Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
лист оцинкованный 1.5
Архив журналов - № 17 (107)'09 - Международное библиотечное сотрудничество
О драгоценном времени детства
Ирина Ивановна Тихомирова, доцент кафедры детской литературы СПбГУКИ, кандидат
педагогических наук, г.Санкт Петербург


Ответственность за то, что и как читают дети, лежит на взрослых. Книгоиздатели,
писатели, чиновники, библиотекари и родители — каждый в той или иной степени отвечает за то, какую книгу ребёнок возьмёт в руки и каким
истинам она его научит.


В июне этого года в городе-курорте Геленджике в 15-й раз прошла Ежегодная творческая лаборатория работников детских библиотек под общим названием «Книга. Библиотека. Общество». Лаборатория инициирована Краснодарской краевой детской библиотекой имени братьев Игнатовых и поддержана Департаментом культуры Краснодарского края, РГДБ, Российской библиотечной ассоциацией (секция детских библиотек) и управлением культуры города курорта Геленджик.
Лаборатория 2009 была посвящена теме «Детское чтение и библиотека в современном информационном обществе». В её работе приняли участие свыше 100 специалистов, более половины из которых — представители Краснодарского края. Остальные съехались из других регионов России, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга, из республик Адыгея, Чеченской, Карачаево-Черкессии, а также Республики Северная Осетия-Алания. Приняли участие в работе Лаборатории и коллеги из сопредельных государств — республики Абхазии и Казахстана, что придало общероссийской Лаборатории международный характер и явилось свидетельством её крепнущего авторитета. Основной костяк присутствующих, как и в прежние годы, составили руководители и заведующие отделами детских библиотек России, а также книгоиздатели, журналисты, детские писатели, представители властных и общественных структур.
За 5 дней работы Лаборатории было заслушано более 30 докладов и выступлений, состоялись круглые столы, тренинги и видеопрезентации библиотек-участниц. Новой формой работы Лаборатории стала открытая дискуссия «Дети с Книгой в Интернете?!», проведённая в режиме видеоконференции Геленджик–Санкт-Петербург. Завершилась работа фестивалем-конкурсом «Дети и книги», на котором более 200 детей из разных регионов России представляли своё литературное, музыкальное и читательское творчество.
О чём же шла речь в многочисленных выступлениях этого года? Какие новые идеи, новые технологи, новые методические решения увезли с собой её участники? Ведь лаборатория на то и лаборатория, чтобы совместными усилиями вырабатывать новые подходы к привычным явлениям, будить мысль присутствующих, делиться итогами экспериментов, делать общим достоянием индивидуальные удачи. Как участница Лаборатории этого года поделюсь своими впечатлениями о её работе, вполне осознавая субъективный характер предлагаемых заметок. Во избежание хаотичности изложения буду руководствоваться не очередностью выступлений, а структурой нынешней темы, состоящей из трёх слагаемых: детское чтение — библиотека — Интернет и его ресурсы, нацеленные на поддержку чтения детей и подростков.

Детское чтение
Системный кризис чтения, влекущий за собой интеллектуальное и нравственное обнищание подрастающего поколения, проявляется сегодня во всём мире. Положение в России усугубляется нынешним состоянием отечественного образования, которое, согласно последним данным ООН, скатилось на 26 место в мировом рейтинге. Особенно отрицательно сказалось на состоянии детского чтения изъятие из Образовательного стандарта уроков внеклассного чтения и сокращение часов на учебный предмет «Литература». Определённый вред качеству детского чтения нанесло введение Единого государственного экзамена по литературе, искажающего восприятие литературных произведений, усугубляющее мозаичность сознания школьника, делающего его неспособным к чтению художественных текстов.
Кризис детского чтения во многом обусловлен и коммерциализацией детской литературы и книгоиздания, их ориентацией на потребительскую массовую культуру, игнорирующую этический принцип. Книги перестают быть регуляторами нравственности и духовного мира ребёнка. Озабоченные всем этим участники Лаборатории с усердием включились в поиски выхода детского чтения из кризиса, делились своими достижениями и возникающими на этом пути проблемами.

Мечты и реальность
Основным предметом обсуждения стал вопрос: что читать детям? Все согласились, что на первом месте должна быть художественная литература. Именно она в своих лучших образцах, как сказала С. К. Раева, директор Государственной детской библиотеки им.
С. Бегалина (г. Алматы), «питает душу ребёнка, развивает интеллект и эмоции».
Большой интерес вызвали обзоры современных книг для детей и подростков, сделанные известным литературным критиком и журналистом газеты «Книжное обозрение» Ксенией Молдавской. Докладчик отдельно рассказала о русских и зарубежных изданиях, об уже известных авторах и о новых именах, дала панораму лучших изданий последних лет. Из большого перечня названных ею книг большинство адресовано дошкольникам, значительно меньше — младшим школьникам, ещё меньше — подросткам, для юношества же не нашлось ни одной книги. Данное соотношение отражает реальное состояния сегодняшнего книгоиздания.
В числе лучших издательств, выпускающих книги для детей и имеющих своё неповторимое лицо, критик назвала издательства «Розовый жираф», «Открытый мир», «Серафим и Софья», «Самокат», «Центр Нарния», «Время» и др. Из нестоличных издательств, продукция которых отличается высоким качеством, были названы «Сократ» (Екатеринбург) и «Детгиз» (Санкт-Петербург). Среди лучших книг последнего времени Ксения Молдавская особо выделила книги, удостоенные премии «Заветная мечта».
Сразу скажу: отношение к книгам «Заветной мечты» у меня неоднозначное. Есть среди них книги несомненно удачные, к каким отношу, например «Детство Левы» Б. Минаева или «Гвардии тревогу» Е. Мурашовой. Но многие не дотягивают до детской классики с её добротой и сердечностью. Если подойти с этих позиций, например, к книгам дважды лауреата этой премии Э. Веркина, то вряд ли на них можно вырастить нравственную, отвергающую зло, граждански активную личность. Я жалею драгоценное время детства, потраченное на чтение таких пустых, написанных неряшливым языком книг.
Однако надо заметить, что моё отношение к книгам «Заветной мечты», как к материалу для чтения подростков, не разделяет директор ЦБС города Нижний Тагил Т. А. Рогожина. В своём выступлении «Исполнилась ли “Заветная мечта?” она положительно отозвалась о передаче библиотеке тысячи книг «Заветной мечты». Выставка этих книг, организованная в библиотеке, сопровождается словами: «Читайте эти книги, и вам будет над чем подумать». Я разделяю этот призыв: подумать читателю, а вместе с ним и библиотекарю здесь есть над чем. Заодно можно и развить своё критическое мышление. Несомненно одно: книги эти библиотекарь должен знать, чтобы вести с детьми не дилетантский, а профессиональный зрелый разговор о литературе и её назначении.
Вернусь к перечню названных Ксенией Молдавской лучших русских книг для детей, изданных за последние пару лет. Из многих десятков названий я смогла выделить для себя пометкой «прочитать непременно» лишь четыре: «Собиратели сосулек» (М. Яснов), «Между нами» (В. Левин и Р. Муха), «Дед Мороз из Дедморозовки» (А. Усачёв) и «Стойки на руках на уроке ботаники» (М. Лукашкина). Автор последней мне неизвестен, но замечание Ксении Молдавской о книге «про нормальную семью и нормальную школу» меня заинтриговало.
Отдельный доклад Ксения Молдавская посвятила состоянию современной зарубежной детской литературе и тесно связанному с ней вопросу качества переводов. Одновременно докладчица коснулась и проблемы иллюстрирования детских книг. Доклад вызвал большой интерес аудитории. Некоторые из иллюстраций, показанные на экране, были встречены аудиторией аплодисментами.

Выбрать лучшее
Разговор о современной литературе для детей и её лучших образцах дополнил петербургский детский писатель Сергей Махотин – обладатель Почётного диплома имени Г.-Х. Андерсена Международного совета по детской и юношеской книге. Своё выступление он назвал заметками. Они касались литературных произведений отечественных авторов, как изданных отдельными книгами, так и опубликованных на страницах литературных журналов для детей. Из новых нестоличных авторов, заслуживающих внимания библиотекарей, он назвал Наумову, Дягилеву, Чинареву. Сказал добрые слова о творчестве Натальи Дубиной и Елены Ракитиной. Говоря о детских журналах, он с симпатией охарактеризовал московские журналы «Кукумбер» и «Мурзилка», петербургские — «Костёр» и «Чиж и ёж». С особой теплотой он рассказал о кировском журнале «Вершки и корешки» и о журнале из Старой Руссы «Введенская сторона». Рассказывая о журнале «Костёр», писатель обратил внимание библиотечных работников на новую рубрику «Премьера книги». Сердечные интонации звучали в его голосе, когда он делился воспоминаниями о ленинградском детском журнале «Искорка».
В отборе лучших книг для детей принимают участие и библиотекари. При отсутствии рекомендательной библиографии им приходится самим определять степень ценности той или иной книги, пополняющей их фонд. Показательным в этом отношении было выступление Ю. О. Трякиной (Санкт-Петербург). Она рассказала о долговременном инновационном проекте ЦГДБ имени А. С. Пушкина «Книжный хит-парад», цель которого — определить 10 лучших детских книг года.
Выявление хитов начинается в отделе комплектования книг. Там аннотируются поступившие книги и создаётся первичный список лучших из них. Список этот передаётся в отдел обслуживания. Там книги апробируются в работе с детьми и окончательно решается вопрос о включении их в десятку хитов, после чего книжный список отправляется на сайт ЦГДБ имени А. С. Пушкина, в филиалы и другие библиотеки города. Достоин поддержки также факт создания при ЦГДБ им. Гайдара (Москва) экспертного совета по критике выходящих новых детских книг.
О такой серьёзной проблеме, как книгоиздание для нерусских читателей говорила директор Оренбургской ОДБ А. И. Андропова. В Оренбургской области проживает 38% этнических народностей, многие из которых хотят читать на родном языке, однако такой литературы нет. Эту серьёзную социальную проблему, требующую безотлагательного решения, обозначила и сотрудник Карагандинской детской библиотеки (Казахстан).

Образ читающего ребёнка
Тема детского чтения получила развитие и на встрече с группой детских писателей, приехавших на фестиваль «Дети и книги». Среди писателей, помимо
С. Махотина, в группе были заместитель главного редактора «Литературной газеты» Олесь Кожедуб, художник-иллюстратор детской книги Н. Бажанова, поэт для малышей Е. Михайленко и член Союза писателей РФ из Краснодарского края В. Нестеренко.
Разговор зашёл о взаимосвязи таланта писателя и таланта читателя. Участники сошлись на том, что характерной особенностью того и другого таланта является способность не только смотреть, но и видеть. Первый должен видеть реальную жизнь во всей её глубине и сложности, уметь образно изложить увиденное; второй же должен увидеть скрытую в глубине текста мысль писателя, откликнуться на неё сердцем. Я высказала сожаление, что нет в современной детской литературе образа читающего ребёнка. Тема детского чтения и отношения ребёнка к книге, к сожалению, не получает сегодня воплощения в сегодняшних произведениях для детей. Забыты традиции А. Толстого, Э. Мошковского, В. Тендрякова. А ведь это такая благодатная для писателя тема! Она требует показать размышления ребёнка, находящегося во власти книги, уловить его чувства, проникнуть в тайну процесса читательского сотворчества, показать одухотворённость читательского общения по следам прочитанного. Удачную попытку раскрыть эту тему предпринял Сергей Махотин в своём рассказе «Шестиклассник Серафим». Хочется пожелать, чтобы шаг в этом направлении сделали и другие писатели. Этим самым они помогли бы сделать образ читающего сверстника привлекательным для подростка.

«А нам всё равно…»
Зашёл разговор на встрече с писателями ещё об одном — о равнодушии государства к детскому чтению и детской литературе. Ратуя о росте интеллектуального и творческого потенциала России, наше высшее руководство выпускает из поля зрения взаимодействие ребёнка с книгой — этот стратегически важный литературный и человеческий ресурс, способный привести страну к поставленной цели.
Спонтанно возникшая тема роли государства оказалась своего рода ответом на вопрос, который в ходе своего доклада бросила в зал Ксения: «А кому нужен сегодня читающий ребёнок?» Государству? — нет. Системе образования? — нет. Писателям? — тоже нет. «Программа поддержки и развития чтения в РФ» и та обошлась без детского чтения. Неужели читающий ребёнок нужен только книгоиздателям, стремящимся к получению прибыли? Ответили на этот вопрос в своих выступлениях библиотекари. Именно библиотеки взяли на себя заботу о поддержке и развитии детского чтения в стране, опекая читающих и заражая интересом к книге нечитающих, раскрывая и взрослым и детям его незаменимую ценность и не преследуя при том меркантильных целей.

А какая у вас аура?
Роли детской библиотеки в продвижении детского чтения касались в своих выступлениях все библиотечные специалисты, о чём бы ни шла речь. Так, говоря о творчестве как основе деятельности детской библиотеки, Н. А. Демишонкова, директор Карачаево-Черкесской республиканской детской библиотеки имени
С. П. Никулина, рассказала о создании положительной ауры в библиотеке, вовлекающей детей в читательскую деятельность. Этим занимается творческая лаборатория «Лучик», в которой дети рисуют, участвуют в театральных постановках по мотивам прочитанных книг, создают собственный журнал, учатся увлекательно рассказывать о любимых книгах. Самарская ОДБ создала специальную творческую лабораторию по поддержке и развитию чтения детей. Многие выступающие говорили о новой традиции выходить за стены библиотек в сады, скверы и читать там детям вслух, тем самым привлекать их в библиотеку.
Каждый второй из выступающих говорил об использовании читающих детей как проводников чтения среди не читающих. Союзниками библиотек в продвижении детского чтения становятся и родители. Само название проекта Белгородской ОДБ «Счастливая семья — читающие дети» — лучший ответ на вопрос, кому и для чего нужен читающий ребёнок. А Казахская Республиканская библиотека сделала своими помощниками бабушек и дедушек. Они знают цену чтения и лучше других понимают, что читающий ребёнок нужен, прежде всего, самому себе, чтобы вырасти Человеком, способным жить во благо себе и обществу.
Вширь и вглубь
Радуясь находкам библиотекарей, их изобретательности в формулировке названий разных акций, фестивалей, праздников, конкурсов и других масштабных мероприятий, требующих немалых режиссёрских умений и денежных расходов, я в то же время отметила для себя, что поиски библиотекарей преимущественно направлены на расширение и разнообразие массовых, внешне эффектных форм библиотечной деятельности без направленности вглубь.
В таком экстенсивном развитии есть определённый расчёт — заявить о себе, сделать мероприятие общественным событием, подключить к нему властные структуры, получить финансовую поддержку. В то же время, увлекшись праздничными мероприятиями, стремясь привлечь детей, библиотеки стали невольно сползать на уровень поверхностной развлекательности. Дорогого стоит реплика одной из выступающих: «Поразвлеклись, пора и к серьёзному переходить». В этом отношении поразило меня выступление Р. Г. Гублии, директора детской библиотеки-филиала ЦБС (г. Сухум, Республика Абхазия). Война в Абхазии и трудности послевоенного периода привели к тому, что подростки ищут для себя героический идеал, осознают свою ответственность за судьбу Родины, озабочены защитой своей страны. Отсюда и стремление библиотеки вести с ними серьёзный разговор о жизненных ценностях на примере лучших художественных произведений, готовить к преодолению невзгод. Но не хватает литературы, отрицательно сказывается изоляция библиотек от России.
Примером «серьёзного разговора» на нашей земле может служить клуб «Воин», организованный в ЦБС города Ейска (Краснодарский край) Возглавляет его библиотекарь-мужчина, каких у нас очень не хватает для работы с мальчиками–будущими защитниками Отечества.

Педагог за библиотечной кафедрой
Тревожным остаётся и вопрос о снижении профессионального уровня специалистов. Старшее поколение библиотекарей уходит, притока молодых нет. Администрация библиотек вынуждена брать учителей на обслуживание детей. Их плюс — хорошая филологическая подготовка. Но минусом является стремление преподавать, прибегать к урочным методикам, ставить детям привычные баллы за ответы. Утрачивается специфика библиотечной педагогики, которой всегда была присуща демократичность во взаимодействии с ребёнком, сотрудничество с ним, предоставление свободы для читательского самовыражения. С приходом учителей на должность библиотекаря снижается привлекательность библиотеки для ребёнка; в его сознании она превращается в подобие школы. Творческая лаборатория не может изменить ситуацию, но направить ходатайство в соответствующие органы по кадровому вопросу она вправе.

Интернет вам в помощь!
В ряде выступлений библиотекарей поддержка детского чтения напрямую связывалась с использованием новых информационных технологий. Об этом, в частности, говорила В. В. Звягинцева из Белгородской области. С качеством чтения детей связала новейшие технологии Л. Л. Зайцева из Новороссийска. По её мнению, они дают возможность соединить чтение с музыкой, видеорядом и голосом библиотекаря, что способствует лучшему усвоению материала.
Особенно активно обсуждались возможности поддержки детского чтения ресурсами Интернет. Главным докладчиком и ведущим тренинга и семинара по этой теме была Светлана Валентиновна Олефир, доцент кафедры педагогики и психологии Челябинского института повышения квалификации работников образования.
Надо признаться, до сих пор я не видела связи между Интернетом и детским чтением, полагая, что Интернет выполняет чисто деловую, информационную функцию. Светлане Валентиновне удалось меня в этом разубедить. Свои выступления и мастер-класс она посвятила ресурсам Интернет, связанным с чтением детей, главным образом познавательного характера. В этом отношении Интернет может дать им очень многое, главное не пускать процесс их общения с Интернетом на самотёк, активно включиться в него. Нужно иметь свою концепцию формирования электронных ресурсов и своевременно её реализовывать. Она ознакомила нас с концепцией развития детского чтения с использованием электронных ресурсов, которая разработана и реализовывается в ЦБС уральского города Озерска. Для привития навыков поиска нужного материала в Интернете библиотека организовала конкурс на звание Чемпиона по поиску информации в электронном каталоге «Что читать?». Библиотекари готовят интернет-обзоры по темам, которые интересны подросткам. Достойна внимания структура обзора. Она складывается из 9 разделов. Перечислю их: «Кто подскажет?», «Кто научит?», «Совет профессионалов», «Детские электронные библиотеки», «Детская периодика в сети», «Литературные премии и конкурсы», «Писатели и их поклонники», «Давайте обсудим (форумы и блоги») Каждое обращение ребят в Интернет библиотека учитывает как книговыдачу. Большим спросом у подростков пользуется рубрика «Любимые книги. Советы детей». Интересен и проект развития чтения подростков с использованием электронных ресурсов «ИДЕАЛ». В числе лучших публикаций по вопросу доступности и сохранения электронных ресурсов, в том числе и для детей,
С. В. Олефир назвала следующие: Земсков А. И. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации, документы, фонды и библиотеки. — М.: Гранд-Фаир, 2007. — 528 с.; Майстрович Т. В. Электронный документ в библиотеке. — М.: Либерия-Библиоформ, 2007. — 144 с.; Козлова Е. Н. Электронные издания для детей и юношества // Школьная библиотека. — 2008. — № 6–7. — С. 136–140.

На интернет-волне
Тема, затронутая С. В. Олефир, в несколько ином ключе была раскрыта Людмилой Валентиновной Степановой во время проведения видеоконференции Геленджик-Санкт-Петербург «Открытая дискуссия “Дети с Книгой в Интернете?!”» . По её мнению, Интернет способен вызвать новую волну детского чтения. Нежелающие читать посетители ЛОДБ обращаются к Интернету, но через некоторое время возвращаются к традиционной книге. Характерная особенность читателей новой волны — способность быстро ориентироваться в книжном потоке. Но происходит это не само собой: в электронной среде их ждёт дискуссия «Чтение – ваш выбор». И они его делают в пользу книги. Создание такого диалогового интернет-пространства для детей — задача библиотеки. Ведь такой проект может создать только профессионал высокого класса, хорошо знающий детские книги. Но таких библиотекарей катастрофически не хватает. Эта проблема становится главенствующей в библиотечной работе с детьми.

Мифология детского чтения
Что меня огорчило в работе нынешней Лаборатории? Мне не хватало того исследовательского элемента, который отличал выступления библиотекарей в ходе предыдущих лабораторий. Очень не хватало в этом году присутствия
Н. К. Сафоновой, которая обладает особым исследовательским талантом и умением направить мысль библиотекарей в суть поднимаемых ими проблем.
В этой связи особо хочется остановиться на докладе Г. А. Кисловской, нового директора РГДБ. В своём выступлении она рассказала об исследовании, проведённом в Великобритании. Оно касалось мифологии вокруг детского чтения. Реципиентам предлагался набор существующих мифов, и надо было ответить, в какой мере они верны. Например: «Подростки привыкли к тому, что их развлекают и ожидают того же от учёбы и книг». Или: «Они предпочитают визуальную информацию», «Они думают, что в Интернете есть все и бесплатно». И ещё: «Общество теряет творческий потенциал». Выступление Г. А. Кисловской побудило аудиторию задуматься над достоверностью названных мифов и взглянуть на своё дело с точки зрения его социальной значимости.

Культура чтения и культура
информационная
Что касается моего участия в работе Лаборатории, то не мне о нём судить. Скажу лишь о том, что меня волнует не столько чтение детей само по себе, сколько его качество и мотивы. Вопрос: «Зачем читать?», который многие библиотекари обходят стороной, для меня является основополагающим. Дети живут и будут жить среди людей. Умение понимать людей, а вместе с ними и самого себя приходит через погружение во внутренний мир персонажей художественных произведений — вот о чём я пыталась говорить с аудиторией в докладе «Психологическая культура как аспект нравственного воспитания читающих подростков». Как претворить эти идеи в жизнь, я показала на примере обсуждения с аудиторией рассказа Анатолия Приставкина «Фотографии».
На круглом столе я говорила о своём понимании отличия информационной культуры от культуры чтения. Культура чтения выходит за рамки знаний, умений, навыков в сферу мировоззрения и духовной культуры. Она отличается большей глубиной, многоаспектностью и психологической сложностью. Это процесс сотворчества с автором, требующий особой активности читателя. Информационная же культура — более поверхностная, сугубо прагматичная, деловая.
Закончить разговор об их отличии я хочу цитатой из рецензии С. А. Басова на книгу С. Г. Матлиной «Публичная библиотека. Пути инновационного развития»: «Информация приглашает нас к совершенствованию технико-технологической базы и способна увлечь технократическими образами современного мира, в котором человек выступает лишь потребителем, а библиотека — ещё одним сервисом, созданным для удовлетворения его потребностей. Библиотека (добавлю: и чтение —
И. Т.), понятая как феномен культуры, даёт нам совсем другие векторы развития». Об одном из этих «других» векторов я и вела разговор с коллегами.
Эти строки я писала в Костромской области. И услышала по радио предупреждение: в Костроме, тихом, спокойном городе России, во избежание нарушения подростками общественного порядка, угрозы раннего алкоголизма и приобщения к наркотикам, а также преступности несовершеннолетних, объявлялся комендантский час, не разрешающий детям до 16 лет после 22 часов находиться на улице. Нарушивших комендантский час детей будут вылавливать и доставлять в милицию. Слушая это распоряжение, я опять вспомнила вопрос: «А кому нужен читающий ребёнок?» Мне трудно объяснить, почему этот вопрос связался в моем сознании с комендантским часом. Но думаю, не случайно.

С автором можно связаться:
next84@list.ru
Тема номера

№ 9 (459)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы