Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 1 (115)'10 - Библиотека и закон
Лидерство в сотрудничестве

Елена Дмитриевна Жабко, заместитель генерального директора по информационным ресурсам Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина, Санкт-Петербург


Открытие библиотеки всегда является событием для того сегмента общества, который она призвана обслуживать, будь то библиотека публичная, сельская или специальная. Когда речь идёт об открытии национальной библиотеки, то оно становится событием федерального значения.


Признаки традиционной национальной библиотеки известны с середины 1970-х гг. Это ведение библиографического учёта, формирование фонда печатных изданий на основе обязательного экземпляра и др.1 Что же касается типологических характеристик национальных библиотек в электронной среде, то они сейчас активно обсуждаются мировым сообществом. На первый план начинает выходить характеристика «лидерства в сотрудничестве» и прежде всего лидерства в формировании национальных электронных ресурсов. Исходя из этого, Президентская библиотека предполагает играть лидирующую роль в сотрудничестве, направленном на создание российского национального электронного ресурса.
Каким станет этот ресурс, зависит от того, какие принципы лягут в основу формирования электронных массивов и системы доступа. Обычно создание любой электронной библиотеки предполагает формулировку ряда принципиальных моментов, которые в совокупности определяются как «стратегия» и являются ориентирами в достижении поставленной цели.2 Остановимся на наиболее важных из них.

Принцип селективности
Формируемый электронный ресурс Президентской библиотеки не является универсальным по содержанию, а чётко ограничен конкретными тематическими границами. Это облегчает стоящие перед профессиональным сообществом задачи. Документы по истории российской государственности, теории права и русскому языку станут основой ресурса и будут отбираться в соответствии с потребностями основных категорий пользователей. Они должны обеспечить поддержку процессов образования, стать ресурсной базой для проведения научных исследований и популяризации знаний по истории России.
Электронный фонд Президентской библиотеки формируется на основе принципа селективности. Исследователи уже давно отметили, что при формировании библиотечных фондов в условиях электронной среды принцип полноты стал уступать принципу селективности.3 Отбор всегда был крайне важной процедурой при осуществлении процессов комплектования, управления и сохранения традиционных изданий во многих типах библиотек. В условиях же электронной среды отбор приобретает особое значение, поскольку предполагает определение круга документов, за поддержку «электронного жизнеобеспечения» которых создатели будут нести ответственность очень продолжительное время. Значимым моментом является и соблюдение баланса между отдельными типами документов внутри ресурса (архивные материалы, книжные издания, периодика, аудио и видео материалы и т. д.). Решить проблему отбора ресурсов сможет Профиль комплектования Президентской библиотеки, который в настоящее время разрабатывается и скоро станет доступным для обсуждения в кругу сотрудничающих организаций. Следует также отметить, что к отбору ресурсов будут привлекаться высококвалифицированные профильные специалисты, что обеспечит научно-обоснованный характер предоставления электронных документов.
Принцип одноразовой оцифровки
Базовым принципом является одноразовая оцифровка документов для многоцелевого использования — предоставления электронных копий документов пользователям, формирования виртуальных выставок, использования в образовательных целях.
Принцип одноразовой оцифровки поможет избежать дублирования. Уже сейчас очевидно, что библиотеки, формирующие свои электронные коллекции без должной координации, повторно переводят в цифровую форму документы, уже имеющиеся в электронной форме. В качестве примера можно привести неоднократную оцифровку Полного собрания законов Российской империи, энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона и других изданий. С ростом темпов массовой оцифровки фондов не только библиотек, но и архивов вероятность дублирования будет многократно увеличиваться. Это и трата государственных денег, и большие трудозатраты. Основной выход видится в ведении «Сводного Реестра оцифрованных материалов библиотек и архивов РФ», в подготовке ежегодных (текущих) и перспективных планов комплектования Президентской библиотеки, в формировании Типовой системы учёта и возврата документов, поступающих для оцифровки и в подготовке пакета документов, регламентирующих и координирующих деятельность по формированию информационного массива Президентской библиотеки.

Направления формирования
электронного ресурса Президентской библиотеки
В настоящее время выявляются несколько таких направлений.
Во-первых, это получение специально оцифрованных или уже имеющихся готовых электронных документов от библиотек-партнёров. На первом этапе создания Президентской библиотеки основными партнёрами Президентской библиотеки стали РГБ, РНБ, Тюменская областная научная библиотека им. Д. И. Менделеева и два крупнейших отечественных архива – РГИА и ГАРФ. В дальнейшем круг партнёров будет расширен за счёт привлечения региональных библиотечных и архивных центров, научно-исследовательских институтов, научных сообществ и даже отдельных физических лиц. Возможность стать источником комплектования Президентской библиотеки определяется наличием ресурсов соответствующей тематики, готовностью участвовать в сложном организационно-технологическом процессе, общим видением развития электронной среды и просто желанием принять участие в формировании национального электронного ресурса. C позиций формирования единой информационной среды очень важным направлением работы является обмен оцифрованной информацией.
Во-вторых, электронный фонд Президентской библиотеки будет пополняться за счёт оцифровки тех изданий, которые библиотека получает в качестве добровольных пожертвований. В статье Ю. Бакмана подробно рассказано об уникальной коллекции редких книг, полученной Президентской библиотекой от Банка ВТБ.4 Книжные издания по тематике библиотеки передаются издательствами и авторами. Хотя Президентская библиотека не включена в официальные списки рассылки авторефератов диссертаций, соискатели и аспиранты уже начали присылать в библиотеку авторефераты своих диссертаций.
В-третьих, Президентская библиотека включена в перечень библиотечных учреждений, куда в соответствии с Законом об обязательном экземпляре будут направляться электронные издания на компакт-дисках, но тоже, естественно, по соответствующим тематическим направлениям.
И, наконец, в-четвёртых, Президентская библиотека предполагает включать в свой фонд сетевые документы. Речь идёт о веб-архивировании, которое в будущем станет одним из направлений деятельности библиотеки. Многие зарубежные национальные библиотеки уже осуществляют эту деятельность. В качестве примера можно привести опыт Британской библиотеки, с 2004 г. избирательно архивирующей веб-сайты национального домена, имеющие научную и культурно-историческую ценность. Созданный Консорциум по веб-архивированию объединил шесть учреждений Великобритании, в котором Британская библиотека играет ключевую роль. Интересна практика веб-архивирования Библиотеки Конгресса США и Национальной библиотеки Австралии.
Поисково-навигационной основой любой электронной библиотеки являются метаданные, позволяющие также организовывать управление ресурсами в конкретной информационной системе. В Президентской библиотеке используется RUSMARC — национальный формат, с 1998 г. рекомендованный Министерством культуры РФ для описания документов, входящих в состав библиотечных фондов. Основными путями формирования массива метаданных в Президентской библиотеке являются:
• получение библиографических записей в формате RUSMARC вместе с электронными документами от библиотек-партнёров;
• заимствование записей из Сводного каталога библиотек России (СКБР ЛИБНЕТ);
• оригинальная каталогизация.
При формировании массива метаданных в качестве объектов описания выступают не только сами электронные документы, но и любые информационные единицы, загружаемые в систему: тексты новостной ленты и «Дня истории», архивные записи интернет-трансляций, транзакции «запрос-ответ» виртуальных справочных служб и т. д. Введение такой практики не только обеспечивает единую точку доступа ко всему контенту, не ограниченному только электронными документами, но и позволяет реализовать возможность оптимального управления всем совокупным контентом библиотеки. Отмечу, что часть документов будет сопровождаться не только библиографическими записями, но и «глубокими» аннотациями, ссылками на внешние сетевые ресурсы, библиографическими справками и т. д. И ещё один важный момент: все ресурсы, размещаемые на портале, проходят через экспертный отбор и стандартную обработку, а доступ к ним предоставляется с соблюдением авторских и смежных прав.
Следует отметить, что в настоящее время в стране сложилась система корпоративной каталогизации, основанная на: едином методическом обеспечении (Российские правила каталогизации, ГОСТы на описание и т. д.); единой системе представления библиографической информации в машиночитаемой форме — системе форматов RUSMARC; единой системе национальных авторитетных файлов (имён, наименований организаций, предметных рубрик, таблиц ББК). Всё это даёт основание предполагать, что проблемы с метаданными, представляющими разные типы и виды библиотечных документов, возникнуть не должны.
С архивными материалами дело обстоит иначе. В России нет единой методической базы как для описания, так и для представления в машиночитаемой форме архивных документов. И данная ситуация для Президентской библиотеки может составить большую проблему, так как более половины её электронного фонда составляют именно архивные документы. Такое соотношение будет поддерживаться и в дальнейшем. В этой связи встаёт вопрос о необходимости разработки пакета методической документации по описанию архивных документов и адаптации национального формата для представления архивных материалов в машиночитаемой форме. На предварительном этапе создания Президентской библиотеки были достигнуты договорённости о возможных путях использования RUSMARC для формирования библиографических записей на архивные материалы, однако практика показала недостаточность этих договорённостей.
Мировой опыт создания и использования подобных стандартов существует. Так, Международный совет по архивам (International Council on Archives) в 1996 г. издал (в 2000 г. вышло 2-е издание) Стандарт по описанию архивных материалов (ISAD(G) — General International Standard Archival Description). Стандарт, являющийся руководством по созданию машиночитаемых записей на архивные материалы, переведён на 11 европейских языках (французский, немецкий, португальский, испанский, голландский, польский и др.), что свидетельствует о его широком распространении в архивном сообществе стран Европы. Стандарт используется либо в связи с уже существующими в отдельных странах национальными форматами, либо применяется в качестве базовой основы для их создания и развития в тех случаях, когда в стране национальный формат на описание архивных документов отсутствует. Помимо этого, в международном формате MARC 21 имеется необходимый набор данных для представления архивных материалов. В этой связи представляется целесообразным создание рабочей группы под эгидой ЛИБНЕТ для разработки формата описания архивных документов. В неё войдут представители библиотечного и архивного сообщества. Президентская библиотека готова взять на себя роль координатора и связующего звена в объединении усилий специалистов разных сфер.
Не менее важным направлением создания электронных библиотек является обеспечение эффективного поиска документов, который в информационной системе Президентской библиотеки будет совершенствоваться. Предполагается, что развитие поисковых процессов пойдёт как по пути интеллектуализации поиска, так и оптимизации форм выдачи его результатов. Например, появятся такие нововведения, как контекстный поиск по распознанным текстам, интеллектуальное ранжирование результатов поиска с кластерным представлением данных и др.
Доступ к электронным документам Президентской библиотеки осуществляется в Электронном читальном зале и на интернет-портале библиотеки, при этом ключевым является понятие «доступность», под которой понимается возможность получения документов и виртуальных услуг, размещённых на интернет-портале, всеми пользователями, независимо от их территориального положения, социально-демографического и образовательного статуса. В настоящее время условия доступа для локальных и удалённых пользователей несколько различны. Это касается, прежде всего, объёма предоставляемых документов. Пока из 42 тыс. электронных документов, с которыми можно работать в Электронном читальном зале, только около 5 тыс. доступны в онлайновом режиме. Поисковые и сервисные возможности доступа практически идентичны как для удалённых, так и для локальных пользователей: это просмотр документов в формате 1D, 2D, 3D, возможность персонализации с дальнейшим развитием виртуального кабинета, системой закладок, просмотром запросов и формированием личного профиля и др. Удалённые пользователи могут также пользоваться RSS-каналом для получения новостей, а зарегистрированные пользователи — задавать вопросы специалистам библиотеки через службу «Библиотека онлайн». Количество же доступных в Интернете электронных документов будет последовательно увеличиваться.
Президентская библиотека, созданная как инновационный информационно-технологический центр, предполагает активно использовать при формировании своего электронного фонда технологий Web 2.0. Будет использоваться система рейтинговых оценок и фольксномия для индексирования ключевыми словами преимущественно архивных документов. Приоритет отдаётся персонифицированным интерактивным сервисам — виртуальным справочным службам, форумам, блогу. Появится на интернет-портале и специальный раздел, где пользователи смогут размещать свои статьи, монографии, рецензии и обзоры. Все возможности этих сервисов будут использоваться для повышения социальной активности различных групп пользователей, выявления круга их интересов и информационных потребностей в целях эффективного пополнения электронного фонда Президентской библиотеки и организации доступа к нему.

1 Багрова И. Ю. Национальные библиотеки и проблемы развития библиотечного дела за рубежом в конце XX–начале XXI века: обзоры, рефераты и переводы англоязычной литературы /
И. Ю. Багрова; Рос. гос. б-ка, Отд. лит. по библиотековедению и книговедению. — Москва: Пашков дом, 2004. — 498 c.
2 A Digital Strategy for the Library of Congress. 2000. 288p.; Tackle М. The Norwegian National Digital Library // ARIADNE. — 2009. — Issue 60. — P. http://www.ariadne.ac.uk/issue60/takle/; Digitalization Strategy 2008-2011 // British Library Digitalization Strategy http://www.bl.uk/aboutus/stratpolprog/ digi/digitisation/digistrategy/ и др.
3 Хахалева Н. И. Формирование библиотечного фонда в электронной среде: концептуальный подход // Библиотековедение. — 2006 . — №3. —
C. 38–41.
4 Бакман Ю. «Настало время, когда многое возвращается…» // Библиотечное дело. — 2009. — №15 (105). — C. 24–26.

C автором можно связаться:
zhabko@prlib.ru


Тема номера

№ 6 (456)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы