков заключается в формировании инфраструктуры для развития российских предприятий. Предполагается, что это позволит также уменьшить отток из страны интеллектуального капитала, в особенности талантливых программистов. Однако реализация этого проекта требует более энергичного решения проблем, связанных с подготовкой кадров. Система образования России ещё не обеспечивает подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов для новой информационной отрасли, особенно с учетом её планируемого расширения. Сегодня имеется острый дефицит квалифицированных программистов, специалистов среднего звена, а также руководителей проектов. По экспертным оценкам, сегодня российская отрасль ИКТ обеспечена необходимыми кадрами не более чем на 40%. 

Система связи и информационных коммуникаций
Инфраструктура связи в России продолжает успешно развиваться. В 2007 г. темпы роста и качественного развития каналов связи превысили показатели 2006 года, что связано с реализацией федеральных целевых программ. К 2010 году планируется повысить плотность телефонной сети в полтора раза по сравнению с 2005 годом. Появилась реальная конкуренция на рынках междугородней и мобильной связи. Ведётся модернизация системы почтовой связи с переводом её на современную технологическую базу. 
Количество пользователей сети Интернет в России уже превышает 35 млн человек и продолжает быстро расти. При этом существенно увеличивается количество линий широкополосного доступа, а также число пользователей, осуществляющих доступ в Интернет с мобильного телефона. По данным социологических исследований, количество таких пользователей превышает 13 млн Препятствием на пути дальнейшего развития сети Интернет в России является низкая плотность персональных компьютеров и пунктов коллективного доступа к этой сети. В отдельных регионах сохраняется дефицит ёмкости каналов связи, частот спутниковой связи и радиочастотного спектра, лишь 7% которого предназначено для гражданских нужд. Поэтому нужно ускорить реализацию разработанного в 2007 г. плана конверсии спектра радиочастот.
Одна из узловых проблем информационного развития России заключается в том, что все ещё сохраняется значительный разрыв между различными регионами в развитии ИКТ-инфрастуктуры. Она наиболее развита в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, а наименее — в Южном федеральном округе. Хуже всего обстоит сегодня дело в республиках Чечня, Ингушетия, Тува, а также в Еврейской Автономной области.

Глобальная навигационная 
спутниковая система
В России продолжаются работы по восстановлению и повышению работоспособности отечественной глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС», в штатный состав которой входят 24 высокоорбитальных спутника Земли. В настоящее время их количество уже составляет 19, что обеспечивает возможность непрерывной навигации на территории России. К 2011 году количество спутников ГЛОНАСС планируется увеличить до 30, что сделает эту систему глобальной и позволит приблизить точность навигационных определений к зарубежному аналогу — американской системе GPS. В то же время, по оценкам независимых экспертов, новое поколение спутников ГЛОНАСС, пуск которых запланирован на 2011 год, в техническом плане ещё отстает от спутников GPS.
Учитывая стратегическую важность ГЛОНАСС для обеспечения национальной безопасности страны, развёртываются работы по её модернизации и развитию для чего уже выделено дополнительное финансирование в размере 67 млрд руб. В 2009 году навигационными средствами ГЛОНАСС должен быть оснащён весь государственный транспорт России, включая гражданские суда и поезда. 
Роскосмосом готовится техническое задание по оснащению аналогичными средствами всех выпускаемых на российских заводах автомобилей. При этом промышленное производство автонавигаторов, способных принимать сигналы ГЛОНАСС и GPS, увеличено в три раза и достигло 3 тыс. приёмников в месяц. Ведутся работы по формированию навигационных карт, которые создаются на основе объединения данных Роскартографии, Роснедвижимости и Росрегистрации. В 2010 году начнутся лётные испытания космического аппарата Глонасс-К, срок работы которого будет увеличен до 10 лет. Кроме того, будут введены в эксплуатацию все наземные средства приёма и обработки сигналов ГЛОНАСС. 

Готовность потребителей ИКТ 
и российского бизнеса
Основными потребителем ИКТ в России продолжает оставаться государство и крупные российские компании. Основной спрос приходится на предприятия финансовой и нефтегазовой сферы, торговли и связи. Металлургия, машиностроение, транспорт и другие отрасли ещё отстают в использовании ИКТ. Всё ещё недостаточно обеспечены современными ИКТ силовые министерства и ведомства России, машиностроительные отрасли, строительная промышленность, сельское хозяйство, образование, медицина и сфера культуры. Мерами, с помощью которых государство может увеличить спрос на ИКТ со стороны предприятий всех отраслей экономики, является увеличение количества специалистов по ИКТ, повышение компьютерной грамотности и информационной культуры занятого населения, а также повышение доступности оборудования за счёт снижения импортных пошлин и сокращения сроков амортизации компьютерной техники.

Наука и образование
Продолжается рост российских электронных научно-образовательных информационных ресурсов, хотя он ещё отстаёт как от зарубежных аналогов, так и от потребностей научно-образовательного сообщества. Затраты на создание этих ресурсов весьма значительны, однако отсутствует система оценки их качества и востребованности, основанная на обратной связи с потребителями. В результате эффективность этих затрат пока ещё не очевидна. 
Сокращение научного образовательного книгоиздания и тиражей периодики в России ещё недостаточно компенсируется предложением соответствующей электронной продукции. Это в полной мере ощущают в своей деятельности многие российские библиотеки.
Инфраструктура научно-образовательных сетей в России имеет значительно меньшую пропускную способность по сравнению с европейской и, кроме того, она всё ещё существенно неоднородна. 
Важным этапом в развитии информационного общества в России явилось завершение в 2007 году процесса подключения всех российских школ к сети Интернет. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в течение этого года к сети Интернет было подключено 52 752 школы в 89 областях РФ. Более 60% из них находятся в сельской местности, а 7425 — в труднодоступных районах страны, где использованы спутниковые технологии. При этом минимальная скорость передачи данных составляет 128 Кб/с. 
Сегодня к сети Интернет подключены не только средние образовательные учреждения, но также вечерние и кадетские школы, школы-интернаты, коррекционные и специальные школы, а также школы, находящиеся в составе исправительных учреждений. В результате реализации данного проекта учащиеся и преподаватели, как городских, так и сельских школ, смогут пользоваться электронными библиотеками и электронными образовательными ресурсами, что создаёт возможности для существенного повышения доступности качественного образования. Однако для этого необходимо осуществить крупномасштабную переподготовку преподавателей школ и работников школьных библиотек, которые сегодня в большинстве своём ещё не обладают необходимым уровнем компьютерной грамотности и информационной компетентности.

Здравоохранение и медицина
Информатизация сферы здравоохранения является сегодня в России исключительно актуальной и важной социальной проблемой. В приоритетном национальном проекте «Здоровье» значительное внимание уделяется внедрению методов дистанционного обслуживания пациентов с использованием ИКТ, которые получили название «телемедицины». Актуальным является перевод в электронный формат всей системы обслуживания пациентов, информатизация рабочих мест врачей, внедрение «электронных медицинских карт», создание электронных баз данных пациентов и т.п. Это позволило бы ускорить оформление медицинских документов и высвободить время врачей для их работы с больными. 
Социальное и культурное окружение
Со стороны населения России спрос на информационную технику и технологии продолжает расти, хотя всё ещё остаётся недостаточным, особенно, в регионах Сибири, Севера и Дальнего Востока. В стране уже установлено более 63 тыс. таксофонов. Количество абонентов сотовой связи в 2008 году превысило общую численность населения страны, а в крупных городах, в Москве и Санкт-Петербурге значительно превышает численность их населения. Мобильная связь является важным фактором информатизации общества, так как она обеспечивает гражданам России большую экономию социального времени. Важный социальный аспект реализации приоритетного национального проекта «Образование» состоит в том, что он стимулирует развитие телекоммуникационной инфраструктуры в регионах нашей страны, в результате чего во многих населённых пунктах России впервые появилась возможность доступа в Интернет по приемлемым для населения ценам. 
Актуальной задачей формирования информационного общества в России является обеспечение свободного доступа населения к социально значимым информационным ресурсам. Решение этой задачи осуществляется сегодня по трём основным направлениям: обеспечение доступа к информации органов власти и государственным услугам («электронное правительство»), создание центров доступа к правовой информации и создание общедоступных публичных информационных ресурсов (электронные библиотеки, архивы, музеи и т.п.). 
В 2007 году правительство России одобрило Концепцию формирования «Электронного правительства» на период до 2010 года. Это новая форма деятельности органов государственной власти, основанная на широком применении ИКТ для получения гражданами и организациями государственных услуг. Реализацию Концепции планируется осуществить в два этапа. На первом этапе (2008) разрабатываются нормативные и правовые документы, завершается проектирование и создание опытных образцов межведомственных систем «Электронного правительства». На втором этапе (2009–2010) обеспечивается внедрение типовых технологических и организационных решений. Реализация данной Концепции будет происходить в рамках ФЦП «Электронная Россия». Ожидается, что трудозатраты органов государственной власти на обмен информацией между ведомствами снизятся примерно на 50%, уменьшится административная нагрузка на граждан и организации, что позволит стране ежегодно экономить до 10 млрд руб. на административных расходах. Необходимо отметить, что некоторые регионы РФ уже имеют и реализуют собственные концепции «электронного правительства». Так, например, Концепция электронного правительства Нижегородской области была утверждена ещё в середине 2004 года.
Важной составной частью будущего «электронного правительства» РФ должна стать единая информационная система в сфере здравоохранения и социального развития страны. По оценкам специалистов, имеющаяся в настоящее время информация для населения о наборе предоставляемых государством услуг, является явно недостаточной. Необходима комплексная информатизация деятельности всей социальной сферы. Одной из задач здесь является создание автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения», которая в настоящее время внедряется в Саратовской области, а с 2008 года распространяется и на другие регионы России.

Доступ к публичным 
информационным ресурсам
В области создания системы общедоступных публичных информационных ресурсов, имеется ряд проблем, прежде всего, правового характера. По мнению специалистов, сегодня необходима разработка Стратегии развития публичных информационных ресурсов России, а также принятие ряда новых и уточнение действующих законодательных и нормативных актов. Поставленная В. В. Путиным задача создания Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина и её региональных филиалов как основы системы доступа населения к публичным информационным ресурсам уже получила необходимую организационную и правовую поддержку. 
Правовое обеспечение 
электронного развития
По оценкам специалистов, существующая в России нормативная правовая база в области информационной сферы общества ещё не соответствует современным требованиям и нуждается в дальнейшем развитии. В частности, ещё недостаточно разработан механизм защиты прав на интеллектуальную собственность и обеспечения патентного права, что приводит к потере доходов российскими экспортёрами и мешает привлечению в Россию крупных международных компаний.
Институтом государства и права РАН в 2006 году разработана Концепция развития информационного законодательства в Российской Федерации, которая предусматривает системное развитие информационного законодательства в нашей стране на основе принятия ряда новых Федеральных законов («Об экономике и организации сектора ИКТ России», «Об информационном взаимодействии федеральных и региональных органов власти», «О регулировании информационных ресурсов субъектов РФ» и др.). Нет продвижения в принятии важнейшего законопроекта «О праве граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления», который прошёл первое чтение в феврале 2007 г. 
В Концепции правового регулирования в сфере информационных технологий, разработанной Мининформсвязи, также предусмотрено внесение изменений в действующие законы («О средствах массовой информации», «О рекламе»), а также принятие ряда новых законов («Об электронном документообороте», «Об информации персонального характера», «Об электронной торговле», «О праве на информацию», «Об участии в международном информационном обмене» и др.). Российской ассоциацией электронных библиотек подготовлены проекты федеральных законов «Об обязательном электронном экземпляре документа» и «О праве граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления». Однако все эти проекты до сих пор не приняты и находятся на разных стадиях своего прохождения.
Принятие Стратегии развития информационного общества в России, создание Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества, а также Рабочей группы по информационному обществу в Общественной палате РФ должно дать новый импульс развитию отечественного информационного законодательства.

Окончание в следующем номере.

Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы