Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 16 (106)'09 - Библиотечная Югра
Искусство возможного или невозможного?
Светлана Юрьевна Волженина, начальник отдела музеев, библиотек
и выставочной деятельности Департамента культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа–Югры, г. Ханты-Мансийск


Станет ли региональная политика средством развития библиотечной отрасли региона, зависит оттого чью сторону в споре политиков двух эпох занимаем мы. Отто фон Бисмарк считал, что «политика есть искусство возможного», а Вацлав Гавел — что «политика не есть искусство возможного; политика — искусство невозможного».


Прошло не так много лет с тех пор как библиотекари из двух крайне полярных слов «библиотека» и «политика» стали складывать фразу «библиотечная политика». И даже постоянно сетуя на её несовершенство, а порой и отсутствие на уровне государства, мы признавали, что она есть. Мало того, добивались принятия законов, программ, концепций развития, стратегических планов. Сегодня, пожалуй, ни один российский регион не может говорить об отсутствии у себя региональной библиотечной политики.

Структура управления
Указом Президента РФ №803 от
3 июня 1996 г. определено, что «под региональной политикой в Российской Федерации понимается система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации». Исходя из этого, «библиотечную политику» можно определить как систему целей и задач органов государственной власти по управлению библиотечной отраслью региона, а также механизмы, формы, методы, способы её реализации.
Ведущая роль в реализации библиотечной политики принадлежит органам исполнительной власти (как на уровне субъекта, так и муниципалитетов), в ведомственном подчинении которых находятся библиотеки. Ситуация осложняется тем, что ведомств, в чьём подчинении находятся библиотеки, много; формированию и реализации межотраслевой политики, как правило, мешают ведомственные барьеры. В арсенале органов власти при этом есть механизмы (система нормативно-правовых актов) и средства (региональные общеотраслевые или ведомственные программы). Описывая особенности современной региональной библиотечной политики автономного округа, мы остановимся отдельно на каждом из названных элементов.
Говоря о том, какие факторы влияют на библиотечную ситуацию в различных регионах, Н. С. Карташов делит их на объективные и субъективные. К последним он относит библиотечную политику, проводимую властями всех уровней, и уровень активности в библиотечной деятельности. Поэтому, говоря о региональной библиотечной политике Югры, мы, по сути, будем рассуждать об особенностях библиотечной ситуации в регионе.
Сначала о субъектах. В структуре управления отрасли есть отраслевой отдел органа исполнительной власти — отдел музеев, библиотек и выставочной деятельности Департамента культуры и искусства автономного округа. Региональный уровень территориальной библиотечной системы представлен одной региональной библиотекой — Государственной библиотекой Югры. Нужно отметить, что в условиях юной системы научных библиотек вузов, отсутствия в округе традиционной для многих регионов системы НТИ, региональных детской, юношеской, специальной библиотек, на региональную библиотеку ложится серьёзная нагрузка по координации деятельности библиотечной сети и удовлетворению как общих, так и специальных запросов жителей округа.
Механизмы
В 2000 г. был принят первый региональный отраслевой закон — «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» № 110-ОЗ. В нём была предпринята попытка решить проблему низкой книгообеспеченности и кадров.
По итогам 2008 г., книгообеспеченность одного жителя Югры достигла показателя 2,7 экземпляра (в 2,3 раза меньше, чем в среднем по России).
В 2007 г. округ занимал 83-е место среди других субъектов РФ по книгообеспеченности пользователя и 56-е место по количеству новых экземпляров на 100 жителей.1 Закон закрепил региональный норматив прироста библиотечного фонда — 3% от существующего. В первое время это смогло повлиять на фондовую ситуацию: в 2002 г. процент прироста фонда составил 2,7%, но эффект от принятия регионального норматива был недолгим, в 2008 г. прирост фонда составил 1,7%.
В числе дополнительных льгот для сотрудников библиотек закон закрепил процентные надбавки за непрерывный стаж работы и надбавки к должностным окладам лиц, награждённых орденами и медалями, либо удостоенных почётных званий СССР, РФ или округа. Выпускники культурно-просветительских образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования на основании закона получают единовременное пособие в размере 6 должностных окладов и ежемесячные доплаты в течение трёх лет в размере тарифной ставки 1-го разряда единой тарифной сетки.
Основной принцип региональной библиотечной политики — разграничение полномочий органов власти региона и органов местного самоуправления, закреплённое Федеральным законом №131-ФЗ. Для реализации полномочий по организации библиотечного обслуживания населения в ряде муниципальных образований округа приняты «Положения об организации библиотечного обслуживания населения» (города Урай, Когалым, Мегион, Октябрьский, Белоярский районы). Механизмы получения обязательного экземпляра муниципального образования закреплены самостоятельными нормативными актами (Сургут, Нижневартовск, Нижневартовский, Белоярский районы).

Средства
Характеризуя региональные общеотраслевые программы как средства реализации региональной библиотечной политики, в качестве эпиграфа к вопросу, можно привести формулу идеолога марксизма-ленинизма: «Политика есть самое концентрированное выражение экономики» (В. И. Ленин).
В структуре расходов консолидированного бюджета автономного округа на развитие и функционирование отраслей социальной сферы (в целом — 57,3%), финансирование культуры в 2008 г. составило 3,9%. Затраты на культуру в общих расходах бюджетов европейских стран составляют от 0,2% до 2,5%, в США — 0,049% от совокупного бюджета штатов2, но нужно учитывать, что бюджет в этих государствах является далеко не единственным источником финансирования. Из бюджета субъекта средства направлялись на поддержку приоритетных направлений развития отрасли через механизм программно-целевого планирования.
Нужно отметить, что программный подход в финансировании приоритетных направлений развития отрасли и решение тем самым её наиболее существенных проблем используется в округе, начиная с 2002 г. Безусловно, использование программных методов управления и финансирования отрасли придает реализации культурной политики системный характер.
Первой программой, задававшей целевые ориентиры, были «Окружные мероприятия по сохранению и развитию культуры и искусства Ханты-Мансийского автономного округа на 2002–
2005 гг.». Общее финансирование мероприятий в приоритетных направлениях раздела «Развитие библиотечного дела в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» составило 10 630 тыс. руб. (16% средств программы). Приоритетными направлениями были: «Сохранение и развитие библиотечных фондов» и «Библиотечное краеведение».
Следующей была окружная целевая программа «Культура Югры, 2006—2008 гг.». Подпрограмма «Библиотеки» также задавала приоритетные направления развития (они же и разделы подпрограммы): «Сохранение и развитие информационно-библиотечных ресурсов», «Информатизация библиотек», «Реализация проектов в поддержку чтения». Общее финансирование мероприятий общедоступных библиотек составило
11 450 тыс. руб. (2,4% средств программы).
В конце 2008 г. была принята долгосрочная целевая программа «Культура Югры» на 2009–2013 гг. Общее финансирование мероприятий библиотек по подпрограммам «Библиотечное дело» и «Безопасность и сохранность музейных и библиотечных фондов и собраний» запланировано в размере 263 913 тыс. руб. (14,6% средств программы). Подпрограмма решает несколько задач: развитие информационных ресурсов библиотек, совершенствование библиотечно-информационных технологий, повышение квалификации специалистов библиотек, обеспечение доступности и качества библиотечных услуг, продвижение чтения библиотеками автономного округа.
Но, к сожалению, в силу известных обстоятельств, действие документа приостановлено до 31 декабря 2009 г.
Действует в округе и ряд муниципальных отраслевых целевых программ, в которых решаются проблемы муниципальных библиотек и предусмотрены механизмы их решения (города Нижневартовск, Когалым, Белоярский, Октябрьский, Сургутский районы), самостоятельные ведомственные программы (г. Сургут).
В муниципальных программах целевые показатели направлены либо на решение существующих проблем: ежегодный прирост библиотечного фонда не менее чем на 3% (Нижневартовский
район), увеличение числа читателей на 2–3% (Нижневартовск), либо на поддержку содержательной деятельности: организация конкурса «Библиотекарь года» (Октябрьский район).
Такая разнонаправленность и неоднородность библиотечной политики муниципального уровня на территории округа оправданы, поскольку позволяют решить конкретные муниципальные проблемы.
Ещё одной формой прямой финансовой поддержки являются: Грант Губернатора автономного округа для поддержки творческих проектов в области культуры и искусства, с 1999 г., присуждаемый как коллективам, так и индивидуальным соискателям (в том числе и в области библиотечного дела); коллективная премия Департамента культуры и искусства «Событие» (с 1999 г. одной из 8 её номинаций является номинация «Библиотека»).

Стратегия
На уровне округа библиотечная политика формализована в региональной концепции развития библиотечного дела. Утверждённая коллегией Департамента культуры и искусства в 2008 г. «Концепция развития библиотечного дела в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2015 года» является первым документом стратегического характера в сфере библиотечного дела региона. Основными целями концепции являются определение стратегических направлений, целей и задач развития библиотечной отрасли Югры и создание организационных, финансово-экономических и иных механизмов превращения библиотек в мощный информационно-культурный ресурс, оказывающий существенное влияние на развитие округа.
В документе на основе анализа состояния библиотечной отрасли округа приведены основные проблемы её развития и сформулированы направления развития, причём основными механизмами реализации концепции признаны программно-целевое планирование и совершенствование региональной нормативно-правовой базы.
Выявленные проблемы легли в основу формулирования задач долгосрочной программы «Культура Югры, 2009–2013 гг.» и Концепции:
• развитие библиотечной отрасли региона на основе последовательного внедрения информационных технологий;
• улучшение состояния библиотечно-информационных ресурсов региона в целом;
• повышение роли библиотек в развитии информационного общества, обеспечивающих информационную поддержку реформам в стране;
• создание условий для равного доступа различных категорий населения автономного округа к информации и знаниям;
• обеспечение библиотек квалифицированным персоналом, повышение социального статуса библиотечного специалиста;
• активизация механизмов межведомственного взаимодействия библиотек, обеспечивающих эффективное использование накопленных информационных ресурсов;
• концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях развития отрасли.
Безусловно, Концепция является в определённой степени декларацией, но может стать основой для разработки документов перспективного и текущего характера.

Перспективы
Как ни банально это звучит, но жизнь не стоит на месте, и поэтому нормативное пространство требует постоянного совершенствования, актуализации ранее принятых документов. Сегодня необходимо вносить изменения в окружной отраслевой закон. «Примеряя» нормативы, утверждённые распоряжением Правительства РФ №1063-рп к сетевой ситуации, сложившейся в округе, мы столкнулись с необходимостью их адаптации к региональным особенностям.
Ситуация в округе характеризуется тем, что обеспеченность населения общедоступными библиотеками в 2 раза ниже среднероссийского уровня (в округе 6,41 тыс. человек на 1 библиотеку против 3 тыс. в РФ), показатель больше аналогичного на Ямале на 12% (5,65 тыс. чел. в ЯНАО против 6,41 в Югре). Количество населения, приходящееся на 1 библиотеку в целом по Уральскому Федеральному округу, составляет 3,7 тыс. человек, что также в
2 раза ниже среднеокружного.
Решение о разработке методики расчёта обеспеченности региона учреждениями культуры (в том числе и библиотеками) принималось с учётом совокупности показателей: низкой плотности населения (2,6 чел. на 1 кв. км против 8,6 в РФ), низкой книгообеспеченности (2,7 экз. на 1 жителя против 6,6 в РФ) и низкой обеспеченности населениябиблиотеками, а также природно-климатических условий, необходимости обеспечения пространственно-временной доступности библиотечных услуг.
В планах на 2009 г. — начать разработку ряда документов, носящих концептуальный или прикладной характер: «Концепция библиотечного обслуживания детей», «Положение о системе нестационарного обслуживания», «Типовое положение о модельной сельской библиотеке», «Концепция функционирования окружной корпоративной сети и центров корпоративной каталогизации» и т.д.
Осуществляя их разработку, мы исследуем особенности социально-экономической ситуации в округе. Очевидно, что формулируя приоритеты библиотечного обслуживания детей, нельзя игнорировать демографическую ситуацию в округе и прогноз количества детского населения на перспективу. По данным статистики, в 2008 г. коэффициент естественного прироста населения на 1000 человек в Югре составил +8,6, в РФ в целом –2,6. Это значит, что сегодня необходимо задуматься о приоритетном развитии детских библиотек.
Ещё одним средством развития отрасли должна стать система персональных премий Департамента культуры и искусства в области библиотечного дела. Программой «Культура Югры (2009–2013 гг.)» предусмотрены 4 премии — в номинациях «Призвание», «Новация», «Руководитель», «Профессиональный успех», — которые носят имя Нины Викторовны Лангенбах, директора окружной библиотеки с 1961 по 1986 гг., организатора централизации библиотек округа, первого заслуженного работника культуры РСФСР в округе.

Возможное и невозможное
Рассуждая о правоте известных политиков и отвечая на вопрос, является ли политика искусством возможного или же искусством невозможного, предлагаем обратиться к фактам истории.
Для библиотечной отрасли Югры
XX век — очень сложный и противоречивый период. К началу века окраина империи располагала тремя общедоступными библиотеками.3 В период промышленного освоения округа его население выросло в 1,9 раза.4 Выросло и число библиотек: если в 1965 г. их было 202 5, в 1999 насчитывалось 717 библиотек всех систем и ведомств, в том числе общедоступных — 256.
Факты свидетельствуют, что развитие библиотечной отрасли определялось историческими, социокультурными и экономическими процессами, шедшими в округе и стране в целом. Сначала первопричиной развития была необходимость проведения социалистических преобразований на Севере, затем — потребность в культурном обслуживании приехавших осваивать «нефтяную целину». Произошедшие изменения кардинальны и, безусловно, стали следствием осуществляемой культурной политики.
Сегодня активно осуществляется модернизация материально-технической базы библиотек. В 2007 г. получили новые или капитально отремонтированные здания, 12 библиотек, в том числе
4 сельские. С 2008 г. были открыты после реконструкции или получили новые здания 8 общедоступных библиотек, в том числе 3 центральные (Сургутский район, гг. Нефтеюганск, Нижневартовск) и 4 сельские.
Все эти факты свидетельствуют о том, что региональная культурная политика (уже библиотечная) не носит декларативного характера, а является преимущественно практической. Напротив, не хватает пока серьёзного концептуального осмысления и исследования, которые послужат основой системности в решении существующих проблем. Поэтому сейчас перед руководителями и лидерами библиотечной отрасли округа стоит задача более глубоко оценить её состояние и перспективы развития. Только в этом случае возможным сегодня становится то, что было невозможным по разным причинам вчера.

1 Общедоступные библиотеки РФ в цифрах, 2007 год / ГИВЦ МК РФ. — М., 2008. — С. 44, 48.
2 По данным сетевого журнала «Отечественные записки» (http://www.strana-oz.ru/).
3 Список населённых мест Тобольской губернии. — Тобольск: Губернская тип., 1912. — С. 24.
4 Гаврилова Н. Ю. Основные тенденции в формировании населения нефтегазодобывающих районов Западной Сибири в 1960–80-е годы / Н. Ю. Гаврилова, В. П. Карпов // Западная Сибирь: история и современность. Вып.V. — Тюмень, 2003. —
С. 179–198.
5 Чемакин, А. М. Из опыта культурного строительства малых народов Обского Севера (1956–1965 гг.) / А. М. Чемакин // Ленин — в наших свершениях. — Тюмень, 1971. — С. 147.

С автором можно связаться:
VolzheninaSJ@admhmao.ru
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы