Журнал для профессионалов. Новые технологии. Традиции. Опыт. Подписной индекс в каталоге Роспечати 81774. В каталоге почта России 63482.
Планы мероприятий
Документы
Дайджест
Архив журналов - № 2 (116)'10 - Зарубежная библиотека
Путешествие синего чемоданчика

Анастасия Талызина, ведущий методист отдела рекламы книги и зрелищных мероприятий, пресс-секрктарь Московской областной государственной детской библиотеки



В Московской областной государственной детской библиотеке (МОГДБ) прошёл семинар «Проект “Европейские недели в детских библиотеках Подмосковья”. Три года работы. Удачи и недостатки. Перспективы развития». Организатор семинара — Отдел международного сотрудничества МОГДБ.


С декабря 2006 года Московская областная государственная детская библиотека реализует в Подмосковье проект «Европейские недели в детских библиотеках Подмосковья». Он осуществляется при поддержке министерства культуры Московской области и при участии посольств, культурных центров и организаций разных стран, администраций и общественных организаций городов и районов области.
За эти годы дети, родители и библиотекари познакомились с культурой, историей и традициями таких стран, как Франция, Швеции, Чехия, Норвегия, Венгрия, Дания, Испания, Финляндия. Программа каждой «Недели» предусматривает проведение семинаров, выставок, литературных и страноведческих викторин и конкурсов, творческих встреч и т. д. Все мероприятия направлены на привлечение детей к активному познанию мировой культуры, более внимательному изучению истории, географии, литературы. Проект акцентирует внимание взрослых (родителей, педагогов, библиотекарей) на новой роли библиотеки как культурно-образовательного, информационного центра.
Не менее важной составляющей проекта является изучение современного международного опыта библиотечной работы для внедрения новых форм и методов деятельности, установление контактов с международным библиотечным сообществом, участие в библиотечных проектах разных стран.
Следуя лозунгу проекта «Библиотека — открытый мир», организаторы проекта знакомят библиотекарей и читателей с культурным ландшафтом — историей, традициями, литературой, искусством — стран Европы.
Проект вызвал интерес не только в детских библиотеках Подмосковья. Презентации «Европейских недель» много раз проходили на Международных книжных ярмарках в Москве и Красноярске. Проект был представлен библиотекарям Софии и Мадрида.

Слово куратору
На семинаре в МОГДБ много говорилось об особенностях и перспективах развития проекта. Участники — кураторы и члены жюри «Европейских недель», руководители подмосковных детских библиотек. Подробно о своём «детище» рассказала Е. Лерман, руководитель Отдела международного сотрудничества:
- Мы видим интерес к проекту со стороны участников, тенденцию к его содержательному развитию Главное достижение проекта — он стал действительно массовым, участие в нём приняли 146 детских и более 900 сельских библиотек Подмосковья, это тысячи детей и взрослых. В процесс втянулись не только дети и библиотекари, но и родители, педагоги, художественные и музыкальные школы.
Задача библиотекарей — просвещение в самом широком смысле слова. Дети должны быть приспособлены к жизни в поликультурной среде. Ребёнок сталкивается с иной культурой, постоянно, каждый день на улице, в школе, в Интернете, в своём окружении. Наши дети чаще, чем раньше, выезжают за границу. Как они ощущают себя в другой языковой, культурной среде? Мы должны приучать детей к тому, что жизнь многообразна, чтобы они любили свою культуру и были способны воспринимать язык, культуру, обычаи других народов. Россия — член ООН и Совета Европы, и при реализации проекта учитывались рекомендации этих организаций по развитию и сохранению культурного разнообразия.
В проекте участвуют малыши, подростки, библиотекари. Соответственно, мы организуем разные конкурсы с учётом возрастных особенностей, знаний и умений этих трёх групп. Погрузить малышей в мир иной культуры можно только через книгу, произведения мировой литературы. В работе с подростками мы используем викторины, составление путеводителей, литературное творчество. Если конкурс организован для библиотекарей, то нам важно, чтобы участники читали не только художественную, но и страноведческую литературу, пользовались разнообразными источниками и умели применить новые знания для дальнейшей работы.
Наш проект похож на дерево. Почти после каждой «Недели» появляются многочисленные «ветви» — новые идеи, программы. Одна из таких ветвей — «Путешествие Синего чемоданчика». Это программа по развитию детского чтения, которую мы разработали на основе немецкой методики. Суть её заключается в чтении вслух в неформальной обстановке, в неформальное время, в неформальной группе качественной современной детской литературы. Двадцать городов Подмосковья уже приняли участие в этом проекте. Новая идея — проект «Караван языков», который мы проводим совместно с оргкомитетом Международного фестиваля языков.
Мы участвуем в акциях, которые устраивают различные издательства. Так, вместе с издательством «Розовый жираф» мы «кормили гусеницу» в детском саду (проект к 40-летию книги Эрика Карла «Очень голодная гусеница»). Совместно с издательством «КомпасГид» мы провели уже не один мастер-класс по строительству «мостов дружбы» (На основе книги «1989. Десять историй, которые прошли сквозь стены».)
Но для того чтобы развиваться, мы должны устранять недостатки и недоработки проекта, постоянно его совершенствовать, придумывать что-то новое. В ходе работы над «Неделей Италии» у нас родилась идея провести для младшей группы участников конкурс комиксов. В жюри пригласили редакцию единственного журнала о комиксах «Хроники Чедрика». Подростков же ждёт чисто литературный конкурсе в двух жанрах: фэнтези и детектив. Отдельная номинация — поэтическое произведение об Италии.
Единственная опасность, которая угрожает проекту — финансовая нестабильность. Мы находим спонсоров, но это очень трудно.

Слово жюри
Председатель жюри библиотечного конкурса О. В. Андреева, член комитета детских библиотек ИФЛА:
– Для нас конкурс в рамках «Европейских недель» — это профессиональный конкурс детских библиотекарей. Мы способны показать изюминку каждой страны, раскрыть её своеобразие через национальные танцы, национальную кухню. Нас интересуют интерактивные формы, с помощью которых ребёнок может себя показать: литературные игры, путешествия, интерактивные выставки.
Член жюри конкурса в младшей возрастной группе А. Чебарь, главный редактор журналов «Читайка» и «Крылья»:
– Лучшие конкурсные работы мы публикуем в «Читайке» и «Крыльях». И это не только стихи, рассказы, сказки, но и отзывы о прочитанных книгах в специальной рубрике «Книгу советует друг». На первые «Неделях» можно было присылать продолжения сказки, рассказ о книге, о писателе. Замечательно, если в рассказе присутствует что-то трогательное, личное, упоминается о семье. Меня это не смущает, если ребёнку в работе помогали взрослые. Я очень радуюсь, что родители отвлеклись от своих дел, вместе с ребёнком что-то прочитали, написали, нарисовали. Если выбирать из двух самобытных работ, одну из которых ребёнок сделал сам, а другую — с помощью взрослых, то предпочтение будет отдано самостоятельной работе. Но если сравнивать достаточно бесцветную детскую работу и нечто талантливое, придуманное всей семьёй или библиотекарями, то я прошу не учитывать, что тут помогал взрослый.
Конкурс — это конкурс, а публикация — это публикация. И нередко мы публикуем те работы, что не претендуют на первые места, но написаны трогательно, искренне, и я понимаю, что ребятам будет интересно их прочесть.
Член жюри конкурса в младшей группе В. С. Соловьёва, библиограф МОГДБ:
– В среднем к нам приходит около ста работ. Есть работы посредственные, стандартные — чаще всего этим грешат девочки 9–10-ти лет. Но мальчики поражают. Это такая бурная фантазия! Такой слог! До подобных поворотов сюжета взрослый просто не додумается. В школьных сочинениях такого не увидишь.
На первый конкурс поступило большое количество работ, выполненных совместно со взрослыми, и мы включили в бланк данных участника графу «Кто помогал». Чаще всего помощниками оказываются мамы, бабушки, старшие сёстры и братья. Часто конкурсанты указывали и библиотекаря. Случаи, когда помогают папы, единичны, но если это случается — это всегда феерично.
Главная задача конкурса — привлечение к чтению. Ребёнок до 10-ти лет ещё не читает, ему читают. Нельзя упустить этот момент. Если у него что-то не получается, то родители помогают, и он успешно переходит на следующую ступень, не пугается толстых книг. Другой важный момент — ребёнок с помощью такого литературного конкурса может выразить себя. Ещё одна задача — знакомство с другой страной, с другими людьми.
Главный критерий оценки — текст, однако на «Неделе Финляндии» нужно было сделать ещё и макет книги. Ребёнку такая работа помогает узнать, как делается книга. Первое место занял Николай Карягин из Коломны, чья книга была выпущена при финансовой поддержке ООО «Папа».

С автором можно связаться:
mogdb@mail.ru


Тема номера

№ 2 (452)'24
Рубрики:
Рубрики:

Анонсы
Актуальные темы