Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 2 (116)'10 - Зарубежная библиотека
Волшебное гнездо

Галина Варганова, профессор СПбГУКИ, доктор педагогических наук


Исторически сложившиеся принципы, технологии и формы приобщения детей к чтению сегодня нуждаются в переосмыслении; и вот уже в библиотеках возникают волшебные замки и появляются мифические существа, а головы юных читателей венчают короны.



Современная библиотека, обслуживающая детей и подростков, может рассматриваться как пространство, в котором реализуются и воспроизводятся разнообразные виды социокультурных практик. В связи с этим всё большее развитие получает вариативность форм приобщения к чтению при доминирующей роли форм интегративных, которые реализуются библиотекой в тесном контакте с музеями, художественными галереями и студиями, кино, фото и анимационными центрами, писательскими и литературно-критическими организациями и др. Интеграция социокультурных практик в рамках одной библиотеки позволяет дифференцировать её образовательную, воспитательную, просветительскую и рекреационную, досуговую и другую деятельность с учётом различных возрастных групп читателей и их специфических потребностей.
Множественность реализуемых социокультурных практик обеспечивает формирование многоаспектной и яркой картины мира ребёнка, в которой получает как можно более полное отражение система жизненно важных фундаментальных высших ценностей и смыслов, ценностные ориентации личности, институциональные и неинституциональные нормы и др.
В этой связи представляет большой интерес деятельность Института России и Восточной Европы в Хельсинки (Финляндия) — государственного учреждения, подведомственного Министерству просвещения Финляндии. В составе Института организована и действует библиотека, в универсальном фонде которой представлена русско- и финско-язычная литература. Библиотека обслуживает читателей самых разных возрастных групп, но особое внимание уделяется детям и подросткам.
На протяжении многих лет библиотека успешно взаимодействует с писателями, поэтами, художниками, общественными деятелями, которые имеют уникальный опыт социально-ориентирующего, художественного, эстетического влияния на подрастающее поколение. Библиотека сотрудничает с Александром Райхштейном — московским художником, который проживает сегодня в Финляндии и является членом целого ряда профессиональных объединений обеих стран.
Увлечённая работа для детей и подростков позволила художнику открыть новые грани своей личности и таланта. Наиболее полно художник выражает себя в специальных художественно-выставочных интерактивных проектах, которые не только вызывают восторг и восхищение детей, но и способствуют их социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию.
Проект «День принцессы» с его волшебным замком поистине очаровал финских детей и их родителей. Девочки могли превратиться в принцесс, надев изумительной красоты платья и корону. Данный проект оказал невероятно сильное стимулирующее воздействие на развитие воображения детей, особенно у совсем маленьких трёхлетних девочек, чьё ролевое поведение только начинает формироваться . Девочек постарше проект мотивировал к чтению: многие из них захотели прочитать сказки и авторские произведения о принцессах, чтобы лучше представить себе их образ жизни, сравнить свои ощущения с ощущениями сказочных или придуманных писателями принцесс.

Крылья, ноги и хвосты
«Bestiarium Construendum-мифологический конструктор» — выставочный проект, который был представлен
А. Райхштейном на втором фестивале Детских музейных программ «Детские дни в Петербурге». Замысел и художественное воплощение проекта закономерны для творчества автора, который на протяжении многих лет трогательно и нежно изображал животных, иллюстрируя детские книги.
На фестивале петербургские дети увидели волшебный конструктор, элементы которого изображают различные части тела человека, лошади, льва, крокодила, рыбы, змеи и орла. Несколько позже авторская фантазия добавила и другие элементы: головы мужчины, собаки, быка; крылья летучей мыши; рог и разной длины хвосты. Все части этого чудо-конструктора, находясь в движении, воспроизводили разных существ: весёлых и грустных, доброжелательных и опасных, активных и ленивых, узнаваемых и загадочных. Мифологический конструктор позволил детям преодолеть давление наглядности, отойти от сосредоточения на отдельных элементах конструктора, стимулировал творческое воображение.
Уходя с фестиваля, дети задавали родителям массу вопросов: «Может ли быть доброй рыба?», «Какого цвета летучая мышь?», «Сколько у льва хвостов, а у крокодила — лап?». Каждый ребёнок уносил с собой бумажный аналог конструктора, так что дома родителей ждали новые вопросы. Поиски ответов на них заставлял родителей обращаться к энциклопедиям, читать детям сказки, легенды, рассказы, повести, рассказывать о тайнах природы и о необходимости бережного отношения к ней, о мире животных и об опасностях, которые их подстерегают, об одомашнивании диких зверей и их повадках. Проект содействовал развитию познавательных способностей ребёнка, формированию у него экологического сознания на основе расширения его представлений о мире природы, полученных не только на выставке, но и из прочитанных книг.

Беседы с гнездом
Очень популярен у детей и подростков постоянно действующий проект «Гнездо», над разработкой, которой
А. Райхштейн трудился вместе с программистами компании «Нокиа» и студентами Хельсинского университета. Гнездо, свитое из веток рябины, волшебное и говорящее. Окружённое фантастическими травами, в которых водятся лягушки с муравьями, оно живёт своей собственной жизнью. Встроенные в гнездо сенсоры и аудио-файлы позволяют ребёнку погладить гнездо, а установив с ним физический контакт, услышать вопрос: «Кто ты?». Этот вопрос, заданный мягким детским голосом, воспринимается как эмоциональное поощрение к разговору, и дети с удовольствием рассказывают гнезду о себе, о папах и мамах, о своих проблемах, что очень важно для благополучного самоощущения ребёнка. Общение с гнездом тесно переплетено с игрой, с познанием гнезда как особого мира, который каждый ребёнок в зависимости от возраста изучает доступными и посильными ему средствами.
На лоскутном одеяле
Художественный проект «Alma Terra» имеет огромную педагогическую ценность для развития детей раннего и младшего школьного возраста. Проект создаёт условия для познания ребёнком окружающего мира с помощью зрения, слуха, осязания и обоняния. Особенностью проекта является то, что он рассчитан на детей от 1 года до 7 лет, а это, как известно, разный уровень физического и психического развития, качество сформированности предметно-орудийной деятельности и др. При этом дети, самостоятельно выбирая интересное для себя занятие, не мешают, а помогают друг другу.
Дети ползают, сидят (кто как может и кому как хочется) и играют автомобильчиками и паровозиками на большом одеяле, сшитом из множества разноцветных лоскутов. Всем уютно и тепло, потому что одеяло укрывает большую фигуру Матери-Земли, которая повторяет очертания привычного для ребёнка материнского тела.
Мягкость лоскутного одеяла снимает тревожность, порождает чувство безопасности и комфорта. Играя на таком одеяле, ребёнок получает представление о многообразии цветов, их оттенках, о яркости. А «яркий цвет», по мнению академика А. Е. Ферсмана, « есть часть окружающей природы, тысячами путей, влияющий на человека и его психологию». В художественном проекте А. Райхштейна сочетание цвета лоскутов непременно создаёт у детей положительное настроение, выравнивает психоэмоциональное состояние.
Автором проекта учтена и связь цветовосприятия с восприятием геометрической формы, так как несовпадение цвета и формы могут вызвать у детей (особенно, как показали исследования, у детей раннего возраста) напряжённость. На сегодняшний день не существует единства мнений относительно взаимозависимости цвета и формы, но достаточно большое распространение получила точка зрения учёного И. Иттена. Он считает, что треугольник соотносится с жёлтым цветом, квадрат — с зелёным, а шар — с синим. Разнообразие формы лоскутов одеяла способствует сенсорному развитию ребёнка, появлению у него представлений о размерах, величине, простой и сложной форме предметов, об их соответствии и соотношении, о разнообразных геометрических фигурах и др.
Дизайн игрушек, их вес также разработаны с учётом физического и психического развития ребёнка. Предусмотренные автором различия в их функциональных возможностях способствуют развитию внимания, наблюдательности, общей моторике, зрительно-моторной координации, укреплению мускульной памяти и др.
Каждый интерактивный проект
А. Райхштейна стимулирует детей к познавательной деятельности, заставляет их задавать вопросы. Отложенный эффект — пробуждение интереса к чтению.
Сотрудники библиотеки понимают, что использование различных видов социокультурных практик в библиотеке должно гармонично сочетаться с традиционными средствами приобщения к чтению. В связи с этим библиотека создаёт развивающую среду, каждый предмет которой, стимулируя ребёнка к саморазвитию, способствует расширению его познавательных интересов, любознательности, инициативности, целенаправленности и самостоятельности в приобретении новых знаний и навыков.
В художественной студии, которая создана в библиотеке, дети с увлечением рисуют персонажей прочитанных книг и художественных проектов. Здесь ребёнок постоянно вступает в ситуативное общение со взрослыми и сверстниками, что, являясь источником интеллектуальной и эмоциональной активности, способствует расширению его собственных представлений о себе и об окружающем его мире.
Развивающая среда библиотеки создаёт условия не только для раскрытия потенциальных творческих возможностей детей и подростков, но и, что не менее важно, для их успешной реализации.

С автором можно связаться:
interel@mail.ru


Тема номера

№ 17 (467)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы