Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 14 (104)'09 - Библиотека и общество
Модели социальнойадаптации

ЮРИЙ АЛИФАНОВ, заслуженный работник культуры РФ, г. Оренбург

Более двадцати лет назад Юрий Павлович Алифанов начал создавать свои игры и сегодня они помогают детям адаптироваться в современном мире.


Некоторые массовые игры имеют свои определённые правила, а в некоторых играх участникам предлагаются несколько вариантов сценария: игра на выбывание (игрок выбывает, если не ответил три раза подряд), принцип «зайца и ежа», акция (предлагаются на выбор 3–5 тем, каждый игрок говорит, какая тема выиграет. Побеждает тот, кто заказал победную тему и дал больше всего ответов по ней) и др.
В основе всех разрабатываемых мной игр лежит забота о творческом развитии ребёнка. Каждая тема реализуется и в массовых и в настольных играх. Всего для развития детей я использую более 300 авторских игр. Есть игры и на правовую тему — это ответ на потребность времени, в которое мы живём. 
Первую игру, которую предложил детям, я назвал «Детектив». Она рассчитана на маленьких детей, но нравится и подросткам. Играют в неё втроём или же могут принимать участие 2–3 команды. В начале игры каждый ребёнок выбирает дело, которое он будет вести: например, «Альфа», «Дело о кирпиче», «ЧП в полиции»...
По полю равномерно разбросаны улики. Выигрывают тот игорок (или команда), котрый наберёт больше улик по своему делу. Игра стала любимой у детворы. Предложил второй вариант: «Дело о рабочем, строителе и учителе». Поле небольшое, всего 50–54 квадратов. Игра кончается тогда, когда один из игроков дойдёт до последнего квадрата. 
Следующая игра более серьёзная – «Правовая»: её цель — познакомить детей с правами, которые человеку гарантирует Конституция РФ при рождении, в различные возрастные периоды — в 6, 10, 14, 16, 17, 18 лет и в 21 год. Игра завершается избранием игроков либо в Государственную Думу, либо мэром города, губернатором или Президентом России. Выигрывает тот, кто заработает больше «побед»: где поставлено «±», игрок бросает кубик, и если выпала чётная цифра, засчитывается «победа». Ребята от души смеются, когда мальчик попадает на поле»уже мать», а девочка - на «уже отец». Игрок выбывает из игры, если вступил в квадрат, где даётся письменное согласие на лишение гражданства России.
Игра «Право в России» - массовая и настольная. Она предполагает прохождение участников по служебной лестнице от младшего консультанта до министра. Игрок, путешествуя во времени от древнего Новгорода до наших дней, получает баллы, в соответствии с количеством которых «делает карьеру». Выигрывает тот, кто на момент окончания игры займёт более высокую должность.
Среди учащихся старших классов популярна игра «Международные договоры и соглашения России XVI – начала XX веков». Игра начинается с создания Посольского приказа России в середине XVI в. Успех игрока зависит оттого, в какой год он попал. Если в этот год был принят договор, в результате которого какие-то земли русские отошли к соседу, то игрок пропускает ход, если это год, в котором по договору Россия вернула свои исконные земли, то игрок получает 1–2 хода. Для участников игры необходимо знание истории, основ международных отношений. 
Игры «Награды Мира и России» с изображением наград, которые необходимо назвать, а также «Великие разведчики», «Дорожные нарушения», «Великие дипломаты» в трёх выпусках, «Знаменитые эмигранты России», «Самые знаменитые историки России» входят в цикл правовых, так как все они в той или иной степени предполагают использование правовых понятий, лексики, а почти каждый второй персонаж в трех последних играх занимал государственные посты или был связан с законом и юриспруденцией.
Игра «Элита: правительство, крупные бизнесмены» представляет собой большое правовое и экономическое состязание в 5 выпусках. Она строится на материале сегодняшней политической и экономической ситуации в России, и позволяет в увлекательной форме познакомить детей с основными понятиями, терминами, персоналиями современной истории.
Наш опыт показывает, что актуальность содержания и сюжетного плана интеллектуальных игр делает их чрезвычайно притягательными для ребёнка. Он слышит разговоры взрослых, отрывки из телевизионных передач и пытается осознать суть этой информации. И именно игра, в доступной, адаптированной форме использующая правовую, экономическую, политическую лексику, оказывает неоценимую помощь в его развитии.
Тема номера

№ 23 (273)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы