Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 15 (105)'09 - Президентская библиотека
Новая жизнь исторических зданий

Елена Гергардовна Рахманова, и. о. Начальника отдела организации мероприятий Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, г. Санкт-Петербург

Новая библиотека расположилась в здании Синода, и расположение это не случайно: здание Синода и находящееся в одном с ним комплексе здание Сената являются символами государственности и духовной жизни России.




Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина находится в Санкт-Петербурге, городе, который не только в России, но и во всём мире ассоциируется с богатейшими культурно-исторические традициями и новым этапом развития русской государственности. Центром расположения Президентской библиотеки является здание Синода, входящее в состав комплекса правительственных зданий на Сенатской площади.

Сенатская площадь...
Название это знакомо не только тем, кто хоть раз побывал в Петербурге, но и тем, кто только мечтает пройтись по Невскому, постоять на набережной Стрелки Васильевского острова, увидеть золотой шпиль Петропавловки и крылья разведённых мостов над Невой.
Сенатскую площадь — одну из старейших и красивейших площадей в центре Санкт-Петербурга — можно считать практически ровесницей города.
Начало её формирования историки относят ко времени закладки Петром I здания Адмиралтейства на левом берегу Невы, проект здания («чертёж») — был составлен государем самолично 5 ноября 1704 г. Выбор места для «Адмиралтейского дома» пал на деревушку Гавгуево из пяти дворов, лежащую против Васильевского острова на небольшой возвышенности среди болот. Характерно, что в те времена застройка Петербурга начиналась там, где уже находились какие-либо поселения. Это вполне объяснимо: выбирались наиболее обжитые, сухие и надёжные места.
Первоначально Адмиралтейство задумывалось только как верфь. Нева в этом месте достаточно широка, да и берега пологие, что удобно для спуска кораблей со стапелей. Большую роль играло и то, что выбранное для закладки место находилось на расстоянии пушечного выстрела от Петропавловской крепости, что давало возможность прикрыть верфь огнём в случае нападения.
А нападали шведы, не смирившиеся с потерей стратегически важных территорий, довольно часто. Пётр решил превратить Адмиралтейство в крепость. Вокруг стен по его указу были вырыты рвы, которые заполнялись невской водой, насыпаны высокие земляные валы. Работы велись быстро, и уже через месяц были возведены крепостные укрепления.
Для полного обзора местности обстрела в случае вражеского нападения вокруг крепости было создано свободное, хорошо просматривающееся пространство и обширный луг, так называемый гласис. Последний должен был предохранять крепость ещё и от пожаров, возникавших в Морской слободе, где селился работный люд. На верфях трудилось порядка 5–7 тысяч человек, и работали они с 5 утра до 9 вечера.
С южной стороны, где впоследствии был построен Исаакиевский собор, будущую площадь ограничивал Адмиралтейский канал. По нему к верфи сплавлялись брёвна.
Когда Адмиралтейство потеряло своё значение как крепость, земляные валы были срыты, рвы, её окаймлявшие, засыпали, а участок гласиса постепенно принял значение городской площади.
Первое здание на тогда ещё безымянной площади построил себе князь
А. Д. Меньшиков, присмотревший это местечко для своей загородной резиденции, как раз напротив собственного дворца на правом берегу Невы. Это так называемый Фахверковый дом (мазанка с жёстким несущим каркасом из вертикальных стоек, горизонтальных балок и раскосов — диагональных элементов между ними). Этот архитектурный стиль был очень популярен в Европе XVII-XIX вв.
После смерти светлейшего дом стал принадлежать вице-канцлеру графу
А. Остерману, а в 1744 г. императрица Елизавета пожаловала дворец канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину, который перестроил его в стиле барокко.
Сенатской площадь стала называться во времена правления Екатерины II, после того как в 1763 г. здесь разместился Сенат, переведённый из здания Двенадцати коллегий на Васильевском острове.
В 80-х годах XVIII в. здание снова подверглось перестройке, на этот раз архитектором Старовым, в стиле классицизма.
В 1782 г. на площади был открыт памятник Петру I, после чего, указом от
9 августа 1769 г. «...площадь надлежало называть площадью Петра или Петровской...» Именно тогда впервые официально было зарегистрировано её название — «Петровская». Название, впрочем, среди петербуржцев не прижилось, и площадь именовали по-прежнему — Сенатской. К столетию восстания декабристов, в 1925 г., Сенатскую переименовали в «площадь Декабристов», а после переезда в 2008 г. Конституционного суда России в здание Сената, по указу губернатора Матвиенко, площадь снова получила своё исторически сложившееся название Сенатская.
Но вернёмся на старую Сенатскую площадь, в начало XIX века...

Альфа и омега петербургского
классицизма
После того, как в 1823 г. архитектор Захаров закончил перестройку Адмиралтейства (начата в 1806 г.) и оно приобрело столь привычный для нас нынешний вид, здания западной стороны площади, выстроенные в различных стилях, перестали соответствовать парадному облику площади, заданному творением Захарова. Это старое здание Сената, бывший дворец Бестужева-Рюмина, и — чуть дальше за Галерной улицей — дом Кусовниковой, богатой купчихи, владелицы сети общественных бань. Император Николай I, вступив на престол в памятном 1825 г., принял решение перестроить западную сторону и создать тем самым единый архитектурный облик.
К началу 30-х годов XIX в. уже сформировался ансамбль Дворцовой площади, на месте бывшего Адмиралтейского канала, засыпанного в 1817 г., (нынешнего Адмиралтейского проспекта), был бульвар с тремя рядами лип — излюбленное место променада горожан. Липы были негусты, и со стороны Сенатской площади прекрасно просматривался вид на строгую и торжественную Дворцовую.
Николай I повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного штаба. Дабы соблюсти петровские традиции единства двух государственных ветвей власти: монархической и церковной, было принято решение перевести сюда же и Синод, полностью освободив тем самым здание Двенадцати коллегий для нужд Университета.
В 1827 г. инженерному департаменту была поручена разработка плана перестройки здания Сената и оформление Сенатской площади (1829–1834). Главный архитектор департамента
А. Е. Штауберт, возводивший в основном здания армейского предназначения (Николаевский военный госпиталь, сейчас это госпиталь ЛенВО на Суворовском проспекте; Константиновское артиллерийское училище и дом его директора, сейчас Высшее артиллерийское училище на Московском проспекте; Морскую тюрьму на острове Новая Голландия; казармы лейб-гвардейского Егерского полка и др.), не справился с поставленной задачей.
Кабинетом Его Императорского Величества был объявлен конкурс на разработку лучшего варианта. В конкурсе приняли участие виднейшие зодчие столицы. Например, Василий Стасов — архитектор казарм Павловского полка, Троицкого и Преображенского соборов, Триумфальной арки у Московской заставы. Поль Жако, построивший известный дом на углу современных
Б. Морской и Кирпичного переулка. (Этот дом сейчас полностью демонтируется в связи со строительством наземного вестибюля станции метро «Адмиралтейская». Реставраторы и строители обещают его воссоздать заново, вписав в фасад входные двери вестибюля. Может быть, и удастся это обещание сдержать, время покажет.) Участвовали в конкурсе автор Каменноостровского театра и комплекса придворного экипажного двора Смарагд Львович Шустов, по совместительству архитектор Дирекции Императорских театров, и, конечно же, Карло Росси.
Великий «русский итальянец» Карло Джиованни Росси, или, как его называли в России, Карл Иванович, был в Петербурге знаменит и известен как архитектор «имперского стиля», сочетающего грандиозность с благородной простотой.
Родившийся в аристократической итальянской семье (мать — придворная балерина Гертруда Росси, отец — потомственный дворянин) и выросший в семье знаменитой балетной пары (отчим — известный балетмейстер и танцовщик француз Шарль ле Пик), Росси с юности связан был с миром искусства. Он воспитывался и обучался в России у Винченцо Бренны, по личной его протекции в 20-летнем возрасте поступил на службу в «Адмиралтейскую коллегию архитектурии» «чертёжником в чине сержанта», а несколько месяцев спустя произведён был в прапорщики. Через год по просьбе Бренны его перевели в «Кабинет Его Величества» с чином губернского секретаря и назначили его помощником с окладом 300 руб. Там он непрерывно работал целых 36 лет, до конца 1832 г. В 30-летнем возрасте получил звание архитектора «Кабинета Его Величества».
Стасов планировал перестроить одно лишь здание Сената; Поль Жако предлагал построить одно общее здание, напоминающее галерею Лувра. Росси же составил чертёж двух новых зданий. Архитектор перерабатывал его несколько раз, и в итоге возник проект двух корпусов, соединённых между собой аркой, перекинутой над Галерной улицей. Эта арка напоминала Арку Главного штаба, что и задумывал Николай I.
Проект оспаривался начальником Инженерного управления князем Долгоруковым, считавшим, что при объединении двух зданий аркой «значительно умножатся издержки». На это архитектор возразил, что собирается использовать стены старых зданий — это значительно сократит издержки. И действительно, в объём здания Сената были органично включены части стен прежней постройки — дома Бестужева-Рюмина. Победу на конкурсе проектов одержал именно Росси, которому удалось убедительно решить основную задачу конкурса — «придать зданию характер, соответствующий огромности площади».
Император подписал проект 18 февраля 1829 г., и через полгода, 24 августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент была заложена памятная доска с надписью: «Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором К. Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт».
В конце 30-х годов XIX в. Росси работал над созданием архитектурного ансамбля Александринской площади. Целая система улиц и площадей, застроенных в едином архитектурном стиле, по единому творческому замыслу, стала ещё одним его архитектурным шедевром. Одновременно работать над строительством двух ансамблей: Сената и Синода и Александринской площади достаточно тяжело, и Росси принял решение доверить возведение стен здания, внутреннюю отделку и планировку Штауберту. Так и указано в памятной доске, вмурованной в фундамент Сената. Сам Росси посещал стройку правительственных зданий лишь изредка, и, конечно, даже не мог предположить, что это его последний архитектурный шедевр в северной столице.
Через год после закладки Сената в собственность государственной казны выкуплен был дом купчихи Кусовниковой, и в августе 1830 г. состоялась закладка здания Синода; строительство, а вместе с этим и возведение всего архитектурного комплекса правительственных учреждений, было окончено в 1835 г.
Протяжённый фасад зданий Сената и Синода (длиной порядка 200 метров) с высокой триумфальной аркой, богато украшенной скульптурами, придаёт западной стороне Сенатской площади парадность и выразительность. Два центральных входа оформлены гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджиями. Росси предполагал по бокам лестниц разместить чугунных львов, но их установке воспротивился Синод.
Несмотря на свою длину, здания Сената и Синода отнюдь не выглядят монотонными. Колонны коринфского ордера придают всему сооружению подчёркнуто парадный вид, на фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. Фасады, центральная арка и закруглённый угол Сената, обращённый к Неве, украшены выступающими парами колонн.
Высоту достаточно протяжённых зданий Сената и Синода Росси довёл до семнадцати метров. В оформлении триумфальной арки он использовал один из неосуществлённых вариантов арки Главного штаба, переработав его в соответствии с размерами арки Сената и Синода. Лепные украшения, статуи, скульптурная группа на аттике придали арке торжественную классическую пышность.
Творчество Карло Росси стало альфой и омегой петербургского классицизма. В те годы была популярна архитектурная формула: «Классицизм вошёл в Санкт-Петербург через Арку Главного штаба и покинул его через Арку Сената и Синода».
Совмещение в XIX веке в едином архитектурном комплексе зданий Сената (органа государственной власти) и Синода (государственного органа церковного управления) символизировало единство государственности и духовной жизни России. Размещение в настоящее время в здании Сената Конституционного суда, а в Здании Синода Президентской библиотеки символично.
Святейший Попечительствующий Синод — высший государственный орган церковного управления. Во главе его стоял обер-прокурор, гражданский чин, назначавшийся императором.
Заселение здания происходило постепенно, по мере окончания этапов строительства, а датой начала деятельности Синода считается дата освящения придомовой синоидальной Церкви Святых Отцов Семи Вселенских Соборов —
27 мая 1835 г. Синод размещался в здании до 1917 г.
Одним из первых декретов пришедших к власти после Октябрьского переворота большевиков стал декрет об упразднении Сената, Синода и различных министерств. Но после упразднения Синода ещё 6 лет действовала придомовая церковь, которая стала приходской. После её закрытия всё здание было отдано для размещения российского государственного исторического архива (РГИА).
Здание Синода возведено в виде неправильного каре. Три лицевых корпуса (со стороны Сенатской площади, Конногвардейского проспекта — именно там ранее был Адмиралтейский канал, и Галерной улицы) имели планировку в виде двух параллельных анфилад. Западный (дворовый) корпус, смежный с соседним участком, имел только одну анфиладу и узкий тёмный коридор. Именно здесь находились конюшня, каретный и дровяной сараи, а также комнаты для прислуги.
Цокольный этаж был отдан под кухни, бытовые помещения прислуги и мастерские. На первом этаже размещались вспомогательные подразделения, в том числе типография, книжный склад и при нём торговая лавка.
Меньшая часть помещений второго этажа носила так называемый присутственный (или, выражаясь сегодняшним языком, представительский характер). В основном, это помещения, расположенные вдоль Конногвардейского проспекта и Сенатской площади.
Центральным из них являлся «Зал общего присутствия», где проходили заседания Синода. Имелись также «Членская», где ожидали начала заседаний, «Приёмная», «Кабинет обер-прокурора», «Канцелярия», Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и даже «Экзекуторская». Оставшуюся часть этажных помещений, как и большинство залов в других уровнях, занимали помещения синоидального и сенатского архива. Именно поэтому здесь и был в своё время размещён исторический архив (РГИА), который в 2006 г. переехал в построенное для него новое здание.
Воссоздавая и создавая
После переезда архива здание Синода нуждалось в серьёзной реконструкции. За короткое время, практически за полтора года, был проведён огромный объём ремонтно-строительных и реставрационных работ. В процессе демонтажных работ были полностью удалены стены, перегородки, лифты, инженерно-техническое оборудование советских времён.
Также были убраны практически все деревянные конструкции XIX в. («чёрные полы», перегородки, дверные и оконные заполнения и пр.). Исключение составили плоские перекрытия над Парадной лестницей, где сохранился плафон, расписанный в технике «гризайль» (над его воссозданием реставраторы работали в течение пяти месяцев), и деревянные шкафы-перегородки.
В данный момент воссоздан исторический облик здания, в частности восстановлены исторические типы напольных покрытий с преобладанием простых дубовых паркетов типа «косая корзинка», отреставрированы все 68 изразцовых печей Синода, восстановлены в полном соответствии с историческим рисунком оконные и дверные заполнения. По аналогам XIX в. воссозданы исторические осветительные приборы и продумана дополнительная подсветка отдельных интерьеров. Была произведена необходимая перепланировка помещений общего доступа и служебных помещений, а также установлено уникальное оборудование для электронных читальных залов.
В техническом задании проектировщикам Президентской библиотеки предписывалось создать большие по площади мультимедийные залы и конференц-зал большой вместимости, так как помимо основной функции, библиотека должна исполнять роль общественного центра. Эта проблема решилась путём возведения в бывшем синодском дворе трёхэтажной встройки.
Новый объём взял на себя инженерную нагрузку (здесь размещены несколько десятков технических помещений: вентиляционных камер и аппаратных). Пространство зала организовано бывшими фасадными стенами двора на уровне 2 и 3-го этажей. На втором этаже находится двухсветный многофункциональный легко трансформируемый зал-атриум. Он предназначен для проведения торжественных мероприятий, может использоваться как конференц-зал на 300 посадочных мест. В оборудовании зала используется блок видеокамер и проекторов, позволяющих выводить изображение на все 4 стены стены-экрана. Реализована возможность синхронного перевода на 4 языка. На третьем этаже расположены галереи конференц-зала.
В рамках проекта реконструкции и воссоздания интерьерного оригинала в Президентской библиотеке предусматривалось размещение Патриарших покоев и апартаментов главы государства с отдельными входами в воссозданный Зал общего присутствия — для встреч светской и духовной власти. В данный момент в здании размещены кабинет Патриарха и представительская зона (кабинет и приёмная президента России).
Патриарх Кирилл провёл 27 мая 2009 года малое освящение восстановленного домового храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и председательствовал на сессии Священного синода Русской Православной Церкви.

С автором можно связаться:
rahmanova@prlib.ru
Тема номера

№ 4 (454)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы