Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 18 (108)'09 - Юбилей ВК ОДЮБ
Мандала как путь постижения самости

Любовь Владимировна Михеева, начальник организационно-методического отдела Восточно -Казахстанской оластной детско-юношеской библиотеки


Для того чтобы успешно решать возникающие в процессе работы с читателями проблемы психолого-педагогического и исследовательского характера, требуется участие профессионалов. Именно поэтому в структуре организационно-методического отдела Восточно-Казахстанской областной детско-юношеской библиотеки появились штатные единицы психолога и социолога.


Психологическая служба — активно развивающееся направление деятельности библиотеки, представленное специалистами в области психологии, обладающими разносторонним практическим опытом. Как же работает наш «библиотечный» психолог?
Можно обозначить несколько направлений в деятельности психологической службы: работа с детьми, юношеством, библиотечными работниками, руководителями детским чтением.
Разнообразные формы работы: устные и письменные (анкетирование), индивидуальные и групповые (тренинги, лекции, деловые игры, тьюторинги и т.д.) способствуют психопрофилактике, психодиагностике, развитию и психокоррекции, психологическому консультированию. Остановимся на некоторых направлениях деятельности психолога.

Работа с сотрудниками библиотеки
«Мандала» — с этого загадочного слова психолог однажды начала свой тренинг для сотрудников библиотеки. Это понятие пришло к нам из буддийской мифологии. Рисование или другое воплощение мандалы и последующее её созерцание положительно влияет на человека, улучшает его психическое и физическое состояние. Все мы, хотим этого или нет, связаны между собой невидимыми нитями, и поэтому всё, что происходит с нами, влияет и на тех, кто находится рядом.
В ходе тренинга участники выбирали геометрические фигуры из бумаги, разные по форме и цвету. Каждый рисовал на них что хотел. После чего наше «творчество» было наклеено на большой лист ватмана. В результате был исполнен наш коллективный портрет — составлена мандала, с интерпретацией которой нас познакомил психолог, указывая на содержание формы, цвета, рисунка. Таким образом, тренинги, проводимые психологом с коллективом, воодушевляют, заставляют творчески мыслить и, быть может, посмотреть на себя, коллег, читателей под другим углом зрения.

Работа с читателями
Проблем у ребёнка, а особенно у подростка, не меньше, чем у взрослых. Бывают такие, о которых трудно рассказать кому-либо кроме психолога, да и то зачастую письменно. Вот почему в большинстве своём индивидуальная психологическая консультация ведётся библиотечным психологом посредством тетради «Вопросы психологу», которая находится в уголке «Междусобойчик» в читальном зале отдела обслуживания.
«Здравствуйте, Психолог! Мне 17 лет, и у меня нет подруги, которой я могла бы довериться…».
«Здравствуйте, меня зовут Махаббат. Понимаете, у меня слишком низкая самооценка…»
«Здравствуйте, психолог. Мне 16 лет. Пожалуйста, дайте совета! Моя семья разваливается на кусочки…»
Положительного результата психологу удается достичь как при индивидуальной форме работы, так и групповой. «Копилка» психолога насчитывает более 1000 тренингов, инструктажей, консультаций, всевозможных игр. Например, «Я+Ты=Мы», «Тайны человеческого общения», «Страх и неудачи», «Как найти себя?», «Дорога в никуда», «Спор не ссора, бойся ложного задора», «Конкурс чувствоведов», «Мой внешний вид» и другие. Остановимся подробнее на последнем тренинге, так как он особенно актуален для подростков.
Подростковый возраст — это сложный период, в течение которого у подростка меняются походка, манеры, размеры тела, его формы и внешний вид.
В результате подросток переживает период неудовлетворённости собственной внешностью, мысли о своей непривлекательности не дают ему покоя, становятся навязчивыми. Он присматривается к себе, пытается замаскировать заметные только ему изъяны. Побывав на тренинге «Мой внешний вид», он совсем по-другому начинает оценивать свои физические данные. В этом ему помогают игры, психологические упражнения, тесты, книги, рекомендованные для чтения тренером-консультантом.
Психологические занятия помогают ребятам поверить в себя, свои силы, переломить негативную ситуацию дома, в классе, в кругу друзей. Зачастую после групповой работы к психологу приходят ребята, нуждающиеся в индивидуальной консультации специалиста.
Своевременное обращение к психологу также важно, как и обращение к врачу — чем раньше, тем лучше. С этим также согласны руководители наших библиотечных объединений (ассоциация «Пока-Я — ни-Я», клубы «Читайка» и «Ступени»). На каждом заседании клуба психолог принимает непосредственное участие, организовывая для ребят игры: «Необитаемый остров», «Деревья — характеры», «Сказкотерапия» и другие, способствующие полноценному психическому и личностному развитию ребёнка.
Профессиональные встречи
Плодотворным является и участие психолога в профессиональных встречах : семинарах, библиотечных тренингах, мастер-классах, творческих лабораториях. Такие психологические миниатюры, как «Давайте познакомимся», «Учитесь говорить друг другу комплименты», «Шаг к сотрудничеству» и другие, поднимают настроение присутствующих, раскрепощают обстановку, задают творческий и профессиональный настрой. Предлагаем фрагмент психологического тренинга «Давайте познакомимся»:
«Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас. До встречи со мной вы совершили видеорандеву. Познакомились со структурой и деятельностью библиотеки. Позвольте начать тренинг, способствующий знакомству с вами, друг с другом. Проведём его необычно, при помощи клубочка. Начало нити клубка останется у меня, а сам он прокатится мимо каждого из вас. Передавая клубок из рук в руки, называете себя и населённый пункт, откуда вы прибыли. Нить клубка остаётся у вас в руках (передается клубок, конец нитки приходит к тренеру)…
Момент знакомства состоялся. Давайте наше сотрудничество закрепим узлом взаимопонимания и сплотимся в единую профессиональную команду (тренер завязывает в узел концы нити)».
Таким образом, психологическая служба реализовывает свои основные функции: информационную, консультативную, регулятивную, диагностическую, учебную, пропагандистскую, профилактическую, корректирующую. Эффективная её деятельность способствует повышению рабочих процессов библиотеки, экстраполирует их на быт и социальную сферу читателей.
Взаимодействуя с психологической службой, профессиональное и интуитивно практическое мастерство сотрудников раскрывает источники новых суждений, взглядов, подходов.
Немаловажную роль в библиотеке играет и работа социолога.
Социологическая служба в библиотеке контролирует эффективность рабочих процессов, оценивает читательскую среду пользователей, деятельность сотрудников библиотеки, отдельных мероприятий.

Изучение читательской среды
Какие книги читаются чаще и почему, как оценивают читатели работу библиотеки и какой они хотят её видеть — этими вопросами специалисты задаются постоянно. Поэтому мы уделяем большое внимание социологическим исследованиям, которые они являются основным способом анализа читательской среды.
Формы и темы таких исследований разнообразны: анализ формуляров читателей, анкетирования читателей среднего и старшего школьного возраста «Имидж библиотеки», анкетирование сотрудников «Каковы же мы сами?», интервью «Твоя информационная культура», «Какими нас видят читатели», наблюдение «Приоритеты чтения», игра-исследование по выставке «Весёлые истории весёлых писателей».

Совершенствование библиотечной деятельности
Социологические исследования помогают повысить качество библиотечных процессов. Так, например, интересная информация к размышлению была получена после анкетирования среди специалистов «Маленькая исповедь конкретного человека». Результатом исследования стало создание программы «Информационная культура библиотекаря», направленной на улучшение библиотечных процессов, а также открытие медиафакультета для библиотекарей (ныне творческая лаборатория «Формула успеха»).
В арсенале социолога собрана коллекция анкет: «Имидж библиотекаря», «Портрет с любимой книгой» (круг чтения библиотекаря), «Самое свежее. Самое читаемое. Самое обсуждаемое», «Реальная идея», «On-line закладка» и другие. Результаты всех исследований заносятся в базу социолога.
Вывод очевиден: специалисты социологи и психологи важны и нужны для современной библиотеки. Они расширяют её возможности и помогают молодому поколению в становлении его духовного и личностного потенциала.

С автором можно связаться:
lmiheeva@inbox.ru


Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы