Нельзя думать и не надо даже думать о том, что настанет время,
когда будет легче
Виктор Черномырдин
Есть такое понятие «показатель эффективности». Существует огромное количество методик, позволяющих определять его в промышленности, экономике, здравоохранении, строительстве ict. И только в сфере культуры с давних времён бытует один и главный показатель— количественный, который и в малой степени не может характеризовать ни уровень состояния культуры, ни эффективность влияния её на общество в целом и отдельного человека, в частности.
В библиотеках, к примеру, главными показателями остаются «количество посещений» и «книговыдача», хотя ни тот ни другой не делают различия между теми, кто пришёл посмотреть результаты лотереи в свежей газете, прочитать научную статью или, скажем, ознакомиться с программой партий, идущих на выборы.
Но пока речь не только не идёт о разработке «универсальных показателей в культуре», но даже не дискутируется вопрос об их необходимости.
Попытки использовать применительно к библиотекам инструментарий иных сфер, например «менеджмент качества» или «бюджетирование, ориентированное на результат», не решают проблему. Пока профессионалы-экономисты не получат конкретных цифр о вкладе культуры в экономику страны, они и не будут принимать во внимание в своих расчётах такие «неизмеряемые» факторы, как душевное здоровье нации, её страхи и моральные устои, умонастроение людей и их представления о моделях будущего развития общества.
Очевидно также, что остаётся чисто умозрительным и представление о месте и роли библиотеки в решении образовательных, социальных, досуговых и рекреационных проблем. Всё это широко обсуждается внутри библиотечного сообщества, но пока у него отсутствуют каналы двухсторонней связи с властью, это никак не отражается на осознанной государственной политике по отношению к библиотеке.
Многие дискриминационные и «истребительные» законы последних лет усугубляются низким профессиональным уровнем их исполнения и формальным подходом применения.
Достаточно вспомнить пресловутые тендеры на комплектование периодикой.
В городе N появляется некая фирма X, которая предлагает в карте оферты цены ниже издательских. В заявке указывается юридический адрес где-нибудь в Урюпинске и несуществующий телефон, но это не настораживает комиссию— ведь сумма заказа значительно ниже, чем у остальных операторов подписки. И комиссия принуждает библиотеки заключать договора с этим фантомом, который после перечисления бюджетных денег на его счёт исчезает навсегда.
Кроме материального урона государству, библиотеке и издателю подобные практики наносят и моральный ущерб библиотекарям-профессионалам— дескать, только мы, «комиссары» знаем, как экономно расходовать деньги налогоплательщиков, а вы, беспомощные дилетанты, не способны самостоятельно решить эти вопросы и учитывать государственные интересы.
Сегодня роль общества в поддержке библиотеки ничтожно мала. Я смогла припомнить лишь один пример, когда группа энтузиастов, как говорит профессор Аркадий Соколов, «интеллигентов-книжников» боролась за возрождение библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева и победила.
Инновационное общество, о котором сегодня так много говорят, не может быть построено без иного понимания жизни нашим населением. Никакая власть, контролирующая и регулирующая всё и вся, не заменит инициатив и ответственности общества гражданского.
С любовью, Татьяна Филиппова,
главный редактор журнала «Библиотечное Дело»