Ирина Ивановна Тихомирова, доцент кафедры детской литературы СПбГУКИ, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург
Происходящие в обществе перемены, смена ориентиров заставляют задуматься о необходимости изменения содержания работы всей гуманитарной сферы, направленной на человека.
Прошедший в начале декабря в РНБ II Всероссийский Форум публичных библиотек «Общедоступные библиотеки. Вызовы времени», на котором рассматривался вопрос о перспективах развития публичных библиотек, обозначил болевые точки на пути их модернизации. Одной из таких точек является противоречие в подходах к миссии публичной библиотеки в современных условиях. Первый подход — технократический, второй — гуманитарный.
Профессиональное сознание сегодняшнего библиотекаря оказалось раздвоенным. Для понимания того, «куда же нам плыть» полезно обратиться к концепции «Новой школы», разработанной Российской академией образования. Модель «Новой школы» рассматривается ныне как ключевое звено всей модернизации страны. Следует быть готовым к тому, что внедрение в жизнь нового стандарта образования, переход к парадигме непрерывного образования непосредственным образом отразится на деятельности библиотеки и его ведущем звене — библиотечном обслуживании.
Главной чертой стандарта Новой школы и структуры образовательных программ является смена идеологии — от «образования-преподавания» к «образованию-созиданию», при котором целью образования становится формирование личности, познавательное и общекультурное развитие человека, побуждение его к творческому труду.
Модернизация библиотеки также не может проводиться без учёта этих методологических принципов образования.
В центр должны быть поставлены личность читателя, потребности его жизнедеятельности, помощь в развитии его творческого потенциала. Но готов ли библиотекарь осознать новую социально-культурную миссию библиотек? Не «споткнётся» ли модернизация библиотеки о библиотекаря, уровень его культуры, его способность нести ответственность за своё отношение к читателю?
Всё вышесказанное — своего рода преамбула, которая потребовалась мне для того, чтобы подчеркнуть актуальность нового исследования Светланы Андреевны Езовой, посвящённого этико-психологическим вопросам поведения библиотекаря в его взаимоотношениях с читателем. (Езова С. А. Библиотекарь и читатель: типы поведения: научно-методическое пособие. — М.: Либерея-Бибинформ, 2009. — 112 с.)
Нет необходимости знакомить читателя с именем автора. В библиотечном мире она известна как исследователь-теоретик, разработчик важнейшей проблемы библиотековедения — библиотечного общения. Начиная с 1990-х годов она изучает библиотечное общение, его разные грани. На сей раз предметом исследования стало поведение библиотекаря в общении с читателем. Во главу угла исследования поставлена личность библиотекаря не только как профессионала, но и как эталона культуры общения, нравственности, как созидателя «коммуникативной социализации».
В поведении библиотекаря, в его отношении к читателю С. А. Езова увидела важнейший резерв общественного развития, объединяющее начало, способное сплотить «атомизированных» сегодня людей. Превращение библиотеки в центр человеческого общения она относит к явлениям огромного социального значения. Не употребляя такой термин, как «библиотечная педагогика», автор, по сути, затрагивает именно эту проблему, рассматривает характер общения в библиотеке как социализирующий фактор, способный облагораживать читателя, влиять позитивно на его духовный мир, помогать выстроить систему ценностей. Говоря о поведении библиотекаря как носителя культуры, как истинного интеллигента, исследователь ставит вопрос шире: она говорит о повышении престижа библиотеки, о ценности её ресурсов, к которым относится и личность библиотекаря.
Но одно дело — возможности, потенциальный диалог с читателем, другое — реальное положение дел. Исследуя поведение библиотекаря, автор приходит к неутешительному выводу: в большинстве случаев библиотекарь не готов к личностному общению с читателем, боится вступить с ним в духовный контакт, ему недостаёт общей культуры. Не случайно в своей книге Светлана Андреевна неоднократно цитирует слова
К. С. Станиславского: «Для того чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, то есть, прежде всего, свои собственные пережитые чувства и мысли». Эту же идею высказал учитель Мельников в фильме «Доживём до понедельника», на реплику коллеги: «Отдаешь им себя, а они…», ответивший вопросом: «А что у нас есть, чтобы отдавать?». Его собственное поведение с учениками — образец духовного общения: умения слушать, вести диалог, признавать существование различных точек зрения и уважать их, тем самым притягивать к себе собеседников, взращивать личность.
Как учёный С. А. Езова обладает редким для библиотечного специалиста даром — левополушарным геометрическим мышлением. Её работы узнаёшь сразу по использованию Декартовой системы координат. Эта система помогает исследователю логически выстраивать концепцию, наглядно её представлять, моделировать и тем самым выявлять суть рассматриваемых явлений.
В первой четверти этой системы координат даётся эталонный образ личности библиотекаря в его общении с читателем. В других трёх четвертях перечисляются или отрицательные черты или черты с определёнными нравственными минусами, низводящими общение до уровня формальной коммуникации. Если собрать все личностные характеристики, расположенные в первой четверти, то мы получим совокупный портрет библиотекаря, поведение которого в общении с читателем можно назвать идеальным. Этот портрет во многом схож с образом, который дан в произведениях русской классической литературы, живописи и т. д. Перед нами предстаёт не просто активная, инициативная, энергичная личность, но личность, обладающая всеми чертами интеллигентного человека, способная одухотворять другую личность. Суть даже не в том, что библиотекарь тактичен, внимателен, терпим, держит себя с достоинством, обладает творческим мышлением, способен к рефлексии. Главное, что все эти качества проявляются в общении с читателем, превращают библиотекаря в образец для подражания, позитивно влияют на духовный мир читателя, облагораживая его.
Автор не ставит целью выявить, каких черт у реального библиотекаря больше, каких меньше (пусть это сделают социологи или психологи). Она подходит к проблеме теоретически, абстрагируясь от эмпирического материала, ставит вопрос о профессиональной пригодности или непригодности библиотекаря, его личностной культуре, этическом поведении, выходящем за рамки профессионального подхода, технологических навыков. Автора книги волнует овладение методом диалога и полилога в содержательном, духовно развивающем плане.
Автор также более широко трактует мотивы посещения библиотеки читателем. В её поле зрения попадают не только пресловутые информационные потребности, но и широкий спектр иных мотивов: интерес к книге, познанию, творчеству и общению. Спецификой библиотечного общения, по мнению
С. А. Езовой, является использование библиотечных ресурсов, духовно развивающей книжной среды, средств навигации в книжном пространстве и, конечно, умного и глубокого разговора о книге, направляемого библиотекарем как носителем общей и читательской культуры.
Новую книгу С. А. Езовой можно причислить и к философским работам, ведь в ней затронуты вопросы бытия, этики, нравственности, добра и зла, и к работам психологическим, так как автор обращается к психологии личностного общения. О междисциплинарном характере книги говорит и источниковедческая база, где с библиотековедческими работами соседствуют философские, психологические, культурологические, этические труды как отечественных, так и зарубежных учёных.
Модернизации библиотек не может проводиться в отрыве от модернизации образования. Хочется ещё раз подчеркнуть важность осмысления культуротворческой миссии библиотеки, подчинения технологических составляющих социально-культурным, направленным на развитие духовности и творческого потенциала человека. А это требует изменений и в структуре подготовки будущих библиотекарей; следует обучать их коммуникативным, диалоговым технологиям, усилить гуманитарную, нравственную составляющую библиотечной профессиограммы. Необходимо по-новому взглянуть на критерии профпригодности специалистов, пересмотреть профессиональный кодекс этики, в основу которого была бы положена человечность. Именно этим вопросам посвящена новая книга С. А. Езовой, обрисовавшая образ библиотекаря ХХI века.
С автором можно связаться:
next84@list.ru