Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 16 (106)'09 - Библиотечная Югра
«Главный читатель – рабочий человек»
Ирина Александровна Ковалёва, заместитель директора МУК «Сургутская районная центральная библиотека им. Г. А. Пирожникова», г. Сургут

Реформа местного самоуправления снова остро обозначила проблему «нужности» библиотеки для местного сообщества. Возможно, рецепты можно
найти в прошлом опыте работы библиотек.




Формы и методы работы библиотек в 1960–1970-е гг. в значительной мере определялись постановлениями правительственных и партийных органов. Постановление ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране» от 22.09.1959 г. ориентировало библиотеки на освещение практики коммунистического строительства, пропаганду достижений научно-технического прогресса, повышение идейно-политического и научно-технического уровня трудящихся.1 Постановление ЦК КПСС «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе» (май 1974 г.) призывало расширить деятельность библиотек по распространению достижений науки, техники и передового опыта, по оперативному обеспечению научно-технической информацией специалистов народного хозяйства, оказывать дифференцированную помощь читателям, с учетом их образовательного уровня, профессиональных интересов и возрастных особенностей.2

Нефть, газ и книги
В 1960-е гг. в связи с открытием месторождений нефти и газа на территории округа начался массовый приток специалистов в Тюменскую область, что повлекло усложнение требований, предъявляемых к культпросветучреждениям. Начался новый этап развития библиотечного дела региона.
В аналитической справке районного отдела культуры 1977 г. о работе библиотек Сургутского района отмечалось, что в новой пятилетке все библиотеки района взяли в своей работе за главный ориентир рабочего человека: «Главный читатель — рабочий человек». Библиотеки должны были «помогать ему литературой в повышении квалификации, вовремя информировать о новых поступлениях технической литературы, выявлять, насколько она ему нужна, помогла ли в работе и т.д.».3 Кроме того, предполагалось, что библиотека будет помогать рабочему в расширении его кругозора, подборе интересной и разнообразной по содержанию литературы. Для этого читатели в библиотеках разбивались на группы по специальностям и интересам, что послужило началом дифференцированного обслуживания читателей в Сургутском районе.4
В основу дифференциации читателей была положена принадлежность к определённой социально-профессиональной и демографической группе. Состав читателей районной библиотеки в 1965 г. отражался в картотеке профессий, в которой были выделены: «нефтяники, геологи, строители, механизаторы (шоферы, трактористы), учителя, врачи, заочники, учащиеся школы рабочей молодёжи, ударники коммунистического труда, молодёжь, которая нигде не учится».5 По итогам 1978 г. во всех библиотеках района были выделены ведущие группы читателей: инженерно-технические работники, учителя, медицинские работники, юношество, рабочая молодёжь; в сельских библиотеках дополнительно охотоведы, животноводы и рыбаки.6
В эти годы в библиотеках начинают проводиться социологические исследования. Проведённый центральной городской библиотекой г. Сургута в 1978 г. анализ чтения инженерно-технических и медицинских работников показал, с одной стороны, недостаточную укомплектованность библиотеки технической и медицинской литературой, с другой, — недостаточную в ней заинтересованность, обусловленную наличием отраслевой литературы в личных библиотеках.7

«Каждому — книгу
по специальности»
Возрастающий спрос на профессиональную литературу заставил библиотеки искать новые формы библиотечного обслуживания читателей. В отчёте о деятельности районной библиотеки за 1965 г. отмечалось, что «имеющийся книжный фонд райбиблиотеки не может удовлетворить самые разнообразные запросы читателей. Особенно велик спрос на учебную литературу, которая в библиотеке почти отсутствует».8 Для удовлетворения запросов специалистов и студентов-заочников активно использовался межбиблиотечный абонемент (МБА). В 1965 г. по МБА (только районной библиотекой) было получено 139 книг, из них 20 экз. из Государственной библиотеки им. В. И. Ленина (г. Москва) и 121 экз. из Тюменской областной библиотеки.9 В 1978 г. по МБА библиотеками Сургута и района было получено 425 книг, при этом количество абонентов МБА составило 119 человек.10
В доведении книг до каждого человека, каждой семьи, привлечении новых читателей (что было одним из основных направлений деятельности библиотек в 1960-е гг.) большую роль сыграла организация открытого доступа. В соответствии с требованиями времени районная библиотека призывала библиотеки района модернизировать обслуживание читателей. «Библиотечным работникам района необходимо... организовать открытый доступ читателей к фондам библиотек. Этот метод обслуживания... позволит удовлетворять запросы читателей, повысить культуру их обслуживания». Для того чтобы открыть фонд для читателей, предполагалось организовать в библиотеках систематические каталоги и «чётко распланировать фонд».11
Работа с читателями в библиотеках тесно связывалась с задачами, поставленными на XXV съезде КПСС. Библиотеки стали не только идеологическими, но и информационными центрами, помощниками производства.12 Большое значение придавалось культурно-массовой работе библиотек.
Основными формами массовой работы библиотек в 1960–1970-е гг. были книжные выставки, обзоры, лекции, вечера, устные журналы, читательские и технические конференции. Большую часть мероприятий библиотеки проводили по общественно-политической тематике и пропаганде передового опыта в промышленности и сельском хозяйстве. В качестве примера можно привести оформленные в районной библиотеке уголок передового опыта геолога, нефтяника, плакат «Кто сегодня впереди». В уголке были сосредоточены все материалы о передовом опыте в нефтяной промышленности, велись картотеки «Сургутскую нефть — Родине», папка «Нефтяные богатства нашего края — на службу Родине», составлены рекомендательные списки для геологов и нефтяников. На абонементе был оформлен уголок «Каждому работающему — книгу по специальности».13
Особое место в массовой работе районной библиотеки занимали читательские конференции. Газета «К победе коммунизма» в 1962 г. писала о заинтересовавшей широкую общественность читательской конференции по роману В. Кочетова «Секретарь обкома».14 Читательские конференции проводились не только по художественным произведениям, но и по производственной литературе.
Только в 1965 г. было проведено 3 читательских конференции по производственной тематике: по книге Анохина «Отечественные автомобили» со «слушателями курсов шофёров», техническая конференция «Меры безопасности движения автомобильного транспорта и пешеходов», на которой присутствовали все «шофера райцентра», техническая конференция «За честь заводской марки» с рабочими рыбоконсервного завода.15
Одним из наиболее интересных и эффективных мероприятий 1976 г. по пропаганде технической литературы сотрудниками библиотек был признан День открытого просмотра радиотехнической литературы, организованный центральной городской библиотекой. Грамотная подготовка мероприятия, привлечение специалистов для бесед у выставок литературы, использование комплексных мер оповещения общественности о мероприятии с помощью радио и объявлений дали значительные результаты: 12 новых читателей, книговыдача составила 75 экземпляров, зафиксировано 78 посещений.

Чтение по планам
Библиотеками активно велся поиск и апробация новых форм массовой работы. В 1970 г. Лемпинская сельская библиотека при участии сельской молодёжи провела устный журнал «Край, устремлённый в будущее». Одна «страница» устного журнала была посвящена геологическим работам в районе. «На сцене была воссоздана обстановка полевого быта геологов — лесная опушка, палатка, костёр, песни под гитару».16
В 1960–1970-е гг. в библиотеках активно практиковалось руководство чтением. Библиотекарь должен был не просто удовлетворять информационные запросы читателей, а, исходя из задачи воспитания всесторонне развитой личности, активно влиять на формирование читательских интересов. В 1965 г. в районной библиотеке 18 человек «читали по планам». Были составлены «планы чтения» для тракториста по основам марксистской философии; для начинающего шофёра; для слесаря по теме «Жизнь замечательных людей»; для штукатура по зарубежной литературе.17
Большая работа «в помощь производству» проводилась сельскими библиотеками Сургутского района. В отчётах о работе библиотек неоднократно отмечалось, что заведующие Сытоминской, Белоярской, Высокомысовской библиотек постоянно бывают на животноводческих фермах с обзорами производственной литературы, беседами, осуществляют индивидуальное информирование специалистов сельского хозяйства о новой литературе.18 На животноводческих фермах были оформлены красные уголки, где представлена литература и списки по теме .19
По воспоминаниям А. В. Коровиной, которая работала заведующей сельской библиотекой с. Покур, библиотекарь вместе с комсомольской организацией поселка проводила «воскресники», выезжала с агитбригадой на «заимки» с концертами и книжными передвижками, обменивала книги, журналы, читала дояркам «что-нибудь интересное». На территории Покурского сельсовета, обслуживаемого библиотекой, в 1960-е гг. было несколько лесозаготовительных участков, на участках ежегодно действовало 15–20 передвижек.20 Стоит отметить, что сотрудники библиотек выполняли не только профессиональные обязанности, но и помогали колхозам доить коров, ухаживать за скотом, косить сено (Сытомино, Локосово, Тундрино).
Внестационарные формы признавались достаточно эффективной формой обслуживания населения района. Для обслуживания вахтовых поселков лесозаготовителей, буровых бригад, нефтяников, строителей железных дорог, работников сельского хозяйства в 1976 г. в районе было организовано 98 передвижных библиотек (из них 15 были открыты районной библиотекой).21 За счёт передвижек значительно увеличивался охват населения библиотечным обслуживанием. В 1978 г. в районе действовало 89 передвижек, их читателями являлось 8 913 человек (28% от общего количества читателей).22
В 1960-е гг. количество читающего населения Сургута стремительно увеличивалось. В 1965 г. Сургуту был присвоен статус города, в этом же году для более рационального обслуживания читателей была открыта городская библиотека №1 (ныне — центральная городская библиотека им. А. С. Пушкина. Примеч. автора).23
Методическую помощь библиотекам Сургутского района в 1960-е гг. оказывала районная библиотека, в конце
1970-х гг. — центральная городская (в связи с централизацией библиотек). До конца 1970-х гг.* районная библиотека была методическим центром для библиотек района, её задачами были координация работы всех библиотек, максимальное улучшение обслуживания читателей, особенно читателей-специалистов.
Регулярно (2 раза в год) районная библиотека проводила семинары-практикумы. Среди тем, которые обсуждались на двухдневном районном семинаре в марте 1976 г., были: дифференцированное обслуживание населения, учёт и отчётность, изучение читательских интересов работающей молодёжи, работа библиотек по эстетическому воспитанию школьников, обмен опытом по пропаганде сельскохозяйственной литературы.24
Таким образом, работа библиотек
г. Сургута и Сургутского района в 1960–1970-е гг. осуществлялась в ключе руководящих указаний ЦК КПСС и Совета министров СССР. Библиотеки были ориентированы на работу по обеспечению научно-технической информацией специалистов нефтегазовой отрасли, сельского хозяйства, строителей и других групп читателей с учётом их образовательного уровня, профессиональных интересов и возрастных особенностей. Наибольшую популярность в работе с читателями получили громкие чтения, читательские конференции, лекции, устные журналы; значительно возросла роль внестационарного обслуживания населения.
Следует отметить, что высокий охват населения г. Сургута и Сургутского района библиотечным обслуживанием в 1960–1970-е гг. был связан с тем, что библиотека, зачастую, была единственным доступным учреждением культуры на селе, отсутствовали другие альтернативные источники информации и, таким образом, помощь в повышении квалификации, самообразовании, обеспечении учебного процесса могла в те годы оказать только библиотека.
* С 1978 года (после централизации) центральная районная библиотека стала рядовым филиалом №6 Сургутской ЦБС.

1 Руководящие материалы по библиотечному делу : справочник / под ред. М. С. Пономарёвой. — М.: [Книга, 1968]. — С. 11–25.
2 Руководящие материалы по библиотечному делу: справочник / под ред. В. В. Серова. — М. : Книга, 1975. — С. 14–30.
3 Справка о выполнении Постановления ЦК КПСС «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе» (1981 г.) // Архивный отдел Адм. г. Сургута. — Ф. 108. — Д. 106. Л. 75–77.
4 Справка / сост. Б. Мамедов. — Архив. отдел Адм. г. Сургута. — Ф. 108. — Д. 90. — Л. 17–20.
5 Отчёт о работе Сургутской районной библиотеки за 1965 год. — Архив. отдел Адм. г. Сургута. — Ф. 108. — О. 1. — Д. 5. — Л. 9–17.
6 Информационный отчёт Сургутской ЦБС за 1978 г. // Библиотеки Сургута: 100 лет истории [Электронный ресурс]: архив. док. по истории б-к и библ. дела г. Сургута / [МУК «ЦБС»]. — Электрон. текстовые дан. — [Сургут, 2005]. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Загл. с экрана.
7 Там же.
8 Отчёт о работе Сургутской районной библиотеки за 1965 год.
9 Там же.
10 Информационный отчёт Сургутской ЦБС за 1978 г.
11 Головащенко, В. Разнообразные формы работы библиотек // К победе коммунизма. — 1959. — 6 нояб.
12 Информационный отчёт Сургутской ЦБС за 1978 г.
13 Отчёт о работе Сургутской районной библиотеки за 1965 год.
14 Секретарь обкома // К победе коммунизма. — 1962. — 13 июня.
15 Отчёт о работе Сургутской районной библиотеки за 1965 год.
16 Кондакова Л. Ю. Сургутские библиотеки: 100 лет истории / Л. Ю Кондакова; под ред. Н. В. Жуковой. — Тюмень: Мандр и К’, 2004. — 208 с.
17 Отчёт о работе Сургутской районной библиотеки за 1965 год.
18 Справка о работе сельских филиалов Сургутской ЦБС за 1977–1979 годы // Библиотеки Сургута: 100 лет истории [Электронный ресурс]: архив док. по истории б-к и библ. дела г. Сургута / [МУК «ЦБС»]. — Электрон. текстовые дан. — [Сургут, 2005]. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — Загл. с экрана.
19 Информационный отчёт Сургутской ЦБС за 1978 г.
20 Коровин И. Е. Село Покур, годы и люди / Е. И. Коровин. — Сургут, 2007. — (Рукопись).
21 Справка о выполнении Постановления ЦК КПСС.
22 Информационный отчёт Сургутской ЦБС за 1978 г.
23 Кондакова Л. Ю. Сургутские библиотеки.
24 План семинара библиотечных работников Сургутского района на март 1976 г. — Архивный отдел Адм. г. Сургута. — Ф. 108. — Д. 87. — Л. 5.

С автором можно связаться:
crb@raionka.ru, kova35@yandex.ru
Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы