Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 14 (104)'09 - Библиотека и общество
Урок для маленького гражданина
Ольга Витальевна Борнеман, главный библиотекарь Организационно-методического отдела Центральной детской библиотеки г. Ярославля

Библиотека может и должна внести посильный вклад в формирование правосознания подрастающего поколения.


Дети и подростки — это будущее нашей страны. От того, какие жизненные ценности будут ими восприняты, каким образцам для подражания они будут следовать, зависит её дальнейшее развитие. Сегодня лидерство в формировании сознания и мировоззрения подрастающего поколения, принадлежит СМИ, пробелы в родительском воспитании, в образовании восполняются легкодоступными носителями информации. Низкопробная литература и сомнительные телепередачи отрицательно влияют на формирование мировоззрения: порой притупляют чувство патриотизма, гордости за своё Отечество, оказывают негативное воздействие на формирование характера, подрывают моральные устои, складывавшиеся в нашей стране в течение многих столетий. За последние годы в России, согласно данным правоохранительных органов, в несколько раз увеличилось количество правонарушений со стороны детей и подростков. Поэтому в настоящее время одним из основных направлений деятельности детских библиотек города Ярославля является нравственное и правовое воспитание детей и подростков.
Библиотеки всегда были и остаются центрами культуры и нравственности. Их задача состоит в том, чтобы формировать у детей и подростков чувство гражданского долга и ответственности за настоящее и будущее своей страны, воспитывать в них потребность знании свои права и обязанности, донести до каждого подростка правовые ценности, превратить их в личные убеждения, внутренний ориентир, задающий направление мышлению и поведению.
Ключик к правам
В библиотеках, входящих в Централизованную систему детских библиотек города Ярославля, уже сложилась система гражданско-правового просвещения юных читателей. В библиотеках представлены подборки книг, книжные и журнальные выставки, тематические полки и уголки правовой информации, способствующие популяризации правовых знаний среди детей и подростков. За последние два года было проведено более 800 различных мероприятий по пропаганде правовых знаний и здоровому образу жизни. Эти мероприятия посетили более 20 тыс. детей и подростков.
Правовые занятия для дошкольников и младших школьников проводятся в игровой форме. Дети знакомятся с положениями Конвенции о правах ребёнка, Декларацией прав человека на примере известных сказок и мультипликационных фильмов. Среди наиболее удачных мероприятий — театрализованный праздник «Почему растаяло ледяное королевство», кукольное представление «Первое путешествие маленького гражданина», игры-путешествия по книге
А. Усачёва «Приключения маленького человечка», «Правовой ключик», «Сказочные герои имеют права», уроки права «Знай свои права!» и «Сказочные правонарушители».
В ЦДБ с 2005 года работа по правовому просвещению ведётся по авторской программе «Азбука права», включающей три ступени: «Занятия с дошкольниками», «Путешествие по Правограду» (для родителей), «Правовой лицей» (для педагогов). Каждая из этих ступеней представлена комплексом мероприятий. Дошкольники и младшие школьники получают знания о правах детей в ходе изучения сказок и другой детской литературы, принимают активное участие в играх, конкурсах, викторинах, вырабатывают навыки поведения в обществе.
На уроках гражданственности дети получают первое представление о символах России: гербе, флаге, гимне, узнают о прошлом и настоящем нашей Родины. Уроки проводятся по книге Татьяны Коти «Моя первая книга о России». Ежегодно ко Дню государственного флага РФ для детей среднего и старшего школьного возраста организуются исторические часы «Государственная символика в истории России».
Традиционным в библиотеке им. Гайдара (филиал №1) стал праздник «Здравствуй, новый гражданин!», посвящённый торжественному вручению паспортов подросткам, достигшим 14 лет.
В его проведении принимают участие представители Российского Союза Молодёжи, которые разработали специальную программу «Я — гражданин России». На празднике ребята узнают историю появления паспорта, о том, какие права и обязанности имеет подросток, получивший этот документ.

Профилактика правонарушений
Практически все библиотеки работают совместно с инспекциями по делам несовершеннолетних. Правовые часы «Человек, государство, закон», «Наши права»; вечер-размышление «Жизнь на обочине. Беспризорник»; ролевые правовые игры «Знаешь ли ты закон?», «Я и право», «Имею право», «Мы сами делаем будущее» были проведены в детских библиотеках города с участием специалистов разного уровня и профиля деятельности.
На этих встречах инспекторы рассказывают о правах и ответственности подростков, материал закрепляется демонстрацией видеофильмов, ролевой игрой, викториной, проводятся практические занятия, тестирование, анкетирование, что позволяет подросткам усвоить трудный материал, в дальнейшем справляться с похожими ситуациями в реальной жизни. Иногда ребята очень большой интерес и готовы слушать и спрашивать часами. Все занятия проходят в интерактивной форме.
Наиболее актуальные формы работы с подростками — ролевые игры и дискуссии, такие как: «Права ребёнка в Конвенции о правах ребёнка», «Знать закон — ответствовать перед законом», «Азбука права», «Ты и твоё имя».
Игра «Страна профессий», профориентационный час «Человек. Гражданин. Профессия», проведённые психологом Центральной детской библиотеки им. Ярослава Мудрого, были посвящены современным профессиям, на них освещалась ситуация на рынке труда, рассказывалось о потребностях города в кадрах, возможностях трудоустройства подростков и молодёжи. Мероприятия по выбору профессии проводятся в начале и в конце учебного года с учениками старших классов. У читателей вызывают интерес виртуальные экскурсии по учебным заведениям города и экспресс-тестирование с целью определения наклонности к той или иной профессии.
Центральная детская библиотека им. Ярослава Мудрого продолжает сотрудничество с молодёжным правительством Ярославской области, Советом старшеклассников по программе «ШАГ» («Школа активного гражданина»). В рамках «Школы активного гражданина» прошли тренинги, тесты на лидерство по подготовке к проекту «Лидер года»; обзоры документов, печатных изданий, молодёжных журналов, школьной прессы, журналистики; «Дни старшеклассников»; компьютерное профтестирование; деловые игры; занятия в рамках Школы ученического самоуправления. Ребята участвовали во всех крупных районных мероприятиях: марафоне «Имею право», акции «СПИДу — нет!». Работая по программе «Диалог»
(с 2006 г.), составленной совместно с приютом Дзержинского района отдел обслуживания читателей старшего школьного возраста ЦДБ еженедельно проводит мероприятия с трудными детьми и подростками. Один из циклов этой программы «Я — в современном мире» включает: ролевую игру «Кто идёт за пивом?», час размышлений «Отравимся?» (о вреде курения), турнир знатоков права «Чтобы достойно жить», ситуационную игру по праву «Мы и закон», брифинг-клуб «Я — против, или Быть здоровым — модно», турнир знатоков права «Чтобы достойно жить», и др.
С целью привлечения внимания общественности к проблемам досуговой занятости подростков, к профилактике правонарушений «Молодёжный Совет» Заволжского района и подростковый клуб «Лидер», организованный в библиотеке №1, проводит профилактическую вертушку «Сколько нам нужно прав?» Тема профилактики правонарушений поднималась неоднократно на занятиях «Школы современного руководителя» для заведующих филиалами МУК ЦСДБ,
а также на Советах при директоре:
• «Против зла — все вместе»: деятельность подразделений МУК ЦСДБ по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
• «Подросток. Государство. Закон»: работа по профилактике правонарушений в подразделениях МУК ЦСДБ.

Поиграем в выборы
Стать избирателем — это очень ответственнный момент в жизни молодого человека, ведь от его голоса может что-то измениться в политической жизни города, страны. Интеллектуально-правовая игра «Время выбирать», проведённая в библиотеке №1, нацелена на политическую, интеллектуальную, психологическую подготовку будущего избирателя.
Попытка разобраться в вопросе, какова роль современной молодёжи в гражданском обществе, была предпринята в деловой игре «Быть гражданином». Её провели во время встречи с депутатом муниципалитета И. В. Блохиным в библиотеке №12 (в рамках проекта «Молодёжь и выборы»).
Конкурс «Хочу стать мэром!», разработанный в филиале №1, проводится в форме широкомасштабной акции, включающей создание и защиту участниками творческих проектов по теме «Город моей мечты» (к 1000-летию Ярославля) и участие в интеллектуально-краеведческой игре по выборам мэра города Ярославля. В конкурсе приняли участие старшеклассники всех школ Заволжского района города.

Безнадзорность — в нокаут
В рамках программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» был запущен пилотный проект «Решим проблему вместе». Работники библиотеки №14 выступили инициаторами и координаторами круглого стола «На ринге с трудным детством»: совместная работа учреждений культуры, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, РУВД, медицинских учреждений, общественности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков. Участники мероприятия согласились, что необходима серьёзная, системная работа в тесном контакте всех заинтересованных организаций.
«Улица. Семья. Подросток» — так назывался круглый стол, организованный Центральной детской библиотекой им. Ярослава Мудрого для «трудных» подростков школ города с участием специалистов Центра психолого-медико-социального сопровождения, Центра «Доверие», специалиста отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав. Ребята узнали много полезного, а главное — поняли, что есть люди, которые неравнодушны к их проблемам и готовы помочь в трудную минуту.
«Права ребёнка и детская библиотека как ресурс формирования гражданской и правовой культуры детей и подростков» — так называлась городская ассамблея с участием представителей образования, культуры, правоохранительных органов, молодёжных учреждений и объединений, проведённая Центральной детской библиотекой в 2007 г. Итогом ассамблеи стало всеобщее признание необходимости консолидации усилий всех заинтересованных в решении этих вопросов организаций. Роль библиотеки в этой системе состоит в том, чтобы с помощью книги, новых информационных технологий воспитывать у детей уважение к своим правам и правам других людей, чувство гражданственности и любовь к своей Родине.

От картотеки до «Тетради доверия»
По данной теме за последние годы были изданы методические пособия, содержащие теоретический и практический материал, который призван помочь в организации мероприятий по правам несовершеннолетних. Среди наиболее значимых — «Почему растаяло ледяное королевство» (театрализованный праздник), «Не допустить беды» (суд над вредными привычками) «Радужный шар» (игра на развитие толерантности), «Защити меня» (рекомендательный список литературы), «Я выбираю жизнь…» (рекомендательный список литературы о вреде наркомании и СПИДа) и др.
Детские библиотеки города обеспечивают свободный доступ к правовой информации, базам данных, правовой системе «КонсультантПлюс»; способствуют удовлетворению информационных и образовательных потребностей по вопросам материнства и детства, профориентации; предоставляют возможность получить консультацию психолога и юриста не только читателям, библиотекарям, но и многим другим организациям и учреждениям.
Информационно-библиографическим отделом ЦДБ ведётся электронная БД «Социальная защита населения», в которой отражаются все нормативно-правовые документы РФ: указы Президента, постановления Правительства РФ и др. В систематической картотеке статей выделены рубрики «Местное самоуправление», «Права ребёнка», «Права и льготы для детей инвалидов».
В каталоге для руководителей детского чтения выделена рубрика «Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних».
На старшем абонементе ЦДБ находится «Тетрадь доверия», в которой подростки письменно задают интересующие их вопросы и получают компетентные ответы психолога, в том числе и по проблемам наркомании, СПИДа. С вопросами обращаются около 50 подростков в год.
Были проведены следующие блиц-опросы и анкетирования среди читателей-подростков и их родителей: «Что вы знаете о правах детей?», «Что Вы знаете о правах ребёнка» (анкетирование было призвано выявить, насколько родители информированы о правах детей, о правах и обязанностях родителей), «Улица. Семья. Подросток» (целью его было выяснить, сколько времени и как подростки проводят на улице), «Молодёжь: право и здоровье».

СПИД, права и закон
Инновационным явилось интернет-исследование «Молодёжь: право и здоровье», которое проходило с февраля по август 2008 года. На вопросы могли отвечать все посетители сайта библиотеки (http:cdb.yaroslavl.ru), среди них были подростки и молодые люди.
За период исследования сайт посетили 11 239 человек, из них 2180 зашли на сайт впервые. Всего в голосовании приняли участие 1135 человек. Основной целью исследования было выявить отношение молодёжи к наркотикам, СПИДу, правам и закону.
Как ни странно, большинство респондентов (52,2%) ответили, что о своих правах знают очень мало, 34,6% — что не знают о них ничего. Только 13,2 % считают, что о своих правах знают всё. Можно сделать вывод, что молодые люди плохо информированы о своих правах.
По мнению большинства респондентов (83,3 %) в настоящее время в нашем обществе права не играют никакой роли. Только 4,2% (3 человека) ответили, что права играют очень важную роль в обществе. Ответы на вопрос: «Где, по-вашему, наиболее часто нарушаются Ваши права?» распределились следующим образом: 25,7% респондентов ответили, что повсеместно, в том числе на улице, 20% — что их ущемляют в правах в школе и в семье. Следовательно, по мнению респондентов, права могут нарушаться где угодно, практически с равной долей вероятности. Кроме того, 44,7% респондентов сказали, что сами часто нарушают права других людей, и 36,8% сознались, что иногда им приходится это делать. Только 18,5% ответили, что никогда не нарушают права других людей.
Судя по результатам исследования, большинство респондентов определяют наркотики как средство для получения кайфа (48,9%), что вызывает тревогу. На втором месте ответ «наркотики — это смерть» (31,9%), ещё меньшее число респондентов определяют наркотики как яд (10,6%) и вред (8,6%). Наиболее частой причиной употребления различных наркотических веществ, по мнению респондентов, является стремление уйти от проблем. Так же наркотики пробуют от нечего делать (27,8%), из любопытства (23,6 %) и за компанию (12,5 %).
Проблема наркомании неразрывно связана с проблемой распространения СПИДа. На вопрос «Случалось ли Вам в жизни встречаться с человеком, заболевшим СПИДом?» ответили положительно 51% респондентов. Самым страшным в заболевании СПИД им кажется «отсутствие нормальной жизни» (42,4%). На вопрос: «Что Вы больше всего хотите знать о СПИДе?» большинство респондентов ответили, что больше всего они хотели бы знать о том, как вести себя с больным человеком (32,9%). Кроме того, большой интерес вызывает история возникновения (15,2%) и распространения СПИДа (15,2%). То есть люди опасаются общаться с больным человеком по причине того, что плохо информированы о том, как следует себя вести с такими людьми и о том, как именно СПИД распространяется.
Отсутствие у подростков и молодёжи представления о своих правах и обязанностях, незнание, куда девать своё свободное время, влияние плохой компании, агрессивность СМИ (особенно телевидения) — всё это может послужить причиной совершения ими противоправных поступков. И мы, библиотекари, должны занять свою нишу в сфере просветительской деятельности по правовому воспитанию подрастающего поколения.

С автором можно связаться:
cdbomo@mail.ru
Тема номера

№ 23 (273)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы