Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 16 (106)'09 - Библиотечная Югра
Дети — создатели Нового Мира
Людмила Евгеньевна Ковалёва, заместитель директора по библиотечной деятельности МУ «Библиотечно-информационная система», г. Нижневартовск


Если начать рассуждать о проблеме продвижения чтения, то сразу встают вопросы: куда мы должны продвигать чтение, зачем, какое чтение имеется в виду? Возникает и вопрос о масштабе задач, который библиотекарь обязан ставить перед собой, когда речь заходит о проектах, связанных с чтением.


Как свидетельствуют недавние социологические исследования в области чтения, проведённые Левада-центром, мы сейчас находимся в ситуации качественного изменения структуры и состояния российского общества. «Социологи говорят о нынешней России как социуме телезрителей, объединённых в их воображении именно тем, что они — зрители...»1 Если искать аналогии в художественной литературе тому, что прогнозируют социологи, то возникает ощущение, что медленно и верно мы приближаемся к миру, описанному братьями Стругацкими в романе «Гадкие лебеди». А это достаточно невесёлые ассоциации, если вспомнить, чем всё закончилось: дети покинули город, жители которого забыли, зачем надо читать.

Парад искусств в библиотеке
Формирование читательских предпочтений — процесс сугубо индивидуальный, это отражение человеческой судьбы: воспитания, встреч, влияний, опыта. И порой непрямое воздействие на потенциального читателя может сделать больше, чем все библиотечные уроки. В своей статье мне бы хотелось рассказать об опыте центральной библиотеки г. Нижневартовска в области такого непрямого воздейстивия на молодых читателей.
Более 10 лет в нижневартовской центральной библиотеке проходит ежегодный конкурс начинающих художников, возраст его участников не превышает 25 лет. Вначале он назывался «Салон» (по аналогии со знаменитым парижским «Салоном» конца XIX в.), а спустя 10 лет приобрёл новое название — «Парад искусств». И если вначале существования «Салона» его главной целью было привлечение в библиотеку творческой молодёжи, то спустя некоторое время наши цели стали более масштабными: мы решили обратить внимание молодых художников на книгу как источник творческого вдохновения.
И, надо сказать, не ошиблись.
Первый конкурс с новым содержанием состоялся в 2003 г. Он так и назывался — «Мы есть то, что мы читаем». В качестве названия была выбрана перефразированное высказывание И. Бродского: «Человек есть то, что он читает». Конкурсанты были свободны в выборе литературного произведения и способе его отражения в изобразительном искусстве. Разнообразие представленных на итоговой вставке конкурсных работ, как и разнообразие литературных произведений, послуживших стимулом к творчеству, впечатляло: классика ХIХ и ХХ вв., фантастика и сатира, мифология и фольклор, среди авторов — М. Булгаков, А. Солженицын, В. Высоцкий, И. Ильф и Е. Петров,
Д. Мамин-Сибиряк, Д. Сэлинджер,
Н. Гоголь, И. Ефремов. И это далеко не полный перечень. С тех пор обязательным условием для участников конкурса стало обращение к книге. Существенное значение имело и то, что конкурс стал тематическим, это позволяет обратить внимание молодых талантов на малознакомые им пласты литературы. Вот лишь несколько тем последних лет: «Лики времени», «Моя Победа», «В городе N…» (посвящены юбилеям Ф. Достоевского, М. Булгакова и М. Салтыкова-Щедрина»), «Песни Вселенной» (посвящён юбилеям И. Ефремова и С. Королёва). За 30 лет через конкурс начинающих художников прошли более 500 молодых дарований.
Стоит отметить, что организация подобного конкурса изобразительного искусства — дело непростое. Ведь ребятам необходимо прежде прочитать книгу и осмыслить её, а уж потом выразить свои эмоции с помощью красок, глины, карандаша. Поэтому так важна была — особенно для участников младшей группы (14–17 лет) — поддержка старших, педагога или родителей, которые могли стимулировать творческие амбиции своих подопечных. Состав жюри также немаловажен для повышения статуса конкурса. Уже много лет жюри нашего конкурса возглавляет С. Г. Медведев, заслуженный художник РФ.
Конкурсные работы в течение месяца экспонируются в зале центральной городской библиотеки, кроме того, итоги конкурса отражаются в иллюстрированном каталоге выставки. Издание каталога служит для молодых художников дополнительным стимулом участия в конкурсе. С другой стороны, это ещё один способ популяризации тех или иных произведений литературы. Безусловно, огромную роль в успехе конкурса играет выбор темы. Индикатором, как правило, служит количество участников. Поэтому, как показал опыт, темы конкурсов художников не должны быть слишком узкими, необходимо некое пространство для манёвра.

Куда зовёт восточный ветер
Совсем другое дело — конкурс художественной декламации. В центральной библиотеке Нижневартовска этот конкурс имеет свой неповторимый стиль. Во-первых, это всегда праздник, на который приглашаются болельщики и зрители, это красивое действие с интересным сценарием, декорациями, элементами театрализации. В жюри, как правило, приглашаются известные в городе персоны: актёры, журналисты, режиссёры. Словом, конкурс организуется таким образом, чтобы участие в нём было престижным для ребят. Около 300 юных любителей художественной декламации собрал конкурс «Во весь голос» (до 2007 г. — «Белый город»). Многие из них выходят на площадку Центральной библиотеки не однажды, стремясь к заветной победе. Конкурс дарит множество открытий — открытие таланта исполнителя и таланта читателя, открытие неизвестных ранее произведений и авторов. Это живое переживание литературного произведения, непосредственное соприкосновение с ним и самого чтеца, и публики.
Темы конкурса художественной декламации не бывают простыми: например, конкурс «От Петрарки до Шекспира» (2004) был обращён к литературе эпохи Возрождения; «Восточный ветер» (2006) — к литературе Китая, Японии и Кореи; «Неизвестная классика» (2007) — к малоизвестной поэзии XIX в.; «Городской роман-с» (2007) — к литературе народов, проживающих в Нижневартовске, а «День серебра» (2008) — к произведениям рок-поэзии. При подготовке к конкурсу библиотекари обязательно формируют рекомендательные списки литературы, которые помогают конкурсантам сориентироваться в выборе произведения, на абонементе за полтора-два месяца до конкурса организуется обширная книжная выставка. И, как правило, будущие конкурсанты достаточно активно обращаются к фонду библиотеки в процессе подготовки к конкурсу: например, более 100 изданий было выдано по теме «Неизвестная классика», более 120 стихотворных и песенных сборников по теме «День серебра». Для некоторых юных участников конкурс становится поводом для того, чтобы записаться в библиотеку.
Творческие конкурсы стали не только доброй традицией центральной городской библиотеки, её визитной карточкой, они прочно вошли в культурную жизнь города и поддерживаются в рамках городской целевой программы развития культуры.

Когда со сцены звучит Слово
Проект «Театр и книга», по сравнению с творческими конкурсами, достаточно молодой. Но идея, положенная в его основу, — книга как открытие, совершённое с помощью искусства, — на наш взгляд, является логичным продолжением предыдущей деятельности. Хотя форма самого проекта вполне традиционна — это цикл встреч с выдающимися мастерами театра и литературы. Не секрет, что живое общение с яркой личностью может порой оказать решающее влияние на человека, особенно человека молодого, у которого потребность в образцах для подражания как никогда велика, при том что авторитет родителей, педагогов, библиотекарей для него уже не является абсолютным. Поэтому очень важно, чтобы факт общения с незаурядной личностью стал для молодого человека тем самым открытием, которое, возможно, определит какие-то новые пути развития его внутреннего мира.
Не скрою, что для жителей г. Нижневартовска, достаточно удалённого от крупных культурных центров, особую ценность имеет сам факт творческого общения с известной личностью. Но популярность — это ещё не всё: следует учитывать, насколько потенциальный герой встречи способен удержать внимание аудитории и найти с ней общий язык. И, самое главное, было важно представить его публике с непривычной, незнакомой стороны, которая, тем не менее, непременно должна быть связана с литературой и книгой — открытие должно быть открытием! Именно из этого исходили организаторы проекта, выбирая «персонажей» для нового проекта. Ими стали писатель Андрей Геласимов (2007), в биографии которого обнаружился факт обучения на режиссёрском факультете ГИТИСа, главный режиссёр Московского театра на Юго-Западе Валерий Белякович (2008), автор рассказов, инсценировок для собственных спектаклей, актер и писатель Сергей Юрский (2008). При внешнем сходстве форматов, каждая встреча была уникальной, а все вместе они позволяли взглянуть на книгу и литературу с разных точек зрения.
Тема общения публики с Андреем Геласимовым получила название «В поисках героя», задав главное направление диалога писателя и аудитории. Рассуждая о том, что представляет собой герой современной литературы, писатель представил публике великолепный обзор произведений своих коллег по литературному цеху и собственное видение героя нового поколения. Его рассказ вызвал активную реакцию зала. Следует отметить, что около 60% аудитории составила именно молодёжь. Встреча с московским автором продемонстрировала, что потребность в такого рода общении крайне важна для думающей нижневартовской публики. В период дефицита общих идеалов, символов и ценностей, а именно так характеризует нынешнее состояние нашего общества исследование Левада-центра,2 нередко слово, сказанное со сцены, помогает найти опору, символ и смысл.
Совсем иначе выглядела встреча с
В. Беляковичем, основателем знаменитого театра, с начала 1980-х гг. ставшего культовым для театральной молодёжи. В этом случае нам хотелось предоставить публике возможность услышать литературное произведение в исполнении мастера. И, возможно, полагали мы, услышанное станет прочитанным, или перечитанным и осмысленным заново. Поэтому со сцены звучал монолог артиста, в котором он раскрывал образы знаменитых персонажей, сыгранных им когда-то. Но настоящим потрясением и открытием для зрителей стало исполнение В. Беляковичем поэмы С. Есенина «Пугачёв». Глубокое эмоциональное переживание, возникшее в зале, в равной степени было связано и с есенинской поэмой и с незаурядной личностью самого исполнителя.
Приглашение в город Сергея Юрского совпало с выходом его новой книги «Всё включено». Поэтому встреча задумывалась как презентация новой книги и в тоже время как серьёзный разговор с писателем и актером о Слове. Встреча так и называлась — «Разговор в узком кругу», несмотря на то, что узкий круг собрал более 200 человек! Знаменитый актёр предстал перед аудиторией, прежде всего, как автор целого ряда книг, как человек, чутко и трепетно относящийся к слову и умеющий донести его до публики. И, разумеется, как великолепный исполнитель поэтических произведений. Открытие состоялось и на этот раз.
Собственно говоря, эффект подобного рода проектов можно просчитать сразу же — по количеству публики в зале, по её реакции во время встречи, активности, с которой она вступает в диалог. С этой точки зрения проект «Театр и книга» оказался сверхуспешным. Но гораздо важнее, может быть, отложенный эффект, когда спустя некоторое время в библиотеке активно начинают спрашивать стихи С. Есенина, книги
А. Геласимова, а также тех авторов, о которых он говорил, произведения
С. Юрского и тех авторов, которых он читал со сцены. Значит, сработало.
Ещё один штрих: изначально было решено, что каждая встреча проекта должна быть подана красиво. Оригинальные афиши и пригласительные билеты, специально разработанные флаеры, на которых удобно ставить автограф, листовки с информацией о герое той или иной встречи, мобильная книжная выставка, специально подготовленный зал — всё это создавало особую атмосферу неординарного события, праздника встречи с настоящим искусством.
Разумеется, подобные проекты требуют определённых финансовых затрат. В нашем случае огромную роль сыграло то, что проект вошёл в городскую целевую программу развития культуры, что сложились хорошие партнёрские отношения с другими учреждениями культуры, в том числе с драматическим театром, что существенную поддержку оказали спонсоры. Благодаря этому появилась возможность обеспечить свободный вход публики на все три встречи. Все события проекта получили широкий резонанс в прессе.
Безусловно, описанные выше проекты — лишь часть той огромной работы, которая осуществляется муниципальными библиотеками Нижневартовска. В ней есть место и масштабным фестивалям, и специальным программам поощрения чтения, телеконференциям, разнообразным конкурсам и другим, не менее интересным событиям.

1 Дубин Б. В. Чтение в России-2008. Тенденции и проблемы / Б. В. Дубин, Н. А. Зоркая. — М.: Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2008. — С. 71.
2 Дубин Б. В. Там же. С. 79.

С автором можно связаться:
lekovaleva@yandex.ru
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы