Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 14 (104)'09 - Библиотека и общество
Поиск общих смыслов и ценностей
Александр Феодосьевич Радевич, сотрудник ГУК «Республиканская библиотека для детей и юношества», председатель Совета Ижевской городской общественной организации «Центр социальных и образовательных инициатив», член Общественного Совета по развитию институтов гражданского общества Приволжского федерального округа, заместитель председателя Общественной палаты города Ижевска

Задача «воспитания гражданина» требует наличия площадок гражданского взаимодействия и партнёрства общественных и государственных институтов.


Практика показывает, что информация о новых государственных и общественных институтах, практиках, процессах, инновационных подходах весьма востребована как специалистами, так и рядовыми гражданами всех возрастов.
Дефицит гражданских знаний, мировоззренческая неразбериха, предубеждения — этот багаж, привнесённый из прошлого (да и приобретённый уже в настоящем) серьёзно тормозит модернизацию России. Такие негативные явления в молодёжной среде как ксенофобия, национализм и социальное безразличие свидетельствуют об отсутствии у молодых людей внутреннего гражданского стержня, часто являются результатом неспособности адаптироваться к ситуации сегодняшнего дня с её противоречиями, проблемами и рисками.
В настоящее время ни один из традиционных социальных институтов не справляется в полной мере с задачей «воспитания гражданина». Задача эта требует качественно иного взаимодействия общественных институтов, а также множественности площадок современной мысли — мысли, основанной на демократических правовых ценностях, толерантности, эволюционном понимании сути общественно-политических явлений. А самое главное — для непрерывного функционирования системы гражданского образования необходима совокупность и взаимодействие реальных практик по обучению правам человека, культуре мира и воспитанию толерантности, а также межсекторное социальное партнёрство.
Гражданственность
ижевского разлива
Одной из таких площадок является «Открытый университет гражданского образования», действующий в городе Ижевске с 2005 года на базе ГУК «Республиканской библиотеки для детей и юношества». В основе его работы — принцип партнёрского взаимодействия, доступности и публичности для разных категорий специалистов и граждан, детей и молодёжи, а его главной целью является воспитание демократической гражданственности*.
Участниками и слушателями «Открытого университета гражданского образования» являются представители негосударственных некоммерческих организаций, работники социальной сферы, представители различных религиозных конфессий, правоохранительных органов, власти, журналистского сообщества, старшие школьники и студенты, читатели библиотеки, родительская общественность, активные граждане Ижевска, а иногда и других территорий.
Работа Университета проходит, как правило, в формате заседаний (с 2005 года их проведено более 20). В рамках этих заседаний обсуждались проблемы обеспечения прав ребёнка, организовывались встречи с экспертами российского и регионального уровня, проводились семинары, организовывались общественные экспертизы, гражданские дискуссии в детской и молодёжной среде, реализовывались проектные инициативы широкого социального и культурного направления и т. д.
«Холокост и память: современникам и потомкам», «Гуманизм, духовность и патриотизм в интересах общественного развития», «Культура в интересах семьи и детей», «Гражданское общество: взгляд экспертов», «Гражданское образование: проблемы и технологии» — таков неполный перечень тем, обсуждение которых проходило на заседаниях. К этому следует добавить организацию и проведение республиканских творческих конкурсов для детей и молодёжи «Мир моими глазами», «В фокусе внимания» и др. (полную информацию об этой деятельности можно найти на сайте «Детская линия», http://linia.udm.net/).
Необходимо отметить, что заседания Университета в течение нескольких лет проходят и за пределами столицы Удмуртской Республики. Основная цель выездных заседаний — просвещение и повышение компетентности библиотечных работников, активистов в области правового просвещения и гражданского образования.
Уникальность семинаров заключается в том, что разговор на них ведётся не только о новых технологиях работы с детьми; значительное внимание уделяется вопросам развития местных сообществ в интересах детей, вопросам формирования программ правового и гражданского образования. Эмоциональность, высокий уровень организации мероприятий и заинтересованный профессиональный диалог показывают, что сотрудничество библиотечных работников с представителями других секторов общества (власти, общественных объединений, средств массовой информации) возможно. Более того, такое сотрудничество способствует тому, что ребёнок и его интересы оказывались в центре внимания местных сообществ и деятельности библиотек.
В 2006 году семинары прошли в посёлках Ирга и Ува, в селе Алнаши и городе Сарапул и были посвящены теме «Права и обязанности подростка в новом веке: объединим усилия». В октябре 2007 года более 280 работников библиотечной системы Удмуртии приняли участие в семинарах «Формы и методы работы по правовому просвещению детей и юношества в библиотеках Удмуртской Республики». А в 2008 году на базе библиотек города Можга, посёлка Яр, сёл Сигаево и Шаркан прошёл цикл зональных семинаров по теме «Уроки гражданственности». В рамках этих встреч участники овладели новыми компетенциями в области гражданского образования. Всего за годы проведения зональных семинаров более чем 900 человек, работающих с подрастающим поколением, смогли повысить свой профессиональный уровень, ознакомиться с инновациями в области гражданского образования. Они наладили профессиональные контакты с коллегами из разных территорий региона, формируя тем самым сеть взаимодействия в области гражданского образования и правового просвещения.

Университетские достижения
«Открытый университет гражданского образования» — место зарождения инновационных идей, точка, откуда начинается их распространения в регионе; это площадка гражданского взаимодействия и партнёрства общественных и государственных институтов, место формирования гражданского поведения, развития добровольчества и презентации образцов гражданских практик. Такая площадка является опорой гражданского общества.
Деятельность Университета способствовала реализации следующих инициатив:
• появление института Уполномоченного по правам ребёнка в городе Ижевске;
• включение Ижевска в международное движение «Города, доброжелательные к детям»;
• деятельность Рабочей группы по развитию в Ижевске детского самоуправления;
• активизация негосударственного некоммерческого сектора;
• взаимодействие членов Общественной палаты города Ижевска с представителями различных секторов общества;
• развитие добровольчества.
Подобные площадки — естественный путь к пониманию того, какие ценности могут способствовать объединению людей с совершенно разными взглядами и мировоззренческими установками. Работа в этом направлении закладывает основу для осуществления диалога и многосубъектной общественной политики. Именно так может зарождаться и реализовываться совершенно новая практика — совместное социальное служение общественных организаций, учреждений культуры, средств массовой информации и органов власти в конкретной проблемной области. Таковыми областями являются, например, работа с детьми групп риска (беспризорные дети, дети в колониях, дети-наркоманы, дети-сироты, дети-инвалиды), инновационные технологии правового просвещения в области прав ребёнка, социальное партнёрство в интересах развития местного сообщества.
Гражданское образование — это определённый процесс, путь осмысления, развития, нахождения общих смыслов и ценностей. Путь, который способствует формированию современных граждан, а значит, и современного государства. Развитие и процветание общества достигается только благодаря заинтересованному отношению людей, их ответственности за своё Отечество. Гражданское образование — это ресурс развития государства, взращивание в человеке гражданской ответственности и активности, чувства долга и патриотизма.
Такова идеология Университа. У нас нет регламентов и жёстко выверенных дидактических подходов. Университет сам создаёт ценностный каркас своей деятельности — эволюционно, в процессе диалога и сотрудничества со всеми, кто заинтересован в социальном, нравственном, культурном и духовном развитии общества. В процессе своей работы Университет сталкивается с рядом проблем. В отсутствие государственных методических разработок в области гражданского образования мы вынуждены разрабатывать их самостоятельно, что требует значительного ресурсного обеспечения. Сказывается и нехватка профессиональных, информационно-просветительских ресурсов, работающих на развитие идей гражданского образования. Ещё одна трудность — отсутствие институций поддерживающих подобную деятельность, являющихся своеобразными регуляторами стандартов и норм, подходов к деятельности, обозначающих экспертное сообщество в данной области.
Опыт работы «Открытого университета гражданского образования» был освещён и одобрен 28 октября 2008 года на Общественных слушаниях «Гражданское образование в России: проблемы, опыт, перспективы» в Общественной палате Российской Федерации, которые проводила Комиссия ОП РФ по вопросам развития гражданского общества.

С автором можно связаться:
csei@udmnet.ru
Тема номера

№ 23 (273)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы