Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
1вин
Архив журналов - № 15 (105)'09 - Президентская библиотека
Проект Президентской библиотеки —

Станислав Леонидович Алексеев, Алексей Владимирович Воронович, сотрудники Экспертного отдела Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, г. Санкт-Петербург

Политика вносит свои коррективы в понимание исторического процесса, меняются методологические подходы к его исследованию, а значит, не утихают дискуссии по поводу содержания учебников истории.




В настоящее время одним из наиболее дискуссионных моментов в рамках преподавания истории является выбор учебников и определение их концепции. Обсуждение этих вопросов вышло далеко за рамки академической среды; проблема озвучивается в выступлениях президента и членов правительства, своё отношение к ней высказывают различные общественные организации, выражают свою обеспокоенность родители учеников. Звучат высказывания о необходимости создания единого обязательного учебного пособия для каждой из категорий учащихся вместо значительного числа «рекомендованных» и «допущенных».
Не менее важным аспектом проблемы является введение Единого государственного экзамена по истории и необходимость создания таких учебных пособий, которые бы полностью отвечали его требованиям. Результаты ЕГЭ по истории 2009 г. показали, что многие ученики после окончания школы слабо ориентируются в истории своей страны, а иногда и не ориентируются вовсе. Между тем именно история России является одной из тех дисциплин, которая способствует воспитанию у молодёжи патриотизма, прививает подрастающему поколению нравственные и культурные ценности. В связи с этим важно проследить, как видоизменялись методы преподавания истории в школе, а также какую эволюцию прошли учебные пособия по этой дисциплине. Сотрудниками Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина подготовлен проект, целью которого является формирование базы данных учебников по истории России. На данном этапе отобраны издания, позволяющие продемонстрировать все возможные направления и концепции, ставших основой создававшихся когда-либо учебных пособий.
Исходя из сложившейся периодизации российской истории (дореволюционный, советский и современный периоды) в рамках проекта выделены три группы учебников. В XIX в. своеобразными «монополистами» среди авторов подобного рода изданий были Н. Г. Устрялов и Д. И. Иловайский. Но к рубежу XIX–XX вв. у преподавателей и учащихся уже появилась возможность выбирать из значительного числа учебников, был также выпущен ряд курсов лекций.
В начале XX в. учебники отличались друг от друга по многим параметрам. Некоторые авторы считали необходимым наличие иллюстраций в тексте, другие же полагали, что иллюстрации будут лишь мешать процессу обучения. Не было единого мнения о том, с какого момента должен начинаться курс русской истории. Появлялись учебные пособия, в которых предпринимались попытки соединить русскую и всеобщую историю. Учебники могли отличаться по принципу построения материала (хронологический, систематический), по идеологическому подходу (монархический, либеральный, с позиций классовой борьбы). Значительное число учебных пособий предназначалось ученикам начальной школы. В XIX – начале XX вв. появились рассказы по истории для детей, сборники картин по истории. После революции вышел ряд учебников, которые трактовали историю России в рамках формационной теории К. Маркса, однако они заметно отличались друг от друга в оценке ряда событий. Единый подход был выработан во второй половине 1930-х годов. В дальнейшем изменение трактовки отдельных аспектов приводило к созданию нового учебного пособия взамен устаревшего.
Ситуация несколько изменилась в конце 1980-х годов, когда стали появляться альтернативные издания этого рода. В 1990-е годы потребности учащихся и преподавателей удовлетворялись за счёт разнообразия учебных пособий, однако уровень многих из них оставлял желать лучшего. Несмотря на некоторую стабилизацию положения в последнее десятилетие, остаётся много нерешённых проблем, что требует особой тщательности при отборе учебных пособий для размещения на сайте Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина. Авторы проекта руководствовались следующими принципами отбора:
• известность автора как учёного-историка или педагога;
• значение самого учебника как этапного в определённый период времени;
• число переизданий и популярность учебного пособия, демонстрирующие, насколько он был востребованным;
• оригинальность концепции автора или способа представления материала.
Основу коллекции составляют электронные копии учебников и курсов лекций (в том числе литографированных рукописей), но представлены также и книги для чтения, исторические атласы, наглядные пособия.
Для удобства работы с материалами в рамках каждого из трёх указанных выше периодов учебники располагаются с учётом их целевой аудитории: учебники для начальной школы, для средней школы и для высших учебных заведений.
Электронные тексты учебников снабжены сопроводительными материалами, в том числе биографиями авторов (а также их портретами) и комментариями. Эти материалы помогут лучше понять концепцию, которой придерживался автор, и традицию, в условиях которой создавался учебник, оценить значение и влияние издания (как на научном, так и на образовательном уровнях), а также вписать его в контекст развития учебной литературы по истории, сравнить различные вехи в преподавании исторических дисциплин.
Биографии авторов представлены либо электронными копиями статей из специальных словарей, либо в виде ссылок на интернет-ресурсы. Для отдельных персоналий биографии подготовлены сотрудниками Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина.
В ряде случаев в качестве комментариев использованы электронные копии существующих публикаций, в частности, научно-вспомогательного аппарата переизданий учебников, глав из монографий, посвящённых отдельным историкам. Для других работ, к которым относятся в основном советские учебники, комментарий составлен сотрудниками Президентской библиотеки. Современные учебники оставлены без комментариев, но сопровождаются краткими сведениями общего характера.
Создаваемая коллекция ориентирована прежде всего на тех, кто непосредственно связан с историческим образованием: на школьников и студентов, учителей и преподавателей. С одной стороны, материалы проекта помогут педагогам во всей широте взглянуть на предшествующий опыт учебной литературы по истории, знакомство с её концепциями и методологией позволят обогатить творческий арсенал преподавателя. С другой стороны, перед самими учащимися открывается прекрасная возможность не только расширить свои познания по истории, используя материалы в качестве дополнительного чтения, но и проникнуться духом той эпохи, когда создавался учебник, лучше понять сознание людей XIX–XX вв. благодаря знакомству с той литературой, на которой они воспитывались. База учебников может оказаться полезной и для исследователей истории образования в России, поскольку делает источники по этой проблеме широкодоступными. Наконец, те учебники, которые представлены на сайте, можно использовать в качестве вспомогательных материалов при подготовке тестов и олимпиад. В свою очередь Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина в октябре–декабре 2009 г. планирует организовать олимпиаду для школьников различных возрастов по тем материалам, которые уже будут представлены на сайте.
Создатели проекта не ограничиваются презентацией учебных пособий по истории России. В будущем планируется дополнить раздел учебников (в первую очередь за счёт эмигрантских изданий), составить отдельный раздел для размещения методических указаний и дискуссий, которые велись по вопросам преподавания исторических дисциплин, сформировать подборку учебных пособий по всеобщей истории, представить в отдельной коллекции основные сочинения классиков русской исторической науки.

С авторами можно связаться:
voronovoch@prlib.ru
alexeev@prlib.ru
Тема номера

№ 11 (461)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы