Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 17 (107)'09 - Международное библиотечное сотрудничество
Библиотечный дизайн
Виктор Викторович Зверевич, руководитель Центра Информационных ресурсов НП «Британская высшая Школа дизайна», магистр библиотековедения, г. Москва


Внушительные здания национальных библиотек, уютные частные библиотеки-кабинеты, классические традиции и стремление к оригинальности, отказ от догм и стереотипов, — библиотечный дизайн
многогранен и часто непредсказуем. Убедитьcя в этом позволяет литература, посвящённая этому направлению современного дизайна.


Настоящей статьей мы открываем цикл обзоров книг по библиотечному дизайну, которые находятся в фонде Центра информационных ресурсов (ЦИР) Британской высшей Школы дизайна (БВШД) в Москве.
Сама БВШД была создана в 2003 г. В самостоятельное структурное подразделение БВШД ЦИР выделился в 2005 г. С этого года отсчитывается история формирования в БВШД фонда печатных изданий и других ресурсов, посвящённых различным видам и направлениям современного дизайна в разных странах мира. Нашлось место и ресурсам по строительству современных библиотечных зданий, дизайну интерьеров библиотек и организации библиотечного пространства. Стоит отметить, что литература по дизайну в собрании БВШД представлена, в основном, книгами на английском языке. Это связано с тем, что БВШД предлагает британские дипломы бакалавра по дизайну и преподавание на этой программе с самого начала ведётся на английском языке.
Имеющиеся в фонде ЦИР БВШД иностранные (англоязычные) книги по библиотечному дизайну можно условно разделить на две группы: монографии и сборники статей теоретического и/или рекомендательного характера; и литература об «историях успеха» (success stories, книги и сборники, посвящённые реализации конкретных проектов строительства зданий и/или оформления интерьеров конкретных библиотек со множеством фотографий). Это может быть как история одной конкретной библиотеки (case study), так и монографии или сборники, рассказывающие о целом ряде библиотек.
«Библиотечный дизайн»
Один из таких сборников «историй успеха» — книга «Библиотечный дизайн».1 В ней собрана информация о
32 библиотеках и библиотечных учреждениях разных стран (всего в сборнике 32 «записи»). Каждая запись содержит название библиотеки, её местоположение, год реализации проекта, информацию о компании-разработчике проекта с адресами веб-сайтов, краткое описание проекта (напоминающее аннотацию), чертежи и фотографии (все фотографии, которые приводятся в обзоре, взяты из этой книги). Предисловие и описания проектов в сборнике приводятся на 5 языках (английском, немецком, французском, испанском и итальянском). Все цитаты даются в русском переводе автора обзора.
По географическому охвату примеры распределены следующим образом: Канада (3), США (12), Мексика (1), Великобритания (3), Бельгия (1), Франция (2), Германия (4), Швейцария (2), Италия (2), Египет (1), Австралия (1). Российский опыт библиотечного строительства, архитектуры и дизайна в сборнике, к сожалению, никак не представлен.
В сборнике представлены следующие типы библиотечных учреждений: общедоступные библиотеки — не только публичные, но и библиотеки других типов (15 записей), частные библиотеки (10), а также книжные магазины (4) и фирмы-производители библиотечной мебели (3).
В предисловии к сборнику автор-составитель Карен Смит (Karen Smith) пишет: «Хороший дизайн должен быть неотъемлемой частью каждой библиотеки вне зависимости от её величины. Сочетание книги и архитектуры, берущее начало с древнейших времен, переживает настоящий ренессанс в библиотечном дизайне. В этой книге собрана репрезентативная выборка международных проектов — от личных домашних библиотек до общественных библиотек, отмеченных наградами. Революция в сфере знания, необходимость непрерывного образования и требования информационных технологий бросают архитекторам и дизайнерам новые вызовы».
В главе, посвящённой общедоступным библиотекам, рассматривается, как же архитекторы и дизайнеры отреагировали на эти вызовы. Привлекательные, запоминающиеся дизайнерские решения способны «… побудить посетителей участвовать в деятельности, происходящей внутри <библиотеки>». Оригинальные здания «… делают сообщества, которым они служат, более жизнестойкими и жизнерадостными.
В результате образ общественных библиотек трансформировался и значительно улучшился, всё больше архитектурных проектов библиотечных зданий получают различные награды». В этой главе представлены такие библиотеки, как Александрийская Библиотека (Bibliotheca Alexandrina), Публичная Библиотека Сиэтла (Seattle Public Library), Центральная Библиотека Квебека (Grande Bibliotheque du Quebec), Центральная Библиотека Сан-Антонио (San Antonio Central Library), ряд университетских библиотек, музейных библиотек и архивных учреждений. Рассмотрим подробнее три проекта.
Городская библиотека Сиднея, здание таможни (City of Sydney Library, Customs House). Проект переделки интерьеров здания был завершён в 2005 г. Первый этаж — так называемая городская гостиная нового типа. Здесь можно «… встретиться и пообщаться с друзьями, почитать газеты и журналы, издающиеся в разных странах мира, воспользоваться Интернетом или посмотреть презентации через проекторы». Эта гостиная предназначена для выполнения социализирующей функции. Помещения на последующих этажах выдержаны в стиле традиционной библиотеки.
Wellcome Library (Лондон, Великобритания). Этот проект был реализован в 2007 г. В результате перепланировки в здании Wellcome Trust в Лондоне (постройка 1930-х гг.) было размещено «… уникальное собрание книг, рукописей, архивных материалов, фильмов и рисунков по истории медицины с древнейших времен до наших дней». Доступ к собранию можно получить по предварительной записи.
Библиотека и Музей Моргана (The Morgan Library & Museum, Нью-Йорк, США). В этой библиотеке и музее сосредоточено собрание редких книг и музыкальных рукописей периода Средневековья и Возрождения, принадлежащее финансисту Дж. П. Моргану. Шесть крыльев комплекса соединены между собой прозрачной крышей.
Собрание Дж. П. Моргана доступно для широкого круга пользователей.
Предваряя главу, посвящённую частным библиотекам, Карен Смит пишет: «… в начале XXI в., когда возросло число людей, которым необходимо иметь у себя в доме дополнительное пространство для работы, чтения, просто для отдыха, всё большую роль начинают играть частные библиотеки. Эта тенденция всё усиливается. Многие клиенты, заказывая архитекторам проекты домов, требуют, чтобы библиотека была центром всего проекта». Именно такое дизайнерское решение было реализовано в «Отеле-библиотеке» (Library Hotel, Нью-Йорк, США). Однако о нём мы подробно поговорим в другой раз. Сейчас же вашему вниманию предлагается 3 проекта так называемого индивидуального библиотечного строительства (выделено мной. — В. З.).
На своём участке в лесной местности штата Нью-Йорк учёный (о направлениях его научной деятельности не сообщается) построил отдельно стоящее здание для хранения своей библиотеки объёмом 8 000 единиц. В книге она так и называна — «Библиотека учёного» (Scholar’s Library). Книги хранятся по периметру защищённой нижней части строения. Там же расположен кабинет учёного. Верхняя часть здание со всех сторон закрыта стеклом, что создаёт постоянное естественное освещение.
Ещё один пример индивидуального библиотечного строительства — библиотека с камином. Она расположена в Калифорнии, в доме Rustic Canyon Residence (постройка 2001 г.). Библиотека занимает отдельную комнату, книжные полки, сделанные из березы, расположены по периметру. При входе в библиотеку установлен камин. Такой дизайн сочетает в себе естественное освещение и теплый свет от камина.
Интересный проект — библиотека в квартире-пентхаус в Лондоне (Penthouse Apartment, Chiswick Green Studios). В брифе проекта клиент высказал желание иметь «…пространство с интегрированными решениями для хранилища … произведений искусства и библиотеки объёмом 5000 единиц». В результате «… вдоль закруглённого входа была воздвигнута широкая библиотечная стена», плавно переходящая в рабочий кабинет, расположенный в мезонине.
Завершают книгу несколько сюжетов о фирмах-производителях библиотечной мебели и книжных магазинах.
Германская фирма «Paschen Bibliotheken» (Гамбург, Германия, её стеллажи изображены, в частности, на обложке книги) была основана в 1883 г., в настоящее время её возглавляет «… пятое поколение этой семьи владельцев и управляющих». Фирма производит «… библиотечную мебель в соответствии с высшими стандартами Германии». Продукция, выполняемая по индивидуальным заказам, «… предлагает разнообразие стилей, в том числе, Classic Library, Super Quantum Library, Library №5». Вот некоторые образцы продукции фирмы.
Один из интересных проектов фирмы «Paschen Bibliotheken» — книжный магазин издательства «teNeues» (выпустившего настоящую книгу), «teNeues Store» в Мюнхене, Германия. «Книжная гостиная со стеллажами из элегантного чёрного дерева выглядит как частная библиотека и создаёт поистине стильный антураж как для роскошных изданий по фотографии, так и для настольных книг серии Luxury».
В последующих публикациях мы продолжим знакомить вас с «историями успеха» в библиотечном мире стран дальнего зарубежья.

1. Smith, Karen M. Library design. — Kempen, Germany: TeNeues, 2007 – 135 p.

Помощь в подготовке фотоматериалов: П. Д. Проценко

С автором можно связаться:
russmne@emory.edu
Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы