|
Самооценка как стиль жизни
Людмила Дубровина, исполнительный директор Национальной ассоциации качества профессионального образования, к. п. н., менеджер по качеству, г. Москва
Дорогие коллеги! Я рада, что библиотеки вашего округа первыми в России рискнули провести конкурс «Внутрибиблиотечные системы обеспечения качества деятельности и услуг». Надеюсь, что эта работа увлечёт вас, как увлекла и меня, поможет вашим библиотекам и, главное, — вашим читателям. Я поздравляю вас со вступлением в пионерский отряд библиотек России, прокладывающий путь менеджменту качества в нашей профессиональной среде.
Дорогие коллеги!
Я рада, что библиотеки вашего округа первыми в России рискнули провести конкурс «Внутрибиблиотечные системы обеспечения качества деятельности и услуг». Надеюсь, что эта работа увлечёт вас, как увлекла и меня, поможет вашим библиотекам и, главное, — вашим читателям. Я поздравляю вас со вступлением в пионерский отряд библиотек России, прокладывающий путь менеджменту качества в нашей профессиональной среде.
Руководители и коллективы библиотек вашего округа, которые рискнули участвовать в региональном конкурсе, сделали первый шаг.
Как показали результаты конкурса, несмотря на обилие собираемой библиотечной статистики и наличие множественных ситуационных опросов потребителей, (к которым библиотеки по традиции относят в основном читателей, а не все заинтересованные стороны), систему сбора и анализа своей деятельности библиотекам ещё надо создавать. И именно участие в подобных конкурсах поможет её разработать и структурировать, включить в неё и показатели удовлетворённости деятельностью библиотек всех групп потребителей (читателей, учредителей, партнёров, персонала, местного сообщества).
Следовательно, цель проведения самооценки и участия в конкурсах по качеству должна быть сфокусирована не столько на оценивании и ранжировании, сколько на диагностике как конкретной библиотеки, так и, в нашем случае, уровня и качества библиотечно-информационного обслуживания населения региона, анализе их способности к саморазвитию и совершенствованию.
Как известно, конкурсы по качеству обычно не имеют денежных, материальных премий, но отрадно, что руководство округа изыскало возможность для премирования победителей и участников. И особенно ценно, что награды направлены непосредственно на дальнейшее обучение лидеров библиотек округа и их вовлечение в деятельность по совершенствованию систем менеджмента качества (участие в РПК).
Самооценка должна стать стилем жизни библиотеки. Руководители библиотек и их учредители должны поверить, что ежегодная диагностическая проверка необходима для поддержания жизнеспособности организации, в особенности для составления достоверных планов.
И всё-таки главная цель, особенно отраслевых конкурсов по качеству, не столько выявление и награждение лидеров, которые, безусловно, известны профессиональной общественности, сколько внедрение в практику деятельности библиотек методики диагностической самооценки. Диагностическая самооценка (критический самоанализ) вместе с бенчмаркингом — необходимый инструмент улучшения качества.
Эти инструменты позволяют руководителям получать объективную управленческую информацию, отслеживать процессы развития библиотек и их модернизации на основе анализа их качественных характеристик. А ведь высшее качество власти приносит знание о внутренних потребностях общества, в нашем случае — внутренних потребностях библиотек и внешних потребностях всех групп их потребителей.
Вызовы времени требуют изменения менталитета и поведения библиотек как социальных систем. Участие в конкурсах по качеству, применение методов менеджмента качества в повседневной деятельности библиотек способствует систематическому критическому изучению того, что работает, а что нет, избавляет от привычки фиксировать внимание на отдельных недостатках и помогает увидеть библиотеку как систему, в которой все заинтересованные стороны могут добиваться качественно иных результатов, а не просто работать.
|
|