Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 16 (106)'09 - Библиотечная Югра
До самых до окраин
Светлана Геннадьевна Полякова, главный библиотекарь Государственной библиотеки Югры, г. Ханты-Мансийск



Преодоление цифрового неравенства, начиная с развития системы информационных ресурсов, обучения населения навыкам использования информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и заканчивая формированием у граждан автономного округа потребности в использовании таких технологий, возможно через создание системы центров доступа к социально значимой информации.


Проблема обеспечения доступа к социально значимой информации в Югре нашла своё решение в 2000 г., когда началось создание центров общественного доступа на базе публичных библиотек и культурно-досуговых учреждений.
Первый центр правовой информации на базе общедоступной библиотеки в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре был открыт в 2000 г. в муниципальном информационно-культурном учреждении «Библиотечная система» Нижневартовского района на средства гранта международной благотворительной организации «Фонд Сороса». В том же году Государственная библиотека Югры предложила своим посетителям воспользоваться правовой системой «Кодекс».
В 2004 г. произошло открытие центра правовой информации в муниципальном учреждении «Централизованная библиотечная система» г. Мегиона, в 2005 — в муниципальном учреждении культуры «Сургутская районная центральная библиотека». В этих библиотеках центры правовой информации были выделены в самостоятельные секторы. В 2004–2005 гг. библиотеки 9 библиотечных систем автономного округа предоставляли населению доступ к справочно-правовым системам «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс», выполняли запросы правового характера.
Реализации права на доступ к социально значимой информации во многом содействовали окружные целевые программы «Электронная Югра» на 2006–2008 гг. и окружная целевая программа «Культура Югры» на 2006–2008 гг. Благодаря финансированию программ, в библиотеки начала поступать необходимая компьютерная техника, шла установка справочно-правовых баз данных. Значительную информационную поддержку сети центров общественного доступа в период её становления оказали коммерческие производители справочно-правовых систем «Гарант», «КонсультантПлюс», предоставившие свои программные продукты. Доступ к правовой, социально-значимой информации рассматривался как одно из приоритетных направлений деятельности общедоступных библиотек.
В результате эффективного взаимодействия государства и представителей бизнеса уже к концу 2006 г. были реализованы такие проекты, как «Центр правовой информации в публичной библиотеке г. Мегиона», «Центры муниципальной информации на базе ЦБС» (общее число участников проекта — 6 библиотечных систем автономного округа). Создание центров общественного доступа положительным образом сказалось на привлечении читателей в библиотеку.
В 2007 г. 25 библиотек автономного округа в городах Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Пыть-Ях, Покачи, Югорск, Урай, Лангепас, Мегион и районах Советский, Октябрьский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Сургутский, Ханты-Мансийский предоставляли населению доступ к социально значимой информации.
В 2008 г. открылись ещё 26 центров общественного доступа к социально значимой информации. Всего на территории автономного округа в настоящее время действуют 274 центра общественного доступа, в том числе 51 — на базе общедоступных библиотек, из них 36 прошли регистрацию в МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» и получили «Свидетельства о регистрации».

Далёкий северный посёлок
Самый отдалённый от столицы Югры центр общественного доступа на базе общедоступной библиотеки открылся в сентябре 2008 г. в пос. Саранпауль Березовского района, где 70% населения составляют представители коренных малочисленных народов Севера. За несколько месяцев работы центр показал, насколько востребованы у местного населения социально значимые окружные информационные ресурсы. В частности, пользуется успехом раздел официального веб-сайта органов государственной власти автономного округа (htpp://www.admhmao.ru) «Информация для граждан из числа коренных малочисленных народов Севера». В нём размещены сведения о порядке предоставления мер социальной защиты представителям коренных малочисленных народов Севера, информация об организации целевой подготовки национальных кадров и др.
Для Ханты-Мансийского округа создание центров и точек общественного доступа в общедоступных библиотеках и других культурно-досуговых учреждениях имеет особое значение в связи с географическими и природно-климатическими особенностями региона. Деятельность библиотек-центров общественного доступа в небольших северных посёлках способствует повышению качества жизни граждан, уровня их информированности и правовой культуры.
Итоги работы центров общественного доступа за 2008 г. показали, что услугами центров воспользовались более 50 тысяч граждан. Основные категории пользователей служб общественного доступа — пенсионеры, инвалиды, молодёжь до 25 лет, служащие, предприниматели, представители коренных малочисленных народов Севера, граждане, состоящие на учёте в службе занятости населения, демобилизованные со срочной службы воины, граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Наиболее запрашиваемые темы: безработица в городе, бюджетная политика, детский отдых, документы окружной Думы, жилищная политика, вопросы занятости населения, проблемы семьи, нормы жилой площади в городе, вопросы социальной защиты, экологические проблемы и др.

Компьютерная школа,
онлайновая клиника
В 2008 г. на Юридическом портале Югры (http://ugra-gateway.ru/main) начала функционировать «Юридическая клиника». Любой посетитель центров общественного доступа в режиме on-line может обратиться в неё и получить консультацию, найти информацию о законах, функциях и режиме работы государственных и муниципальных органов власти. Кроме того, сотрудники центров общественного доступа проводят мероприятия по правовому просвещению граждан.
В Государственной библиотеке Югры открыта «Школа компьютерной грамотности» для граждан пожилого возраста и инвалидов. Работу по повышению компьютерной грамотности ведут центры общественного доступа общедоступных библиотек Нягани, Мегиона, Сургута, Нефтеюганска, Нижневартовска, Лянтора, Урая.
Правовую помощь жителям г. Нижневартовска в центре общественного доступа центральной городской библиотеки оказывают специалисты юридического управления администрации города. Они ежедневно проводят в Центре общественного доступа бесплатные консультации для населения. По информации пресс-службы городской администрации этой услугой воспользовались более полутора тысяч человек. Если в 2008 г. обращения граждан чаще всего были связаны с проблемами в решении семейных и жилищных вопросов, то в 2009 г. нижневартовцев интересуют в основном вопросы трудового права. Кроме того, юристы ведут разъяснительную работу по правовым актам главы города как уже принятым, так и по их проектам.

Для тех,
чьи возможности ограничены
Особенностью Центра общественного доступа городской библиотеки №21
г. Сургута стала работа с гражданами, имеющими ограничения жизнедеятельности по зрению. Этот проект был реализован в рамках мероприятий окружной целевой программы «Электронная Югра» на 2006–2009 гг. В центре общественного доступа библиотеки установлено АРМ со специализированной программой Jaws, устройство, позволяющие переводить тексты в звуковой формат. Консультант службы осуществляет помощь гражданам в поиске нормативных актов, направленных на обеспечение жизнедеятельности инвалидов — оформление пособий, адреса социальных служб и медицинских учреждений.
Одним из последних событий было открытие Центра деловой и социально-правовой информации в городской библиотеке г. Нефтеюганска. Директор библиотеки Г. Н. Симонова на презентацию Центра пригласила представителей подразделений городской администрации, инспекции федеральной налоговой службы, территориальной избирательной комиссии, пенсионного фонда, ипотечного агентства, управления социальной защиты населения, городской общественной организации Всероссийского общества инвалидов, которые обсудили предложения по дальнейшему сотрудничеству с Центром деловой и социально-правовой информации. Каждый из приглашённых выразил готовность внести свой вклад в формирование информационного ресурса Центра и предоставил информационный пакет с правовой документацией для различных социальных групп населения, прежде всего для пенсионеров, людей с ограниченными возможностями и безработных.
Дальнейшее развитие сети центров общественного доступа на базе общедоступных библиотек возможно через их взаимодействие, обмен опытом, формирование банка информационных ресурсов федерального, регионального и муниципальных уровней и обеспечение открытого доступа к ним, проведение компьютерных «ликбезов» для посетителей персоналом центров и точек общественного доступа поселковых библиотек. Государственная библиотека Югры в ближайшее время планирует создать на своём сайте (http://www.okrlib.ru) новый раздел для оказания методической, организационной поддержки центрам общественного доступа. Это будет виртуальная площадка для обмена опытом и консультаций.

С автором можно связаться:
polyakovasg@okrlib.ru
Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы